Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ 04. Математика
Г осударственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
«Принято» на заседании Педагогического Совета, протокол № 13 от 27.03.2019 г. | | Приложение _____ к ОПОП «Утверждено» Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Поляков В. Л. ____________ Приказ № ОД – 646 от 27 марта 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
ОУДБ 04. Математика |
43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» |
(код, наименование специальности, уровень подготовки)
Москва
2019
ОДОБРЕНА Предметной цикловой комиссией «дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла___________________» | | Разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования __________________________ код, наименование профессии/специальности |
Протокол № __ от «__6 »___21.03________2019 г. | | |
Председатель предметной цикловой комиссии | | |
_______________/_____________/ подпись Ф. И. О. | | |
| | |
Составитель: Холодных Е. Н., преподаватель математики ГАПОУ МОК им. В. Талалихина
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
Рецензент____________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения | 14 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________________________Математика_______________________
название дисциплины
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности / профессии СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации ОПОП по специальности 43.02.10 «Туризм».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Математика» принадлежит к группе общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования, входит в общеобразовательный цикл, основу которого составляет содержание, согласованное с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
находить производные элементарных функций;
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Изучение учебной дисциплины направлено на освоение следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 174 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 174 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 26 |
контрольные работы | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2.Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР | |||
Введение | Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования. | 2 | 1 |
Тема 1. Развитие понятия о числе | Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления. Комплексные числа. | 8 | 2 |
Практические занятия: Входной мониторинг уровня знаний обучающихся | 2 | | |
Тема 2. Корни, степени | Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем. Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию. Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений. | 20 | 2 |
Практические занятия: Преобразование выражений, содержащих степени и корни Преобразование логарифмических выражений | 2 2 | ||
Тема 3. Прямые и плоскости в пространстве | Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей. Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур. | 14 | 2 |
Тема 4. Координаты и векторы | Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. | 10 | 2 |
Практические занятия: Векторы. Действия с векторами. Декартова система координат в пространстве. | 2 | | |
Тема 5. Основы тригонометрии | Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства. | 14 | 2 |
Практические занятия: Диагностическая работа по темам I семестра | 2 | |
ВТОРОЙ СЕМЕСТР | |||
Тема 6. Функции, их свойства и графики. Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции | Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). Определения функций, их свойства и графики. Обратные тригонометрические функции. Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. | 14 | 2 |
Практические занятия: Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Построение и чтение графиков функций. | 2 | | |
Тема 7. Многогранники и круглые тела | Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Сечения куба, призмы и пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр) Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. | 14 | 2 |
Практические занятия: Виды многогранников, их изображения. Площадь поверхности. Вычисление площадей и объемов. | 2 | | |
Тема 8. Начала математического анализа | Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. | 16 | 2 |
Практические занятия: Производная: механический и геометрический смысл производной Правила и формулы дифференцирования. Исследование функции с помощью производной. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций | 2 2 | | |
Тема 9. Интеграл и его применения | Объем и его измерение. Интегральная формула объема. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел. | 8 | 2 |
Тема 10. Комбинаторика | Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 8 | 2 |
Тема 11. Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики | Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел. Представление данных (таблицы, диаграммы, графики) Решение практических задач с применением вероятностных методов. | 10 | 2 |
Практические занятия: Вычисление вероятностей. Прикладные задачи. | 2 | | |
Тема 12. Уравнения и неравенства | Равносильность уравнений, неравенств, систем. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата | 18 | 2 |
Практические занятия: 11. Решение уравнений. Задача ни составление уравнений. 12.Решение неравенств. Метод интервалов. 13. Предэкзаменационная контрольная работа | 2 2 2 | | |
Всего | | 156 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству студентов
Рабочее место преподавателя
Комплект учебно-наглядных пособий по математике по темам
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением
Мультимедийный проектор
Экран
Принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., Просвещение, 2016
Погорелов А.В. Геометрия 10-11 кл. – М., Просвещение, 2016
Башмаков М.И. Математика: учебник для нач. и сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2017.
Дополнительные источники:
Алимов Ш. А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: Просвещение, 2015
Гусева И. Л. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра и начала анализа.10-11кл
Башмаков М.И. Математика: дидакт. материалы для нач. и сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2017
Интернет-ресурсы:
http://dnttm.ru/ – (on-line конференции, тренинги, обучения физике и математике)
http://www.it-n.ru/ - сетевое сообщество учителей математики
http://methmath.chat.ru// – «Математики» - форум журнала (математика в школе, сборники).
www.ege.edu.ru Аналитические отчеты. Результаты ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений; Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений.
https://ege.sdamgia.ru/ - Обучающая система Дмитрия Гущина.
http://base.mathege.ru/ - Задачи ЕГЭ Математика базовый уровень.
http://alexlarin.net/ege18.html - ЕГЭ 2018. Материалы для подготовки к экзамену.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 ОК10 ОК11 | Тестирование Индивидуальные творческие работы Творческие работы в малых группах Выполнение презентаций Проверочные письменные работы Выполнение проектов и индивидуальных заданий по решению практико-ориентированных расчетных задач Контрольная работа Экзамен |
выполнять арифметические действия над числами; сравнивать числовые выражения; | ||
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения | ||
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций | ||
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции | ||
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках | ||
строить графики изученных функций, | ||
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин | ||
находить производные элементарных функций | ||
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков | ||
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения | ||
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла | ||
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, с, а также неравенства и системы | | |
использовать графический метод решения уравнений и неравенств | ||
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными | ||
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах | ||
решать простейшие комбинаторные задачи | ||
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов | ||
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; | ||
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, | ||
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве | ||
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач | ||
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды | ||
решать планиметрические и стереометрические задачи на нахождение геометрических величин | ||
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач | ||
Знания | ||
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; | ||
значение практики и вопросов, возникающих в математике для формирования и развития науки; историю развития понятия числа, | ||
универсальный характер законов логики математических рассуждений, | ||
вероятностный характер различных процессов окружающего мира |