12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гейко Ирина Николаевна265
Россия, Кемеровская обл., Междуреченск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19

с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа учебного курса

«В мире литературы »

для учащихся 2 -4 классов

 

Междуреченск

2017

Пояснительная записка учебного курса «В мире литературы»

О низком качестве литературного образования свидетельствуют устойчиво низкие результаты российских школьников в международных исследованиях качества чтения PISA.

Внутрипедагогические проблемы усугубляются снижением общекультурного уровня россиян, катастрофическим падением их интереса к серьезной литературе, что не может не отразиться на качестве чтения современных школьников. Cегодня мы наблюдаем кризисную модель детского чтения. Ее характерные черты:

детский читательский негативизм;

отказ от добровольного чтения серьезной литературы;

превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг;

низкая культура чтения, замена программных произведений дайджестами;

утрата детьми чувства языка.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, председателя Российской Ассоциации чтения, одной из важных задач современной школы является формирование круга досугового чтения современного ребенка, а также освоение им культуры чтения, формирование необходимых для этого умений и технологий работы с текстом.

По данным психологов, представленным на Международной конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре», к 13 годам ребенок должен испытывать потребность в чтении, самостоятельно осуществлять отбор художественных произведений, отвечающих его духовным запросам. Если этого не происходит в детстве, то маловероятно обращение человека к книге в последующей жизни. Поэтому одной из важнейших задач литературного образования является формирование личной читательской мотивации ученика.

Новизна программы внеурочной деятельности по литературному чтению «В мире литературы» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения в системе работы начальной школы МБОУ СОШ №19 с одарёнными детьми. Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов, что снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения.

Цели и задачи учебного курса «В мире литературы»

Цель: формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

формировать познавательный интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

совершенствовать навыки чтения учащихся;

обогащать нравственно–эстетический опыт ребенка;

знакомить учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

формировать первичные представления об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

вырабатывать привычку к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;

формировать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности;

развивать воображение, литературно-творческие способности и речь учащихся;

формировать личность ученика, его нравственное сознание через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.

Общая характеристика учебного курса « В мире литературы»

Рабочая программа составлена в соответствии c нормативными документами:

- Федеральный Закон №273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»;

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;

- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296).

- концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №19;

- на основе примерной программы по литературному чтению;

- на основе авторской программы по учебному предмету литературное чтение Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.

Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Место учебного курса «В мире литературы» в Учебном плане

Разработанная программа усиливает часть, формируемую участниками образовательного учреждения.

В содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение».

Данный курс рассчитан на три года обучения по 34 учебные недели, при проведении 1 часа в неделю. Всего: 102 часа.

 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного курса «В мире литературы»

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного

учебного курса «В мире литературы»

В результате освоения учебного курса «В мире литературы» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные результаты (формирование УУД)

Регулятивные учебные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;

пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

вести диалог о прочитанной книге.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Форма контроля уровней достижений учащихся

Способы проверки результатов:

- наблюдение,

- тестирование,

- педагогическая диагностика.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

Проверка техники чтения.

Проверка читательского кругозора.

Анкетирование по выявлению мотивации чтения


 

Содержание учебного курса «В мире литературы»

Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

    Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.

   Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.

    Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.

   Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.

   К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств».

   Одной из основных задач курса:

приобщить детей к общечеловеческим ценностям;

способствовать развитию креативности («творческости») как черты личности.

За основу данной разработки взята программа Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла».

   Цель заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.  Эта программа приохотит детей к посильным занятиям наукой, к чтению книг, научит ценить и понимать прекрасное.

 Основная задача предлагаемой программы – это воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

     Во втором классе особенно важным становится практическое освоение закона художественной формы как средства выражения мыслей и чувств автора. Это освоение осуществляется путём работы с целостной структурой художественного текста, постепенно усложняющегося. А рабочим материалом служат малые жанры народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.

   Предлагаемая программа служит лишь основной стартовой площадкой для собственного творчества учителя.

   Основная цель предлагаемой программы – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

  Исходным для данной программы можно считать отношение «автор - художественный текст – читатель». Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка (т.е. работа в позиции «критика»), и владение законом художественной содержательной формы. Этот закон ребёнок осваивает в позиции «теоретика».

  Перед культурным читателем стоят задачи, разрешимые только через специфически «заочный» диалог между автором и читателем. Работы эстетически развитого читателя заключаются не только в чтении и получении удовольствия, но и постоянном «вычитывании», интерпретации толковании текста, составлении своеобразной «читательской партитуры». То есть позиция «непосредственного» читателя сливается с позицией «критика», работа «критика» нередко становится преобладающей хотя бы на время.

   Работая в позиции «автор-художник», ребёнок сам пытается сочинить литературные и художественные произведения. Эта работа в программе – ведущая. Её следует рассматривать как главное условие широкого литературного развития читателя, реализуя принцип «от маленького писателя – к большому читателю». Авторство нужно ребёнку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.

Стоит обратить внимание на те новые задачи, которые поставит перед учениками четвёртый год обучения.

   На протяжении всего четвёртого года обучения продолжается начатое ранее движение «сквозь жанры»: дети выводят законы построения протяжной песни, сказки, народной драмы.

   Овладев такими сложными жанрами устного народного творчества, они уже готовы к работе с разными по жанровому составу произведениями авторской литературы; к усвоению сложнейшего понятия родового деления литературы.

  Понятие «род литературы» имеет чрезвычайно важное значение для становления читателя.

   Изучение народных песен, прежде всего протяжных, позволит «открыть» основные черты лирики; на материале народных сказок «открывается» понятие «эпос»; знакомство с народной драмой.   Логическим завершением всей этой работы станут уроки, на которых дети сравнивают три произведения с одной и той же тематикой, но относящиеся к разным родам литературы.

   Ещё один вид творческой работы будет введён в четвёртом классе – работа со словом, с его значением и формой.

     Тематический план учебной программы

2 класс

 

Тема занятия

Кол-во

часов

І

Введение

2

1.1.

Автор – художественный текст – читатель

1

1.2.

Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки

1

ІІ

Устное народное творчество

8

2.1.

Устное народное творчество. История происхождения жанров

1

2.2.

Характер героя в оценке рассказчика.

«Каша из топора» русская народная сказка

1

2.3.

Характер героя в оценке рассказчика. Проблема жанра «сказка». «Айога» нанайская сказка

1

2.4.

Ритм – основа искусства

1

2.5.

Ритм в искусстве слова

1

2.6.

Структура жанра «считалка»

1

2.7.

Сочини свою считалку

1

2.8.

Обсуждение детских считалок

1

ІІІ

Что такое ритмический рисунок?

9

3.1.

Ритмический рисунок в авторской поэзии

1

3.2.

Изменение ритмического рисунка, как выразительного средства поэтической речи

1

3.3.

Структура жанра «потешка»

1

3.4.

Сочини свои потешки

1

3.5.

Обсуждение детских потешек

1

3.6.

Запись текста как средства выразительности

1

3.7.

Структура жанра «скороговорка»

1

3.8.

Сочини скороговорку

1

3.9.

Конкурс «скороговорителей»

1

ІV

Что такое звуковой рисунок?

15

4.1.

Звуковой рисунок в авторской поэзии

1

4.2.

Одушевление стихий М. Матерлинк «Синяя птица»

1

4.3.

Сравнение жанров «потешка» и «скороговорка»

1

4.4.

Структура жанра «загадка»

1

4.5.

Сочинение загадок

1

4.6.

Обсуждение. Коллективная творческая работа

1

4.7.

Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии

1

4.8.

Сравнение и метафора в авторской поэзии

1

4.9.

Структура жанра «побасёнка»

1

4.10.

Сочини свою побасёнку

1

4.11.

Обсуждение детских побасёнок

1

4.12.

Что смешит в басне? Басня, сказка, побасёнка, пьеса; их сходство и различие

1

4.13.

Структура жанра «небылица»

1

4.14.

Сочини свои небылицы

1

4.15.

Обсуждение детских небылиц. Наше творчество. Заключительный урок

1

 

Итого

34

 

Тематический план учебной программы

3 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Ι

Вводные уроки

7

1.1.

Вводный урок.

1

1.2.

Автор – художественный текст – читатель

1

1.3.

Точка зрения автора и рассказчика

1

1.4.

Ритмический рисунок в авторской поэзии

1

1.5.

«Моя любимая книга». Классное сочинение

1

1.6.

«Моя любимая книга». Обсуждение детских сочинений

1

1.7.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

ΙΙ

Рифма

14

2.1.

Ритм, рифма, звук как средства выразительности

1

2.2.

Краски, звуки и запахи осени

1

2.3.

«Приметы осени». Классное сочинение

1

2.4.

Акцентное вычитывание лирического стихотворения. И.Бунин «Листопад»

1

2.5.

Выразительные возможности слов «первый» и «последний».

1

2.6.

«Первый»… «Последний»… Обсуждение детских сочинений

 

2.7.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

2.8.

Акцентное вычитывание эпического текста. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (домашнее чтение)

1

2.9.

Проверка домашнего чтения. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

2

2.10.

Отзыв о сказке. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

2.11.

Выразительные возможности слов «шорох», «шелест», «лепет», «шум»

 

2.12.

«Шелест».  «Шум». Обсуждение детских сочинений

1

2.13.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

2

ΙΙΙ

Малые жанры народного творчества

12

3.1.

Малые жанры народного творчества. Повторение. Поиграем в угадайку

1

3.2.

Считалка. Потешка

1

3.3.

Скороговорка. Загадка

1

3.4.

Побасёнка. Небылица

1

3.5.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

3.6.

Акцентное вычитывание эпического текста. В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

3.7.

Отзыв о сказке. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Классное сочинение

1

3.8.

Отзыв о сказке. Обсуждение детских сочинений

1

3.9.

Встреча со сказкой. Праздник читательских удовольствий

1

3.10.

Акцентное вычитывание лирического стихотворения. А.А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка…»

1

3.11.

Олимпиадные задания по литературному чтению

1

3.12.

Наше творчество. Конкурс весёлых сказочников

1

3.13.

Заключительное занятие. Олимпиадные задания по литературному чтению

 
 

Итого

34

Тематический план учебной программы

4 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Ι

Введение

9

1.1.

Вводный урок. Типы текстов.

1

1.2.

Определение типа текста

1

1.3.

Ритмический рисунок в авторской поэзии

1

1.4.

«Что я чувствую и представляю, когда звучит слово…» (обсуждение сочинений)

1

1.5.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

2

1.6.

Эпический текст.

1

1.7.

Акцентное вычитывание эпического текста.

1

1. 8.

Акцентное вычитывание эпического текста. А.П. Чехов «Ванька»

1

ΙΙ

Малые жанры народного творчества

18

2.1.

Пословица

1

2.2.

Народная песня

1

2.3.

Структура жанра «протяжная песня»

1

2.4.

Акцентное вычитывание протяжной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

1

2.5.

Детские песни

1

2.6.

Коллективная и индивидуальная творческая работа «Сочините песенки»

1

2.7.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

2

2.8.

Народные сказки: волшебные, бытовые, о животных

1

2.9.

Структура жанра «волшебная сказка»

2

2.11.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

2.12.

Структура жанра «сказка о животных»

1

2.13.

Структура жанра «бытовая сказка»

1

2.14.

Сходство и различие авторской и народной сказки

1

2.15.

Акцентное вычитывание сказки.

1

2.16.

Акцентное вычитывание сказки. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

2.17.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

ΙΙΙ

Роды литературы. Эпос. Лирика

7

3.1.

Роды литературы. Эпос.

1

3.2.

Роды литературы. Лирика.

1

3.3.

Структура жанра «народная драма»

1

3.4.

Роды литературы. Эпос. Лирика. Драма.

1

3.5.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

3.6.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

3.7.

Наше творчество. Заключительный урок

1

 

Итого

34

Литература

Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах // Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1998.

Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 2000.

Бравиль В.А. Международные интеллектуальные олимпиады. – М., 1999.

Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей:

Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

5. Волкова Т.А., Михайлова И.Д. Лицей. Литературный вечер // Литература

в школе, 1998.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические

рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Стефа», 2000.

7. Жулий Т.Б. Методический КВН в системе профессиональной подготовки

учителя-словесника // Русский язык в школе. 2001.

8. Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразеологизмов, пословиц,

поговорок // Русский язык в школе. 1998.

9. Зепалова Г.С. Уроки литературы и театр. М.: Просвещение, 2001.

10. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.,

2000.

11. Козак О.Н. Литературные викторины. – СПб.: Союз, 1999.

12. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. //

Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.:

Просвещение, 2001.

13.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1999.

14.Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Просвещение, 1998.

15.Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения

учеников с искусством. //Поиск новых путей. - М.: Просвещение, 1999.

16.Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. – М.:

Просвещение, 2000.

17.Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературного произведения в

школе. // Методика преподавания литературы.– М.:

Просвещение,2001.
18.Методика преподавания литературы. В 2ч. - Ч.2.Внеклассная работа по

литературе / Под редакцией О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, - М.:

Просвещение,Владос,2005.
   19.Мирецкая Н.В. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому

воспитанию в школе. - М.: Просвещение, 1999.

20.Методика преподавания литературы: Под ред. З.Я. Рез. – М.:

Просвещение, 2001.

21.Никольский В.А. Методика преподавания литературы в школе. – М.,

1998.

22.Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. – М.: Издательство

АСТ, “Астрель”, “Олимп”. Организация внеклассной работы по

русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный изд. центр

ВЛАДОС, 2000.

23.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.:

Просвещение, 1999.

24.Савенкова Л.Б. Олимпиада как форма проверки знаний // Русский язык

в школе. 2000. - № 6.

25.Топольницкая Л.С. Детское словесное творчество // Русский язык в

школе. 1999. - № 2.

26.Тулаева Е.Б. Славна богатырями земля русская! Сценарий

литературного состязания по былинам // Литература в школе, 1997.

27.Теплов Б.М. Способности и одаренность.— В кн.: Психология. М.,2000.

28. Шарапова О.Ю. Фонетический КВН // Русский язык в школе. 1997.

  29.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998.

30.Щуркова Н.С. Собранье пёстрых дел. – М.: Новая школа, 1999.

31.Янченко В.Д. Тематический вечер “Творческий союз А.С. Пушкина и

В.И. Даля” // Русский язык в школе. 2001. - № 6.

32.Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание,

1998.

Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

Проверка читательских умений.

В работе с книгой ученик должен уметь:

выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

характеризовать книгу в целом;

- сопоставлять содержание текста и иллюстраций;

- устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

В работе с текстом нужно уметь:

- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

составить рассказ о герое произведения;

кратко передать события (сюжет);

Проверка читательского кругозора

Читательский кругозор ученика может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

Назовите фамилии отечественных поэтов.

Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

Какие басни вы знаете?

Кто из писателей пишет о природе?

Назовите авторов зарубежной литературы.

Назовите известные вам жанры произведений.

Назовите любимые темы чтения.

Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение - это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.

Приложение 1.

Контрольно-измерительные материалы

2 класс

Прочитайте текст

   В сумерках возвращался я из лесу домой, гляжу, по дороге ёж топает. Он тоже меня заметил, фыркнул и свернулся клубком: попробуй,  тронь! Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.

   В комнате Фомка развернулся, стал углы обследовать, норку искать. Вскоре нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на этом валенке любил дремать толстый рыжий кот Барин.

   Всю ночь до рассвета кот где-то бродил, а утром вернулся и хотел лечь на валенок, но вдруг почуял что-то неладное, выгнул спину другой, мяукнул и вскочил на середину комнаты. Старый валенок ожил: чихал, пыхтел, фыркал, а в довершение всего из него выкатился какой-то серый колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: теперь Барину спокойной жизни не будет.

   День, другой, третий  кот и ёж сторонились друг друга, а недели через три пообвыкли и помирились. После этого каждый вечер часам к девяти Фомка начинал стучать по блюдцу лапами: молока требовал. На зов ежа являлся кот, и частенько приятели ужинали вместе. Фомка и Барин стали настоящими друзьями.

Ответь на вопросы, отметив (۷) верный вариант ответа.

1.О чём рассказывает в этом тексте?

□о том, как живут в лесу ежи

□ о том, как кот Барин невзлюбил ежа

□ о том, как подружились ёж и кот

□ о том, как ёжик напал на кота        

 

 2. Где произошла встреча кота с ежом?

□ на дороге     □ в комнате     □ в лесу     □ на крылечке

3. В какое время произошла встреча кота с ежом?

□  в сумерках    □  на рассвете     □ вечером    □ ночью

4. Кот испугался и прыгнул на шкаф, потому что:

□ он всю ночь до рассвета где-то бродил

□ ёжик хотел его ударить

□ ёжик, забравшись в валенок, начал чихать, фыркать

□ он любил дремать на старом валенке

5. Выбери правильное утверждение.

□ Кот и ёж помирились через три дня.

□ Фомка никогда не просил молока.

□ Сначала рассказчик не верил, что кот и ёж подружатся.

□ Кот Барин не любил спать на старом валенке.

6. Как ты понимаешь выражение сторонились друг друга?

□ боялись друг друга

□ старались не встречаться

□ прятались друг от друга

□ ссорились друг с другом

7. Укажи, в каком порядке происходили события.    Цифра  1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.

    Ёж и кот стали друзьями.

    Кот испугался ежа.  Рассказчик принёс домой ежа.

    Ёж забрался в старый валенок.

8. Главным образом автор хотел:

□ рассказать, чем кормить ежей

□ описать первую встречу кота и ежа

□ рассказать о том, что ёж и кот могут подружиться

□ описать поведение лесных ежей в домашних условиях

9. Какое предложение помогает лучше понять основную мысль текста?

□ Всю ночь до рассвета кот где-то бродил.

□ День, другой, третий  кот и ёж сторонились друг друга.

□ Фомка и Барин стали настоящими друзьями.

□ Со страху кот прыгнул на шкаф.

10. Какое название больше других подходит к истории, рассказанной автором?

□ Колючая находка.

□ Как подружились ёж и кот.

□ Первая встреча. □ Старый валенок.

3 класс

Прочитай текст.

НАВОДНЕНИЕ В ЛЕСУ

    С зайцем случилось вот что. Заяц жил на островке среди  широкой реки. Река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день он спокойно спал у себя под кустом.

   Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его промокла снизу.

  Вскочил – а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Заяц убежал на середину островка: там было ещё сухо.

  Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше и меньше. Заяц метался с одного конца на другой.

   Так прошли весь день и вся ночь.

   На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек островка. На нём стояло сухое дерево. Заяц бегал кругом его толстого ствола.

    А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду.

   Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке больше уже не прибывала.

   С голоду помереть он не боялся: кора старого дерева была очень жёсткая и горькая, но всё-таки в пищу ему годилась.

   Ветер качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. По широкой реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома.

   Три дня просидел заяц на дереве. Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю.                                                                                      

        (В. Бианки)

Часть А

Выполни задания, отметив (۷) верный вариант ответа.

1. В какое время года происходили события, описанные в данном тексте?

зимой          весной           летом          осенью

2. Какое явление в природе описано в тексте?

иней           снегопад         ливень        наводнение

3. Кто главный герой произведения? Напиши. _________________

4. Где жил заяц?

в поле под кустом                 на островке среди широкой реки

у реки под деревом               на дереве, стоящем в воде

5. Чего не заметил косой?

как вода в реке стала быстро прибывать

что шкурка  промокла снизу

как он очутился на острове

что островок становился всё меньше

6. Как прибывала вода в реке?

величаво             бурно           быстро           медленно

7. Заяц стал прыгать на дерево, потому что    

надоело бегать по островку

вокруг уже была вода, и ему негде было спастись

захотелось погрызть кору этого дерева

решил там отдохнуть

8. Почему заяц не боялся умереть с голоду, сидя на дереве?

потому что он был не голоден

потому что он спускался поесть

потому что он мог есть кору старого дерева

потому что он взял с собой запасы еды

9. Как заяц дожидался конца наводнения?

терпеливо            трясясь          с нетерпением          со страхом

10. Сколько времени просидел заяц на дереве?

четыре  дня        три дня         два дня         один день

Часть В

1. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

    Цифра  1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6, 7.      

Солнце согревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать.

Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю.                                                                                      

А на третий день вода поднялась уже до самого дерева.

Началось наводнение.

1 Заяц жил на островке среди  широкой реки. Островок становился всё меньше и меньше.

Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук.

2. 1) Закончи предложение.

Река кругом его островка с треском ________________________________

 2) Как называется это явление: ледоход, заморозки, ледостав. Нужное подчеркни.

3. Выпиши предложение, в котором описывается поведение зайца, когда вода быстро прибывала.________________________________________________ _______________________________________________________________

4. Перечисли, что проплывало по широкой реке во время наводнения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Часть С

1. Когда тебе особенно было страшно за зайца? Напиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как ты думаешь, почему заяц попал в такую ситуацию? Напиши об этом.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый тест

по литературному чтению за 4 класс

1. На что опирается человек, когда строит планы на будущее?

а) на фантазию, мечты;

б) на советы друзей;

в) на опыт, личную память.

2. Кого богатырь Илья Муромец выпустил из подвала?

а) Елену Прекрасную;

б) тридцать витязей;

в) Добрыню Никитича и Алёшу Поповича;

г) тридцать девушек.

3. В каком возрасте П.П. Ершов написал сказку «Конёк-горбунок»?

а) в 16 лет;     в) в 20 лет;

б) в 18 лет;     г) в 24 года.

4. Чем занимался старик с сыновьями в сказке «Конёк-горбунок»?

а) сеяли рожь;                   в) сеяли пшеницу;

б) пасли лошадей;             г) разводили пчёл.

5. Как А.С. Пушкин называл свою няню?

а) ласточкой;

б) нянюшкой;

в) голубкой.

6. Укажи значение слова «алчный»

а) жадный;           в) скудный;

б) глупый;           г) печальный.

7. О чём договорились Ашик-Кериб и Магуль-Мегери?

а) что он попросит у её отца её руки;

б) что он будет семь лет странствовать в поисках богатства;

в) что он добудет для неё волшебное ожерелье.

8. Кто является автором стихотворения «Листопад»?

а) А.С. Пушкин;              в) И.С. Никитин;

б) И.А. Бунин;                 г) Н.А. Некрасов;

9. Что делала жаба в начале «Сказки о жабе и розе»?

а) отдыхала после удачной охоты;

б) охотилась;

в) купалась.

10. Почему в сказе «Серебряное копытце» девочку назвали Дарёнкой?

а) от слова «дарить»;

б) от слова «драть»;

в) от слова «бурёнка»;

г) от слова «даль».

11. Укажи значение слова «тувалет»

а) комплект дорогой одежды;

б) стол с зеркалом и всеми принадлежностями;

в) набор украшений.

12. Какие сказки ты знаешь?

а) литературные;

б) народные;

в) литературные и народные;

13. Кто написал сказ «Серебряное копытце»?

а) С.Т. Аксаков;

б) В.М. Гаршин;

в) П.П. Бажов;

г) В.Ф. Одоевский

14. Назовите главную мысль «Сказки о потерянном времени»:

а) иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь;

б) настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя;

в) человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

15. Кто является автором рассказа «Главные реки»?

а) В.Ю. Драгунский;

б) Н.Н. Носов;

в) Е.Л. Шварц;

г) В.В. Голявкин.

16. Закончи пословицу «Кто грамоте горазд, тому…»:

а) не пропасть;

б) понадобятся очки;

в) нужно много читать.

17. Где проводил осень композитор Эдвард Григ?

а) на берегу Женевского озера;

б) в лесах около Бергена;

в) на окраине Стокгольма.

18. Какую игру  В. Брюсов называет вечерней?

а) прятки;

б) палочка-выручалочка;

в) лото;

г)жмурки.

19. Укажи значение слова «сайма»

а) рыбацкая стоянка;

б) рыбацкая лодка;

в) рыбацкая сеть.

20. М.М. Пришвин «Выскочка». От какого слова произошло имя собаки?

а) от слова «Бия»;

б) от слова «Байкал»;

в) от слова «виться» (она была очень подвижная).

21. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Почему маме-стрижихе было так трудно?

а) она одна кормила детей;

б) у неё было слишком много детей;

в) её норка была расположена в неудачном месте.

22. С.А. Есенин «Лебёдушка». Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

а) картину заката;

б) картину рассвета;

в) картину жаркого летнего полдня;

г) картину ясной летней ночи.

23. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». О чём говорило количество устриц на хвосте Русалочки?

а) о родовитости;

б) о возрасте;

в) о богатстве.

Ответы к тесту.

10а

11б

12в

13в

14в

15а

16а

17б

18б

19а

20в

21а

22б

23а

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.