Рабочая программа «Практика устной и письменной речи» по учебнику английского языка И.Н.Верещагина, Т.А. Притыкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Практика устной и письменной речи
Учебник «Английский язык», авторы: И.Н.Верещагина, Т.А. Притыкина
Преподаватель Карташова Ю.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы:
Рабочая программа по предмету «Практика устной и письменной речи» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по иностранному языку для школ с углублённым изучением иностранного языка И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной.
Структура программы:
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, методическую и образовательную литературу.
Цель программы:
Развивать элементарные языковые навыки необходимые для успешного овладения английским языком, что позволит достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
Задачи программы:
-развитие коммуникативных навыков учащихся;
-развитие лингвистических способностей учащихся;
-социокультурное развитие учащихся.
Изучение английского языка по данной программе направлено на достижение результатов в:
речевой компетенции - формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению языком;
обеспечении коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
освоении элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
приобщении детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формировании речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
языковой компетенции – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
развитии эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
освоении элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
социокультурной компетенции – приобщении учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения; приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
компенсаторной компетенции – развитии умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации;
учебно-познавательной компетенции – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
формировании у учащихся понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры;
формировании речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Требования к результатам освоения программы
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения иностранного языка являются:
общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание себя гражданином своей страны;
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами изучения английского языка являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно - методического комплекса (учебником, аудиодиском и т. д.).
Место в учебном плане:
На изучение английского языка в учебном плане отводится 35 рабочих недель, 70 часов в год. По учебному плану на изучение предмета «Практика устной и письменной речи» отводится 1 академический час 1 раз в неделю. Академический час в 1 классе равен 30 мин. Академический час во 2,3,4 классах равен 40 мин. Перерыв между занятиями равен 10 мин.
Срок обучения 3-4 года
№ | Наименование предмета | | Количество учебных часов в неделю | Всего часов по основному сроку обучения | Экзамены проводятся в классах | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | | | |||||||||
| Количество учебных недель | 35 | 35 | 35 | 35 | | | |||||||
1 | Практика устной и письменной речи | 1 | 1 | | | 70 | 4 | |||||||
2 | Аудирование | 1 | 1 | | | 70 | | |||||||
3 | Теория (грамматика) | | | 1 | 1 | 70 | 4 | |||||||
4 | Декламация | | | 1 | 1 | 70 | | |||||||
Всего: | 2 | 2 | 2 | 2 | 280 | |
На отделение принимаются дети в возрасте 6-8 лет
Количественный состав групп – 8-10 чел., 2-4 год обучение допускаются мелкогрупповые занятия: 4-8 чел
Контроль и оценивание результатов обучения:
По окончанию каждого года обучения проводится дифференцированное тестирование.
В конце каждой четверти – контрольный урок.
Итоговая аттестация проходит в форме дифференцированного зачета по предмету «Практика устной и письменной речи».
Основное содержание предмета
Предмет «Практика устной и письменной речи» включает в себя: практику устной речи(говорение), практику чтения и практику письменной речи( письмо).
Говорение – это воспроизведение устной речи, выражение мыслей в устной форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. В обычной жизни мы часто говорим, реагируя на чужую речь: аудирование и говорение происходят почти одновременно. Эти два навыка тесно связаны между собой: прослушивание подготавливает речь, а говорение помогает воспринимать текст на слух. Тренируя говорение, мы учимся контролировать речевой аппарат, подмечать особенности звуков иностранного языка, чувствовать между ними различия. Впоследствии это помогает в восприятии речи на слух.
Чтение– это восприятие и понимание прочитанного текста. Как и аудирование, это рецептивный вид речевой деятельности, разница только в канале восприятия – вместо устной речи мы расшифровываем письменную. Чтение тесто связано с письмом – развитие этого навыка помогает научиться писать на иностранном языке.
Письмо-продуктивный навык, который заключается в умении выражать свои мысли письменно. Письмо считается менее важным навыком по сравнению с чтением, аудированием и говорением. Письменная речь редко становится целью обучения английскому или другому иностранному языку. Чаще она служит средством для совершенствования других видов речевой деятельности.
I класс
Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации:
1.Давайте познакомимся.
Имя, откуда ты, откуда твой друг. Приветствие, прощание. Название стран и материка.
2.Семья.
Члены семьи, друг (подруга), их имена.
3.Игрушки.
Название игрушек, счет, размер, изучение разных цветов.
4.Игры.
Любимые игры, места отдыха.
Практика устной речи (говорение).
Говорение:
1. Диалогическая форма
этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового
общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); диалог-побуждение к действию.
2. Монологическая форма
основные коммуникативные типы речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).
Практика письменной речи (письмо).
Овладение графическими и орфографическими навыками написания букв английского алфавита.
Графика и орфография
-знание всех букв английского алфавита,
-умение правильно их написать, порядок их следования в алфавите.
Фонетическая сторона речи
-адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
Лексическая сторона речи
Объём лексического материала, обслуживающего ситуации общения в пределах предметного содержания речи в I классе, составляет 120—150 единиц, из них 50-70 лексических единиц для продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики- клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англо-говорящих стран.
Социокультурная компетенция
-знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на английском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов и песен), знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в англо-говорящих странах.
В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, словосочетаний, простых предложений;
Компенсаторная компетенция
Уже на этом этапе обучения учащиеся могут овладеть рядом умений, позволяющих им выйти из трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств в процессе устного общения; умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц (слова, созвучные с родным языком, опора на картинку, иллюстрации);
Учебно-познавательная компетенция
Овладение следующими приёмами учебной работы:
—внимательное слушание учителя и реагирование на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы;
—работа в парах;
—работа в малой группе;
—работа со звукозаписью в классе и дома;
—работа с рабочей тетрадью в классе и дома;
—создание рисунков, подбор иллюстраций;
—участие в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым материалом;
—инсценировка диалога с использованием элементарного реквизита и элементов костюма для создания речевой ситуации;
—использование вербальных и иллюстративных опор.
Перечень требований к уровню знаний и умений, которыми должен владеть обучающийся. В результате изучения английского языка в I классе ученик должен знать/понимать:
В результате изучения английского языка в I классе ученик должен знать/понимать:
•алфавит, буквы;
•интонацию основных типов предложений (утверждение, общий, специальный вопросы, побуждение к действию);
•названия страны изучаемого языка, ее столицы;
•имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка;
•наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
Ученик должен уметь:
Практика устной речи (Говорение)
Диалогическая речь
•участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);
•утвердительно отвечать на вопрос, используя все типы простого предложения;
•возражать, используя отрицательные предложения;
•выражать вежливую просьбу с помощью побудительных предложений и слова please;
•положительно/отрицательно реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише;
•выражать мнение, оценочное суждение ( Fine! Great! I like it!);
•целенаправленно вести диалог-расспрос, интервью;
•вести двусторонний диалог-расспрос, задавая простые вопросы «кто?», «что?», «где?» и переходить с позиции спрашивающего на позицию сообщающего.
Монологическая речь
•кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге;
•описывать предмет, картинку, фотографию;
Практика письменной речи (Письмо)
•выполнять письменные упражнения;
•воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв) пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём.
II класс
Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации и темы:
1.Знакомство.
2.Семья.
3.Професии.
4Любимые игры.
5.Игры.
6.Какие у тебя игрушки?
7.Где твои игрушки?
8.Игры и спорт.
9. Сказки.
Практика устной речи (говорение и чтение):
Диалогическая речь
Участие в диалоге этикетного характера—умение приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, вежливо прощаться, благодарить, извиняться, вежливо начинать и заканчивать разговор, соблюдая нормы поведения (правила вежливости), принятые в стране изучаемого языка.
Участие в диалоге-расспросе (одностороннем, двустороннем) — умение расспрашивать «кто?», «что?», «где?» « как?» «какого цвета?».
Участие в диалоге-побуждении к действию—умение обращаться с просьбой, выражать согласие/отказ, приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться, принимать/не принимать в нём участие, просить о помощи, просить собеседника пояснить (повторить и объяснить) то, что он сказал.
Монологическая речь
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе,, своём друге, семье; называние предметов, их описание; описание картинки; сообщение о местонахождении; описание персонажа и изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст; пересказ содержания несложной истории; изложение содержания мультфильма или детского видеофильма, детской книги и своего отношения к ним (нравится/не нравится); рассказ о своих планах, целях, надеждах, объяснение в краткой форме своих поступков.
Чтение
Чтение вслух
Чтение вслух и понимание небольших текстов, построенных на изученном языковом' материале, с соблюдением правильного ударения в словах, фразах; смысловое ударение в предложениях и небольших текстах; интонация различных типов предложений (утверждение, различные виды вопросов, побуждение, восклицание); выразительное и фонетически правильное чтение текстов монологического характера и диалогов.
Чтение про себя
Чтение про себя и понимание текстов, построенных на изученном языковом материале, а также несложных текстов, содержащих единичные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки; понимание и выделение основных смыслов и главной идеи текстов, отрывков или целого рассказа, сказки (ознакомительное чтение); нахождение в уже прочитанном тексте необходимой информации (просмотровое чтение); чтение стихов, считалок и рифмовок.
Практика письменной речи( письмо):
Овладение графическими и орфографическими навыками написания букв, буквосочетаний, слов, предложений; списывание слов, предложений, небольших текстов с образца; выполнение лексико-грамматических упражнений; написание различных видов диктантов.
Написание с опорой на образец поздравлений, написание короткого и простого рассказа.
Графика и орфография
Знание всех букв английского алфавита, порядка их следования в алфавите, основных буквосочетаний, звуко-буквенных соответствий, транскрипции; знание основных правил чтения и орфографии; знание основных орфограмм слов английского языка; написание слов, предназначенных для продуктивного усвоения, по памяти.
Фонетическая сторона речи
Адекватное с точки зрения, принципа аппроксимации произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка; соблюдение норм произношения:
долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными, ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на синтагмы (смысловые группы); знание ритмико-интонационных особенностей повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений.
Лексическая сторона речи
1.Объём лексического материала, обслуживающего ситуации общения в пределах предметного содержания речи во II классе, составляет 300—350 единиц, из них 200-250 лексических единиц для продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики- клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран.
2.Основные словообразовательные средства:
— словосложение по модели N + N (образование сложных слов при помощи соположения основ (foot + ball = football).
3.Синонимы ( mother — mum, father— dad, антонимы come — go).
4.Предлоги места (in, on, under, at).
6.Речевые клише:
Thanks. Here it is. Thank you. Excuse me. What a pity! Let's swing. That's right/wrong. It's fun to ... Hi. O.K. Hello. I'm sorry. With great pleasure! How are you? With great pleasure! Fine, thanks. Oh, no! Oh, I see. That's very well. Goodbye. Of course you can. See you soon. Of course they do. Don't worry. Glad to meet you! I'd love to, but ... What's the matter with ... ? Good luck! Would you like to ... ? Have a look. I like/want to do sth. It's fun to do sth. splace Where is he/she? How is he/she? As hungry as a hunter.
Социокультурная компетенция
Основные сведения о Британии:
---исторически сложившиеся части страны, истолицы, крупные города, символы страны, её достопримечательности, политический строй, отдельные страницы истории;
—элементы детского фольклора, герои сказок и литературных произведений, некоторые популярные песни, пословицы и поговорки;
В рамках социолингвистической составляющей социо-культурной компетенции учащиеся овладевают:
—этикетом общения во время приветствия и прощания, правильным употреблением слов основными правилами и речевыми формулами вежливости;
—спецификой употребления местоимений при обозначении животных и особенностями употребления местоимения you;
—правилом смягчения отрицательных характеристик в английском языке;
—некоторыми типичными сокращениями;
Компенсаторная компетенция
Уже на этом этапе обучения учащиеся могут овладеть рядом умений, позволяющих им выйти из трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств в процессе устного общения, при чтении и аудировании:
умение обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе межличностного общения;
—умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц (слова, созвучные с родным языком, опора на картинку, иллюстрации) при чтении и аудировании;
—умение пользоваться двуязычным словарём;
—умение выражать свою мысль, используя знакомые слова и жесты;
—умение вместо неизвестного слова употребить другое знакомое ученику слово, близкое по значению.
Учебно-познавательная компетенция
Овладение следующими приёмами учебной работы:
—внимательное слушание учителя и реагирование на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы;
—работа в парах;
—работа в малой группе;
—работа со звукозаписью в классе и дома;
—работа с рабочей тетрадью в классе и дома;
—нахождение нужных разделов учебника и рабочей тетради по принятым в них значкам;
быстрое нахождение слов в англо-русском словаре в учебниках и книгах для чтения;
—быстрое ориентирование в структуре учебника;
—создание рисунков, подбор иллюстраций, создание надписей для использования в процессе общения на уроке;
—участие в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым материалом;
—инсценировка диалога с использованием элементарного реквизита и элементов костюма для создания речевой ситуации;
—использование вербальных и иллюстративных опор.
Перечень требований к уровню знаний и умений, которыми должен владеть обучающийся:
В результате изучения английского языка во II классе ученик должен знать/понимать:
•алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки английского языка;
•основные правила чтения и орфографии английского языка;
•интонацию основных типов предложений (утверждение, общий, специальный вопросы, побуждение к действию);
•названия страны изучаемого языка, ее столицы;
•имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка;
•наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
Ученик должен уметь:
2.Практика устной и письменной речи (говорение и чтение).
Говорение
Диалогическая речь
•участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);
•утвердительно отвечать на вопрос, используя все типы простого предложения;
•возражать, используя отрицательные предложения;
•выражать вежливую просьбу с помощью побудительных предложений и слова please;
•положительно/отрицательно реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише;
•выражать мнение, оценочное суждение ( Fine! Great! I like it!);
•целенаправленно вести диалог-расспрос, интервью;
•вести двусторонний диалог-расспрос, задавая простые вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «куда?», и переходить с позиции спрашивающего на позицию сообщающего.
Монологическая речь
•кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге;
•описывать предмет, картинку, фотографию;
•излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста.
Чтение
•читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
•читать про себя и понимать основное содержание небольших текстов;
•полностью, детально понимать содержание текстов, целиком построенных на изученном языковом материале;
•читать про себя, полностью понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки, на основе сходства со словом родного языка, с опорой на словообразовательные элементы, а также используя словарь в учебнике или книге для чтения;
•читать про себя и понимать основное содержание текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую и контекстуальную догадку, англо¬русский словарь, опуская незнакомые явления, не мешающие понять основное содержание текста.
Практика письменной речи (письмо)
•списывать текст на английском языке, выписывать из него или вставлять в него слова, словосочетания и предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
•письменно задавать и отвечать на вопросы;
•выполнять письменные упражнения;
•писать по образцу краткое поздравление (с днём рождения, Новым годом);
•вести словарь;
•писать короткое личное письмо, записку;
•заполнять анкету.
III класс
Предметное содержание речи
Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации для повторения:
1.Знакомство, семья, профессия.
2.Игрушки.
3.Животные.
4.Игры.
5.Спорт (Sport).
6.Члены семьи (People in the Family).
7.Распорядок дня (Daily Life)
Учащимся предлагаются следующие новые учебные ситуации:
1.Еда (Food).
2.Каникулы (Holidays).
3.Животные, домашние любимцы (Pets and Other Animals).
4.Одежда (Clothes)
5.Времена года (Seasons).
6.Праздники, отмечаемые в Великобритании (The English Year).
7.Природа вокруг нас (Nature around us).
Практика устной речи (говорение и чтение).
Говорение
Диалогическая речь
Участие в диалоге этикетного характера—умение приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, вежливо прощаться, поздравлять и благодарить за поздравление, извиняться, вежливо начинать и заканчивать разговор, соблюдая нормы поведения (правила вежливости), принятые в стране изучаемого языка.
Участие в диалоге-расспросе (одностороннем, двустороннем) — умение расспрашивать «кто?», «что?», «где?», «когда?», «куда?».
Участие в диалоге-побуждении к действию—умение обращаться с просьбой, вежливо переспрашивать, выражать согласие/отказ, приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться, принимать/не принимать в нём участие, просить о помощи, просить собеседника пояснить (повторить и объяснить) то, что он сказал.
Монологическая речь
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своём друге, семье; называние предметов, их описание; описание картинки; сообщение о местонахождении; описание персонажа и изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст; пересказ содержания несложной истории; изложение содержания мультфильма или детского видеофильма, детской книги и своего отношения к ним (нравится/не нравится); рассказ о своих планах, целях, надеждах, объяснение в краткой форме своих поступков.
Чтение
Чтение вслух
Чтение вслух и понимание небольших текстов, построенных на изученном языковом' материале, с соблюдением правильного ударения в словах, фразах; смысловое ударение в предложениях и небольших текстах; интонация различных типов предложений (утверждение, различные виды вопросов, побуждение, восклицание); выразительное и Ч фонетически правильное чтение текстов монологического характера и диалогов.
Чтение про себя
Чтение про себя и понимание текстов, построенных на изученном языковом материале, а также несложных текстов, содержащих единичные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки; понимание и выделение основных смыслов и главной идеи текстов, отрывков или целого рассказа, сказки (ознакомительное чтение); нахождение в уже прочитанном тексте необходимой информации (просмотровое чтение); чтение и понимание простых кулинарных рецептов, стихов, считалок и рифмовок, основного содержания комиксов, простейших инструкций, вывесок и указателей на улицах, на вокзале, в ресторане; чтение и понимание вопросов анкеты, формуляров, связанных с именем, возрастом, местом жительства; чтение и умение найти необходимую информацию в меню, расписании, объявлении.
Практика письменной речи (письмо).
Выполнение лексико-грамматических упражнений; написание различных видов диктантов; написание вопросов плана прочитанного текста; написание ответов на вопросы к тексту.
Написание с опорой на образец поздравлений, коротких личных писем-приглашений или писем-благодарностей, включая адрес с учётом особенностей его оформления, принятого в англоязычных странах; написание короткого и простого рассказа, записки для передачи сообщения о местонахождении, описания места, предметов, событий, используя простые предложения; заполнение анкеты с указанием имени, фамилии, гражданства, места жительства, занятия, увлечения.
Графика и орфография
Знание всех букв английского алфавита, порядка их следования в алфавите, основных буквосочетаний, звуко-буквенных соответствий, транскрипции; знание основных правил чтения и орфографии; знание основных орфограмм слов английского языка; написание слов, предназначенных для продуктивного усвоения, по памяти.
Фонетическая сторона речи
Адекватное с точки зрения, принципа аппроксимации произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка; соблюдение норм произношения:
долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными, ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на синтагмы (смысловые группы); знание ритмико-интонационных особенностей повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений.
Лексическая сторона речи
1.Объём лексического материала в III классе составляет более 700 единиц, из них 200—250 новых лексических единиц для продуктивного усвоения.
2.Основные словообразовательные средства:
—деривационная модель Num + -th для образования порядковых числительных (seventh, eleventh etc.);
—деривационная модель Adj + -ly для образования наречий (quickly, badly, slowly);
—деривационная модель Adj + N + .-ed для образования сложных прилагательных (long-legged, short-tailed);
—модель N + N для образования сложных имён существительных (grandfather, basketball, raincoat),.
3.Наbболее частотные лексические единицы конкретной семантики.
4.Устойчивые словосочетания (to read to oneself, to run a race, to teach a lesson, to go shopping etc.).
5.Фразовые глаголы (to come back, to come in, to come on, to fall down, to fall out, to look after, to look for, to put in, to put off, to put on).
6.Речевые клише:
—формулы речевого этикета (I'm sorry. I'm fine. Poor thing! Merry Christmas! Happy New Year!);
—фразы повседневного обихода (Come on! Oh, dear.!, I'd love to... What's the matter? What's the time? What a pity! You are wrong.).
Социокультурная компетенция
Основные сведения о Британии:
---исторически сложившиеся части страны, их народонаселение, столицы, крупные города, символы страны, её достопримечательности, политический строй, отдельные страницы истории;
—элементы детского фольклора, герои сказок и литературных произведений, некоторые популярные песни, пословицы и поговорки;
—отдельные исторические личности, известные люди, члены королевской семьи;
—отдельные особенности быта британцев, касающиеся их жилищ, еды, досуга.
В рамках социолингвистической составляющей социо-культурной компетенции учащиеся овладевают:
—этикетом общения во время приветствия и прощания, правильным употреблением слов Mr, Mrs, Ms, Miss, Sir, основными правилами и речевыми формулами вежливости;
—правилами заполнения различных форм и анкет, порядком следования имён и фамилий, правильным обозначением дат, различными способами обозначения времени суток;
—спецификой употребления местоимений при обозначении животных и особенностями употребления местоимения you;
—правилом смягчения отрицательных характеристик в английском языке;
—некоторыми типичными сокращениями;
—расхождением в семантике и употреблении некоторых английских и русских эквивалентов (дом—house/home, много — much, many, a lot, завтрак — breakfast/lunch, обед — lunch/dinner, ужин — dinner/supper/tea).
Компенсаторная компетенция
Уже на данном этапе обучения учащиеся могут овладеть рядом умений, позволяющих им выйти из трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств в процессе устного общения, при чтении:
—умение запроса информации о значении незнакомых/забытых слов (What is the English for... ?) для решения речевой задачи говорения;
—умение обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе межличностного общения;
—умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц (слова, созвучные с родным языком, опора на картинку, иллюстрации) при чтении и аудировании;
—умение пользоваться двуязычным словарём;
—умение выражать свою мысль, используя знакомые слова и жесты;
—умение вместо неизвестного слова употребить другое знакомое ученику слово, близкое по значению.
Учебно-познавательная компетенция
Овладение следующими приёмами учебной работы:
—внимательное слушание учителя и реагирование на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы;
—работа в парах;
—работа в малой группе;
—работа со звукозаписью в классе и дома;
—работа с рабочей тетрадью в классе и дома;
—нахождение нужных разделов учебника и рабочей тетради по принятым в них значкам;
быстрое нахождение слов в англо-русском словаре в учебниках и книгах для чтения;
—быстрое ориентирование в структуре учебника;
—создание рисунков, подбор иллюстраций, создание надписей для использования в процессе общения на уроке;
—участие в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым материалом;
—инсценировка диалога с использованием элементарного реквизита и элементов костюма для создания речевой ситуации;
—использование вербальных и иллюстративных опор.
Перечень требований к уровню знаний и умений, которыми должен владеть обучающийся:
В результате изучения английского языка в III классе ученик должен знать/понимать:
•алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки английского языка;
•основные правила чтения и орфографии английского языка;
•интонацию основных типов предложений (утверждение, общий, специальный вопросы, альтернативный вопрос, разделительный вопрос, вопрос к подлежащему, побуждение к действию);
•названия стран изучаемого языка, их столиц;
•имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка;
•наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
Ученик должен уметь:
Практика устной речи (говорение и чтение)
Диалогическая речь
•участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);
•утвердительно отвечать на вопрос, используя все типы простого предложения;
•возражать, используя отрицательные предложения;
•выражать вежливую просьбу с помощью побудительных предложений и слова please;
•положительно/отрицательно реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише;
•выражать мнение, оценочное суждение ( It's interesting! How interesting! Fine! Great! I like it!);
•целенаправленно вести диалог-расспрос, интервью;
•вести двусторонний диалог-расспрос, задавая простые вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «куда?», и переходить с позиции спрашивающего на позицию сообщающего.
Монологическая речь
•кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге;
•описывать предмет, картинку, фотографию;
•делать краткое сообщение о своём городе, селе, своих занятиях, увлечениях;
•излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста.
Чтение
•читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
•читать про себя и понимать основное содержание небольших текстов;
•полностью, детально понимать содержание текстов, целиком построенных на изученном языковом материале;
•читать про себя, полностью понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки, на основе сходства со словом родного языка, с опорой на словообразовательные элементы, а также используя словарь в учебнике или книге для чтения;
•читать про себя и понимать основное содержание текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую и контекстуальную догадку, англо-русский словарь, опуская незнакомые явления, не мешающие понять основное содержание текста.
Практика письменной речи (письмо).
•списывать текст на английском языке, выписывать из него или вставлять в него слова, словосочетания и предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
•письменно задавать и отвечать на вопросы;
•выполнять письменные упражнения;
•писать по образцу краткое поздравление (с днём рождения, Новым годом);
•вести словарь;
•писать короткое личное письмо, записку;
•заполнять анкету.
IV класс
Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации для повторения:
1.Времена года (Seasons).
2.Одежда (Clothes).
3.Члены семьи (People in the Family).
4.Еда (Food).
5.Животные, домашние любимцы (Pets and Other Animals).
6.Каникулы (Holidays).
7.Праздники, отмечаемые в Великобритании (The English Year).
8.Спорт (Sport).
9.Распорядок дня (Daily Life).
10.Природа вокруг нас (Nature).
Учащимся предлагаются следующие новые учебные ситуации:
1.Школьная жизнь (School Life).
Распорядок дня; дни недели; учебные предметы; расписание занятий; классная комната; начальная школа в Великобритании и РФ; учебный год в Англии; типичный день английского школьника; времяпрепровождение после занятий.
2.Где мы живём (The Place We Live In).
Дом; квартира; обстановка; дома в городе и за городом; типичный английский дом; обычное (традиционное) расположение комнат; занятия людей по дому; местоположение предметов в доме.
3.Жизнь в городе. Лондон (Town Life. London).
Городские объекты; типичные названия английскихулиц; Лондон — столица Великобритании; население Лондона; Лондон — деловой и культурный центр страны; театры, музеи, улицы, парки Лондона; история создания города; Великий лондонский пожар 1666 г.; достопримечательности Лондона—Тауэр, собор Св. Павла, Трафальгарская площадь, Национальная галерея, Букингемский дворец, Гайд-парк, Вестминстер, Парламент, Биг-Бен, Вестминстерское аббатство, резиденция премьер-министра.
4.Путешествия и транспорт (Travelling and Transport).
Путешествия поездом, самолётом; выезд за город; путешествие на взморье — типичное времяпрепровождение на выходных (во время уик-энда) в английских семьях; пассажиры в аэропорту; сдача багажа; пассажиры на железнодорожном вокзале; виды поездов; покупка билетов; знаки дорожного движения; путешествие по морю.
5.Любимые занятия (Hobbies).
Коллекционирование (монет, марок, значков и т.д.); занятия спортом; посещение театров, кино, музеев; рисование, танцы, пение, чтение, игры, телевизионные программы; мультфильмы Уолта Диснея.
6.Америка. США (America. The USA).
Открытие Америки Христофором Колумбом; путешествия Колумба; День благодарения и первые американские колонисты; коренное население Америки; Новая Англия и Дикий Запад; ковбои; американские символы — флаг, статуя Свободы, орел; каждодневная жизнь американцев; города США; Вашингтон — столица США; Белый дом — резиденция президента США.
7.Моя страна (My Country).
Российские города, реки, озёра, горы, моря; символы России— флаг, русская берёза; Москва - столица нашей Родины; Юрий Долгорукий — основатель Москвы; Санкт-Петербург; Россия в войне 1812 года, великая победа России; М. И. Кутузов, А. В. Суворов — великие полководцы.
Практика устной речи:
Говорение
Диалогическая речь
Участие в диалоге этикетного характера—умение приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, вежливо прощаться, поздравлять и благодарить за поздравление, извиняться, вежливо начинать и заканчивать разговор, соблюдая нормы поведения (правила вежливости), принятые в стране изучаемого языка.
Участие в диалоге-расспросе (одностороннем, двустороннем) — умение расспрашивать «кто?», «что?», «где?», когда?», «куда?» «как?», «как долго?», «почему?».
Участие в диалоге-побуждении к действию—умение обращаться с просьбой, вежливо переспрашивать, выражать согласие/отказ, приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться, принимать/не принимать в нём участие, просить о помощи, просить собеседника пояснить (повторить и объяснить) то, что он сказал.
Монологическая речь
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе,, своём друге, семье; называние предметов, их описание; описание картинки; сообщение о местонахождении; описание персонажа и изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст; пересказ содержания несложной истории; изложение содержания мультфильма или детского видеофильма, детской книги и своего отношения к ним (нравится/не нравится); рассказ о своих планах, целях, надеждах, объяснение в краткой форме своих поступков.
Чтение
Чтение вслух
Чтение вслух и понимание небольших текстов, построенных на изученном языковом' материале, с соблюдением правильного ударения в словах, фразах; смысловое ударение в предложениях и небольших текстах; интонация различных типов предложений (утверждение, различные виды вопросов, побуждение, восклицание); выразительное и фонетически правильное чтение текстов монологического характера и диалогов.
Чтение про себя
Чтение про себя и понимание текстов, построенных на изученном языковом материале, а также несложных текстов, содержащих единичные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки; понимание и выделение основных смыслов и главной идеи текстов, отрывков или целого рассказа, сказки (ознакомительное чтение); нахождение в уже прочитанном тексте необходимой информации (просмотровое чтение); чтение и понимание простых кулинарных рецептов, стихов, считалок и рифмовок, основного содержания комиксов, простейших инструкций, вывесок и указателей на улицах, на вокзале, в ресторане; чтение и понимание вопросов анкеты, формуляров, связанных с именем, возрастом, местом жительства; чтение и умение найти необходимую информацию в меню, расписании, объявлении.
Практика письменной речи
Овладение графическими и орфографическими навыками написания букв, буквосочетаний, слов, предложений; списывание слов, предложений, небольших текстов с образца; выполнение лексико-грамматических упражнений; написание различных видов диктантов; написание вопросов плана прочитанного текста; написание ответов на вопросы к тексту.
Написание с опорой на образец поздравлений, коротких личных писем-приглашений или писем-благодарностей, включая адрес с учётом особенностей его оформления, принятого в англоязычных странах; написание короткого и простого рассказа, записки для передачи сообщения о местонахождении, описания места, предметов, событий, используя простые предложения; заполнение анкеты с указанием имени, фамилии, гражданства, места жительства, занятия, увлечения.
Графика и орфография
Знание всех букв английского алфавита, порядка их следования в алфавите, основных буквосочетаний, звуко-буквенных соответствий, транскрипции; знание основных правил чтения и орфографии; знание основных орфограмм слов английского языка; написание слов, предназначенных для продуктивного усвоения, по памяти.
Фонетическая сторона речи
Адекватное с точки зрения, принципа аппроксимации произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка; соблюдение норм произношения:
долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными, ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на синтагмы (смысловые группы); знание ритмико-интонационных особенностей повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений.
Лексическая сторона речи
1.Объём лексического материала в IV классе составляет более 1000 единиц, из них 250 новых лексических единиц для продуктивного усвоения.
2.Основные словообразовательные средства:
—деривационная модель N + -or, N + -ег для образования существительных (collector, doctor, cooker, driver);
—деривационная модель V+ -tion для образования существительных от глаголов (celebration, collection, decoration);
—деривационная модель ип- + Adj для образования прилагательных с помощью отрицательного префикса ип- (unkind, uneasy, unfriendly);
—деривационная модель dis- + V для образования глаголов отрицательной семантики (dislike, disagree);
—деривационная модель N + -ful для образования прилагательных (peaceful, colourful, useful);
—модель N + N для образования существительных с помощью словосложения (businessman, policeman, postman, timetable, blackboard);
—модель V N для образования существительных от глаголов по конверсии (to find
—a find, to make - a make);
—модель Adj V для образования глаголов от имен прилагательных по конверсии (warm — to warm, cold — to cold).
3.Полисемантические лексические единицы ( field —1) поле 2) отрасль; fire — 1) огонь 2) камин 3) пожар; letter —1) буква 2) письмо).
4.Синонимы и синонимические обороты (city — town, begin—start, too —also, to be a great success —to have great success).
5.Фразовые глаголы (to get on, to get off, to get up, to get on with sb, to get together, to look around, to look through, to make up sth, to take off).
6.Омонимы (flour--flower, there —their).
7.Сходные по форме, но различные по употреблению слова (near —nearly).
8.Речевые клише, большая часть которых — это фразы повседневного обихода различной семантики:
I can't believe ту eyes! Come and see me some day. My God! Thank you! Good luck! t's been a long time. It depends.It was nice meeting you.
Таким образом, объём лексического материала, подлежащего усвоению в начальной школе, должен составлять около 1000 единиц, из которых не менее 750 единиц составляют продуктивный лексический минимум, т.е. те слова, которые учащиеся узнают и понимают при аудировании и чтении, а также свободно используют в речи для решения коммуникативных задач в пределах тематики данного этапа обучения.
Социокультурная компетенция
Основные сведения о Британии:
---исторически сложившиеся части страны, их народонаселение, столицы, крупные города, символы страны, её достопримечательности, политический строй, отдельные страницы истории;
—элементы детского фольклора, герои сказок и литературных произведений, некоторые популярные песни, пословицы и поговорки;
—отдельные исторические личности, известные люди, члены королевской семьи;
—отдельные особенности быта британцев, касающиеся их жилищ, еды, досуга.
В рамках социолингвистической составляющей социо-культурной компетенции учащиеся овладевают:
—этикетом общения во время приветствия и прощания, правильным употреблением слов Mr, Mrs, Ms, Miss, Sir, основными правилами и речевыми формулами вежливости;
—правилами заполнения различных форм и анкет, порядком следования имён и фамилий, правильным обозначением дат, различными способами обозначения времени суток;
—спецификой употребления местоимений при обозначении животных и особенностями употребления местоимения you;
—правилом смягчения отрицательных характеристик в английском языке;
—некоторыми типичными сокращениями;
—расхождением в семантике и употреблении некоторых английских и русских эквивалентов (дом—house/home, много — much, many, a lot, завтрак — breakfast/lunch, обед — lunch/dinner, ужин — dinner/supper/tea).
Компенсаторная компетенция
Уже на первом этапе обучения учащиеся могут овладеть рядом умений, позволяющих им выйти из трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств в процессе устного общения, при чтении и аудировании:
—умение запроса информации о значении незнакомых/забытых слов (What is the English for... ?) для решения речевой задачи говорения;
—умение обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе межличностного общения;
—умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц (слова, созвучные с родным языком, опора на картинку, иллюстрации) при чтении и аудировании;
—умение пользоваться двуязычным словарём;
—умение выражать свою мысль, используя знакомые слова и жесты;
—умение вместо неизвестного слова употребить другое знакомое ученику слово, близкое по значению.
Учебно-познавательная компетенция
Овладение следующими приёмами учебной работы:
—внимательное слушание учителя и реагирование на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы;
—работа в парах;
—работа в малой группе;
—работа со звукозаписью в классе и дома;
—работа с рабочей тетрадью в классе и дома;
—нахождение нужных разделов учебника и рабочей тетради по принятым в них значкам;
быстрое нахождение слов в англо-русском словаре в учебниках и книгах для чтения;
—быстрое ориентирование в структуре учебника;
—создание рисунков, подбор иллюстраций, создание надписей для использования в процессе общения на уроке;
—участие в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым материалом;
—инсценировка диалога с использованием элементарного реквизита и элементов костюма для создания речевой ситуации;
—использование вербальных и иллюстративных опор.
Перечень требований к уровню знаний и умений, которыми должен владеть обучающийся:
В результате изучения английского языка во IV классе ученик должен знать/понимать:
•основные правила чтения и орфографии английского языка;
•интонацию основных типов предложений (утверждение, общий, специальный, разделительный, альтернативный вопросы, побуждение к действию);
•названия стран изучаемого языка, их столиц;
•имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка;
•наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
Ученик должен уметь:
Практика устной речи(говорение и чтение):
Говорение
Диалогическая речь
•участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);
•утвердительно отвечать на вопрос, используя все типы простого предложения;
•возражать, используя отрицательные предложения;
•выражать вежливую просьбу с помощью побудительных предложений и слова please;
•положительно/отрицательно реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише;
•выражать мнение, оценочное суждение ( It's interesting! How interesting! Fine! Great! I like it!);
•целенаправленно вести диалог-расспрос, интервью;
•вести двусторонний диалог-расспрос, задавая простые вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «куда?», «как?», «как долго?», «как часто?», «почему?» и переходить с позиции спрашивающего на позицию сообщающего.
Монологическая речь
•кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге;
•описывать предмет, картинку, фотографию;
•делать краткое сообщение о своём городе, селе, своих занятиях, увлечениях;
•излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста.
Чтение
•читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
•читать про себя и понимать основное содержание небольших текстов;
•полностью, детально понимать содержание текстов, целиком построенных на изученном языковом материале;
•читать про себя, полностью понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки, на основе сходства со словом родного языка, с опорой на словообразовательные элементы, а также используя словарь в учебнике или книге для чтения;
•читать про себя и понимать основное содержание текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую и контекстуальную догадку, англо-русский словарь, опуская незнакомые явления, не мешающие понять основное содержание текста.
Практика письменной речи( письмо):
•списывать текст на английском языке, выписывать из него или вставлять в него слова, словосочетания и предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
•письменно задавать и отвечать на вопросы;
•выполнять письменные упражнения;
•писать по образцу краткое поздравление (с днём рождения, Новым годом);
•вести словарь;
•писать короткое личное письмо, записку;
•заполнять анкету.
Образовательная и методическая литература
1.Учебник И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной «Английский язык для школ с углублённым изучением языка», М., «Просвещение», 2015г.;
2. Рабочие тетради к учебнику И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной «Английский язык», М., «Просвещение», 2015г.;
3. Книга для чтения к учебнику И.Н.Верещагиной, Т.А,Притыкиной «Английский язык», М., «Просвещение», 2015г.;
4. Аудиокурс к учебнику И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной «Английский язык».
5. Книга для учителя к учебнику И.Н.Верещагиной, Т.А,Притыкиной «Английский язык», М., «Просвещение», 2015г.;