12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванцова Марина Александровна356
После окончания ТюмГУ , пришла работать в школу, где и тружусь по сей день. Очень люблю свои предметы и стараюсь интересно и творчески преподать их детям. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень,развиваю интерес у детей к предметам.
Россия, Тюменская обл., Ялуторовск


Рабочая программа

учебного кружка «Эрудит»




Пояснительная записка


Актуальность, практическая значимость,  новизну и педагогическую целесообразность программы.

             Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и вне­школьной работы, способствующих повышению интереса школь­ников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны.

          Что же такое интеллектуальный марафон? Из Толкового сло­варя С.И. Ожегова следует, что интеллект - ум, мыслительная спо­собность, умственное начало у человека, а марафон – спортивные гонки на самой длинной дистанции. Следовательно, интеллекту­альный марафон для младших школьников - это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную для них дистанцию. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уров­нем логического мышления. Поэтому надо научить детей анализи­ровать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта: Интеллектуальные марафоны предоставля­ют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью в подготовке к дальнейшему участию в олимпиадах.

             Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.


Соответствие   Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (перечень нормативных правовых  документов, на основании которых разработана рабочая программа).

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Национальная концепция «Наша новая школа»;
  • ФГОС (Приказ от 6 октября 2009 №373) с изменениями и дополнениями;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».

      

Цели образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности


           Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.


         Задачи программы:

  • формирование умение учиться как основной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся.


Сведения о сроках реализации программы


          Программа кружка рассчитана на 1 смену ЛДП (3 недели), составляет 6 часов, 1 занятие в неделю.  Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 7-15 лет.


Главные принципы реализации программы

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.


Основные формы работы кружка

     Занятия рассчитаны на индивидуальную,  групповую и коллективную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


Формы занятий:

  • беседы;
  • тренинги;
  • диагностика;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • интеллектуальные игры;
  • творческие работы;
  • экскурсии.


Методы обучения.

         Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.


Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.


Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

                                                                                     

Креативные методы

         Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.


Основные направления и содержание деятельности.

            На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

       Задания-разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается  несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.


Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.


 Формы и виды контроля, формы подведения итогов работы


Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

           Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в олимпиадах по русскому языку и математике, конкурсах логического мышления.


Планируемые результаты:

       Личностные УУД:

  • Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.
  • Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
  • Формирование моральной самооценки.
  • Развитие познавательных интересов.


Регулятивные УУД:

Формировать:

  •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение адекватно оценивать свою деятельность;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Учебно-тематический план кружка «Эрудит»


п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

теория

практика

1.

Интеллектуальные, развивающие игры

2

1

1

2.

Занимательная математика

2

1

1

3.

Русское слово

2

1

1

ИТОГО:

6

3

3


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Эрудит» 


занятия

п/п



Тема занятия


Количество часов

Дата

план.

факт.

практич.

всего



Интеллектуальные, развивающие игры (6ч.)


Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы).

2

2




Интеллектуальные игры. Игры с числами. Логические задачи.

2

2



Занимательная математика (10ч.)


Магические квадраты.

1

1




Интеллектуальный марафон.

1

1



ИТОГО:

6

6





Учебно-методическое обеспечение реализации программы кружка “Эрудит”.


  1. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka. ucoz. ru/blog/2008-04-14-16
  2. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm. kirov. ru/tasks. Htm
  3. Дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, русский язык).
  4. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
  5. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
  6. Логические задания. www.irsho.ru/logics


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.