Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
«Рассмотрено» На заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » сентября 2019 г Руководитель МО ___________________
| «Согласовано» Заместитель директора по УМР
« » сентября 2019 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»
« » сентября 2019 г. |
Рабочая программа по предмету
«Русский язык»
для учащегося по СИПР на основе АООП НОО для обучающихся с РАС
(вариант 8.3. ФГОС НООО ОВЗ).
2 класс
(надомное обучение)
2019-2020 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Общая характеристика предмета.
Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:
выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Цель: формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, усвоение элементарных навыков чтения и письма.
Во 2 классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных грамматических понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
формирование правильного навыка письма;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Срок реализации рабочей программы и максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока по русскому языку во 2 классе составляет 40 минут.
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа нагрузки в неделю, 68 часов в год.
Основное содержание учебного предмета.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание курса |
1. | Повторение. | 6 | Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове. Слово. Предмет и слово, называющее предмет. Предложение. Правило записи предложения. Схема предложения. Распространение предложения. Составление предложений с данным словом. |
2. | Звуки и буквы. | 33 | Гласные и согласные звуки и буквы. Различение слов, сходных по звуковому составу. Ударение в словах. Слог. Парные звонкие и глухие согласные. Шипящие и свистящие согласные. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Твёрдые и мягкие согласные Мягкий знак на конце слова. |
3. | Слово. | 18 | Названия предметов. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Названия действий. Предлоги. Слова с непроверяемыми гласными. |
4. | Предложение. | 6 | Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Схема предложения. Порядок слов в предложении. Завершение начатого предложения. Составление предложений по предметной и сюжетной картинке. Предложения-вопросы и предложения-ответы. |
5. | Повторение. | 5 | Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак на конце слова. Названия предметов, названия действий. Предложение. |
Планируемы результаты.
Достаточный уровень:
дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);
определять значение слов, соотнося их с картинками;
делить слова на слоги;
группировать слова-названия предметов и названия действий;
приводить в качестве примеров слова этих категорий:
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
грамотно писать по памяти словарные слова;
писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов)
Минимальный уровень:
различать сходные по начертанию буквы;
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;
делить слова на слоги;
• писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов)
Учебно-методическое обеспечение.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
Аксенова А.К. Сборник диктантов для вспомогательной школы (I – IV классы). М., «Просвещение», 1968г.
Якубовская Э. В. Кршунова Я В. . «Русский язык» учебник (2 части) 2 класс М. «Просвещение», 2019г.
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988г.
Никитина Т.Б. Как развить память у детей. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2007г.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей /Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982г.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс
№ урока в теме | № урока по п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к подготовке учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
Повторение. | |||||||
1. | 1. | Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове. | комбинированный | Называние предметов по рисункам. Выделение первого и последнего звука в слове. Различение букв и звуков. Пропущенные буквы в словах. Первые буквы в именах людей. | Уметь различать звуки и буквы. Определять место звука в слове. | | |
2. | 2. | Слово. Предмет и слово, называющее предмет. | комбинированный | Различение предмета и слова, подбор к предметной картинке слова. Обобщающие слова. Словарь: капуста. | Должен уметь подбирать к предмету слово, записывать его. Подбирать обобщающее слово. | | |
3. | 3. | Предложение. Правило записи предложения. Схема предложения. | комбинированный | Первое слово пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. Подбор предложений к рисункам. Письмо по памяти. Схема предложения. Словарь: собака. | Знать правило записи предложения. Уметь составлять схему предложения. | | |
4. | 4. | Распространение предложения. | комбинированный | Распространение простых предложений. Добавление в предложения по одному слову. Чтение предложений и построение схем к ним. Контрольное списывание. | Уметь распространять простое предложение. | | |
5. | 5. | Составление предложений с данным словом. | комбинированный | Словарь: карандаш. Составление предложений по картинкам, из предложенных слов. | Уметь составлять и записывать предложения по сюжетной картинке. | | |
6. | 6. | Диктант. | урок контроля знаний | Письмо под диктовку, выполнений задания по теме. | Уметь самостоятельно работать. | | |
Звуки и буквы. | |||||||
1. | 7. | Гласные звуки и буквы. | комбинированный | Десять гласных букв. Называние в словах гласных букв. Картинный диктант. | Знать гласные звуки и буквы. Находить их в слове. | | |
2. | 8. | Согласные звуки и буквы. | комбинированный | Согласные буквы. Называние в словах согласных букв. Составление схемы слова. | Знать согласные звуки и буквы. Находить их в слове. Уметь составлять схему слова. | | |
Различение слов, сходных по звуковому составу. | |||||||
3. | 9. | Слова, которые различаются одним звуком. | комбинированный | Словарь: ветер. Слова-родственники. Слова, различающиеся одним звуком, схемы этих слов, сравнение схем. Письмо по памяти. | Уметь различать на слух и по записи слова, отличающиеся одним звуком. | | |
4. | 10. | Слова, которые различаются количеством звуков. | комбинированный | Слова, различающиеся количеством звуков. Составление пар слов по схемам из предложенных букв. | Уметь различать на слух и по записи слова, отличающиеся количеством звуков.. | | |
5. | 11. | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | комбинированный | Составление слов из букв по предметным картинкам. Контрольное списывание. | Уметь различать на слух и по записи слова, отличающиеся последовательностью звуков. | | |
| Ударение в словах. | ||||||
6. | 12. | Знакомство со знаком ударения. | комбинированный | Выделение ударного гласного голосом. Подбор к схеме слова. Словарь: Москва. | Уметь выделять ударный гласный в слове. | | |
7. | 13. | Выделение ударного гласного в слове. | комбинированный | Определение ударного гласного. | Уметь выделять ударный гласный в слове. | | |
Слог. | |||||||
8. | 14. | Деление слов на слоги. | комбинированный | Слова могут состоять из одного, двух, трёх слогов. Запись слов по слогам. | Уметь делить слова на слоги. | | |
9. | 15. | Гласные в образовании слогов. | комбинированный | Определение количества слогов по количеству гласных в слове. Словарь: помидор. Письмо по памяти. | Уметь определять количество слогов в слове. | | |
10. | 16. | Деление слов со звуками И – Й на слоги. | комбинированный | Различение И и Й. Словарь: морковь. | Уметь делить слова со звуками И-Й на слоги. | | |
11. | 17. | Перенос слов по слогам. | комбинированный | Перенос слова с одной строки на другую по слогам. Картинный диктант. | Уметь переносить слова по слогам. | | |
Парные звонкие и глухие согласные. | |||||||
12. | 18. | Различение Б – П. | комбинированный | Звонкие и глухие согласные. Различение Б-П на слух и при письме. | Уметь различать звонкие и глухие согласные на слух и при письме. | | |
13. | 19. | Различение В – Ф. | комбинированный | Звонкие и глухие согласные. Различение В-Ф на слух и при письме. Письмо по памяти. | Уметь различать звонкие и глухие согласные на слух и при письме. | | |
14. | 20. | Различение Г – К. | комбинированный | Звонкие и глухие согласные. Различение Г-К на слух и при письме. | Уметь различать звонкие и глухие согласные на слух и при письме. | | |
15. | 21. | Различение Д – Т. | комбинированный | Звонкие и глухие согласные. Различение Д-Т на слух и при письме. | Уметь различать звонкие и глухие согласные на слух и при письме. | | |
16. | 22. | Различение Ж – Ш. | комбинированный | Звонкие и глухие согласные. Различение Ж-Ш на слух и при письме. | Уметь различать звонкие и глухие согласные на слух и при письме. | | |
17. | 23. | Различение З – С. | комбинированный | Звонкие и глухие согласные. Различение З-С на слух и при письме. | Уметь различать звонкие и глухие согласные на слух и при письме. | | |
Шипящие и свистящие согласные. | |||||||
18. | 24. | Шипящие согласные. | комбинированный | Шипящие согласные: ж, ш, ч, щ. Выделение шипящих согласных в слове. | Знать шипящие согласные. Уметь выделять их при письме. | | |
19. | 25. | Свистящие согласные. | комбинированный | Свистящие согласные: с, з, ц. Выделение свистящих согласных в слове. Словарь: улица. | Знать свистящие согласные. Уметь выделять их при письме. | | |
20. | 26. | Различение шипящих и свистящих согласных. | комбинированный | Различение шипящих и свистящих на письме. | Различать на письме шипящие и свистящие согласные. | | |
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. | |||||||
21. | 27. | Буква Е в начале слова или слога. | комбинированный | Буква Е в начале слова или слога. Составление слов из букв по предметной картинке. | Уметь делить на слоги слова с гласной Е в начале слова или слога. | | |
22. | 28. | Буква Ё в начале слова или слога. | комбинированный | Буква Ё в начале слова или слога. Составление слов из букв по предметной картинке. Контрольное списывание. | Уметь делить на слоги слова с гласной Ё в начале слова или слога. | | |
23. | 29. | Буква Ю в начале слова или слога. | комбинированный | Буква Ю в начале слова или слога. Составление слов из букв по предметной картинке. Письмо по памяти. | Уметь делить на слоги слова с гласной Ю в начале слова или слога. | | |
24. | 30. | Буква Я в начале слова или слога. | комбинированный | Буква Я в начале слова или слога. Составление слов из букв по предметной картинке. Словарь: заяц. | Уметь делить на слоги слова с гласной Я в начале слова или слога. | | |
Твёрдые и мягкие согласные. | |||||||
25. | 31. | Гласные Ы – И после твёрдых и мягких согласных. | комбинированный | Согласные звуки могут быть твёрдыми(-) и мягкими (=). После твёрдых пишется ы, после мягких – и. | Знать написание Ы-И после согласных. Твёрдые и мягкие согласные. | | |
26. | 32. | Гласные О – Ё после твёрдых и мягких согласных. | комбинированный | Согласные звуки могут быть твёрдыми(-) и мягкими (=). После твёрдых пишется о, после мягких – ё. | Знать написание О-Ё после согласных. Твёрдые и мягкие согласные. | | |
27. | 33. | Гласные У – Ю после твёрдых и мягких согласных. | комбинированный | Согласные звуки могут быть твёрдыми(-) и мягкими (=). После твёрдых пишется у, после мягких – ю. | Знать написание У-Ю после согласных. Твёрдые и мягкие согласные. | | |
28. | 34. | Гласные А – Я после твёрдых и мягких согласных. | комбинированный | Согласные звуки могут быть твёрдыми(-) и мягкими (=). После твёрдых пишется а, после мягких – я. | Знать написание А-Я после согласных. Твёрдые и мягкие согласные. | | |
29. | 35. | Гласная Е после мягких согласных. | комбинированный | После мягких согласных пишется гласная е. | Знать написание Е после мягких согласных. | | |
30. | 36. | Различение твёрдых и мягких согласных. | комбинированный | Составление слогов с твёрдыми и мягкими согласными, пропущенные буквы. Контрольное списывание. | Различать на слух и при письме твёрдые и мягкие согласные. | | |
Мягкий знак на конце слова. | |||||||
31. | 37. | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Письмо слов с мягкими согласными на конце. | комбинированный | Мягкий знак обозначает на письме мягкость. Называние предметов по картинкам, конечный звук мягкий. | Уметь записывать слова с Ь на конце на слух. | | |
32. | 38. | Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова. Различение слов с твёрдым и мягким согласным на конце. | комбинированный | Написание слов с мягким согласным на конце по опорной таблице. Словарь: мороз. Письмо по памяти. | Уметь записывать слова с Ь на конце на слух. | | |
33. | 39. | Диктант. | урок контроля знаний | Письмо под диктовку, выполнение задания по теме. | Уметь самостоятельно работать. | | |
Слово. | |||||||
Названия предметов. | |||||||
1. | 40. | Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос ЧТО? | комбинированный | Словарь: коньки. Предметы, названия предметов. Списывание предложений с заменой предметов их названиями. Названия предметов, отвечающие на вопрос ЧТО? Письмо по памяти. | Уметь называть название к предмету, записывать его. Выделять названия предметов, отвечающие на вопрос ЧТО? | | |
2. | 41. | Названия частей предмета. | комбинированный | Словарь: пальто. Называние предметов и их частей. Работа по предметным картинкам. | Уметь называть части предмета и записывать их с помощью учителя. | | |
3. | 42. | Различение сходных предметов и их названий. Обобщающие слова к группе однородных предметов. | комбинированный | Различение сходных предметов и их названий. Запись пропущенных слов в предложения. Контрольное списывание. Словарь: огурец. Подбор обобщающего слова к группе предметов с опорой на предметные картинки. | Уметь различать в произношении и записи сходные предметы и их названия, подбирать обобщающие слова. | | |
4. | 43. | Названия предметов, отвечающие на вопрос КТО? Обобщающее слово к группе однородных предметов. | комбинированный | Словарь: ворона, корова. Люди и животные – это названия предметов, которые отвечают на вопрос КТО? Подбор обобщающего слова к группе предметов. | Уметь называть название к предмету, записывать его. Выделять названия предметов, отвечающие на вопрос ЧТО? | | |
5. | 44. | Слова, отвечающие на вопрос КТО? И ЧТО? | комбинированный | Различение слов, отвечающих на вопрос КТО? И ЧТО? Картинный диктант. | Уметь различать названия предметов по вопросам. | | |
6. | 45. | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. | комбинированный | Словарь: ребята. Названия одного предмета и множества таких же предметов. Изменение слов. | Уметь различать один или несколько предметов в произношении и записи. | | |
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | |||||||
7. | 46. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | комбинированный | Имена и фамилии людей. Контрольное списывание. | Знать и применять правило записи имён и фамилий. | | |
8. | 47. | Большая буква в кличках животных. | комбинированный | Клички животных. Подбирание к животным кличек, работа с предметными картинками. Письмо по памяти. | Знать и применять правило записи кличек животных. | | |
9. | 48. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | комбинированный | Различение имени и фамилии человека. Запись пропущенных бук и слов в предложении и тексте. | Знать и применять правило записи имён и фамилий, кличек животных. | | |
Названия действий. | |||||||
10. | 49. | Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? | комбинированный | Слова, обозначающие действия. Выбор названия действия к сюжетной картинке. | Уметь называть словом название действия, ставить вопрос. | | |
11. | 50. | Названия действий, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? | комбинированный | Слова, обозначающие действия. Выбор названия действия к сюжетной картинке | Уметь называть словом названия действия, ставить вопрос. | | |
12. | 51. | Подбор названий действий к названиям предметов. | комбинированный | Словарь: воробей. Выбор названия действия к названию предмета из нескольких предложенных вариантов. | Уметь называть словом названия действия, ставить вопрос. | | |
13. | 52. | Различение названий действий по вопросам. Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | комбинированный | Подбор названий действий по вопросам. Контрольное списывание. | Уметь различать названия предметов и действий по вопросам. | | |
Предлоги. | |||||||
14. | 53. | Предлог как отдельное слово. | комбинированный | Предлоги. Нахождение предлогов в предложении, употребление предлогов. Словарь: берёза. | Знать предлоги. Уметь правильно их применять. | | |
15. | 54. | Употребление предлогов в предложении. | комбинированный | Словарь: машина. Списывание предложение выбирая нужный предлог. Письмо по памяти. | Уметь правильно применять предлоги. | | |
Слова с непроверяемыми гласными. | |||||||
16. | 55. | Выделение трудной гласной в словах. | комбинированный | Повторение и закрепление автоматизации написания изученных словарных слов. | Уметь правильно записывать словарные слова. | | |
17. | 56. | Написание гласной в словах родственниках. | комбинированный | Повторение и закрепление автоматизации написания изученных словарных слов. Слова-родственники. | Знать правило написания гласной в словах-родственниках словарных слов. | | |
18. | 57. | Диктант. | урок контроля знаний | Письмо под диктовку с выполнением задания по изученной теме. | Уметь самостоятельно работать. | | |
Предложение. | |||||||
1. | 58. | Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. | комбинированный | Подбор предложений к сюжетным картинкам. Выделение предложения из текста к сюжетной картинке. Правила записи предложения. Контрольное списывание. | Уметь выделять предложение из текста. Знать правило записи предложения. | | |
2. | 59. | Предложение и его схема. | комбинированный | Количество слов в предложении, первое слово, конец предложения. Составление схем предложений. Подбор к схемам предложений. | Уметь составлять схему предложения. Подбирать е схеме предложение. | | |
3. | 60. | Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. | комбинированный | Составление предложений из слов. Словарь: молоко. | Уметь составлять из набора слов предложение. | | |
4. | 61. | Завершение начатого предложения. | | Подбор последнего слова в предложении с опорой на сюжетную картинку. Картинный диктант. | Уметь дополнять предложение. | | |
5. | 62. | Составление предложений по предметной картинке. Составление предложений по сюжетной картинке. | комбинированный | Составление предложений по предметной картинке и по сюжетной картинке с помощью учителя. | Уметь составлять устно и письменно предложение по предметной и сюжетной картинке. | | |
6. | 63. | Предложения-вопросы и предложения-ответы. | комбинированный | Различение предложений-вопросов и предложений-ответов на слух и по записи. Знак ? Письмо по памяти. | Различать предложения-вопросы и предложения-ответы. Знаки препинания. | | |
Повторение. | |||||||
1. | 64. | Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. | комбинированный | Определение звонких и глухих согласных в слове, определений твёрдых и мягких согласных в слове. Письмо по памяти. | Различать на слух и при письме звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие. | | |
2. | 65. | Мягкий знак на конце слова. | комбинированный | Твёрдые и мягкие согласные на конце слова. Контрольное списывание. | Знать правило написания Ь в конце слова. | | |
3. | 66. | Названия предметов, названия действий. | комбинированный | Угадывание предмета по его действиям. Называние действий предмета. Картинный диктант. | Уметь называть и писать названия предметов и названия действий. | | |
4. | 67. | Предложение. | комбинированный | Составление предложений из слов. Письмо по памяти. | Уметь выделять предложение из текста, составлять схему предложения. Знать правило записи предложения. | | |
5. | 68. | Контрольный диктант. | урок контроля знаний | Письмо под диктовку. Выполнение заданий по теме. | Уметь самостоятельно работать. | | |
Татьяна Викторовна Романчук
Морозова Татьяна