Рабочая программа по физической культуре с расширенным трёхчасовым планированием (2 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
«Утверждена» Педагогический совет ГКОУ СКШИ № 65, протокол №___ от «__»________2016г. «Утверждена» приказом ГКОУ СКШИ № 65 от «__»________2016г. №____ ___________/Тепаева Ю.А./ |
«Рекомендована к утверждению» методическое объединение __________ _________________________________, заседание «__»____________2016г. ______________/председатель м.о./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
2 класс
Разработчик рабочей программы: Варфоломеева М.Ю.
2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования, с учётом примерной программы по учебному предмету «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение 2012), с опорой на федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе. При создании этой программы учитывались психо-физические особенности глухого школьника.
Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) - достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной и основной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные фор-мы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения было положено соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Общая характеристика курса.
Предметом обучения физической культуре в начальной и в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Федеральном законе «Об образовании»;
Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
примерной программе начального общего образования;
приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889;
учебного плана ГБОУ СКОШИ №65 на 2015-2016 учебный год;
положения о рабочих программах ГБОУ СКОШИ №65.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика, т.к. оно составляет основу Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры строится с учётом индивидуальных способностей учащихся, специализации учителя – предметника, от особенности работы школы. Данная программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих тематических разделах:
«Лёгкая атлетика»;
«Гимнастика с основами акробатики»;
«Спортивные игры»;
«Лыжная подготовка»;
«Общеразвивающие упражнения».
Рабочая программа представлена для начального общего образования (5 лет обучения), начальной школы для классов ЗПР (6 лет обучения), где дополнительный год отводится на подготовительный курс и основного общего образования (6 лет обучения).
Таблица распределения количества учебных часов для учеников 2 класса с ЗПР.
№ |
Раздел программы |
2 класс |
1 |
Знания о физической культуре. |
В процессе проведения уроков. |
2 |
Словарная работа. |
В процессе проведения уроков. |
3 |
Легкая атлетика |
21 |
4 |
Гимнастика с элементами акробатики |
30 |
5 |
Лыжная подготовка |
18 |
6 |
Спортивные и подвижные игры |
33 |
7 |
Общеразвивающие упражнения |
В процессе проведения уроков. |
8 |
Общее количество часов |
102 |
Курс «Физическая культура» для учеников с ЗПР изучается во 2 классе из расчета 3часа в неделю. Всего 102 ч.
Место курса в учебном плане
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Эта рабочая программа разработана в соответствии с этим приказом.
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации учебной деятельности обучающихся в процессе освоения ими содержания предмета «Физическая культура» являются уроки, которые подразделяются на три типа:
Уроки с образовательно – познавательной направленностью (знакомство обучающихся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучение навыкам и умениям по организации и проведению этих занятий);
Уроки с образовательно – обучающей направленностью (обучение практическому материалу из всех тематических разделов, освоение новых знаний, которые касаются предмета обучения);
Уроки с образовательно – тренировочной направленностью (для развития физических качеств и решения поставленных задач, определение динамики физической нагрузки и способам контроля над её величиной).
Формы деятельности учащихся на уроке.
На уроках физической культуры используются следующие формы деятельности обучающихся:
Групповой;
Индивидуальный.
Оценка успеваемости по физической культуре.
Оценка успеваемости по физической культуре производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Аттестация обучающихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам сданных нормативов и тестирования по каждому разделу программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373), данная рабочая программа для начального общего образоваия (1-5 классы), начальной школы для классов ЗПР (1-6 классы) и основного общего образования (6-11 классы) направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Содержание предмета «Физическая культура».
Раздел пограммы. |
2класс |
1.Знания о физической культуре. |
Правила поведения на занятиях физической культуры. |
Знать названия видов спорта, инвентарь. |
|
Словарная работа по изучаемой теме. |
|
Что такое физическая культура? Возникновение физической культуры и спорта. Твой организм (осанка, основные внутренние органы). |
|
Обучающиеся должны знать/понимать: - определение физической культуры; - историю возникновения физической культуры; - что такое осанка; - основные внутренние органы; - словарь по пройденным темам. уметь: - выполнять команды учителя; - показывать расположение внутренних органов в теле человека; - держать осанку. |
|
2.Лёгкая атлетика. |
Ходьба на носках, на пятках, по разметкам, с высоким подниманием бедра. Техника высокого старта. Бег: обычный, челночный, равномерный (от 3 до 8 мин.), с ускорением (30м, 60м), с изменением направления, ритма и темпа, с чередованием ходьбы. Кросс. Метание: малого мяча в цель, набивного мяча из разных положений. Прыжки: в длину с места, на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд. Прыжок в высоту с прямого разбега и спиной вперёд. знать/понимать: - правила ТБ; - словарь по пройденным темам. уметь: - правильно выполнять основные движения в ходьбе и в беге; - бегать с максимальной скоростью; - правильно выполнять основные движения в прыжках; - прыгать в высоту с прямого разбега и спиной вперёд; - правильно выполнять основные движения в метании; - бегать в равномерном темпе; |
3.Гимнастика с элементами акробатики. |
Команды «равняйсь, «смирно». Повороты направо, налево и кругом (приставным шагом). Порядковый счёт. Размыкание на вытянутые руки в стороны. ОРУ. Разучивание комплекса утренней гимнастики (УГ). Упражнения для формирования правильной осанки. Висы на перекладине и на канате. Прыжки со скакалкой. Вращение обруча. Лазание и перелезание по гимнастической стенке, скамейке, через препятствия. Упражнения на низком гимнастическом бревне или скамейке. Перекаты, группировки. «Мост». Стойка на лопатках. Обучающиеся должны знать/понимать: - правила ТБ; - словарь по пройденным темам. уметь: - выполнять строевые команды; - акробатические элементы; - выполнять упражнения в равновесии; - лазать по гимнастической стенке, по скамейке; - перелезать через препятствия; - выполнять висы на низкой перекладине. |
4.Лыжная подготовка. |
Одевание лыжных ботинок на лыжи. Правильные пользование лыжными палками. Переноска лыж. Ступающий и скользящий шаг. Повороты переступанием на месте. Спуск под уклон. Подъём на склон «лесенкой». Торможение падением. знать/понимать: - правила ТБ; - словарь по пройденным темам. уметь: - одевать лыжные ботинки на лыжи; - пользоваться лыжными палками; - переносить лыжи; - передвигаться ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них; - выполнять повороты на месте переступанием с лыжными палками и без них; - выполнять спуск под уклон в основной стойке; -выполнять подъём на склон «полуёлочкой»; - тормозить падением. |
5. Подвижные и спортивные игры. |
Подвижные игры: с элементами баскетбола, футбола и волейбола; «Пятнашки», «Охотник и зайцы», «Бег по кочкам» и т.д. на усмотрение учителя. знать/понимать: - правила ТБ; - правила изученных игр; - словарь по пройденным темам. уметь: - играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием; - владеть мячом (держать, передавать на расстояния, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр. |
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
для сдачи практической части по предмету «Физическая культура»
2 класс
Нормативные требования (оценка) |
|||||||
№ |
Контрольные упражнения |
Мальчики |
Девочки |
||||
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
||
1 |
Бег 30 м (сек.) |
5.6 |
6.0-7.0 |
7.1 |
5.8 |
6.2-7.2 |
7.3 |
2 |
Челночный бег 3х10м (сек.) |
9.1 |
9.5-10.0 |
10.4 |
9.7 |
10.1-10.7 |
11.2 |
3 |
Подтягивание на высокой перекладине из виса(М) на низкой перекладине из виса лежа (Д) |
4 |
2 |
1 |
8 |
5 |
3 |
4 |
Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой (М-1 мин., Д.-30 сек.) |
32 |
28 |
20 |
17-14 |
13-12 |
9 |
5 |
Прыжки в длину с места (см) |
145 |
125 |
105 |
125 |
115 |
90 |
6 |
Многоскоки 8прыжков, (м) |
9 |
7 |
5 |
8.5 |
7 |
5 |
7 |
Прыжки через скакалку за 1мин. |
50 |
40 |
30 |
60 |
35 |
20 |
8 |
Метание мяча на дальность (м) |
19 |
15 |
10 |
15 |
10 |
5 |
9 |
Метание мяча в цель [X] с 6м |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
10 |
Метание набивного мяча 1кг (см) |
310 |
245 |
215 |
280 |
215 |
175 |
11 |
6-минутный бег |
950 |
850 |
700 |
750 |
650 |
550 |
12 |
Бег 500 м |
Без учета времени |
Без учета времени |
||||
13 |
Ходьба на лыжах 1км |
Без учета времени |
Без учета времени |
Материально-техническое обеспечение.
Демонстрационный материал:
таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
методические плакаты;
наглядный материал.
Технические средства:
компьютер;
цифровая видеокамера.
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование:
стенки гимнастические;
скамейки гимнастические;
мостик гимнастический;
козёл гимнастический;
бревно напольное гимнастическое;
конь гимнастический;
палки гимнастические;
скакалки гимнастические;
обручи гимнастические;
скакалки гимнастические;
маты гимнастические;
перекладина навесная;
канат для лазания;
мячи набивные 1кг, 2кг, 3кг, 5кг;
набор мячей и предметов для развития основной моторики у детей;
мячи малые (резиновые, теннисные);
мячи большие (резиновые, баскетбольные, волейбольные, футбольные);
планка для прыжков в высоту;
стойки для прыжков в высоту;
рулетки измерительные (10м, 50м);
щиты с баскетбольными стойками;
стойки волейбольные;
сетка волейбольная;
конусы;
футбольные ворота;
стартовый блок;
стойки с подставками;
батут с матами;
комплекты для тренировки равновесия;
игровой туннель;
альпийская стенка;
аптечка медицинская.
Библиотечный фонд:
БАСКЕТБОЛ / А. В. Комаров. – М.: Физкультура и спорт, 1967.
Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика: пособие для учителей и методистов / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2014.
Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка: пособие для учителей и методистов / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2014.
Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов – М.: Просвещение, 2011.
Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2013.
Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре: пособие для учителей и методистов / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2014.
Л. А. Новиковой «Физическая культура»: 1-й класс / Т. С. Лисицкая, Л. А. Новикова. – Москва: АСТ: Астраль, 2015.
Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет / Светлана Миняева. – М.: Айрис – пресс, 2007.
Предметные олимпиады. 7-11 классы. Физическая культура / авт.- сост. А. А. Никифоров, Н. С. Середа. – Волгоград: Учитель, 2015.
Рабочая программа по физической культуре. 1 класс / Сост. А. Ю. Патрикеев. – М.:ВАКО, 2014.
Рабочая программа по физической культуре. 2 класс / Сост. А. Ю. Патрикеев. – М.:ВАКО, 2014.
Рабочая программа по физической культуре. 3 класс / Сост. А. Ю. Патрикеев. – М.:ВАКО, 2014.
Рабочая программа по физической культуре. 4 класс / Сост. А. Ю. Патрикеев. – М.:ВАКО, 2014.
Рабочая программа по физической культуре. 5 класс / Сост. О. П. Авдеева. – М.:ВАКО, 2015.
Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 1 – 4 классы / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2014.
Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 5-7 классы / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2014.
Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 8-9 классы / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2014.
Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт. – сост. В. Н. Верхлин, К. А. Воронцов. – М.: ВАКО, 2012.
Физическая культура: Спортивный дневник школьника: К учебнику Т. С. Лисицкой,
Физкультура: тематическое планирование по 2- и 3-часовой программам. 1-11 классы / сост. К. Р. Мамедов. – Волгоград: Учитель, 2014.
Физическая культура. 1-4 классы: рабочая программа. Расширенное трёхчасовое планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно – корригирующей направленности и обучения бадминтону. Ресурсное обеспечение / авт. – сост. К. Р. Мамедов. – Волгоград: Учитель, 2015.
Физическая культура. 5-9 классы: рабочая программа. Расширенное трёхчасовое планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно – корригирующей направленности и обучения бадминтону. Ресурсное обеспечение / авт. – сост. К. Р. Мамедов. – Волгоград: Учитель, 2014.
Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций / В. И. Лях. – М.: Просвещение,2014.
Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / (М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др.); под ред. М. Я. Виленского – М.: Просвещение,2014.
Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Лях.- М.: Просвещение, 2014.
Физическая культура: Учеб. Для 1 кл. нач.шк. / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2002.
Физическая культура. 2 класс: учеб. для общеобразовательных учереждений / А. П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.
Физическая культура. 3-4 классы: учеб. для общеобразовательных организаций / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2015.
Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А. П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
Физическая культура. 6-7 классы: учеб. для общеобразовательных учереждений / А. П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
Физическая культура. 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / авт.- сост. А.Н. Каинов, Г. И. Курьерова. - Волглград: Учитель, 2014.
Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2006.
Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е. Р. Яхонтова. – М.: Физкультура и спорт, 1987.