Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» в 7 классе по УМК Л.С. Атанасяна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сабаевская средняя общеобразовательная школа"
Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________Деряева С.А. «___»__________20__г. |
Принято на заседании педагогического совета Протокол № ___ от «___»__________20__г.
|
____________/Гулягин И.Н./ Приказ № __ от «___»__________20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Геометрия» в 7 классе
Составитель: Шабайкина Равиля Кайдаровна
учитель математики
первой квалификационной категории
Сроки реализации рабочей программы 2017-2018 учебный год
Ступень обучения основное общее образование, 7 класс
Общее количество часов по плану 50 часов
Количество часов в неделю 2 часа в неделю во II-IV четвертях
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по геометрии для основной общей общеобразовательной школы 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов,и С.В. Кадомцев и др.,) составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение» 2009 . Программа предназначена для изучения геометрии в 7 классе и составлена из расчёта II, III ,IV четверти 2 часа в неделю, всего 50 часов. Обучение ведется по учебнику геометрии 7- 9 класса, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.. - М.:Просвещение,2015, допущенного Министерством образования и науки РФ.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций, и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи.
Выпускник получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
приобрести опыт выполнения проектов по темам
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
использовать свойства измерения длин отрезков и углов при решении задач;
вычислять длины сторон треугольников и их углы, используя признаки равенства треугольников;
решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Содержание учебного предмета
Глава 1. Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
Знать, сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.
Знать, какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершина угла. Уметь обозначать неразвернутые и развернутые углы, показать на рисунке внутреннюю область угла, проводить луч, разделяющий угол на два угла.
Знать, какие геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч называется биссектрисой угла. Уметь сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла.
Знать, что при выбранной единице измерения длина любого данного отрезка выражается положительным числом; уметь измерять данный отрезок с помощью линейки и выразить его длину в сантиметрах, миллиметрах, метрах
Знать, что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда; уметь находить градусные меры данных углов, используя транспортир, Изображать прямой, острый, тупой, развернутый углы.
Знать, какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными. Уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные и перпендикулярные углы
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Глава 2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Знать, что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников. Уметь объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы.
Уметь объяснить, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой, какие отрезки называются медианой, биссектрисой, высотой треугольника, какой треугольник называется равнобедренным, равносторонним; знать формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой; знать и уметь доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника.
Знать формулировку и доказательство второго и третьего признака равенства треугольников. уметь решать задачи с использованием признаков.
Знать определение окружности. Уметь объяснить, что такое центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной прямой; середины данного отрезка; применять простейшие построения при решении задач.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами. Изучение понятий - центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности, с помощью циркуля и линейки выполнять простейшие построения.
Глава 3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Знать определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать какие отрезки и лучи являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых и использовать их при решении задач; уметь строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки.
Знать аксиому параллельных прямых и следствия из нее, знать и уметь доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Знать, какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным; уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия.
Уметь доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач.
Уметь доказывать свойства 10 – 30 прямоугольных треугольников; знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников уметь их доказывать; уметь применять свойства и признаки при решении задач.
Знать, какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми; уметь доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой; теорему о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой; уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.
Уметь четко отвечать на вопросы, изученные в течение года.
Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7класса). Решение задач повышенной сложности.
Формы организации учебных занятий по геометрии в 7 классе
Основной формой организации учебных занятий является урок:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ: двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»; большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает их по своему выбору.
Урок-контрольная работа. Урок проверки, оценки и корректировки знаний.
Основные виды учебной деятельности геометрии в 7 классе
Обнаружение моделей геометрических фигур.
Анализ и решение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи
Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных приёмов вычислений, решения задачи.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения текстовой задачи, построение геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых вычислений.
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.
Подготовка проектов, рефератов, докладов.
Работа с учебником.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета Геометрия» в 7 классе
№ урока |
№ пунка параграфа |
Наименование разделов и тем |
Ко-во часов |
Формы контроля |
Дата проведения |
||||
К/р |
П/р |
С/р |
Зачет |
план |
факт. |
||||
Глава I. Начальные геометрические сведения. |
7 |
||||||||
1 |
1,2,3 |
Прямая и отрезок. Луч и угол. |
1 |
||||||
2 |
4 |
Сравнение отрезков и углов.С.р |
1 |
1 |
|||||
3 |
5 |
Измерение отрезков. Решение задач по теме «Измерение отрезков» |
1 |
||||||
4 |
5 |
Измерение углов.П.р |
1 |
1 |
|||||
5 |
6 |
Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.П.р |
1 |
1 |
|||||
6 |
Решение задач. |
1 |
|||||||
7 |
Контрольная работа № 1. Начальные геометрические сведения |
1 |
1 |
||||||
Глава II. Треугольники |
14 |
||||||||
8 |
1 |
Анализ к/р.Треугольники |
1 |
||||||
9 |
1 |
Первый признак равенства треугольнико.С.р |
1 |
1 |
|||||
10 |
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.П.р |
1 |
1 |
||||||
11 |
2 |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
1 |
||||||
12 |
2 |
Свойства равнобедренного треугольника |
1 |
||||||
13 |
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник».П.р |
1 |
1 |
||||||
14 |
3 |
Второй признак равенства треугольников.П.р |
1 |
1 |
|||||
15 |
3 |
Третий признак равенства треугольников |
1 |
1 |
|||||
16 |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников. С.р |
1 |
1 |
||||||
17 |
4 |
Окружность .Примеры задач на построение |
1 |
||||||
18 |
4 |
Решение задач на построение.П.р |
1 |
1 |
|||||
19 |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников |
1 |
|||||||
20 |
Решение задач. Зачет№2 |
1 |
1 |
||||||
21 |
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» |
1 |
1 |
||||||
Глава Ш. Параллельные прямые |
9 |
||||||||
22 |
1 |
Анализ к/р.Признаки параллельности двух прямых |
1 |
||||||
23 |
1 |
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» |
1 |
||||||
24 |
Практические способы построения параллельных прямых. Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» |
1 |
1 |
||||||
25 |
2 |
Аксиома параллельных прямых |
1 |
||||||
26 |
2 |
Свойства параллельных прямых |
1 |
||||||
27 |
Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»П.р |
1 |
1 |
||||||
28 |
Решение задач по теме «Параллельные прямые».С.р |
1 |
1 |
||||||
29 |
Решение задач. Зачет№3 |
1 |
1 |
||||||
30 |
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» |
1 |
1 |
||||||
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника |
16 |
||||||||
31 |
1 |
Сумма углов треугольника
|
1 |
||||||
32 |
1 |
Сумма углов треугольника Решение задач.П.р |
1 |
1 |
|||||
33 |
2 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника.С.р |
1 |
1 |
|||||
34 |
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»П.р |
1 |
1 |
||||||
35 |
2 |
Неравенство треугольника Решение задач.П.р |
1 |
1 |
|||||
36 |
Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника » |
1 |
1 |
||||||
37 |
3 |
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства |
1 |
||||||
38 |
3 |
Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника.С.р |
1 |
1 |
|||||
39 |
3 |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
||||||
40 |
Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник».С.р |
1 |
1 |
||||||
41 |
4 |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.П.р |
1 |
1 |
|||||
42 |
4 |
Построение треугольника по трем элементам |
1 |
||||||
43 |
4 |
Построение треугольника по трем элементам.С.р |
1 |
1 |
|||||
44 |
Решение задач на повторение |
1 |
|||||||
45 |
Решение задач. Зачет№3 |
1 |
1 |
||||||
46 |
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник, построение треугольника по 3 элементам» |
1 |
1 |
||||||
Повторение |
4 |
||||||||
47 |
Повторение курса геометрии 7 класса |
1 |
|||||||
48 |
Повторение курса геометрии 7 класса.С.р |
1 |
1 |
||||||
49 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
||||||
50 |
Итоговый зачет |
1 |
|||||||
Итого |
50 |
6 |
14 |
8 |
4 |