12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бондарева Наталья Владимировна21
Россия, Сахалинская обл., Южно-Сахалинск

image-20191022080703-1.pngМинистерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное професСиональное образовательное учреждение

сахалинский техникум сервиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 Экологические основы природопользования

по специальности СПО

43.02.05 ФЛОРИСТИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 43.02.05 ФЛОРИСТИКА

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ  СПО «Сахалинский техникум сервиса»

 

Разработчики:

Бондарева Н. В., преподаватель ГБПОУ СПО «Сахалинский техникум сервиса» г. Южно-Сахалинска.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП по специальности 43.02.05 ФЛОРИСТИКА. Разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.05 ФЛОРИСТИКА.

 

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

 

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель преподавания дисциплины: формирование базовых знаний об основах рационального природопользования и экологических проблемах, связанных с использованием природных ресурсов, а также ответственности за сохранение жизни на планете.

Задачи:

обеспечить усвоение базовых знаний о природопользовании;

сформировать концептуальную базу для понимания стратегий экологической безопасности и рационального природопользования;

обеспечить овладение основными принципами природоохранной деятельности и готовность к активным действиям по охране природы;

сформировать умения применять на практике методы оценки состояния окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

методы экологического регулирования;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

охраняемые природные территории

В результате освоения дисциплины у обучающегося должны формироваться следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Флорист должен обладать профессиональными компетенциями:

1. Создание флористических изделий из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов и других материалов.

ПК 1.1. Выполнять первичную обработку живых срезанных цветов и иного растительного материала.

ПК 1.2. Изготавливать и аранжировать флористические изделия.

ПК 1.3. Упаковывать готовые изделия.

2. Флористическое использование горшечных растений.

ПК 2.1. Ухаживать за горшечными растениями.

ПК 2.2. Создавать композиции из горшечных растений.

ПК 2.3. Обеспечивать сохранность композиций на заданный срок.

3. Флористическое оформление.

ПК 3.1. Проектировать композиционно-стилевые модели флористического оформления.

ПК 3.2. Выполнять работы по флористическому оформлению помещений.

ПК 3.3. Выполнять работы по флористическому оформлению объектов на открытом воздухе.

ПК 3.4. Обеспечивать сохранность флористического оформления на заданный срок.

4. Управление флористическими работами и персоналом, включая организацию службы доставки цветов.

ПК 4.1. Принимать и оформлять заказы на флористические работы.

ПК 4.2. Согласовывать флористические работы со смежными организациями и контролирующими органами.

ПК 4.3. Организовывать работы коллектива исполнителей.

ПК 4.4. Организовывать и осуществлять розничную торговлю флористическими изделиями.

ПК 4.5. Организовывать и осуществлять продажу флористических изделий по образцам (доставку цветов) с помощью информационно-коммуникационных технологий.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося48 часов,

в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

 

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные понятия экологии

10

 

Тема 1.1

Особенности взаимодействия общества и природы.

Содержание учебного материала

1

1

Специфика, цель и задачи дисциплины. Рекомендуемая учебная литература

2

2

Значение природы для общества

2

 

Лабораторные работы

-

 

Практическая работа № 1 «Факторы среды»

 

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами по теме: «Вклад русских ученых в развитие экологии»

4

Тема 1.2.

Общая характеристика экологии как науки.

Содержание учебного материала

2

1

Взаимодействие человека и природы.

2

2

Экологические системы и их устойчивость. Экологические законы, принципы и правила

2

 

Лабораторные работы

-

 

Практическая работа № 2 «Современный экологический кризис и стратегия выживания человечества»

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

Тема 1.3.

Обзор экологических

проблем возникающих за счет

воздействия антропогенных факторов.

Содержание учебного материала

2

 

1

Глобальные проблемы экологии: разрешение озонового слоя, парниковый эффект, глобальное потепление

 

2

2

Уничтожение тропических лесов, дефицит воды, загрязнение Мирового океана

 

2

 

Лабораторные работы

-

 

 

Практическая работа № 3 «Экологические проблемы современности»

2

 

 

Конференция на тему: «Экологические проблемы современности»

 

 

 

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами по теме: «Экологические проблемы атмосферы, земли и воды»

3

 

Раздел 2. Основы природоохранной деятельности.

24

 

Тема 2.1

Природно - ресурсный потенциал.

Содержание учебного материала

1

 

1

Природно - ресурсный потенциал земли.

 

2

2

Природные ресурсы их классификация. Классификация сырья.

 

2

 

Лабораторные работы

-

 

 

Практическая работа № 4 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира»

1

 

 

Дискуссия  на тему: « Экологическая обстановка на Дальнем Востоке»

 

 

 

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами по теме: «Как решаются экологические проблемы в Ставропольском крае»

3

 

Тема 2.2.

Основные понятия промышленной экологии.

Содержание учебного материала

1

 

1

Антропосфера, промышленная экология, природно-промышленная экология, природ промышленный комплекс.

2

2

Производственное предприятие.

2

 

Лабораторные работы

-

 

 

Практическая работа № 5 «Прогнозирование экологических последствий всех видов производственной деятельности для атмосферы»

1

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.3.

Размещения производства и проблемы отходов.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие малоотходных технологий и их основные направления.

2

2

Ресурсосберегающие технологии: снижение уровня потребления природных энергетических ресурсов, освоение нетрадиционных источников энергии.

2

Лабораторные работы

-

 

Практическая  работа № 6 «Составление экологической характеристики районов Южно-Сахалинска»

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.4.

Понятие мониторинга окружающей среды

Содержание учебного материала

1

1

Виды мониторинга, методы.

2

 

Лабораторные работы

-

 

Практическая работа № 7 «Составление опросника, как формы информирования населения о состоянии окружающей среды»

1

 

Составление биологического мониторинга окружающей среды.

 

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.5.

Экологическое регулирование и прогнозирование последствии природопользования

Содержание учебного материала

1

1

Проблемы использования полезных ископаемых, земельных ресурсов, использования и воспроизводства растительного мира.

2

2

Проблема сохранения человеческих ресурсов.

2

 

Лабораторные работы

-

 

Практическая работа № 8 «Рациональное использование природных ресурсов»

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами по теме: «Экология и человек»

3

Тема 2.6.

Правовые и социальные вопросы природопользования.

Содержание учебного материала

1

1

История российского экологического законодательства.

2

2

Экологическое право в системе российского законодательства. Экологические права граждан.

Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию

2

Лабораторные работы

-

 

Практическая  работа № 9 «Экологический паспорт природопользователя»

1

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

Тема 2.7.

Охраняемые природные территории.

Содержание учебного материала

1

 

1

Заповедники. Государственные природные заказники

 

2

2

Национальные природные парки.

 

2

 

Лабораторные работы

-

 

 

Практическая работа № 10 «Особоохраняемые территории России»

1

 

 

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами по теме: «Национальные заповедники России»

2

 

Тема 2.8.

Концепция устойчивого развития рационального природопользования

Содержание учебного материала

1

 

1

Стокгольмская концепция ООН - основные принципы международного сотрудничества в области экологии.

 

2

2

Всемирная хартия природы. Декларация по окружающей среде и развитию в Рио- де- Жанейро.

 

2

 

Лабораторные работы

-

 

 

Практическая работа №11 «Концепция устойчивого развития новая социально-экономическая парадигма»

1

 

 

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

Тема 2.9.

Общая характеристика

пищевой промышленности, сферы массового питания и торговли.

Содержание учебного материала

1

 

1

Понятие пищевой промышленности, торговли и коммерции. Необходимость природоохранной деятельности в данных отраслях экономики.

 

2

2

Утилизация отходов пищевой промышленности

 

2

Лабораторные работы

-

 

Практическая работа № 12 «Значение и экологическая роль пестицидов и удобрений»

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами по теме: «Срок годности продуктов питания».

2

Тема 2.10.

Международное сотрудничество в области природопользования

и охраны окружающей среды

Содержание учебного материала

1

1

Международные мероприятия, посвященные проблемам окружающей природной среды: конференции, саммиты

2

2

Международные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды: ООН, ЮНЕСКО, Римский клуб, Гринпис

2

Лабораторные работы

-

 

Практическая работа № 13 «Формы международного сотрудничества в области природопользования»

1

Контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающихся

-

Дифференцированный зачет

2

Всего:

34/17

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»

Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели на учебную группу, учебная доска, учебные пособия, УМК по дисциплине

Технические средства обучения: проектор, компьютер.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

Константинов, В. М. Экологические основы природопользования : учеб.пособие для студ. сред. проф. образования / Константинов, Владимир Михайлович, Челидзе, Юрий Борисович. - 8-е изд., испр. - М. : Академия, 2014. - 208 с.

 

Дополнительные источники:

Биология с основами экологии : учебник для студ. вузов / под ред. А. С. Лукаткина. - М. : Академия, 2010. - 398 с.

Коробкин В.И., Передельский, Л.В., Экология и охрана окружающей среды : учебник для вузов. М: Кнурос, 2013 -591с.

Колесников С.И. Экология: учебное пособие. Изд. 5-е М.: Дашков и Ко. Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2012г - 356с.

Трушина Т.П. Экологические основы природопользования - изд.5-е - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 414с.

 

Интернет ресурсы:

http://www.wwf.ru -Российская Программа Всемирного фонда дикой природы (WWF). 

http://www.refia.ru/index.php. 19 Российское      экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА). 

http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/zapoved.html Природные заповедники и национальные парки России. Список и основные сведения о заповедниках и национальных парках России. 

http://www.redlist.org Красная книга Международного союза охраны природы (IUCN RedListofthreatenedspecies). Редкие виды флоры и фауны Земли. 

http://www.ecoline. ru/mc/legis/index.html Экологическое законодательство. Федеральные законы и Постановления Верховного Совета РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства, Международные соглашения и другие документы. 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся

должен уметь:

 

- объяснять смысл глобальных экологических

проблем;

- давать характеристику антропогенноговоздействия на оболочки Земли;

- прогнозировать и анализироватьотрицательные последствия воздействийчеловека на окружающую среду;

- давать характеристику классификацииприродозащитных мероприятий;

- анализировать статьи Закона РФ «Об охранеокружающей природнойсреды»;

- определять задачи государственных органовпо охране окружающей среды;

- давать характеристику принципамэкономического механизма управленияприродопользованием;

- анализировать эколого-географическуюобстановку своего региона, края;

Проведение тестирования,

практических и контрольных работ

В результате освоения дисциплины обучающийся

должен знать/понимать:

 

- задачи, структуру экологии иприродопользования;

о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

глобальные проблемы экологии;

о видах антропогенного воздействия наокружающую среду, здоровье человека,

источниках, причинах, последствиях, путирешения;

- основные мероприятия по охранеокружающей среды;

- виды особо охраняемых территорий;

- правовые основы экологическойбезопасности;

- задачи природоохранных органов управленияи надзора;

- понятие и виды экологического мониторинга;

- виды юридической ответственности заэкологические правонарушения;

- принципы экономического механизма вприродоохранной деятельности.

Фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Проведение тестирования, практических и контрольных работ

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.