Рабочая программа учебной дисциплины ОП.17. В «Основы программирования»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОБПОУ «КТС»
___________П.П.Ремпель
Приказ № -осн.
от « » 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.17. В Основы программирования
по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Курск 2020
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол № Председатель методической комиссии __________С.А.Горбунов | |
| |
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки России от 09.12.2016 N 1548) по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование с учетом мнения заинтересованных работодателей по формированию вариативной части ОПОП
Разработчик: Мурашева Ирина Сергеевна – преподаватель дисциплин профессионального цикла ОБПОУ «Курский техникум связи»
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.17.В Основы программирования
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств систем связи по профессиям укрупненных специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
работать в среде программирования;
реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования.
знать:
этапы решения задачи на компьютере;
типы данных;
базовые конструкции изучаемых языков программирования;
принципы структурного и модульного программирования;
принципы объектно-ориентированного программирования.
Перечень формируемых компетенций
Общие компетенции (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.2. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации.
ПК 2.4. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 110 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 110 |
В том числе: | |
практические занятия | 53 |
Консультации | 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.17.В Основы программирования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды формируемых компетенций | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Основные принципы программирования | 14 | | | |
Тема 1.1 Языки и системы программирования | Содержание учебного материала | 6 | | |
Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. | 2 | ОК 1,ОК 2 | 2 | |
Понятие системы программирования. Исходный, объектный и загрузочный модули. | 2 | ОК 1,ОК 2 | 2 | |
Интегрированная среда программирования. | 2 | ОК 1,ОК 2 | 2 | |
Тема 1.2 Этапы решения задач на ЭВМ. | Содержание учебного материала | 4 | | |
Основные этапы решения задач на ЭВМ. | 2 | ОК 1,ОК 4 | 2 | |
Тестирование, анализ и отладка программ. Корректность программ. | 2 | ОК 1, ПК 1.2 | 2 | |
Тема 1.3 Методы программирования. | Содержание учебного материала | 4 | | |
Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный. Достоинства и недостатки методов программирования. | 2 | ОК 1,ОК 2, ПК 1.2 | 2 | |
Типы приложений. Консольные приложения. Оконные Windows приложения. Web-приложения. Библиотеки. Web-сервисы | 2 | ОК 1,ОК 2 | 2 | |
Раздел 2. Язык программирования Pascal | 46 | | | |
Тема 2.1. Лексические основы языка Pascal. | Содержание учебного материала | 6 | | |
Основные элементы языка. | 2 | ОК 2,ОК 10 | 2 | |
Типы данных. | 2 | ОК 2 | 2 | |
Арифметические операции и выражения. Стандартные функции | 2 | ОК 2 | 2 | |
Тема 2.2. Простейшие операторы | Содержание учебного материала | 2 | | |
Операторы присваивания, ввода – вывода. | 1 | ОК 1,ОК 9 | 2 | |
Составление линейных программ. | 1 | ОК 1,ОК 9 | 2 | |
Тема 2.3. Базовые управляющие конструкции | Содержание учебного материала | 13 | | |
Разветвляющиеся вычислительные процессы. | 1 | ОК 1,ОК 9 | 2 | |
Простые и сложные логические отношения | 1 | ОК 1,ОК 9 | 2 | |
Операторы цикла | 1 | ОК 1,ОК 9 | 2 | |
Практические работы | 10 | | | |
Полный цикл работы с программой | 2 | ОК 3,ПК 1.2, ПК 2.4 | 3 | |
Использование арифметического цикла | 2 | ОК 9 ПК 1.2 ,ПК 2.4 | 3 | |
Числовые и логические переменные | 2 | ОК 9 ПК 1.2 | 3 | |
Оператор выбора (переключатель) | 2 | ОК 9 ПК 1.2 | 3 | |
Использование оператора цикла while | 2 | ПК 1.2,ПК 2.4 | 3 | |
Тема 2.4. Массивы | Содержание учебного материала | 10 | | |
Одномерные массивы | 2 | ОК 1, ОК 7 | 2 | |
Двумерные массивы | 2 | ОК 1, ОК 7 | 2 | |
Практические работы | 6 | | | |
6.Работа с одномерными массивами | 2 | ОК 1, ОК 7, ПК 1.2, ПК 1.5 | 3 | |
7.Работа с двухмерными массивами | 2 | ОК 1, ОК 7, ПК 1.2, ПК 1.5 | 3 | |
8.Решение типовых задач с массивами. | 2 | ОК 1, ОК 7, ПК 1.2, ПК 1.5 | 3 | |
Тема 2.5. Процедуры и функции. | Содержание учебного материала | 1 | | |
Подпрограммы. Описание процедур и функций | 1 | ОК 1, ОК 7 | 2 | |
Практические работы | 4 | | | |
9.Разработка программ с использованием процедур. | 2 | ОК 1, ОК 7, ПК 1.2 | 3 | |
10.Разработка программ с использованием функций | 2 | ОК 1, ОК 7, ПК 1.2 | 3 | |
Тема 2.6. Структурированные типы данных. | Содержание учебного материала | 2 | | |
Строки, записи и файлы | 1 | ОК 1,ОК 9 | 2 | |
Практические работы | 8 | | | |
11.Операции с символами | 2 | ОК 1, ОК 7, ПК 1.2 | 3 | |
12.Операции со строками | 2 | ОК 1, ОК 7, ПК 1.2 | 3 | |
13.Операции с записями | 2 | ОК 1, ПК 1.2 | 3 | |
14.Операции с файлами | 2 | ОК 1, ОК 7, ПК 1.2 | 3 | |
| Контрольная работа по разделу 2. | 1 | | |
Раздел 3. Объектно – ориентированное программирование. | 32 | | | |
Тема 3.1 Основные принципы объектно- ориентированного программирования (ООП) | Содержание учебного материала | 2 | | |
Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. | 1 | ОК 1, ОК 2 | 2 | |
Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм | 1 | ОК 1, ОК 2 | 2 | |
Тема 3.2 Интегрированная среда разработчика | Содержание учебного материала | 1 | | |
Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. | 1 | ОК 4, ОК 10 | 2 | |
Практические работы | 4 | | 2 | |
15.Изучение интегрированной среды разработчика | 2 | ОК 4, ОК 8 ПК 1.2 | 3 | |
16.Создание простого проекта | 2 | ОК 6, ОК 8 ПК 1.5 | 3 | |
Тема 3.3 Этапы разработки приложения. | Содержание учебного материала | 1 | | |
Проектирование объектно-ориентированного приложения. | 1 | ОК 1 | 2 | |
Тема 3.4 Иерархия классов | Содержание учебного материала | 1 | | |
Классы объектно-ориентированного языка программирования: виды, назначение, свойства, методы, события | 1 | ОК 1 | 2 | |
Практические работы | 4 | | | |
17.Объявление класса, создание экземпляров класса. | 2 | ОК 1, ОК 7 ПК 1.2 | 3 | |
18.Создание наследованного класса | 2 | ОК 1, ОК 4 ПК 1.2 | 3 | |
Тема 3.5 Визуальное событийно- управляемое программирование | Содержание учебного материала | 3 | | |
Основные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. | 1 | ОК 1 | 2 | |
Свойства компонентов (элементов управления). Виды свойств. Синтаксис определения свойств. Категория свойств. | 1 | ОК 1 | 2 | |
Создание процедур на основе событий. | 1 | ОК 1 | 2 | |
Практические работы | 8 | | | |
19.Создание проекта с использованием кнопочных компонентов | 2 | ОК 5, ОК 7 ПК 1.2 | 3 | |
20.Создание проекта с использованием компонентов для работы с текстом. | 2 | ОК 5, ОК 7 ПК 1.2 | 3 | |
21.Создание проекта с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени | 2 | ОК 5, ОК 7 ПК 1.5 | 3 | |
22.Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов и системы меню | 2 | ОК 5, ОК 7 ПК 1.2 | 3 | |
Тема 3.6 Разработка оконного приложения | Содержание учебного материала | 2 | | |
Разработка функционального интерфейса приложения. | 1 | ОК 1, ОК 7 | 3 | |
Практические работы | 6 | | | |
23.Разработка оконного приложения. | 2 | ОК 3,ОК5 ПК 2.4 | 3 | |
24.Разработка оконного приложения с несколькими формами | 4 | ОК 3 ПК 2.4 | 3 | |
| Контрольная работа по разделу 3. | 1 | | |
Раздел 4. Визуальное программирование | 6 | | | |
Тема 4.1 Обзор современных визуальных средств разработки приложений. | Содержание учебного материала | 6 | | |
Основы визуального программирования | 1 | ОК 1, ОК 2 | 2 | |
Визуальное программирование на Google Blockly | 1 | ОК 1, ОК 2 | 2 | |
Визуальное программирование на Visual Studio.NET | 1 | ОК 1, ОК 2 | 2 | |
Практические работы | 3 | | | |
25.Разработка программы с помощью визуальных средств разработки | 3 | ОК3,ОК 1, ОК 6 ПК 1.5 | 3 | |
Консультации | 6 | | | |
Экзамен | 6 | | | |
Всего | 110 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных;
Оборудование лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирование и баз данных и рабочих мест:
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель;
- комплект нормативных документов;
- рекомендации по подготовке к практическим занятиям;
- задания для проведения практических занятий;
- проектор;
- сканер;
- принтер;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Программирование на языке Pascal. – СПб.: БХВ-Петербург, 2018 г. – 480 с.
2. Рубанцев В. - Занимательные уроки с паскалем, или PascalABC.NET для начинающих – 2018 г.
3. Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus. 2018 г.
4. Стивен Прата. Язык программирования C++. Лекции и упражнения, 6-е издание 2018.
5. Дэвид Гриффитс, Дон Гриффитс. Изучаем программирование на C. 2018 г.
6. Т. А. Павловская. C/C++. Программирование на языке высокого уровня. Питер. 2018 г.
Электронные ресурсы:
1. Алсынбаева Л.Г., Новожилова В.И. Основы алгоритмизации и программирования на Паскале. http://vm.anteloil.ru/lms, 2018 г.
2. Современное программирование на паскаль. http://pascalabc.net/
3. Иллюстрированный самоучитель по Паскаль http://pascal.dnovo.ru/pascal/index.html
4. Уроки по С++ с нуля. https://code-live.ru/tag/cpp-manual/
5. Язык программирования С++. http://cppstudio.com/cat/274/
6. Иллюстрированный самоучитель по С++ для начинающих. http://samoychiteli.ru/document26806.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
работать в среде программирования; реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования. | Выполнение практических работ раздела №2.Проверка знаний основ языка программирования, проверка умений составление алгоритмов ,проверка умения применять составленный алгоритм на практике. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
- этапы решения задачи на компьютере; | Фронтальный опрос, собеседование по темам 1.2, Контроль выполнения практических работ по разделу 2-4 |
-типы данных; | фронтальный опрос по теме 2.1 контроль знаний типов данных языка Pascal применение знаний в практической работе № 1 |
- базовые конструкции изучаемых языков программирования; | Контрольная работа по разделу №2 Контроль выполнение практических работ №1-5 Контроль знаний числовых и логических переменных, оператора выбора |
-принципы структурного и модульного программирования; | Контроль знаний по теме 2.6 Строки, записи и файлы в языке Pascal Контроль выполнения практический работ №11-14 |
-принципы объектно-ориентированного программирования. | Контрольная работа по разделу № 3 Контроль знаний по темам 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6 Контроль при этапе разработки приложения |
| |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Анализ способностей обучающегося к поиску различных нестандартных приемов программирования при помощи самостоятельной работы и вопросно-ответной беседы по темам 1.2,1.3,2.3,2.6,3.3 Контроль выполнения практических работ № 6-8 |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Вопросно-ответная беседа с целью выявления способностей обучающегося к поиску и использованию информации, необходимой для выявления эффективного выполнения задач по темам 1.1,1.3,2.1,3.1,4.1 |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Контроль над выполнением практических работ №1,23,24,25 |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Вопросно-ответная беседа с целью выявления способностей обучающегося к поиску и использованию информации, необходимой для выявления эффективного выполнения задач по теме 3.2 Контроль выполнение практических работ №15,18 |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Выполнение индивидуальных заданий и самостоятельных работ с привлечением ИКТ в рамках практических работ №19-23 |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Групповая работа в малых группах с целью выбора эффективного решения поставленной задачи в рамках практических работ №16,25 |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Контроль и оценка работы малыми группами в рамках практических работ №19-22 |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Анализ способностей обучающегося к поиску различных нестандартных приёмов программирования при выполнении самостоятельных работ ,контроль выполнения практических работ №15-16 |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Оценка выполнения практических работ №2-4 |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Контроль за умением пользоваться символами и синтаксисом относящимся к языкам программирования рамках темы №3.2 |