Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 Основы антидопингового обеспечения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»
Департамента спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)
__________________________________________________________________
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.12 Основы антидопингового обеспечения
код специальности/ специальность | 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки) |
Москва 2022
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией Теории и методики физического воспитания и спорта Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки) и на основе учебного плана |
Председатель П(Ц)К | Заместитель директора по УР |
| |
| «___» ___________ 20___ г. |
Разработчик (автор):
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 | |
условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины | 13 | |
Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ дисциплины | 16 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 ОСНОВЫ АНТИДОПИНГОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 Основы антидопингового обеспечения является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки).
Учебная дисциплина ОП.12 Основы антидопингового обеспечения реализуется за счет часов вариативной части циклов ППССЗ.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в образовательных организациях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина ОП.12 Основы антидопингового обеспечения относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
Курс (учебная дисциплина) «Основы антидопингового обеспечения» предназначен для обучающихся, получающих среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, готовящихся к конкретным видам профессиональной деятельности и планирующим приступить к ним в довольно близкой временной перспективе.
Проблема антидопинговой профилактики является актуальной и непосредственно связана с будущей трудовой деятельностью педагога по физической культуре и спорту.
Содержание учебной дисциплины находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами цикла общепрофессиональных дисциплин, учебной/производственной практикой.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины направлено на привитие нетерпимости у обучающихся к допингу с целью его предотвращения в спортивной среде с акцентированием внимания на ценностно-мотивационной составляющей, формировании личностной установки о неприемлемости данного явления.
Цели:
предоставление обучающимся адекватной и объективной информации о препаратах и средствах, применяемых в спорте с целью управления работоспособностью;
формирование у обучающихся отрицательного отношения к нарушению антидопинговых правил;
ознакомление будущих педагогов по физической культуре и спорту с методами и средствами проведения антидопинговой работы с воспитанниками;
привитие высоких морально-волевых качеств, основу которых составляет внутреннее убеждение индивидуума о благородстве и справедливой спортивной борьбе.
Задачи:
информирование о понятии «допинг», списке запрещенных к употреблению в спортивной практике веществ и методов, истории и основных причинах их несанкционированного использования некоторыми спортсменами и их тренерами (с всесторонним логическим обоснованием ключевого положения, сводящегося к тому, что допинговая проблема является главной угрозой развитию современного спорта);
формирование четкого понимания обучающимся всей совокупности негативных этических, психологических, медицинских, а также собственно спортивно-технологических последствий применения допингов в спортивной подготовке и соревновательной практике (для привития стойкого неприятия самой возможности ориентации на запрещенную группу субстанций и методов);
подробное информирование о международных антидопинговых правилах Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), поддержанных международными федерациями по наиболее массовым видам спорта, о существующей в настоящее время антидопинговой законодательной базе и обучение навыкам поведения в процессе практической реализации установленных процедур допинг-контроля;
раскрытие смыслового содержания принципов эффективной организации антидопинговой профилактической работы среди спортсменов (прежде всего – юных);
обучение навыкам проведения спортивных мероприятий по пропаганде идеалов олимпийского движения, здорового образа жизни;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, формирование нравственных убеждений спортсменов, негативного отношения к применению допинга в спорте, устойчивых ценностных ориентаций к олимпийским идеалам и ценностям.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в положениях нормативных актов, регулирующих принципы борьбы с допингом, процедуру допинг-контроля, правовые последствия применения допинга, способы защиты прав спортсмена;
применять международные акты и российское законодательство, иные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в области антидопингового обеспечения;
защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;
анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействий) с правовой точки зрения;
анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию, владение методами убеждения;
донести в своей будущей профессиональной деятельности до учеников, воспитанников, студентов общие принципы и правила борьбы с допингом;
критически оценивать свое поведение, поведение других спортсменов, тренеров, медицинского персонала;
анализировать «запрещенный список»;
самостоятельно ориентироваться в списке запрещенных к использованию веществ и методов, уметь самостоятельно отслеживать изменения «запрещенного списка».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие допинга, историю борьбы с допингом в спорте, общие принципы борьбы с допингом, ущерб, наносимый допингом идее спорта;
спортивные ценности, честность, спортивную этику, правильное спортивное поведение, важность антидопингового образования;
правовые основы регулирования борьбы с допингом: содержание и принципы антидопинговой Конвенцию Совета Европы, Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового кодекса, антидопинговых международных стандартов; положения Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Общероссийских антидопинговых правил;
международные и национальные антидопинговые организации, роль Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в борьбе с допингом, полномочия и обязанности международных и национальных антидопинговых организаций;
«запрещенный список»: его структуру и порядок создания; химическую структуру классов веществ, включенных в список; разрешение на терапевтические использование, и порядок его получения; эффекты производительности классов веществ, включенных в список; последствия для здоровья при использовании запрещенных веществ или методов;
риск применения пищевых добавок: оценка риска и потребности;
права и обязанности спортсменов, принцип строгой ответственности, роль и обязанности персонала спортсмена, управление результатами, биологический паспорт спортсмена;
роль спортсменов, персонала спортсмена, родителей, клубов, спонсоров, политики, средств массовой информации и аудитории в борьбе с допингом;
процедуру допинг-контроля для крови и мочи; выборы спортсменов, создание зарегистрированных пулов тестирования и местонахождения; роль и ответственность антидопинговой лаборатории от получения образца до доставки результата;
понятие и виды нарушений антидопинговых правил; систему мер ответственности за применение допинга.
Изучение дисциплины направлен на формирование и развитие общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.
ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.
ПК 1.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.
ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий, и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 76 часов;
самостоятельная работа обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 38 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено |
изучение учебного материала занятия, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками | 38 |
подготовка к практическим занятиям, семинарам, решение задач | |
подготовка презентаций (по темам) | |
составление схем, таблиц | |
подготовка опорных конспектов | |
выполнение индивидуального (проектного) задания | |
подготовка к зачету | |
Промежуточная аттестация в форме 8 семестр | зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 Основы антидопингового обеспечения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала: | 2 | | |
| Цели и задачи дисциплины «Допинговые проблемы в спорте». Место и важность дисциплины в системе подготовке будущего специалиста – педагога по физической культуре и спорту. История Олимпийского движения и появления допинга. Становление экономических, политических, правовых и морально-этических аспектов борьбы с допингом. | | 1 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1. Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками 2. Подготовка сообщения (презентации) по проблеме олимпийского движения | | | ||
Тема 1. Допинг и основные причины его употребления некоторыми спортсменами | Содержание учебного материала: | 2 | ||
| Определение допинга и основные аргументы против его применения в спорте. | | 2-3 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Практическое занятие № 1. Использование допингов – основная угроза развитию современного спорта | | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1. Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками 2. Подготовка к практическому занятию №2. 3. Подготовка сообщения (презентации) по проблеме олимпийского движения | |
Тема 2. Классификация допинговых средств и методов | Содержание учебного материала: | 4 | | |
| Разновидности допинга. Запрещенные вещества: 1) стимуляторы; 2) наркотики; 3) анаболические стероиды; 4) диуретики; 5) пептидные гормоны, их аналоги и производные. Вещества, запрещенные в отдельных видах спорта. Запрещенные методы: 1) кровяной допинг; 2) физические, химические и фармакологические манипуляции искажения показателей мочи. Степень угрозы здоровью спортсмена. Разница между допинговыми средствами и спортивными добавками. Энергетические напитки в спорте. | | 2-3 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Практическое занятие № 2. Ознакомление со списком запрещенных средств. Характеристика отдельных лекарственных препаратов и их влияние на спортсмена. | | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | | ||
1. Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками 2. Подготовка опорного конспекта «Классификации допинговых средств и методов, выполнению» 3. Выполнение тестовых заданий | 3 | |||
Тема 3. Проблема генетического допинга в спорте | Содержание учебного материала: | 2 | ||
| Проблема генетических модификаций для совершенствования физических качеств спортсмена. | | 2 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | | ||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1. Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками 2. Подготовка сообщения (презентации) по теме «Генетический допинг – как угроза будущему спорта». | |
Тема 4. Последствия применения допингов | Содержание учебного материала: | 4 | | |
| Программа мониторинга. Спортивно-технологические последствия применения допинга. Санкции к спортсменам. Автоматическое аннулирование индивидуальных результатов. Последствия для командных видов спорта. Этически-нравственный аспект проблемы допинга в спорте. Система спортивных ценностей, нравственный мир человека, этические нормы в спорте, этическое обоснование антидопинговой политики. Олимпийская хартия, Международная хартия физического воспитания и спорта ЮНЕСКО: идеалы и ценности олимпизма в спортивной и соревновательной деятельности. Нравственные правила Олимпийской клятвы. Психологические последствия применения допинга. Медицинские последствия. | | 2 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | ||
1. Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками 2. Подготовка сообщения (презентации) по теме «Генетический допинг – как угроза будущему спорта». | | |||
Тема 5. Борьба с употреблением допинга в спорте. Правовой аспект проблемы допинга в спорте | Содержание учебного материала: | 6 | ||
| Антидопинговые организации в России и за рубежом. Меры борьбы спортивных федераций с применением допинга в спорте. Всемирное антидопинговое агентство (WADA): история создания, структура, деятельность. Всемирный антидопинговый Кодекс. История создания кодекса, основные положения и основные определения согласно антидопинговому кодексу. Всемирный антидопинговый кодекс – универсальный документ, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа. Всемирная антидопинговая программа, ее компоненты. Общероссийские антидопинговые правила. Законодательством Российской Федерации и стран мира по вопросам, касающимся применения и распространения допинга. Правовая база международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы). | | 2-3 |
| Лабораторные занятия (не предусмотрены) | | | |
Практические занятия | 2 | |||
Практическое занятие № 3. Анализ антидопингового Кодекса. | | |||
Контрольные работы | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
1. Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками 2. Изучение нормативных документов антидопингового законодательства. 3. Подготовка к контрольной работе | | |||
За семестр: | 28+14 с.р. | |||
Тема 6. Антидопинговый контроль | Содержание учебного материала: | 4 | ||
| Основные термины и определения, имеющие отношение к допинг-контролю. Программы допинг-контроля, соревновательное и внесоревновательное тестирование, информация о местонахождении спортсменов. Использование аккредитованных и отобранных лабораторий. Цель отбора и анализа проб. Процедуры допинг-контроля: отбор спортсменов для его прохождения, уведомление, сбор проб мочи, документация, взятие пробы крови, изменения процедуры для несовершеннолетних и спортсменов с ограниченными возможностями, хранение и транспортировка проб, анализ проб и обработка результатов, санкции, апелляции. Стандарты анализа проб и отчетности. Дополнительный анализ проб. | | 2 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрены) | 8 | |||
Практические занятия №4-7. Виды нарушений антидопинговых правил. Ответственность за нарушение антидопинговых правил. Антидопинговый контроль | | | ||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
1. Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками 2. Характеристика сущности и основных этапов допинг-контроля (план-конспект ответа) | |
Тема 7. Политический и экономический аспект проблемы допинга в спорте | Содержание учебного материала: | 2 | | |
| Формирования государственной политики Российской Федерации и стран мира в области допинга. Проблема международного сотрудничества. Финансирование антидопинговых организаций и антидопинговых исследований. | | 1 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | | ||
Практические занятия | 4 | |||
Практические занятия №8-9. Профессиональные ценности спортсмена | | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
1. Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками | | |||
Тема 8. Альтернативные способы осуществления легальной фармакологической и иной эргогенической помощи спортсменам | Содержание учебного материала: | 4 | ||
| Основы управления работоспособностью спортсмена. Системные факторы, ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена: 1) недостаточное функционирование (дисбаланс) эндокринной системы; 2) нарушение кислотно-основного состояния и ионного равновесия в организме; 3) блокирование клеточного дыхания в работающих мышцах; 4) снижение энергообеспечения в мышцах; 5) запуск свободно-радикальных процессов в результате запредельных нагрузок; 6) нарушение микроциркуляции; 7) снижение иммунологической реактивности; 8) угнетение центральной нервной системы и периферической нервной системы. Органные факторы, ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена: 1) снижение сократительной способности миокарда; 2) ослабление функции дыхания; 3) снижение функции печени, почек и других органов в результате запредельных физических нагрузок. Дополнительные факторы риска, ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена: 1) режим и его нарушение; 2) соблюдение режима питания; 3) гиповитаминоз; 4) интоксикации различного происхождения; 5) соответствие требованиям спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря и оборудования; 6) факторы окружающей среды; 7) ограниченное и несистемное использование профилактических, лечебных, восстановительных средств в годичном цикле тренировки. Характеристика фармакологических препаратов и средств, применяемых в спортивной практике. Сбалансированное питание и прием не запрещенных фармакологических веществ естественного и искусственного происхождения, способствующих обеспечению высокой работоспособности спортсменов. Витамины: водорастворимые витамины, жирорастворимые витамины, поливитаминные комплексы, коферменты (производные витаминов). Минералы. Микроэлементы. Энзимы. Адаптогены. Антиоксиданты и свободные радикалы (оксиданты). Антигипоксанты. Анаболизирующие препараты: гормоны; антигормоны; синтетические гормонально-активные препараты; коферменты, витаминопо-добные вещества; ноотропы и психоэнергизаторы; антигипоксанты; растительные препараты, обладающие анаболическим действием: кристаллические аминокислоты (Ь-формы); актопротекторы. Фосфагены. Иммуномодуляторы. Гепатопротекторы. Регуляторы нервно-психического качества. Аминокислоты. Фармакологическое обеспечение подготовки спортсмена к соревнованиям. Фармакологическое обеспечение этапов подготовки спортсменов: подготовительный период; базовый период; предсоревновательный период. Фармакологическое обеспечение спортсменов в период соревнований: поддержание пика суперкомпенсации; поддержание работоспособности. Фармакологическое обеспечение спортсменов в период восстановления: срочное восстановление — пополнение запасов энергии; ликвидация кислородной задолжности; ликвидация роста количества свободных радикалов; восстановление после соревнований — выведение продуктов метаболизма из организма; реабилитация и лечение перенапряжения различных органов и систем; лечение травм; психосоматическая реабилитация. | | 2 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | | ||
Практические занятия (не предусмотрены) | 10 | |||
Практические занятия №10-14. Составление индивидуальной фармакологической карты спортсмена в период подготовки и участия в соревнованиях в период годичного цикла. Основы управления работоспособностью спортсмена. | | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |||
1. Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками 2. Подготовка к Практическим занятиям №15-19. | |
Тема 9. Общие принципы и методология организации и проведения антидопинговой профилактической работы | Содержание учебного материала: | 4 | | |
| Общие принципы построения программ антидопинговой профилактики. Исходные рекомендации Совета Европы и ВАДА по компоновке профилактических программ. Основные задачи, решаемые в процессе разработки технологий антидопинговой профилактики. Особенности реализации олимпийского образования в контексте проведения антидопинговой профилактической работы с юными спортсменами. | | 2 | |
| Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | | |
Практические занятия | 10 | |||
Практические занятия № 15-19. Общие принципы и методология антидопинговой профилактической работы. Проведение разъяснительной работы среди спортсменов по недопустимости применения допинговых средств и методов. Решение ситуационных задач. | | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||
1.Изучение учебного материала, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками 2. Подготовка к зачету | | |||
Зачет | 2 | |||
За семестр: | 48+24 с.р. | |||
Всего: | 76+ 38 с.р. |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.12. Основы антидопингового обеспечения
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Основы антидопингового обеспечения» требует наличия учебного кабинета с возможностью свободного доступа в Интернет, оснащенного специализированной учебной мебелью, мультимедийным оборудованием и средствами обучения, достаточными для выполнения требований ФГОС СПО к уровню подготовки обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
доска маркерная магнитная;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, моделей и т.п.);
фонд учебно-методической литературы (учебники, учебно-методический комплекс (УМК), энциклопедии, справочники, пособия, научная, научно-популярная литература и др.)
Технические средства обучения:
ПК с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный комплекс;
интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Всемирный антидопинговый кодекс» в редакции, действующей с 1.01.2015 г. (утвержден 15.11.2013 г. на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте, проходившей в г. Йоханнесбурге).
2. Спорт без допинга. Вопросы и ответы: научно-методическое пособие для тренеров и спортсменов/ А.Г.Грецов; ФГБУ СПбНИИФК; науч.ред. О.М.Шелков. – СПб: Галеяпринт, 2012. – 60 с. – УДК 796.011.01.
3. Спорт в предотвращении отклоняющегося поведения подростков: методические рекомендации для специалистов / А.Г.Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. – 52 с. – ISBN 978-5-9906923-9-8.
4. Физическая культура и спорт в решении социально-психологических проблем молодежи: Монография / А.Г.Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. – 88 с. – ISBN 978-5-9908946-4-8.
5. Формирование интереса к спорту у подростков и молодежи: методические рекомендации / А.Г.Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2015. – 24 с. – ISBN 978-5-9906922-7-5.
6. Допинг и проблемы с ним связанные: антидопинговое пособие. – FISU. – 2015. – 113 c. URL: http://sport.urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/sport/docs/pages/Anti-Doping_Textbook_-_Russian_-_2015.pdf
Дополнительная:
7. Без наркотиков и допинга: методические рекомендации для молодежи / А.Г.Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. – 40 с. - ISBN 978-5-9906923-1
8. Основы психолого-педагогической превенции использования допинга в спорте (профилактика потребления допинга юными спортсменами): учебно-методическое пособие / О.А.Никулина. – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. – 160 с. – ISBN 978-5-94125-193-3.
9. Методика антидопинговой работы с молодыми спортсменами: методические рекомендации / А.Г.Грецов. – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010, - 48 с. – ISBN 978-594125-192-6.
10. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте. Образовательная программа для учащихся учебно-тренировочных групп учреждений дополнительного физкультурного образования и 10-11 спортивных классов общеобразовательных школ: методические рекомендациик образовательной программе для тренеров ДЮСШ и СДЮШОР, УОР, учителей физической культуры / К.А.Бадрак; ФГБУ СПбНИИФК. – СПб: Издательство ООО «АртЭго», 2011. – 64 с. ISBN 978-5-91014-030-5.
11. Профилактика применения допингов в спорте: учебно-методический комплекс. – Часть I: Учебные материалы / авт.-сост. Е.А.Митин, С.О.Филиппова, А.Е.Митин, О.Э.Евсеева, О.М.Шелков; под ред. О.М.Шелкова. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. – 284 с. – УДК 796.06; ББК 75.09.
12. Профилактика применения допингов в спорте: учебно-методический комплекс. – Часть II: Методические материалы для преподавателя / авт.-сост. Е.А.Митин, С.О.Филиппова, А.Е.Митин, О.Э.Евсеева, О.М.Шелков; под ред. О.М.Шелкова. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. – 87 с. – УДК 796.06; ББК 75.09.
13. Первичная профилактика наркомании и применения допинга в спорте: образовательная программа для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР. Коледжей и училищ олимпийского резерва, спортивных классов общеобразовательных школ / В.А.Антипов; под общ.ред. д-ра пед.наук. проф. С.П.Евсеева и д-ра мед.наук Д.В.Черкашина. – СПб: Издательство ООО «Турусел», 2012. – 32 с.
Рекомендованные интернет-ресурсы:
14. Российское антидопинговое агентство РУСАДА (официальный сайт). – URL: http://www.rusada.ru/
15. Всемирное антидопинговое агентство (официальный сайт). – URL: https://www.wada-ama.org/en/
16. Play true magazine (Журнал честная игра) – World anti-doping agency. URL: https://www.wadaama.org/en/resources/search?f[0]=field_resource_collections%3A12
материалы для подростков и молодежи / Под ред. О.М.Шелкова. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. – 64 с.
8. Грецов А.Г. Психолого-педагогические основы разработки и реализации антидопинговых обучающих программ для подростков и молодежи. Научно-методическое пособие. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2013. – 33 с.
Интернет-источники:
http://www.iprbookshop.ru/40772.html— ЭБС «IPRbooks»
http://www.iprbookshop.ru/40795.html. — ЭБС «IPRbooks»
http://www.iprbookshop.ru/9869.html— ЭБС «IPRbooks»
3.3. Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины «Основы антидопингового обеспечения»
выписка из учебного плана;
ФГОС СПО (по специальности);
рабочая программа и календарно-тематический план учебной дисциплины ОП.12 Основы антидопингового обеспечения;
планы-конспекты учебных занятий;
презентации к учебным занятиям (по темам);
контрольно-оценочные средства: дидактические материалы для проведения входного, текущего, контроля знаний, промежуточной аттестации;
дидактический раздаточный материал (по разделам, темам);
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы;
методические указания по выполнению практических занятий;
методические разработки (указания) по изучению отдельных тем учебной дисциплины;
методические разработки (указания) для обучающихся по изучению отдельных тем учебной дисциплины, представляющих наибольшую сложность при усвоении;
дидактические материалы для организации работы со слабоуспевающими обучающимися.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Основы антидопингового обеспечения» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного и письменного опроса, проверки выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся, включающую в себя в т.ч. выполнения обучающимися индивидуальных работ, рефератов и т.д.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых общих и профессиональных компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: ориентироваться в положениях нормативных актов, регулирующих принципы борьбы с допингом, процедуру допинг-контроля, правовые последствия применения допинга, способы защиты прав спортсмена; применять международные акты и российское законодательство, иные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в области антидопингового обеспечения; защищать свои права в соответствии с действующим законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействий) с правовой точки зрения; анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию, владение методами убеждения; донести в своей будущей профессиональной деятельности до учеников, воспитанников, студентов общие принципы и правила борьбы с допингом; критически оценивать свое поведение, поведение других спортсменов, тренеров, медицинского персонала; анализировать «запрещенный список»; самостоятельно ориентироваться в списке запрещенных к использованию веществ и методов, уметь самостоятельно отслеживать изменения «запрещенного списка». | ОК 1-10, ПК1.1-1.8, ПК 2.1-2.6, ПК 3.1 | устный опрос; тестирование; оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы; оценка выполнения практических занятий; оценка деятельности обучающихся при проведении устного опроса, участия в дискуссиях, семинарах; |
знать: понятие допинга, историю борьбы с допингом в спорте, общие принципы борьбы с допингом, ущерб, наносимый допингом идее спорта; спортивные ценности, честность, спортивную этику, правильное спортивное поведение, важность антидопингового образования; правовые основы регулирования борьбы с допингом: содержание и принципы антидопинговой Конвенцию Совета Европы, Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового кодекса, антидопинговых международных стандартов; положения Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Общероссийских антидопинговых правил; международные и национальные антидопинговые организации, роль Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в борьбе с допингом, полномочия и обязанности международных и национальных антидопинговых организаций; «запрещенный список»: его структуру и порядок создания; химическую структуру классов веществ, включенных в список; разрешение на терапевтические использование, и порядок его получения; эффекты производительности классов веществ, включенных в список; последствия для здоровья при использовании запрещенных веществ или методов; риск применения пищевых добавок: оценка риска и потребности; права и обязанности спортсменов, принцип строгой ответственности, роль и обязанности персонала спортсмена, управление результатами, биологический паспорт спортсмена; роль спортсменов, персонала спортсмена, родителей, клубов, спонсоров, политики, средств массовой информации и аудитории в борьбе с допингом; процедуру допинг-контроля для крови и мочи; выборы спортсменов, создание зарегистрированных пулов тестирования и местонахождения; роль и ответственность антидопинговой лаборатории от получения образца до доставки результата; понятие и виды нарушений антидопинговых правил; систему мер ответственности за применение допинга. | ОК 1-10, ПК1.1-1.8, ПК 2.1-2.6, ПК 3.1 | устный опрос; тестирование; оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы; оценка выполнения практических занятий; оценка деятельности обучающихся при проведении устного опроса, участия в дискуссиях, семинарах; |
2