Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 9 класса. Составитель Шевченко Е. С.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа »
г. Калача – на – Дону Волгоградской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей истории, географии и обществознания протокол №_______ от _________2022 г. Руководитель МО _________ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по учебно-воспитательной работе ________________ 2022 г. _________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ____________ 2022 г. ____________ |
Рабочая программа
учебного курса «Обществознание»
для 9 класса
Составитель Шевченко Е. С.
г. Калач-на-Дону 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Обществознанию» в 9 классе составлена в соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (для V – IХ классов),
3.1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
4. Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»»,
5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,
6. Рабочей программой по обществознанию для 6-9 классов – О. Б. Соболева, О. В. Медведева - М., «Вентана – Граф» - 2020 //Авторский вариант обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Обществознание» для линии учебников по обществознанию для основной школы под редакцией академика В.А. Тишкова, Обществознание 9 класс (ФГОС) – М., «Российский учебник», 2020//,
7. Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы //утверждена Приказом Минпросвещения России от 25.11.2019 N 637 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета "Обществознание" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 - 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года"//Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ СШ № 1 г. Калача – на – Дону Волгоградской области.
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы. Учебник «Обществознание» 9 класс ФГОС: Гаман-Голутвина О.В., Корсун Р.П., Соболева О.Б.; под общ. ред. Тишкова В.А.– М.: «Российский учебник», 2020 г.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» в 9 классе
Содержание основного общего образования по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят:
- социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям;
- правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Наряду с историей и географией школьный предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». В нем изучаются основы всех социальных дисциплин. Экономика и право в основной школе, как отдельные предметы, не изучаются. Обучение обществознанию в основной школе предусмотрено только на одном, базовом уровне. Программа по обществознанию для основного общего образования составлена из расчета общей учебной нагрузки 140 часов за 4 года обучения: 1 час в неделю в 6—9 классах (35 учебных недель).
В программе предусмотрено изучение материала регионального компонента (примерно 10% учебного времени). Это реализуется путем введения в различные темы вопросов по состоянию изучаемого явления в регионе проживания ученика, что способствует осознанию учащимся положения его края в общемировых социальных процессах. Резервное время отдельно не зафиксировано, так как предполагается его использование на повторительно-обобщающих уроках по каждой теме. Изучение обществознания ступенью основной школы не ограничивается.
В основной школе акцент сделан на проблеме человека и его взаимоотношениях с обществом. Изучение таких вопросов, как человек и его социальное окружение, ценности человека и ценности общества, нормы и правила, определяющие поведение человека; человек в экономической и политической жизни, в системе социальных отношений, в культурно-информационной среде современного общества и др., имеет ярко выраженную практико-ориентированную направленность.
Цели и задачи образовательной программы по обществознанию в 9 классе
Цели:
— создать условия для формирования осознанного отношения ученика к окружающей его социальной реальности, осознания своего места в обществе;
- формирование объективного представления ученика к своим актуальным и перспективным социальным ролям, научиться их адекватно осуществлять, почувствовать себя «гражданином» своей страны.
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Задачи:
-создать условия для продолжения развития личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
- создать условия для продолжения развития нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- продолжить воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- организация условий для продолжения освоения учениками на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации (об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина);
- организация деятельности ученика, способствующей продолжению овладения им умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности освоения социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
- продолжение формирования опыта применения полученных знаний для решения типичных практических задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Особенности образовательной программы по обществознанию.
В курсе 9 класса рассматриваются три блока вопросов: политическая и социальная сферы общественной жизни, а также современное глобальное общество. В первом блоке изучаются вопросы политики, их рассмотрение разделено на две темы — общие вопросы политики и политика современной России.
В первой теме изучается сущность политики, государства, его функций и форм, разделения властей, демократических ценностей, правового государства. Обучающиеся знакомятся с деятельностью политических партий и движений, иных институтов гражданского общества как субъектов политики, с формами политического участия граждан. Во второй теме полученные знания раскрываются применительно к современному Российскому государству: закрепляется знание основ конституционного строя Российской Федерации, формируется представление о федеративном устройстве Российской Федерации, структуре и полномочиях высших органов государственной власти и должностных лиц, об устройстве судебной системы нашей страны и системы местного самоуправления. В ходе уроков-практикумов ученики получают лабораторный опыт выполнения роли избирателя, анализируют деятельность современных политических партий, знакомятся с работой органов местного самоуправления.
Второй блок вопросов раскрывает различные аспекты социальных отношений. В первой теме рассматривается социальная структура общества в целом и проблемы социального неравенства, социальные статусы и роли, сущность, пути и виды социальной мобильности. В ходе практикумов обучающиеся определяют свои социальные статусы, учатся грамотно исполнять свои роли в группах, разрешать ролевые конфликты, избегать негативных форм девиантного поведения. Важнейшее место в данной теме занимают проблемы этнического развития, собственной национальной идентичности, межнациональных отношений, социальных конфликтов. Все темы рассматриваются как в общетеоретическом плане, так и на примере современного российского общества и государства.
Завершается изучение обществознания в 9 классе рассмотрением в третьем блоке вопросов перспектив развития современного общества, связанных с процессами глобализации. Обучающимся предлагается порассуждать о профессиях настоящего и будущего, об образе жизни современного человека. В ходе изучения темы к практикумам привлекаются родители. Итоговый урок-практикум обобщает все полученные теоретические знания и организует их применение для правильного выбора дальнейшего образовательного маршрута на предыдущих ступенях обучения, знакомит подростков с актуальными для них проблемами, регулируемыми в сфере экономики.
Место и роль курса «Обществознание» в обучении.
Наряду с историей и географией школьный предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». В нем изучаются основы всех социальных дисциплин. «Экономика» и «Право» в основной школе как отдельные предметы не изучаются. Обучение обществознанию в основной школе предусмотрено только на одном, базовом уровне. Программа по обществознанию для основного общего образования составлена из расчета общей учебной нагрузки 140 часов за 4 года обучения: 1 час в неделю в 6-9 классах (35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения образовательной программы по обществознанию в 9 классе
Планируемые результаты освоения образовательной программы обучения обществознанию выстроены с учетом их поэтапного достижения на основе психолого-педагогических и социальных особенностей учащихся разного возраста и особенностей изучаемого предметного содержания.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» в 9 классе ученик продолжит учиться:
1) характеризовать социальные ценности и нормы; роль традиций в развитии культуры, роль права в регулировании общественных отношений; Конституцию как основной закон государства; конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации; основы правового статуса личности; основы правового статуса несовершеннолетнего; основы гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права; признаки правомерного и противоправного поведения; опасность асоциальных форм поведения;
2) раскрывать смысл понятий: социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль; мораль; самоконтроль, гражданственность, патриотизм, гуманизм; право, правовая норма, закон; правомерное поведение; права человека; права гражданина, правоохранительные органы; правоспособность; дееспособность; право собственности; права потребителей; трудовой договор; рабочее время, время отдыха; правомерное поведение; правонарушение, преступление, юридическая ответственность, наказание, дисциплинарную ответственность обучающихся;
3) называть имена выдающихся общественных деятелей, связанных с изученной проблематикой; основные
принципы морали; права ребенка; основные международные документы о правах человека и правах ребенка; права человека в период вооруженных конфликтов; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; отрасли российского права; виды правонарушений; виды юридической ответственности;
4) описывать отношения, регулируемые гражданским, трудовым, семейным, административным и уголовным законодательством;
5) приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; исторических и современных нормативных правовых актов;
6) классифицировать социальные нормы, социальный контроль; субъекты права; правонарушения; наказания; юридическую ответственность;
7) сравнивать нормы права и нормы морали; дееспособность малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; правомерное и противоправное поведение; виды правонарушений; виды юридической ответственности; правоохранительные органы, выявлять черты их сходства и различия;
8) устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия гражданина и государства): свободы и ответственности, поступка и общественного блага, правонарушения и юридической ответственности; правовой культуры и правового государства;
9) осуществлять поиск социальной информации о ценностях и нормах, определяющих поведение человека из различных текстовых, визуальных и аудиовизуальных источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных и дидактически отобранных источников, нормативных правовых актов и т. п.), составлять на их основе простой план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в сложную двойную схему и таблицу; находить неадаптированную социальную информацию в Интернете по указанной теме и кругу источников;
10) анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных и дидактически отобранных источников о ценностях и нормах, определяющих поведение человека (в том числе художественных текстов, материалов статистики, политической карты, нормативных правовых документов), соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека и реальным поведением;
11) использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта в области регулирования личного и общественного поведения;
12) определять и объяснять с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к нормам, определяющим поведение человека; к различным проявлениям отклоняющегося поведения;
13) решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие роль различных социальных норм в жизни общества, в том числе юридические;
14) использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, социально безопасного поведения, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
15) использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса, в том числе исследований в области социального познания;
16) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности, объяснительные записки, расписки, жалобы и т. п.);
17) оценивать поведение людей с точки зрения моральных и правовых норм; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения и необходимость поиска решений социальных конфликтов, согласующихся с социальными нормами;
18) на основе осознания своей этнокультурной и общенациональной (российской) идентичности проявлять уважение к другим народам, людям разных культур, национальной и религиозной принадлежности;
19) взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных конфессий на основе моральных и правовых норм;
20) быть способным вступать в социальную коммуникацию для решения познавательных и жизненных задач
со сверстниками, родителями, взрослыми и учителями, в том числе в социальных сетях; организовывать работу в группе по заданию учителя, планировать и ответственно выполнять свою часть групповой работы; руководить группой; готовить устное сообщение и презентацию на социальную тематику, выступать с устным сообщением на социальную тематику в сопровождении презентации; конструктивно участвовать в учебной беседе и дискуссии: формулировать и задавать вопросы; отвечать на вопросы; формулировать и аргументировать свою позицию по изучаемым проблемам социальной жизни;
21) демонстрировать объективную оценку своих личных качеств и познавательных способностей, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
22) осознавать необходимость знаний в области социальной безопасности, личную значимость социального познания;
23) составлять портфолио учебных обществоведческих достижений.
В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, определенных ФГОС.
Личностные результаты освоения предмета:
- воспитание российского гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетенции в обращении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения предмета:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
Предметные результаты освоения предмета:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющимся мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптация в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Планируемые результаты освоения курса обществознания (9 класс)
Планируемые результаты освоения образовательной программы обучения обществознанию выстроены с учетом
их поэтапного достижения на основе психолого-педагогических и социальных особенностей учащихся разного возраста и особенностей изучаемого предметного содержания.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» в 9 классе ученик научится:
1) характеризовать социальные ценности и нормы; роль традиций в развитии культуры, роль права в регулировании общественных отношений; Конституцию как основной закон государства; конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации; основы правового статуса личности; основы правового статуса несовершеннолетнего; основы гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права; признаки правомерного и противоправного поведения; опасность асоциальных форм поведения;
2) раскрывать смысл понятий: социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль; мораль; самоконтроль, гражданственность, патриотизм, гуманизм; право, правовая норма, закон; правомерное поведение; права человека; права гражданина, правоохранительные органы; правоспособность; дееспособность; право собственности; права потребителей; трудовой договор; рабочее время, время отдыха; правомерное поведение; правонарушение, преступление, юридическая ответственность, наказание, дисциплинарную ответственность обучающихся;
3) называть имена выдающихся общественных деятелей, связанных с изученной проблематикой; основные
принципы морали; права ребенка; основные международные документы о правах человека и правах ребенка; права человека в период вооруженных конфликтов; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; отрасли российского права; виды правонарушений; виды юридической ответственности;
4) описывать отношения, регулируемые гражданским, трудовым, семейным, административным и уголовным законодательством;
5) приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; исторических и современных нормативных правовых актов;
6) классифицировать социальные нормы, социальный контроль; субъекты права; правонарушения; наказания; юридическую ответственность;
7) сравнивать нормы права и нормы морали; дееспособность малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; правомерное и противоправное поведение; виды правонарушений; виды юридической ответственности; правоохранительные органы, выявлять черты их сходства и различия;
8) устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия гражданина и государства): свободы и ответственности, поступка и общественного блага, правонарушения и юридической ответственности; правовой культуры и правового государства;
9) осуществлять поиск социальной информации о ценностях и нормах, определяющих поведение человека из различных текстовых, визуальных и аудиовизуальных источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных и дидактически отобранных источников, нормативных правовых актов и т. п.), составлять на их основе простой план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в сложную двойную схему и таблицу; находить неадаптированную социальную информацию в Интернете по указанной теме и кругу источников;
10) анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных и дидактически отобранных источников о ценностях и нормах, определяющих поведение человека (в том числе художественных текстов, материалов статистики, политической карты, нормативных правовых документов), соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека и реальным поведением;
11) использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта в области регулирования личного и общественного поведения;
12) определять и объяснять с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к нормам, определяющим поведение человека; к различным проявлениям отклоняющегося поведения;
13) решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие роль различных социальных норм в жизни общества, в том числе юридические;
14) использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, социально безопасного поведения, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
15) использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса, в том числе исследований в области социального познания;
16) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности, объяснительные записки, расписки, жалобы и т. п.);
17) оценивать поведение людей с точки зрения моральных и правовых норм; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения и необходимость поиска решений социальных конфликтов, согласующихся с социальными нормами;
18) на основе осознания своей этнокультурной и общенациональной (российской) идентичности проявлять уважение к другим народам, людям разных культур, национальной и религиозной принадлежности;
19) взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных конфессий на основе моральных и правовых норм;
20) быть способным вступать в социальную коммуникацию для решения познавательных и жизненных задач
со сверстниками, родителями, взрослыми и учителями, в том числе в социальных сетях; организовывать работу в
группе по заданию учителя, планировать и ответственно выполнять свою часть групповой работы; руководить
группой; готовить устное сообщение и презентацию на социальную тематику, выступать с устным сообщением
на социальную тематику в сопровождении презентации; конструктивно участвовать в учебной беседе и дискуссии: формулировать и задавать вопросы; отвечать на вопросы; формулировать и аргументировать свою позицию по изучаемым проблемам социальной жизни;
21) демонстрировать объективную оценку своих личных качеств и познавательных способностей, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
22) осознавать необходимость знаний в области социальной безопасности, личную значимость социального познания;
23) составлять портфолио учебных обществоведческих достижений.
В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.
Личностные результаты освоения предмета:
- воспитание российского гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетенции в обращении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения предмета:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
Предметные результаты освоения предмета:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющимся мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптация в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» в 9 классе ученик научится:
- характеризовать государство как политическую организацию; форму государства; демократию; демократические ценности; формы политического участия граждан; выборы и референдум; политические партии; Конституцию Российской Федерации как основной закон государства; Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; территориальное устройство и уровни власти в РФ; Россию как многонациональное государство; диалог культур как способ межэтнического и межнационального взаимодействия; социальную политику Российского государства; социальную структуру общества; статусный набор современного человека, основные социальные роли в подростковом возрасте; социальные конфликты; сущность информационного общества, сущность глобализации; причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия;
- раскрывать смысл понятий: политическая власть, политика, государство; суверенитет государства; политический режим; выборы; референдум; политическая партия, общественно-политические организации; социализация личности; социальные статусы; социальные роли; отклоняющееся поведение; этнос, социальная мобильность, нация; национальное самосознание; социальный конфликт; образ жизни;
- описывать государственные символы Российской Федерации в соответствии с законодательством; отдельные элементы формы государства; полномочия органов государственной власти Российской Федерации, деятельность местного самоуправления; социальную структуру общества, социальные статусы; социальные роли; социальную и личную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль непрерывного образования;
- приводить примеры реализации функций государства; политических режимов; проявлений демократии; форм политического участия; деятельности политических партий, общественно-политических организаций; правомочий законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти в Российской Федерации; социальных общностей и групп; социальных статусов, социальных ролей; проявления процесса глобализации и его противоречий; современных профессий; здорового образа жизни;
- классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций; права человека и гражданина, социальные общности и группы; социальные статусы; социальные роли; социальные перемещения;
- сравнивать формы правления, формы государственного (территориального) устройства; политические режимы; выборы и референдум; политические партии, общественно-политические организации; социальные общности и группы; социальные статусы; социальные роли; современные профессии; каналы социальной мобильности;
- устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия человека и общества, гражданина и государства);
- осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных ее источников, в том числе неадаптированных; составлять на их основе разные виды планов, таблиц, схем различных уровней сложности; переводить информацию из текста в таблицу, график, схему, рисунок; уметь аргументировать выбор способа представления информации;
- анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных и неадаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями о политической и социальной сферах общества;
- использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта;
- определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам: политическим режимам, социальным конфликтам, отклоняющемуся поведению, участию в политической жизни;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в социальной и политической сферах общественной жизни; готовиться к исполнению актуальных ролей (например, работника и избирателя);
- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина в социальной и политической сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
- использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса, в том числе исследовательских и профориентационных, в том числе в конкурсной ситуации, в том числе в ходе итоговой аттестации;
- составлять резюме для приема на работу;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
- выстраивать конструктивные коммникации с представителями других народов, наций, культур и религиозных конфессий на основе гуманистических и демократических ценностей современного российского общества, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважать культуру и традиции народов России и других стран;
- быть способным вступать в социальные коммуникации для решения познавательных и жизненных задач с различными социальными партнерами, в том числе в социальных сетях, мессенджерах;
- самостоятельно организовывать работу в группе, руководить группой; готовить устное сообщение и презентацию на социальную тематику, выступать с устным сообщением на социальную тематику в сопровождении презентации в незнакомой аудитории;
- конструктивно и корректно участвовать в учебной беседе и дискуссии: формулировать и задавать вопросы; отвечать на вопросы; формулировать и аргументировать свою позицию по изучаемым проблемам экономической и духовной жизни современного общества;
- демонстрировать объективную оценку своих познавательных, трудовых и творческих способностей, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
- осознавать необходимость знаний в области политической жизни и социальных отношений для личностного роста и участия в общественном развитии;
- составлять портфолио учебных достижений за курс «Обществознание» основной школы;
- осознанно выбирать дальнейший индивидуальный образовательный и профессиональный маршруты развития.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении основной базы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый уровень знаний:
- повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
- высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Содержание учебного курса «Обществознание. 9 класс»
Раздел 1. Человек в политическом измерении
Тема 1. Политическая организация общества. Политическая власть. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Государство — политическая организация общества. Суверенитет государства. Функции государства. Исторические и современные государства, их многообразие. Форма государства. Формы правления. Формы государственного (территориального) устройства. Политический режим. Демократия, демократические ценности. Политическое участие. Формы политического участия граждан. Выборы. Референдум. Политические партии, их функции в демократическом обществе. Типы политических партий. Общественно-политические организации.
Тема 2. Современное Российское государство. Наше государство — Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия — светское государство.
Президент Российской Федерации, законодательные, исполнительные, судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Территориальное устройство и уровни власти: Россия, субъекты федерации, местное самоуправление.
Раздел 2. Человек в системе социальных отношений
Тема 3. Социальная сфера общества. Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социализация личности. Социальные статусы. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Россия — многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Раздел 3. Человек в современном изменяющемся мире
Тема 4. Человек в условиях глобализации. Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Образ жизни и здоровье. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Будущее создается молодыми.
Итоговое повторение курса.
Тематический план 9 класс «Обществознание».
Раздел | Название тем и уроков | Количество уроков | № §, стр. | |
1 | Особенности изучения обществознания в 9 классе (Введение) | 1 | стр.3-5 | |
2 | Раздел 1. Человек в политическом измерении (15 часов) | Политическая власть — цель или средство? | 1 | §1 |
3 | Практикум. Внешняя политика ведущих стран мира | 1 | ||
4 | Государство и общество | 1 | §2 | |
5 | Практикум. Непризнанные государства | 1 | ||
6 | Основные формы государств | 1 | §3 | |
7 | Политика и политические партии | 1 | § 4 | |
8 | Политика и граждане | 1 | §5 | |
9 | Практикум. Выборы в демократическом государстве | 1 | ||
10 | Наше государство — Российская Федерация | 1 | § 6 | |
11 | Практикум. Конституция Российской Федерации о правах человека и гражданина | 1 | ||
12 | Государственное устройство Российской Федерации | 1 | §7 | |
13 | Практикум. «Паспорт» муниципального образования | 1 | ||
14 | Государственная власть в Российской Федерации | 1 | § 8 | |
15 | Практикум. Политические партии современной России | 1 | ||
16 | Повторение. Контрольная работа | 1 | ||
17 | Раздел 2. Человек в системе социальных отношений (9 часов) | Социальная структура общества | 1 | §9 |
18 | Положение человека в обществе | 1 | §10 | |
19 | Практикум. Мои социальные роли | 1 | ||
20 | Практикум. Роли в группе | 1 | ||
21 | Социальная мобильность | 1 | § 11 | |
22 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 | § 12 | |
23 | Мы — дети разных народов | 1 | § 13 | |
24 | Практикум. Моя национальная идентичность | 1 | ||
25 | Социальные конфликты | 1 | § 14 | |
26 | Раздел 3. Человек в современном изменяющемся мире (5 часов) | Современное общество | 1 | § 15 |
27 | Практикум. Жизнь человека в разных типах обществ | 1 | ||
28 | Жить здоровым, быть красивым | 1 | § 16 | |
29 | Профессии настоящего и будущего | 1 | § 17 | |
30 | Практикум. Выбор пути | 1 | ||
31 | Итоговое повторение | 1 | ||
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
33-34 | Резерв | 2 |
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности:
- Урок изучения нового материала - традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, проектная или исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок закрепление знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
- Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
- Урок контроля, оценки, коррекции знаний – контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. – имеет целью определить уровень и качество овладения знаниями, умениями и навыками и др.
Задания для оценивания результатов обучения:
- тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа;
- тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;
Организация и содержание оценочных процедур.
Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на уровне среднего общего образования. Стартовая диагностика готовности к изучению отдельных предмета «Обществознание» проводится учителем в начале изучения предметного курса (раздела). Результаты стартовой диагностики являются основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебной деятельности с учетом выделенных актуальных проблем, характерных для класса в целом и выявленных групп риска.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы курса. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, учебные исследования и учебные проекты, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и др.). Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебной деятельности и корректировки индивидуального учебного плана, в том числе и сроков изучения темы / раздела / предметного курса.
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне среднего общего образования и проводится в конце каждой четверти (или в конце каждого биместра) и в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и может отражаться в дневнике. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс.
Используются стандартизированные измерительные материалы. Критерии достижения/освоения учебного материала задается на уровне выполнения не менее 65 % заданий базового уровня или получения 65 % от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 58) и локальным нормативным актом образовательной организации.
Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:
- письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);
- устный опрос;
- викторина;
- конкурс;
- творческий отчёт;
- защита проекта;
- защита исследовательской работы;
- написание эссе;
- решение практических задач;
- выполнение тематических заданий.
Итоговые работы.
Форма итоговой работы по предмету устанавливается решением педагогического совета по представлению методического объединения учителей. Итоговой работой по предмету для выпускников средней школы может служить письменная проверочная работа или письменная проверочная работа с устной частью или с практической работой (эксперимент, исследование, опыт и т.п.), а также устные формы (итоговый зачет по билетам), часть портфолио (подборка работ, свидетельствующая о достижении всех требований к предметным результатам обучения) и т.д. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования.
Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; информационное; творческое.
Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) оценивается по следующим критериям:
– сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
– сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
– сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
– сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:
- усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;
- достижение результата или оценивание существующих альтернатив;
- обоснование выбора одной из альтернатив.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях оценке «удовлетворительно». Критерии оценки предметных знаний и умений:
- оценка «отлично» выставляется учащемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет увязывать теорию с практикой, свободно справляется с заданиями (более 90% заданий);
- оценка «хорошо» выставляется учащемуся, если он твёрдо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, справляется с заданиями (более 70% заданий);
- оценка «удовлетворительно» выставляется учащемуся, если он показывает знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении вопросов, справляется с отдельными заданиями (более 50% заданий);
- оценка «неудовлетворительно» выставляется учащемуся, который не знает значительной части программного материала, не справляется с заданиями (50% и менее заданий).
Критерии оценки выполнения проекта:
- актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
- постановка цели проекта;
- формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;
- оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;
- полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;
- соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:
- убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;
- использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;
- умение отвечать на поставленные по проекту вопросы;
- соответствие полученного результата поставленной цели.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», не значительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях учащимся должна быть предоставлена возможность доработать проект.
Оценка решения практических задач.
Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи. Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.
Критерии оценки практической задачи следующие:
- определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;
- оценка альтернатив;
- обоснование итогового выбора.
Оценка конструктивности работы на семинаре.
Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагал более подходящие варианты. При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре важно не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с предыдущим.
Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку «0» или 1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».
Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более активную работу в будущем.
Оценка предметных знаний и умений
Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений.
Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее, можно выделить несколько общих принципов оценивания:
- ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);
- ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично — отметка «3» («удовлетворительно»);
- ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько не существенных ошибок — отметка «4» («хорошо»);
- ученик правильно отвечает на все вопросы — отметка «5» («отлично»).
Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:
- за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;
- за каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла;
- за каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов;
- за развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или 8 баллов.
По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:
0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;
51—70% — «удовлетворительно»;
71—90% — «хорошо»;
91—100% — «отлично».
Оценивание результатов тестирования.
На уроках предполагается использовать тестовые материалы для проверки домашнего задания и как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником и другими источниками для получения нужной информации.
Тест используется с целью проверки домашнего задания, а так же ранее изученного материала. Тестирование проводится в начале урока и занимает не более ¼ части урока. Иногда работа с тестом даётся на весь урок.
В данном случае тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с информацией (различными источниками).
Тесты даются каждому ученику в письменном виде. Задача учащихся – найти правильный ответ.
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.
Отметка «5» выставляется за 100% – 85% выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 84% – 68% выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 67% – 51% выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 50% и менее.
Оценка эссе.
Эссе — это прозаическое свободное рассуждение на какую-либо тему, передающее индивидуальные суждения, впечатления, соображения автора. В Программе для учащихся предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания произведения ученик имеет возможность не только проявить свои творческие способности, но и развить их.
Количество начисленных за конкретную задачу баллов указано в материалах для учащихся. Формирование и развитие навыков и умений осуществляется только в процессе деятельности. Чем больше обучающийся будет размышлять, формулировать и отражать в письменной форме своё мнение по поставленной проблеме, тем активнее будет происходить становление его точки зрения. Размышления над высказываниями мудрых людей помогают понять суть предмета, что должно быть высоко оценено.
Критерии оценивания эссе:
- раскрытие смысла высказывания — ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;
- логичность и системность изложения собственных мыслей —под логичностью понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности, системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого;
- уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);
- уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по обсуждаемому вопросу конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.).
Критерии оценивания письменного ответа.
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
- Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
- Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
- Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка выполнения проекта
Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, для того чтобы стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе максимально соблюдены все заданные критерии и учащийся действительно самостоятельно выполнил работу, её следует оценить максимально, т. е. на «отлично», при этом оговорив, разумеется, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые элементы, следует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.
Критерии оценивания проекта:
- постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;
- сформированность и реализованность целей и задач проекта;
- разработанность плана по подготовке и реализации проекта;
- качество реализации и представления проекта.
Оценка выполнения исследовательской работы
Все комментарии, приведённые в пункте «Оценка выполнения проекта», справедливы и для оценивания исследовательской работы.
Критерии оценивания исследовательской работы:
-постановка исследовательской проблемы;
-формулирование объекта, цели и гипотезы исследования;
-использование адекватных методов исследования;
-использование разнообразных информационных источников;
-адекватность выводов.
Методы и технологии преподавания курса «Обществознание» в 9 классе.
В современном преподавании предмета «Обществознание» используется широкий спектр технологий, основанных на применении определённых способов организации учебной работы (тематический блок, проектный метод и др.), сочетаниях разнообразных форм занятий (игровые формы, моделирование социальных ситуаций, «круглые столы», лекционно-семинарские, практикумы и др.), использовании современных технических средств (компьютерных программ сети «Интернет» и т.п.), возможностей дистанционного обучения с использованием цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов.
Общая тенденция, объединяющая большинство современных педагогических технологий, заключается в том, что определяющую роль на всех этапах проектирования и организации учебного процесса играет ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. На занятиях особая роль отводится активной, разносторонней, посильной и вместе с тем развивающей («в зоне ближайшего развития») деятельности обучающихся. Наряду с заданиями, требующими воспроизведения изучаемого материала, широко используются преобразующие, поисковые, творческие задания.
Курс «Обществознание» предоставляет особенно широкие возможности для использования разнообразных форм организации учебной работы обучающихся. Этому способствуют:
- мотивация «самопознания», поиск растущим человеком ответов на вопросы «кто я?», «кто мы?» и т.д.;
- значительная источниковая база по предмету «Обществознание» – богатство и доступность документов и материалов, представленных в современных информационных сетях и др.
Особое значение имеют работы над учебными проектами по «Обществознанию», поскольку они являются интегративным средством развития, обучения и воспитания обучающихся, предполагают создание нового образовательного продукта.
В курсе «Обществознание» существуют значительные возможности для постановки и обсуждения проблем, связанных с неоднозначным отражением событий и явлений прошлого в различных свидетельствах, а порой и противоречивыми их оценками в работах правоведов, социологов, философов, историков, экономистов. Такие совместные обсуждения, организуемые учителем, служат для обучающихся практикой оценочной деятельности, помогают в дальнейшем ориентироваться в спектре версий и оценок, высказываемых в общественных обсуждениях и дискуссиях. Широкий контекст курса «Обществознание» даёт возможность для осуществления неформальных, содержательных межпредметных связей с материалом других предметных областей: литературы, русского языка, истории, географии, изобразительного искусства, музыки, права.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Обучение обществознанию в современной школе предъявляет новые требования к его материально-техническому обеспечению, которое должно включать следующие типы средств обучения:
1. стенды для постоянных и временных экспозиций;
2. комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
— аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;
— компьютер;
— мультимедиапроектор;
— интерактивная доска;
— множительная техника;
— коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
— выход в Интернет;
3. комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, схемы, карты, плакаты, портреты) по всем разделам школьного курса обществознания;
4. комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
5. библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
6. картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения
контрольных работ и т. д.
Данные средства обучения должны быть сосредоточены в одном учебном кабинете. В нем проходят уроки, осуществляются внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Кабинет обществознания является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В реальной практике современной российской школы это кабинет истории и обществознания. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.
Список литературы
1. Гаман-Голутвина О.В.,Корсун Р.П.,Соболева О.Б.; Обществознание 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под общ. ред. Тишкова В.А. – М.: Вентана – Граф, 2020 г.
2. Соболева О.Б. Обществознание 9 класс.- Методическое пособие для учителя - М.:Вентана-Граф, 2020
3. Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 4. С. 17—24.
5. Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 22-26.
6. Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
7. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001
8. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Образовательные сайты:
Яndex-энциклопедии.
http://encycl.yandex.ru Рубрикон.http://www.rubricon.ru/ Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.http://www.megabook.ru/Lib.ru
Библиотека Максима Мошкова http://www.rsnet.ru– Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ http://www.ant-m.ucoz.ru/- "Виртуальный кабинет истории и обществознания" http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
http://www.hpo.org – Права человека в России http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд» http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата прове дения по плану | Дата прове дения по факту | д/з |
1 | Особенности изучения обществознания в 9 классе (Введение) | • устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая связь политики и социальной жизни); • осуществлять поиск информации в учебнике на основе его аппарата ориентировки; • грамотно использовать в контексте понятия «обществознание», «социальный», «проблема», «явление», «понятие»; • определять и объяснять свое отношение к проблематике обществоведческого курса; • обосновывать начало изучения темы «Политика» в 9 классе. | стр.3-5 | |||
2 | Раздел 1. Человек в политическом измерении | Политическая власть — цель или средство? | • раскрывать смысл понятий «политика», «субъект политики», «объект политики», «государство», «республика», «монархия», «федерация», «политический режим», «политическая партия», «внутренняя политика», «внешняя политика», «политическая власть»; • определять, что такое обязанность и ответственность гражданина перед обществом; • извлекать социальную информацию из разных источников и анализировать противоречивые общественные явления. | §1 | ||
3 | Практикум. Внешняя политика ведущих стран мира | • поиск учащимися новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом; • формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества; • работать в группе, публично выступать, соотносить теоретические знания с актуальной общественно-политической информацией. | ||||
4 | Государство и общество | • раскрывать смысл понятий: «государство», «государственные символы», «государственный язык», «суверенитет»; • выявить признаки государства, называть функции государства; • работать с учебным материалом при изучении вопроса «Признаки государства», анализировать материал на основе самостоятельной работы | §2 | |||
5 | Практикум. Непризнанные государства | • поиск учащимися новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом; • раскрывать смысл понятий: «непризнанные государства», «частично признанные государства; • работать в группе, публично выступать, соотносить теоретические знания с актуальной общественно-политической информацией; • делать вывод об особенностях политических изменений современного мира. | ||||
6 | Основные формы государств | • систематизировать знания о формах государственного устройства, формах правления, политических режимах; • сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать изучаемую тему на примерах материала урока; • классифицировать современные государства по разным признакам; • анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями о политической сфере общества; • сравнивать формы государственного (территориального) устройства; • переводить информацию из текста в таблицу; • классифицировать современные государства по разным признакам. | §3 | |||
7 | Политика и политические партии | • выявлять признаки, типологию и функции политических партий; характеризовать сущность и типологию партийных систем; • продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения интегрировать их в практику общественной жизни; • работать в группе, формулировать и отстаивать свою точку зрения; • классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства, типы политических партий; • использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса. | §4 | |||
8 | Политика и граждане | • раскрыть сущность власти и существенные признаки понятий; представление о видах власти, объяснять тесную связь власти с правом и политикой; • обобщить и систематизировать представления о политике и власти; • характеризовать формы политического участия граждан; • переводить информацию из текста в таблицу; • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка взаимодействий в политической сфере общественной жизни; • анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями о политической сфере общества | §5 | |||
9 | Практикум. Выборы в демократическом государстве | • обобщить и систематизировать представления о политике и власти, избирательной системе; • воспитывать ответственность в политических взглядах, готовность к выполнению социальной роли избирателя; • характеризовать формы политического участия граждан; • развивать исследовательские и аналитические умения; • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие связь теоретических знаний с актуальной общественно- политической информацией; • анализировать, обобщать, систематизировать и делать вывод о достоинствах и недостатках избирательных систем. | ||||
10 |
| Наше государство — Российская Федерация | • раскрывать смысл понятий: «Конституция»; «права человека и гражданина»; • описывать государственные символы Российской Федерации в соответствии с законодательством; отдельные элементы формы государства; полномочия органов государственной власти Российской Федерации, деятельность местного самоуправления; • приводить примеры: реализации функций государства | §6 | ||
11 | Практикум. Конституция Российской Федерации о правах человека и гражданина | • характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства; Россию как демократическое федеративное правовое, социальное государство с республиканской формой правления; • описывать и объяснять государственные символы Российские Федерации; • раскрывать смысл понятий: «Конституция», «права человека и гражданина»; • приводить примеры проявлений демократии; • устанавливать взаимосвязи гражданина и государства; • осуществлять поиск социальной информации по изученным темам в Конституции РФ; • использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта; • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей | Стр.69-74 | |||
12 | Государственное устройство Российской Федерации | • характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; территориальное устройство и уровни власти в РФ; Россию как многонациональное государство; диалог культур как способ межэтнического и межнационального взаимодействия; • раскрывать смысл понятий: «суверенитет государства»; «выборы»; «референдум»; «политическая партия»; • описывать полномочия органов государственной власти Российской Федерации, деятельность местного самоуправления; • приводить примеры: реализации функций государства; проявлений демократии; правомочий законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти в Российской Федерации; • классифицировать Россию как государство по разным формам государств; • сравнивать полномочия различных ветвей власти в России; • осуществлять поиск социальной информации по изученным темам в Конституции РФ; • переводить информацию из текста в таблицу; • анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями о политической сфере общества. | §7 | |||
13 | Практикум. «Паспорт» муниципального образования | • развивать аналитические умения; • анализировать информацию о деятельности муниципального образования; • составлять электронный паспорт муниципального образования; • предлагать варианты решения главных проблем своего населенного пункта | ||||
14 | Государственная власть в Российской Федерации | • характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; • раскрывать полномочия органов государственной власти Российской Федерации, деятельность местного самоуправления; • приводить примеры правомочий законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти в Российской Федерации; • осуществлять поиск социальной информации по изученным темам в Конституции РФ; переводить информацию из текста в таблицу; • анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями о политической и социальной сферах общества. | §8 | |||
15 | Практикум. Политические партии современной России | • готовиться к исполнению актуальных ролей (например, работника или избирателя); • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей | ||||
16 | Повторение. Контрольная работа | Систематизировать полученные знания. Уметь применять полученные знания при выполнении контрольных заданий по разделу | ||||
17 | Раздел 2. Человек в системе социальных отношений | Социальная структура общества | • характеризовать социальную структуру общества; • раскрывать смысл понятий: «структура общества»; «социальная группа»; «социальная общность»; «социальная лестница», «социальный слой»; «социальный класс»; • приводить примеры социальных общностей и групп; • классифицировать социальные общности и группы; • сравнивать социальные общности и группы; • устанавливать взаимосвязь между социальной структурой общества и различиями людей, а также многообразием их потребностей; • составлять схему «Виды социальных общностей» на основе учебного текста. | § 9 | ||
18 | Положение человека в обществе | • характеризовать основные социальные роли в подростковом возрасте; • раскрывать смысл понятий: «социальный статус», «предписанный статус», «достигаемый статус», «личный статус», «высокий и низкий статусы», «несовпадение статусов», «главный статус», «социальная роль», «формальные роли», «неформальные роли», «основные роли», «ролевое поведение», «ролевой конфликт»; • описывать социальные статусы; социальные роли; • приводить примеры социальных статусов, социальных ролей; • классифицировать социальные статусы; социальные роли; • сравнивать социальные общности и группы; социальные статусы; социальные роли; • осуществлять поиск социальной информации о социализации, социальных ролях и статусах в учебном тексте и извлекать ее из него; составлять на ее основе план «Социализация личности»; таблицу «Виды социальных ролей»; • оценивать поведение людей с точки зрения его соответствия их социальным ролям. | § 10 | |||
19 | Практикум. Мои социальные роли | • проводить анализ собственных социальных ролей, рефлексию собственных действий в различных ситуациях; • проводить анкетирование в целях изучения социальных статусов, социальных ролей; • классифицировать социальные статусы; социальные роли; • составить список причин, почему недостаточно качественно выполняются социальные роли в подростковом возрасте | ||||
20 | Практикум. Роли в группе | • проводить анализ социальных ролей, выполняемых человеком в группе; • проводить анкетирование в целях изучения социальных ролей; • распределять социальные роли; • делать вывод о причинах и значении распределения социальных ролей в группе | ||||
21 | Социальная мобильность | • раскрывать смысл понятий: «социальная мобильность», «вертикальная мобильность», «горизонтальная мобильность», «социальный лифт»; • устанавливать взаимосвязь между количеством членов общества, способных легко менять свой социальный статус, и степенью открытости этого общества; • осуществлять поиск социальной информации о социальной мобильности в учебном тексте и извлекать ее; • анализировать причины существования социальной мобильности; • использовать понятия «социальная мобильность», «вертикальная мобильность», «горизонтальная мобильность», «социальный лифт» для объяснения собственного положения в обществе. | § 11 | |||
22 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | • раскрывать смысл понятий: «социальные нормы», «социальный контроль», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «суицид»; • описывать социальную и личную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; • устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций; • анализировать причины существования девиантного поведения; • использовать понятия для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта; • определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к девиантному поведению; • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения. | § 12 | |||
23 | Мы — дети разных народов | • раскрывать смысл понятий: «этнос (народ)», «племя», «народность», «нация», «национальность», «национальное сознание», «национальное самосознание», «национальная идентичность», «межнациональные отношения»; • приводить примеры этнических общностей, проявления процесса глобализации и его противоречий; • классифицировать социальные общности и группы; • сравнивать этнические общности; • устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций; • осуществлять поиск информации об этнических общностях в учебном тексте, составлять на ее основе таблицу «Виды общностей»; • анализировать и обобщать информацию об этнической ситуации в современной России; • использовать в контексте понятия «этнос (народ)», «племя», «народность», «нация», «национальность», «национальное сознание», «национальное самосознание», «национальная идентичность», «межнациональные отношения» для объяснения социальных процессов, происходящих в современной России; • взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур на основе гуманистических и демократических ценностей современного российского общества, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважать культуру и традиции народов России и других стран. | § 13 | |||
24 | Практикум. Моя национальная идентичность | • провести рефлексию собственной национальной идентичности; • использовать в сочинении понятия «этнос (народ)», «народность», «нация», «национальность», «национальное сознание», «национальное самосознание», «национальная идентичность», «межнациональные отношения» для объяснения своей принадлежности к определенному этносу | ||||
25 | Социальные конфликты | • раскрывать смысл понятий: «социальные конфликты», «межнациональные конфликты», «социальное неравенство», «революционный путь», «эволюционный путь»; • осуществлять поиск информации о национализме в учебном тексте и составлять на ее основе схему «Формы национализма»; • использовать понятия «социальные конфликты», «межнациональные конфликты», «социальное неравенство», «революционный путь», «эволюционный путь» для объяснения современной политической ситуации; • определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к различным формам национализма; • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для мирного разрешения конфликтных ситуаций. | § 14 | |||
26 | Раздел 3. Человек в современном изменяющемся мире | Современное общество | • характеризовать сущность информационного общества и сущность глобализации; причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия; • раскрывать смысл понятий: «глобальный мир», «глобализация», «антиглобалистские движения», «межгосударственные отношения», «международные организации»; • приводить примеры проявления процесса глобализации и его противоречий; • устанавливать взаимосвязь между процессом глобализации и экономическими, политическими и культурными событиями современного мира; • использовать понятия для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта; • определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к процессу глобализации. | § 15 | ||
27 | Практикум. Жизнь человека в разных типах обществ | • проводить анализ жизни человека в различных типах обществ: индустриальном и информационном; • проводить анкетирование в целях изучения жизни человека в различных типах обществ • характеризовать отношение старшего поколения к жизни в реалиях информационного общества | ||||
28 | Жить здоровым, быть красивым | • раскрывать смысл понятий: «здоровый образ жизни», «мода», «спорт», «физкультура»; • описывать социальную и личную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; • приводить примеры здорового образа жизни; • анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать данные статистики о количестве людей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, соотносить их с собственными знаниями о политической и социальной сферах общества; • использовать понятия для объяснения отношения современного общества к здоровому образу жизни. | § 16 | |||
29 | Профессии настоящего и будущего | • раскрывать смысл понятий: «профессия», «специальность», «профессиональная группа», «непрерывное образование», «карьера»; • описывать роль непрерывного образования; • приводить примеры современных профессий; • сравнивать современные профессии; • на основе учебного текста составлять памятку «Как правильно выбрать профессию и добиться в ней успеха»; • использовать понятия для объяснения современных тенденций на рынке труда; • использовать приобретенные знания для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере. | § 17 | |||
30 | Практикум. Выбор пути | • обобщать изученный материал; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения • использовать приобретенные знания для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере. | ||||
31 | Итоговое повторение | Закрепить полученные знания, освоить работу по источникам. | ||||
32 | Итоговая контрольная работа | Использовать в контексте изученные обществоведческие понятия, обобщать изученный материал, выполнять творческие задания, применять полученные знания при написании контрольной работы | ||||
33-34 |
| Резерв |