МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Рабочая программа учебной дисциплины
для специальности среднего профессионального образования
РАССМОТРЕНО
цикловой комиссией (ЦК)
Руководитель ЦК
____________ (____________________)
Протокол заседания ЦК
от «___»___________ 2019 г. № ____
РАЗРАБОТЧИК
А. В. Кузнецова, преподаватель высшей квалификационной категории
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
http://www.ecoedu.ru/- Экологическое образование и обучение 8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины реализуется в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы технического профиля в соответствии с ФГОС СПО базовой подготовки в очной форме обучения на базе основного общего образования с получением среднего общего образования со сроком обучения 3 года 10 месяцев.
Настоящая рабочая программа (далее – программа) разработана на основе примерной программы для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»): примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций / П. М. Скворцов, Е. В. Титов, Е. В. Колесова, Я. В. Скворцова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 13 с.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
В соответствии с учебным планом разработки 2019 года дисциплина отнесена, к циклу, изучается курса обучения.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для
человека и общества;
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,
бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической
направленности, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
предметных:
сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Достигнутые результаты являются началом формирования общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологии в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающихся: 54 часа
В том числе:
Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся: 36 часов
Самостоятельная работа обучающихся: 18 часов.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 2.1
Сокращение | Вид учебной работы | Объем часов |
ООЧ | 54 | |
АР | аудиторная работа обучающегося (во взаимодействии с преподавателем, сумма ТО3+ПЗ4+ЛР5+КР6+ПА7): | 36 |
ТО | теоретическое обучение (урок, лекция) | 24 |
КР | контрольные работы | 1 |
ПЗ | практические занятия (в том числе семинары) | 12 |
ЛР | лабораторные работы | 0 |
ПА | промежуточная аттестация в форме
| 2 |
СР | самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем) | 18 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем; содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | № занятия | Общий объем часов | ||||||
ТО | ПЗ | ЛР | АР | СР | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Введение | Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | 1 | 1 | | | 1 | | ||
Раздел 1 | Экология как научная дисциплина | 11 | 8 | ||||||
Тема 1.1 | Общая экология | | 2 | 2 | 0 | 4 | 2 | ||
1.1.1 | Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. | 2 | 1 | | | | | ||
1.1.2 | Популяция. Экосистема. Биосфера. | 3 | 1 | | | | | ||
ПЗ1 | Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности. | 4-5 | | 2 | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «Структура экологической системы». | | | | | | 2 | ||
Тема 1.2 | Социальная экология. | | 2 | 2 | 0 | 4 | 2 | ||
1.2.1 | Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. | 6 | 1 | | | | | ||
1.2.2 | Понятие «загрязнение среды». | 7 | 1 | | | | | ||
ПЗ2 | Характеристика твёрдых бытовых отходов | 8 | | 1 | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации». | | | | | | 2 | ||
Тема 1.3 | Прикладная экология. | | 2 | 1 | 0 | 3 | 2 | ||
1.3.1 | Экологические проблемы: региональные и глобальные. | 9 | 1 | | | | | ||
1.3.2 | Причины возникновения глобальных экологических проблем. | 10 | 1 | | | | | ||
ПЗ3 | Экологические кризисы и экологические катастрофы. | 11 | | 1 | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «Основные экологические приоритеты современного мира». | | | | | | 2 | ||
Раздел 2 | Среда обитания человека и экологическая безопасность | 8 | 10 | ||||||
Тема 2.1 | Среда обитания человека | | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | ||
2.1.1 | Окружающая человека среда и ее компоненты. | 12 | 1 | | | | | ||
2.1.2 | Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. | 13 | 1 | | | | | ||
ПЗ | | | | 0 | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «Среда обитания и среды жизни: сходство и различия» | | | | | | 2 | ||
Тема 2.2 | Городская среда | | 2 | 1 | 0 | 3 | 2 | ||
2.2.1 | Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. | 14 | 1 | | | | | ||
2.2.2 | Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. | 15 | 1 | | | | | ||
ПЗ4 | Описание искусственной экосистемы «городская квартира». | 16 | | 1 | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «Причины возникновения экологических проблем в городе». | | | | | | 2 | ||
Тема 2.3 | Сельская среда | | 3 | 1 | 0 | 4 | 2 | ||
2.3.1 | Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. | 17 | 1 | | | | | ||
ПЗ5 | Описание искусственной экосистемы «сельская усадьба». | 18 | | 1 | | | | ||
2.3.2 | Сельское хозяйство и его экологические проблемы. | 19 | 1 | | | | | ||
КР1 | по разделам «Экология как научная дисциплина» и «Среда обитания человека и экологическая безопасность» | 20 | 1 | | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «Причины возникновения экологических проблем в сельской местности». | | | | | | 2 | ||
Раздел 3 | Концепция устойчивого развития | 6 | 10 | ||||||
Тема 3.1 | Возникновение концепции устойчивого развития | | 2 | 1 | 0 | 3 | 2 | ||
3.1.1 | Глобальные экологические проблемы и способы их решения. | 21 | 1 | | | | | ||
3.1.2 | Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». | 22 | 1 | | | | | ||
ПЗ6 | Решение экологических задач | 23 | | 1 | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «История и развитие концепции устойчивого развития». | | | | | | 2 | ||
Тема 3.2 | «Устойчивость и развитие» | | 2 | 1 | 0 | 3 | 2 | ||
3.2.1 | Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». | 24 | 1 | | | | | ||
3.2.2 | Экологические след и индекс человеческого развития. | 25 | 1 | | | | | ||
ПЗ7 | Определение личного экологического следа | 26 | | 1 | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития». | | | | | | 2 | ||
Раздел 4 | Охрана природы | 8 | 10 | ||||||
Тема 4.1 | Природоохранная деятельность | | 2 | 1 | 0 | 3 | 1 | ||
4.1.1 | Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. | 27 | 1 | | | | | ||
4.1.2 | Экологические кризисы и экологические ситуации. | 28 | 1 | | | | | ||
ПЗ8 | Глобальные экологические проблемы России. | 29 | | 1 | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем». | | | | | | 1 | ||
Тема 4.2 | Природные ресурсы и их охрана | | 2 | 3 | 0 | 5 | 1 | ||
4.2.1 | Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. | 30 | 1 | | | | | ||
ПЗ9 | Характеристика природных ресурсов и способов их охраны | 31 | | 1 | | | | ||
4.2.2 | Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов). | 22 | 1 | | | | | ||
ПЗ10 | Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы. | 33-34 | | 2 | | | | ||
ЛР | | | | | 0 | | | ||
СР | Подготовка индивидуальных проектов: «Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы». | | | | | | 1 | ||
ПА | Промежуточная аттестация в форме | 35-36 | | | | 2* | | ||
| Общий объем часов | 54 | 24 | 12 | 0 | 36 | 18 |
Примерные темы
Структура экологической системы
Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации
Основные экологические приоритеты современного мира
Среда обитания и среды жизни: сходство и различия
Причины возникновения экологических проблем в городе
Причины возникновения экологических проблем в сельской местности
История и развитие концепции устойчивого развития
Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития
Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем
Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет: физики
оснащенный оборудованием:
набор ученической мебели на 30 посадочных мест;
учебная (магнитная) доска.
Техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
Экология / Маринченко А.В., - 7-е изд., перераб.и доп. - Москва: Дашков и К, 2018. - 304 с.: ISBN 978-5-394-02399-6 - Текст: электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/512919
Электронные источники (электронные ресурсы)
3.2.3. Дополнительные источники
Основы природопользования: Учебное пособие / И.Ю. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
Общие компетенции (формируемые) | Результаты обучения
| Методы, технологии и способы достижения результата средствами учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные результаты освоения обучающимися программы: | |||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| Умение управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов; |
|
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий; |
|
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологии в профессиональной деятельности | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; |
|
|
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Умение находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки |
|
|
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы | |||
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения |
|
|
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | Анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения |
|
|
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | На практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования |
|
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные |
|
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать |
|
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников |
|
|
Предметные результаты освоения обучающимися программы | |||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| Сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа» |
|
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологии в профессиональной деятельности | Сформированность экологического мышления и способности учитывать оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности |
|
|
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | Владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей |
|
|
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни |
|
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде |
|
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологии в профессиональной деятельности | Сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры |
|
|
1 АР – аудиторная работа во взаимодействии с преподавателем (сумма ТО, ПЗ и ЛР).
2 СР – самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем).
3 ТО – теоретическое обучение (урок, лекция, контрольная работа, индивидуальный проект, курсовой проект (работа)).
4 ПЗ – практическое занятие (в т.ч. семинар).
5 ЛР – лабораторная работа.
6 КР – контрольные работы. В таблице 2.2 часы контрольных работ указываются в столбце теоретического обучения (ТО).
7 ПА – промежуточная аттестация.