Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
2 КЛАСС
Разработчик программы: Рогожа Е.П.
учитель начальных классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые руки» для 2 класса общекультурного направления составлена в соответствии с законодательными и нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;-
-Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20).
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Региональные документы:-Закон Республики Крым от 06. 07. 2015 №131-ЗРК/2015«Об образовании в Республике Крым»
Локальные документы:Учебный план МБОУ «» на текущий учебный год;
-Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС) МБОУ «»;
Положение о рабочей программе МБОУ «», утвержденное приказом директора от 22.06.2022г. №103а
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся, утвержденное приказом директора № 107 от 18.08.2022 г.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель: создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи:Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»)
формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)
Метапредметные результаты:Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и важности правильного выбора профессии;
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения обучающихся:
тестирование;
анкетирование;
демонстрации;
выставки творческих работ;
участие в творческих конкурсах разного уровня.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
Беседы, диалоги;
Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
Репродуктивный (воспроизводящий);
Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:Коллективное творчество (парное, групповое взаимодействие)
Индивидуальная работа.
Содержание программы
В программу включены следующие разделы:
Работа с природными материалами
Лепка
Бумагопластика
Работа с тканью и нитками
Выставка работ
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрено участие в конкурсах.
- Вводное занятие
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий декоративно-прикладного искусства. Правила техники безопасности.
Правила поведения на занятиях.
- Работа с природным материалом
Повторение правил сбора, сушки и хранения природного материала. Сбор природного материала. Аппликация из листьев. Художественное конструирование из природного материала. Роспись по камню.
- Лепка
Из истории лепки. Рисование на пластилине. Знакомство с конструктивным способом лепки. Способы создания узоров на пластилиновой основе. Лепка из соленого теста.
- Бумагопластика
Из истории аппликации. Знакомство с обрывной, объемной аппликацией, обрывной мозаикой. Изготовление работ в этих техниках. Техника
«торцевание» и выполнение работ. Объемные игрушки из бумажных полосок. Знакомство с историей оригами. Складывание из бумаги и салфеток. Силуэтное, симметричное вырезание. Декупаж
- Работа с нитками и тканью
Из истории шитья. Как получаются ткани. Знакомство с видами швов:
«вперед иголку», вышивка крестиком, гладью. Пуговицы. Способы пришивания пуговиц. Фетр. Изделия из фетра.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Умелые руки» для 2 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Работа с природным материалом | 8 |
3. | Лепка | 7 |
4. | Бумагопластика | 11 |
5. | Работа с нитками и тканью | 7 |
Итого | 34 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела, темы урока |
1. | Вводное занятие. ТБ на уроках. | ||
Работа с природным материалом- 4 ч | |||
2. | Занятие на свежем воздухе. Сбор природного материала, технология сушки растений. | ||
3. | Аппликация из природного материала | ||
4. | Художественное конструирование из природного материала | ||
5. | Художественное конструирование из природного материала | ||
Бумагопластика - 5 ч | |||
6. | Из истории аппликации. Объёмная композиция «Цветы» | ||
7. | Обрывная аппликация. Береза. | ||
8. | Аппликация из скрученной бумаги | ||
9. | Объемной аппликация. Аквариум | ||
10. | Аппликация «Клоун» | ||
Лепка - 7 ч | |||
11. | Из истории лепки. Рисунок на пластилине. |
12. | Рисунок на пластилине | ||
13. | Лепка украшений. Завитки и розы. | ||
14. | Волшебная кошка | ||
15. | Универсальный робот | ||
16. | Принцесса. Принц. | ||
17. | Лепка из соленого теста «Рыбка» | ||
Работа с нитками и тканью, фетром – 7 ч | |||
18. | Из истории шитья. Как получаются ткани | ||
19. | Вышивание по криволинейному контуру. Шов «вперед иголку». Утка / бабочка | ||
20. | Разные способы пришивания пуговиц | ||
21. | Вышивка крестиком. Из истории искусства | ||
22. | Вышивка крестиком Вышивка на пяльцах. | ||
23. | Вышивка крестиком Вышивка на пяльцах. | ||
24. | Изделия из фетра (простая аппликация) | ||
Работа с природным материалом- 4 ч | |||
25. | Мозаика из яичной скорлупы | ||
26. | Мозаика из яичной скорлупы | ||
27. | Роспись по камню | ||
28. | Роспись по камню |
Бумагопластика 6 ч | |||
29. | Мозаика из цветной бумаги | ||
30. | Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. Собака | ||
31. | Аппликация из частей круга и разных геометрических фигур | ||
32. | Торцевание. Аппликация | ||
33. | Объемная аппликация из гофрированного картона. | ||
34. | Объемная аппликация из гофрированного картона. Итоговый урок за год. |