Рабочая программа учебной дисциплины «Экология»

11
0
Материал опубликован 14 September 2019 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»











Рабочая программа учебной дисциплины




для специальности среднего профессионального образования







РАССМОТРЕНО

цикловой комиссией (ЦК)

Руководитель ЦК

____________ (____________________)

Протокол заседания ЦК

от «___»___________ 2019 г. № ____

РАЗРАБОТЧИК

А. В. Кузнецова, преподаватель высшей квалификационной категории















2019 г.



СОДЕРЖАНИЕ




























1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

      Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины реализуется в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы технического профиля в соответствии с ФГОС СПО базовой подготовки в очной форме обучения на базе основного общего образования с получением среднего общего образования со сроком обучения 3 года 10 месяцев.

Настоящая рабочая программа (далее – программа) разработана на основе примерной программы для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»): примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций / П. М. Скворцов, Е. В. Титов, Е. В. Колесова, Я. В. Скворцова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 13 с.


      Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

В соответствии с учебным планом разработки 2019 года дисциплина отнесена, к циклу, изучается курса обучения.


      Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

    устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

    готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

    объективное осознание значимости компетенций в области экологии для

человека и общества;

    умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,

бытовой и производственной деятельности человека;

    готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической

направленности, используя для этого доступные источники информации;

    умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

    умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

    овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

    применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

    умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

    умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения

поставленных целей и задач;

предметных:

    сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Достигнутые результаты являются началом формирования общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологии в профессиональной деятельности.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся: 54 часа

В том числе:

Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся: 36 часов

Самостоятельная работа обучающихся: 18 часов.


    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

      Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2.1

Сокращение

Вид учебной работы

Объем часов

ООЧ

Общий объем часов (сумма АР1+СР2), в том числе:

54

АР

аудиторная работа обучающегося (во взаимодействии с преподавателем, сумма ТО3+ПЗ4+ЛР5+КР6+ПА7):

36

ТО

теоретическое обучение (урок, лекция)

24

КР

контрольные работы

1

ПЗ

практические занятия (в том числе семинары)

12

ЛР

лабораторные работы

0

ПА

промежуточная аттестация в форме

2

СР

самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем)

18


      Тематический план и содержание учебной дисциплины

п/п

Наименование разделов и тем; содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

занятия

Общий объем часов

ТО

ПЗ

ЛР

АР

СР

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

1

1



1


Раздел 1

Экология как научная дисциплина

11

8

Тема 1.1

Общая экология


2

2

0

4

2

1.1.1

Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм.

2

1





1.1.2

Популяция. Экосистема. Биосфера.

3

1





ПЗ1

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности.

4-5


2




ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «Структура экологической системы».






2

Тема 1.2

Социальная экология.


2

2

0

4

2

1.2.1

Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

6

1





1.2.2

Понятие «загрязнение среды».

7

1





ПЗ2

Характеристика твёрдых бытовых отходов

8


1




ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации».






2

Тема 1.3

Прикладная экология.


2

1

0

3

2

1.3.1

Экологические проблемы: региональные и глобальные.

9

1





1.3.2

Причины возникновения глобальных экологических проблем.

10

1





ПЗ3

Экологические кризисы и экологические катастрофы.

11


1




ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «Основные экологические приоритеты современного мира».






2

Раздел 2

Среда обитания человека и экологическая безопасность

8

10

Тема 2.1

Среда обитания человека


2

0

0

2

2

2.1.1

Окружающая человека среда и ее компоненты.

12

1





2.1.2

Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.

13

1





ПЗ




0




ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «Среда обитания и среды жизни: сходство и различия»






2

Тема 2.2

Городская среда


2

1

0

3

2

2.2.1

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

14

1





2.2.2

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

15

1





ПЗ4

Описание искусственной экосистемы «городская квартира».

16


1




ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «Причины возникновения экологических проблем в городе».






2

Тема 2.3

Сельская среда


3

1

0

4

2

2.3.1

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.

17

1





ПЗ5

Описание искусственной экосистемы «сельская усадьба».

18


1




2.3.2

Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

19

1





КР1

по разделам «Экология как научная дисциплина» и «Среда обитания человека и экологическая безопасность»

20

1





ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «Причины возникновения экологических проблем в сельской местности».






2

Раздел 3

Концепция устойчивого развития

6

10

Тема 3.1

Возникновение концепции устойчивого развития


2

1

0

3

2

3.1.1

Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

21

1





3.1.2

Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

22

1





ПЗ6

Решение экологических задач

23


1




ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «История и развитие концепции устойчивого развития».






2

Тема 3.2

«Устойчивость и развитие»


2

1

0

3

2

3.2.1

Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

24

1





3.2.2

Экологические след и индекс человеческого развития.

25

1





ПЗ7

Определение личного экологического следа

26


1




ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития».






2

Раздел 4

Охрана природы

8

10

Тема 4.1

Природоохранная деятельность


2

1

0

3

1

4.1.1

Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

27

1





4.1.2

Экологические кризисы и экологические ситуации.

28

1





ПЗ8

Глобальные экологические проблемы России.

29


1




ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем».






1

Тема 4.2

Природные ресурсы и их охрана


2

3

0

5

1

4.2.1

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны.

30

1





ПЗ9

Характеристика природных ресурсов и способов их охраны

31


1




4.2.2

Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).

22

1





ПЗ10

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

33-34


2




ЛР





0



СР

Подготовка индивидуальных проектов: «Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы».






1

ПА

Промежуточная аттестация в форме

35-36




2*



Общий объем часов

54

24

12

0

36

18

      Примерные темы

Структура экологической системы
Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации
Основные экологические приоритеты современного мира
Среда обитания и среды жизни: сходство и различия
Причины возникновения экологических проблем в городе
Причины возникновения экологических проблем в сельской местности
История и развитие концепции устойчивого развития
Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития
Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем
Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

      Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет: физики

оснащенный оборудованием:

    набор ученической мебели на 30 посадочных мест;

    учебная (магнитная) доска.

Техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания


    Экология / Маринченко А.В., - 7-е изд., перераб.и доп. - Москва: Дашков и К, 2018. - 304 с.: ISBN 978-5-394-02399-6 - Текст: электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/512919


        Электронные источники (электронные ресурсы)

http://www.ecoedu.ru/- Экологическое образование и обучение


3.2.3. Дополнительные источники


    Основы природопользования: Учебное пособие / И.Ю. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.


    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общие компетенции

(формируемые)

Результаты обучения


Методы, технологии и способы достижения результата средствами учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Личностные результаты освоения обучающимися программы:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.



Умение управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;


ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологии в профессиональной деятельности

Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Умение находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки

Метапредметные результаты освоения обучающимися программы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения



ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения


ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

На практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников

Предметные результаты освоения обучающимися программы

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.



Сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»


ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологии в профессиональной деятельности

Сформированность экологического мышления и способности учитывать оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей



ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни



ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде



ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологии в профессиональной деятельности

Сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры




1 АР – аудиторная работа во взаимодействии с преподавателем (сумма ТО, ПЗ и ЛР).

2 СР – самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем).

3 ТО – теоретическое обучение (урок, лекция, контрольная работа, индивидуальный проект, курсовой проект (работа)).

4 ПЗ – практическое занятие (в т.ч. семинар).

5 ЛР – лабораторная работа.

6 КР – контрольные работы. В таблице 2.2 часы контрольных работ указываются в столбце теоретического обучения (ТО).

7 ПА – промежуточная аттестация.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.