Рабочая программа учебного предмета «История» в 7 классе по УМК А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной
Рабочая программа
по истории,
7 класс
Учитель Иванцова Марина Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории составлена на основании Государственного Федерального стандарта основного образования, принятого 17.12.2010г, Федерального базисного учебного плана 2004г, Основной общеобразовательной программы основного общего образования по истории.- Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 150 с.; авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008; «История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2010.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. и истории России с конца XVI по XIII вв. учащимися 7 класса.
Цели: учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет.
Задачи:
- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы.
Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с примерной программой, в том, что она составлена в соответствии со структурой учебника, предполагает проведение повторительно-обобщающих уроков по четвертям.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 42 часа. В рабочей программе сокращены темы 3 и 5 в части 1 за счет блочной выдачи материала.
В Рабочей программе учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы (при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана), видеометод. Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение.
Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год:
Юдовская А.Я Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2010
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIIIвв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.-5 изд. – М.: Просвещение, 2010.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы: в разработках уроков используются различные методики проведения уроков с учетом возрастных особенностей учащихся; большое внимание уделено системе работы по формированию сложных понятий, самостоятельной работе учащихся; контрольные задания, разноуровневые тесты, разнообразные кроссворды помогают оперативно осуществлять проверку знаний учащихся; материал подобран таким образом, чтобы учитель мог дифференцированно выбрать соответствующие задания с учетом уровня подготовленности учащихся.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования имеет следующие особенности:
- знакомство со спецификой культур изучаемых стран используется для формирования толерантного отношения обучающихся к другим народам, адекватного восприятия поликультурной картины мира;
- при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности учащихся;
Содержание курса
ИСТОРИЯ РОССИИ (42 часа)
Россия на рубеже XVI-XVII вв.
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Россия в XVII в.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Русская культура XVII в.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в).
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов .Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прусский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Россия во второй половине XVIII в.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии .Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Русская культура второй половины XVIII в.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан
Новая история (28 часов)
ТЕМА 1. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ .
Эпоха Великих. Географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. АмеригоВеспуччи о Новом Свете.
Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь на родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борь ба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Ранние буржуазные революции.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободи тельной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
ТЕМА 2. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус ство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор мированияновых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
ТЕМА 3. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, ТуссенЛувертюр и война на Гаити.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика ре форм. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 4 |
2 | Россия в XVII в. | 8 |
3 | Русская культура XVII в. | 2 |
4 | Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) | 10 |
5 | Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) | 4 |
6 | Россия во второй половине XVIII в. | 8 |
7 | Русcкая культура второй половины XVIII в. | 3 |
8 | Повторение | 3 |
9 | Всего | 42 |
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Европа и мир в начале нового времени | 12 |
3 | Эпоха просвещения | 5 |
4 | Традиционные общества в раннее новое время | 10 |
5 | Всего | 28 |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основные понятия, знания. | Оборудование | Развитие умений, навыков, Контроль. |
| ||
1 | Введение. Преобразования в Российском государстве в период правления Ивана IV. Присоединение Сибири. | Реформы, приказы, купеческие корпорации, служилое и «вольное» казачество | таблица | Формирование понятийного аппарата, знание дат важнейших событий |
| ||
2 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. | Территория, политический строй, население, уровень развития | карта | Коммуникативные исследовательские умения, навыки. Умение читать карту |
| ||
3 | «Смутное время» | «Смутное время» | карта | Обучение учащихся технологи проектной деятельности, привлечение к активной познавательной деятельности. |
| ||
4 | Окончание Смутного времени | «Смутное время», Культура и быт народов России в ХVII веке | карта | Обучение учащихся технологи проектной деятельности, привлечение к активной познавательной деятельности. |
| ||
5 | Повторение и обобщение изученного по теме «Россия на рубеже 16-17 вв. | Контроль знаний и умений, навыков. Навык установления причинно-следственных связей |
| ||||
6 | Новые явления в экономике | Бобыль, мануфактура, наёмный труд, предприниматель | карта | Умение описывать условия жизни, занятия людей |
| ||
7 | Оформление сословного строя | Белые слободы, владельческие крестьяне, черносошные крестьяне | таблица | Умение описывать положение и образ жизни основных сословий. |
| ||
8 | Политическое развитие страны | Волость, крепостничество, самодержавие, стан | диск | Знание дат важнейших событий, связанных с политическим устройством |
| ||
9 | Власть и церковь. Церковный раскол. Старообрядцы в Сибири. | протопоп | Выяснить причины и последствия церковного раскола |
| |||
10 | Народные движения | Соляной бунт, медный бунт | карта | Знание дат важнейших социальных выступлений |
| ||
11 | Внешняя политика | Быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки | карта | Умение сравнивать исторические события, самостоятельно найти недостающую информацию |
| ||
12 | «Культура и быт народов России в ХVII веке. | Культура, искусство, живопись | Иллюстрации | Коммуникативные и Презентационные умения и навыки |
| ||
13 | Основание Ялуторовского острога | Ханство, Сибирь | Развитие интереса к истории родного края |
| |||
14 | Сословный быт. Обычаи и нравы. | Сословия, купец, бояре, посадское население | Коммуникативные умения и навыки. Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле. |
| |||
15 | Проверочная работа по теме «Российское государство в начале нового времени» | тесты | Контроль знаний и умений, навыков. Навык установления причинно-следственных связей |
| |||
16 | Предпосылки петровских преобразований. | Регентство | диск | Знание важнейших дат, совершенствование умения выделять главное |
| ||
17 | Пётр I. Россия на рубеже веков. | Лавра, брандер | карта | Умение найти недостающую информацию, описывать положение и образ жизни основных сословий |
| ||
18 | Северная война. | Антихрист, конфузия | карта | Составление хронологической таблицы, умение сравнивать исторические события |
| ||
19 | Реформы Петра I. | Абсолютизм, аристократия | Совершенствование навыков оценочной деятельности, навыка установления причинно-следственных связей |
| |||
20 | Экономика России в первой четверти ХVIII века. | Валюта, меркантилизм, подушная подать, протекционизм | Коммуникативные умения и навыки. Совершенствование умения и навыков сравнения, изложения суждений |
| |||
21 | Социальные движения первой четверти ХVIII века. | Работные люди, отходники, посессионные крестьяне | карта | Знание дат важнейших социальных выступлений, военных походов и компаний, навык установления причинно-следственных связей |
| ||
22 | Изменения в культуре и быте в первой четверти ХVIII века. | Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды | Иллюстрации, репродукции | Умение составлять описание памятников культуры, положения и образа жизни основных сословий |
| ||
23 | Проверочная работа по теме «Россия при Петре I» | тесты | Контроль знаний |
| |||
24 | «Дворцовые перевороты». | Гвардия, фаворит, кондиции | диск | Формирование понятийного аппарата. |
| ||
25 | «Российская империя в 1725-1762 годах» | Верховный тайный совет, «верховники» | Совершенствование навыков оценочной деятельности, навык установления причинно-следственных связей, умения и навыков сравнения. |
| |||
26 | Внутренняя политика в 1725-1762 годах. | Откуп, подряд | Составление описания экономического развития, условия жизни и положения основных сословий |
| |||
27 | Внешняя политика России в 1725-1762 годах | Речь Посполитая, Семилетняя война | карта | Совершенствование навыков оценочной деятельности, навыка установления причинно-следственных связей |
| ||
28 | Внутренняя политика Екатерины II. Присвоение Статуса города. Герб города. | Каторга, межевание, монополия, просвещённый абсолютизм, секуляризация | Карта диск | Коммуникативные исследовательские умения, навыки. Умение читать карту |
| ||
29 | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва | Самоуправление, феодально-крепостнические порядки | карта | Умение найти недостающую информацию, описывать положение и образ жизни основных сословий |
| ||
30 | Экономическое развитие России во второй половине ХVIII века. | Капитал, мануфактура, Новороссия. | Совершенствование умения и навыков сравнения, изложения суждений, приведения оценок |
| |||
31 | «Внешняя политика Екатерины II». | Буферное государство, коалиция, нейтралитет | Карта | Совершенствование навыков оценочной деятельности, навыка установления причинно-следственных связей |
| ||
32 | Повторение по теме «Внутренняя и внешняя политика России при Екатерине II» | Каторга, просвещённый абсолютизм | карта | Умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения |
| ||
33 | Проверочная работа по теме «Россия в 1762-1796 годах» | Контроль знаний |
| ||||
34 | Россия при Павле I. | Барщина, челобитная, заговор | карта | Знание дат важнейших событий, установление причинно-следственных связей |
| ||
35 | Наука и образование | Мортира. Обсерватория, регион, ротор, суппорт | Формирование понятийного аппарата |
| |||
36 | Художественная культура». | Барокко, классицизм, сентиментализм | иллюстрации | Умение составлять описание памятников культуры, положения и образа жизни основных сословий |
| ||
37 | «Развитие российской культуры второй половины ХVIII века». | «Век просвещения», М.В. Ломоносов, И.П. Кулибин, И.И. Ползунов. | Репродукции, иллюстрации, | Умение составлять описание памятников культуры, предметы быта, произведения искусства |
| ||
38 | Лекция по теме «Культура Ялуторовска с древнейшихвремён» | диск | Формирование понятийного аппарата. |
| |||
39 | Быт и обычаи. Жизнь первых горожан. | Социально-экономическое положение, усиление крепостного права | Умение составлять описание памятников культуры, положения и образа жизни основных сословий |
| |||
40 | Российская империя в конце 18 в. | Знание дат важнейших событий, установление причинно-следственных связей |
| ||||
41 | Повторение курса «История государства и народов России в ХVI-ХVIII веках» | Внутренняя и внешняя политика, церковный раскол, реформы | карта | Навык делового партнёрского общения, умение взаимопомощи |
| ||
42 | Проверочная работа по теме «История государства и народов России в ХVI-ХVIII веках» | тесты | Контроль знаний |
| |||
43 | Эпоха Великих географических открытий | Технические открытия. Выход к мировому океану. Встреча миров. Открытия и их последствия | карта | Совершенствование умения и навыков сравнения, изложения суждений, приведения оценок. Привлечение к познавательной деятельности по предмету, развитие творческих способностей. | |||
44 | Абсолютизм в Европе | Усиление королевской власти. Абсолютизм в Европе. Сословное представительство, меркантилизм | Пар.3 | Формирование понятийного аппарата. Совершенствование умения и навыков сравнения, изложения суждений, приведения оценок. | |||
45 | Дух предпринимательства преобразует экономику | Индульгенция, буржуазия, монополия, новое дворянство, капитализм | карта | Навык делового партнёрского общения, умение взаимопомощи | |||
46 | Культура и быт европейского общества Нового времени. | Основные вопросы: Хозяйственная жизнь Европы в 16-17 вв. Социальная структура европейского общества Нового времени. | Пар. 4-10 Энциклопедии | Формирование понятийного аппарата. Привлечение к познавательной деятельности по предмету, развитие творческих способностей. Сравнительная таблица. | |||
47 | Высокое возрождение. | Царство разума. Новые идейные и политические традиции. Духовный и материальный мир | энциклопедии | Умение вступать в диалог, задавать вопросы | |||
48 | Идеи гуманизма в литературе и музыке. | Культура эпохи Просвещения | Умение найти недостающую информацию | ||||
49 | Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы | Эпоха титанов, сонет. Живопись Высокого Возрождения | Репродукции, иллюстрации | Умение составлять описание памятников культуры. | |||
50 | Рождение новой европейской науки. | Гуманизм и его идеи, традиции гуманизма в искусстве | Составление таблицы | ||||
51 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | Начало реформации и её распространение, Мартин Лютер | карта | Умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения | |||
52 | Распространение реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации. | Распространение реформации, контрреформация | карта | Формирование понятийного аппарата. | |||
53 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | Королевская власть при Реформации, религиозные войны | карта | Совершенствование умения и навыков сравнения, изложения суждений, приведения оценок | |||
54 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | Религиозные войны, укрепление абсолютной монархии, Тюдоры | карта | Формирование понятийного аппарата. | |||
55 | Проверочная работа по теме «Мир в начале Нового времени» | тесты | Совершенствование навыков оценочной деятельности, навык установления причинно-следственных связей. Письменная работа. | ||||
56 | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии. | Революция, Рождение свободной республики, парламент | карта | Формирование понятийного аппарата, конспект | |||
57 | Парламент против короля. Революция в Англии. | Пуритане, парламентская монархия, компромисс | Заполнение таблицы, умение найти недостающую информацию | ||||
58 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | Гражданская война, движение протеста, военная диктатура, реставрация монархии | Заполнение таблицы, умение найти недостающую информацию | ||||
59 | Международные отношения в ХVI-ХVIII веках. | Коалиция, международные конфликты | карта | Совершенствование навыков оценочной деятельности, составление плана ответа | |||
60 | Практическая работа по теме «Век Просвещения». | Культура эпохи Просвещения, влияние идей просветителей на развитие общества | Заполнение таблицы, умение найти недостающую информацию в информационном поле, навык установления причинно-следственных связей | ||||
61 | Семинар по теме «Художественная культура Европы эпохи Просвещения» | Развитие литературы, музыки в эпоху Просвещения | Коммуникативные и Презентационные умения и навыки, Совершенствование навыков оценочной деятельности | ||||
62 | Промышленный переворот в Англии. | Промышленный переворот, аграрная революция, фабрика, луддизм | Составление плана ответа, формирование понятийного аппарата | ||||
63 | Английские колонии в Северной Америке. | Северная Америка, пилигрим, конфликт с метрополией | карта | Умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения | |||
64 | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | Декларация независимости, успешная дипломатия, конституция, федерация | Карта | Навык делового партнёрского общения, умение взаимопомощи | |||
65 | Франция в ХVIII веке. Причины и начало Великой французской революции. | Парламентская монархия, директория, Учредительное собрание | карта | Навык установления причинно-следственных связей, Привлечение к познавательной деятельности по предмету, | |||
66 | Великая французская революция. От монархии к республике. | Конституция, ограниченная монархия, провозглашение республики | карта | Заполнение таблицы, умение найти недостающую информацию в информационном поле, навык установления причинно-следственных связей | |||
67 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | Гильотина, террор, якобинская диктатура, термидорианцы | Составление плана ответа, формирование понятийного аппарата | ||||
68 | Проверочная работа по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований». | Совершенствование навыков оценочной деятельности, навык установления причинно-следственных связей, умения и навыков сравнения, изложения суждений. Письменная работа. | |||||
69 | Практическая работа по теме «Особенности развития Латинской Америки в колониальный период» | Латинская Америка | карта | Заполнение сравнительной таблицы, формирование понятийного аппарата | |||
70 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | Буддизм, самураи, бусидо, конфуцианство, синтоизм | карта | Совершенствование умения и навыков сравнения, изложения суждений, приведения оценок | |||
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
Учащиеся за курс 7 класса должны:
знать:
- основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей истории России и всемирной истории с XVIв. по XIX в.
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития за данный период;
- уметь:
- соотносить даты всемирной истории и истории России с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изучаемого периода;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- использовать для познания окружающего мира различных методов;
- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями, уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- осуществлять контроль и самооценку.
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира.
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Наименование | ||
7 | Электронный дидактический материал | Электронное приложение к учебнику. | |
Великие географические открытия |
| ||
Общество в Новое время |
| ||
Усиление королевской власти |
| ||
Королевская власть и Реформация в Англии |
| ||
Реформация в Европе |
| ||
Нидерландская революция |
| ||
Английские колонии в Северной Америке |
| ||
Век Просвещения |
| ||
Война за независимость |
| ||
Промышленный переворот в Англии |
| ||
Государства Востока: начало европейской колонизации |
| ||
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова |
| ||
Окончание Смутного времени |
| ||
Народные движения. Бунташный век |
| ||
Церковный раскол |
| ||
Образование и культура России XVII века |
| ||
Северная война |
| ||
Реформы Петра I | |||
Методические материалы | Кацва Л.А. История Отечества: справочник для страшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005. 848с. | ||
Атласы и контурные карты по истории России 17-18 века. |
| ||
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования | |||
Учебники | Юдовская А.Я Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2010. | ||
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Просвещение, 2011. | |||
Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век: учебник для 7 класса общеобразоват. учрежд. М.: Русское слово, 2013. 232с. | |||
Данилова А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М.: Просвещение, 2014. 272с. | |||
Интернет - ресурсы | www/hro.org | ||
www. fipi.ru | |||
www/pedagog-club.narod.ru | |||
http://lit.1september.ru | |||
www.fw.ru:8101 | |||
www.chkolnik.ru | |||
www.fom.ru | |||
www.wikiznanie.ru | |||
www.krugosvet.ru | |||
www.megabook.ru | |||
Материалы для контроля | Контрольно-измерительные материалы. История России 7 класс/ Сост. К.В. Волкова.-4-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2015. 208с. | ||
Смирнов Ю.А. История России: 7 класс: контрольно-измерительные материалы ФГОС. М.: Экзамен, 2015. 96с. | |||
Калачева Е.Н. История Нового времени: 7 класс: контрольно-измерительные материалы. ФГОС. М.: Экзамен, 2016. 96с. | |||
Андреевская Т. П. Тесты по истории России XVI – XVIII веков. М.: Экзамен, 2011. | |||
Контрольные работы для подготовки к ОГЭ. |
|
Список литературы
Используемые УМК:
1. Юдовская А.Я Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIIIвв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.-5 изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. История России. 7-8 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. - Волгоград: Учитель, 2007.
4. Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца 20 века .7 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .-6-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2002.
5. . Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал 2002-2010
Дополнительная литература для учащихся:
1. Данилов А.А. , Косулина Л.Г. . Рабочая тетрадь по истории России Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 2007.
2. Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
3. Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001
4. Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО «Издательство «Росмэн-пресс»»,2002
5..Яковер Л.Б . Справочник по истории Отечества. - М.: Сфера, 1996
6..Данилов А.А. Справочник школьника: История России. XX век. — М.: Дрофа, 1999.
Данные об авторе
Ф. И. О. Иванцова Марина Александровна
Контактная информация:
- место работы и должность МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», учитель истории
- адрес работы и телефон г. Ялуторовск ул. Кармелюка, 11. Т. 20046, 32849
- E-mail school-3yal.69@mail.ru, yalschool3.ru
- дом.адрес или телефон (по желанию)
Используемые УМК:
- Е.В.Пчелов. История России 17 - 18вв. М. «Русское слово», 2007
- А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Новая история 1500-1800гг. М. «Просвещение », 2009
- А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Поурочные разработки по новой истории 1500-1800гг. М. «Просвещение»,2001
- В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах
- История 30 типовых экзаменационных работ. М., АСТ «Астрель» 2011
- Учебные карты соответствующего периода
- Видеохрестоматия по истории 18века. Ожившая история. 2 части. ООО «Мир знаний»
- УМК Живая география версия 2.0 Цифровые исторические карты. ЗАО «КБ Панорама»
Аннотация к рабочей программе по истории России, 7 класс.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторских программ:
Всеобщая история. История нового времени, 7 класс, А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Москва. «Просвещение». 2008г.
История России, 7 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Москва. Просвещение. 2011- 2012г.
Федеральный базовый учебный план отводит 70 часов учебного времени (2 часа в неделю) на изучение предмета «История» в 7 классе. В том числе «Всеобщая история» - в объеме 28 часов и «История России» - 42 часа. Данные программы предполагают изучение истории на основе цивилизационного подхода
Обучение осуществляется по учебникам:
- Л.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век» 7 класс. – М.: Просвещение, 2012г..
- А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина «Всеобщая история. История нового времени, 1500-1800». 7 класс. - М.: Просвещение, 2008г..