Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» Профессия СПО 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сахалинский политехнический центр №5»
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Русский язык»
Профессия СПО | 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов |
2024
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022г. № 732 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413» с учетом Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022г. № 1014
Организация-разработчик: | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5» | ГБОУ НПО Сахалинской области «Профессиональное училище № 5» |
Разработчик: Седых О.В. - | ГБПОУ СПЦ № 5, преподаватель |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 22 |
контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 23 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является базовым предметом ФГОС среднего общего образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели общеобразовательной дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире;
о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России;
о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку; овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений;
понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;
совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации;
развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие);
совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как языка государствообразующего народа, недопущения использования нецензурной лексики и противодействия излишнему использованию иностранной лексики.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:
Наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные (предметные) | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека. | 1) уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; 2) сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | В области эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. | сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; сформировать знания о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов). |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду. | уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; - обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); - обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте. |
ПК 1.1. Выполнять ввод и обработку текстовых данных. | Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду. | сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы дисциплины | 87 |
в том числе: | |
Основное содержание | 49 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 49 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 29 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 7 |
практические занятия | 22 |
Консультация | 3 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 |
2.2. Объем учебной нагрузки по ОУДБ.01 Русский язык
Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам | Обязательная аудиторная нагрузка (час.) | Формы промежуточной аттестации | |||
Курс | Семестр | всего занятий | в т.ч. | ||
теоретических занятий | практических занятий | ||||
1 | 1 | 34 | 24 | 10 | экзамен |
2 | 47 | 35 | 12 | ||
Итого: | 87 | 59 | 22 | 6 |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | | Уровень освоения | | ||||
1 | | 3 | 4 | | ||||
1 семестр | 34 | | | |||||
Раздел 1. Общие сведения о языке | | | | |||||
Тема1.1. Общие сведения о языке | Содержание учебного материала: | 3 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
1.1.1 | Язык как средство общения. Основные уровни языка. | 1 | ОК.05 | | ||||
1.1.2. | Русский язык в современном мире. Язык и культура | 1 | | |||||
| 1.1.3 | Экология языка. Культура речи в экологическом аспекте. | 1 | | ||||
Раздел 2. Язык и речь. | | | | |||||
Тема2.1. Язык как система знаков | Содержание учебного материала: | 2 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
2.1.1 | Язык как система знаков. Слово и его значение. | 1 | ОК.05 | | ||||
2.1.2 | Языковая норма, ее основные признаки, виды и функции. | 1 | | |||||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия. Орфоэпические нормы. | | | | |||||
Тема 3.1 Фонетика, орфоэпия, графика. | Содержание учебного материала: | 4 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
3.1.1. | Фонетические единицы. | 1 | ОК.04, 05 | | ||||
3.1.2. | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. | 1 | | |||||
*Профессионально-ориентированное содержание | | | ||||||
3.1.3. | Практическая подготовка. Практическое занятие №1: «Наблюдение над функционированием правил орфоэпии». | 2 | | |||||
Раздел 4. Лексикология и фразеология | | | | |||||
Тема 4.1 Лексика и фразеология | Содержание учебного материала: | 7 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
4.1.1. | Слово в лексической системе языка. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
4.1.2 | Стилистическое использование фразеологических средств русского языка. | 1 | | |||||
4.1.3. | Лексические нормы русского литературного языка. | 1 | | |||||
*Профессионально-ориентированное содержание | | | ||||||
4.1.4. 4.1.5. | Практическая подготовка. Практическое занятие №2 Лексический и фразеологический анализ терминов, профессионализмов и фразеологизмов. | 2 | | |||||
4.1.6.- 4.1.7. | Практическая подготовка. Практическое занятие №3 Лексические ошибки и их исправление. | 2 | | |||||
Раздел 5. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы. | | | | |||||
Тема 5.1 Морфемика, словообразование. | Содержание учебного материала: | 3 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
5.1.1. | Понятие морфемы как значимой части слова. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
*Профессионально-ориентированное содержание | | | ||||||
5.1.2. | Практическая подготовка. Практическое занятие №4 Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ профессиональной лексики. | 2 | | |||||
Раздел 6. Морфология и морфологические нормы | 15 | | | |||||
Тема 6.1 Словоформа как единица морфологии | Содержание учебного материала: | 1 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.1.1. | Грамматические признаки слова. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
Тема 6.2. Имя существительное. | Содержание учебного материала: | 2 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.2.1. | Имя существительное как часть речи. Правописание окончаний имен существительных. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
6.2.2. | Употребление форм имен существительных. | 1 | | |||||
Тема 6.3. Имя прилагательное. | Содержание учебного материала: | 1 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.3.1. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
Тема 6.4 Имя числительное. | Содержание учебного материала: | 1 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.4.1. | Имя числительное как часть речи. Правописание и употребление имен числительных. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
Тема 6.5. Местоимение. | Содержание учебного материала: | 1 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.5.1. | Местоимение. Правописание и употребление местоимений в речи. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
Тема 6.6. Глагол. | Содержание учебного материала: | 2 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.6.1. | Глагол как часть речи. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
6.6.2. | Употребление форм глагола в речи. | 1 | | |||||
Тема 6.7. Причастие как особая форма глагола. | Содержание учебного материала: | 2 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.7.1. | Причастие как особая форма глагола. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
6.7.2. | Правописание суффиксов и окончаний причастий. | 1 | | |||||
Тема 6.8. Деепричастие как особая форма глагола. | Содержание учебного материала: | 1 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.8.1. | Деепричастие как особая форма глагола. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
Тема 6.9. Наречие. | Содержание учебного материала: | 3 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.9.1. | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
*Профессионально-ориентированное содержание | | | ||||||
6.9.2. | Практическая подготовка. Практическое занятие №5 Составление текстов профессиональной направленности с использованием нужных словоформ. | 2 | | |||||
Тема 6.10. Служебные части речи. | Содержание учебного материала: | 1 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
6.10.1 | Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
2 семестр | 47 | | | |||||
Раздел 7. Орфография. Основные правила орфографии. | | | | |||||
Тема 7.1 Орфография. Основные правила орфографии. | Содержание учебного материала: | 9 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
Основное содержание: | | | ||||||
7.1.1. | Правописание безударных гласных. | 1 | | |||||
7.1.2. | Правописание безударных звонких и глухих согласных. | 1 | | |||||
7.1.3. | Употребление разделительных Ъ и Ь. | 1 | | |||||
7.1.4. | Правописание приставок. Правописание и-ы после приставок. | 1 | | |||||
7.1.5. | Правописание Н и НН в словах различных частей речи. | 1 | | |||||
7.1.6. | Правописание Не и НИ. | 1 | | |||||
7.1.7. | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | 1 | | |||||
*Профессионально-ориентированное содержание | | | ||||||
| 7.1.8-7.1.9 | Практическая подготовка. Практическое занятие №6: «Наблюдение над функционированием правил орфографии в текстах профессиональной направленности». | 2 | | ||||
Раздел 8. Синтаксис. Синтаксические нормы. Пунктуация | 20 | | | |||||
Тема 8.1 Основные единицы синтаксиса. | Содержание учебного материала: | 1 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
8.1.1. | Основные единицы синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании. | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
Тема 8.2. Синтаксические нормы | Содержание учебного материала: | 5 | | |||||
Основное содержание: | | | ||||||
8.2.1. | Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим. | 1 | | |||||
8.2.2. | Основные нормы управления. | 1 | | |||||
8.2.3. | Основные нормы употребления однородных членов предложения. | 1 | | |||||
8.2.4. | Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. | 1 | | |||||
8.2.5. | Основные нормы построения сложных предложений. | 1 | | |||||
Тема 8.3. Пунктуация. Основные правила пунктуации | Содержание учебного материала: | 14 | | | ||||
Основное содержание: | | | | |||||
8.3.1. | Разделы русской пунктуации и система правил | 1 | ОК.04; ОК.05 | | ||||
8.3.2. | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |||||
8.3.3. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | |||||
8.3.4. | Знаки препинания при обособлении. | 1 | | |||||
8.3.5. | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями. | 1 | | |||||
8.3.6. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | | |||||
8.3.7. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | | |||||
8.3.8. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | | |||||
8.3.9. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование их в речи. | 1 | | |||||
8.3.10. | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 1 | | |||||
8.3.11. | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. | 1 | | |||||
8.3.12. | Знаки препинания при цитатах. Диалог. | 1 | | |||||
| *Профессионально-ориентированное содержание | | | | ||||
| 8.3.13.- 8.3.14 | Практическая подготовка. Практическое занятие №7 Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры на профессиональные темы. | 2 | | | |||
Раздел 9 Прикладной модуль Особенности профессиональной коммуникации | 15 | | | |||||
Тема 9.1 Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации. | *Профессионально-ориентированное содержание | 5 | ОК.04; ОК.05; ОК.09 | | ||||
9.1.1 | Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). | 1 | | |||||
9.1.2 | Языковые и речевые нормы. | 1 | | |||||
9.1.3 | Речевые формулы. Речевой этикет. | 1 | | |||||
9.1.4 | Практическая подготовка. Практическое занятие №8 Терминология и профессиональная лексика. Язык профессии. | 2 | | |||||
Тема 9.2 Коммуникативный аспект культуры речи. | *Профессионально-ориентированное содержание | 3 | | | ||||
9.2.1. | Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. | 1 | ОК.04; ОК.05; ОК.09 | | ||||
9.2.2 | Практическая подготовка. Практическое занятие №9 Составление связного высказывания на профессиональную тему | 2 | | |||||
Тема 9.3 Научный стиль. | *Профессионально-ориентированное содержание | 4 | | | ||||
9.3.1. | Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов. | 1 | ОК.04; ОК.05; ОК.09 | | ||||
9.3.2 | Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 1 | | |||||
9.3.3-9.3.4 | Практическая подготовка. Практическое занятие №10 Выработка навыков составления текстов с лексемами профессиональной сферы употребления. | 2 | | |||||
Тема 9.4 Деловой стиль | *Профессионально-ориентированное содержание | 3 | | | ||||
9.4.1 | Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. | 1 | ОК.04; ОК.05; ОК.09 | | ||||
9.4.2 | Практическая подготовка. Практическое занятие №11 Виды документов в конкретной специальности. | 2 | | |||||
Тема 10. Подготовка к экзамену | Содержание учебного материала: | | | | ||||
Основное содержание: | 3 | | | |||||
10.1 | Консультация по теме: «Орфография. Основные правила орфографии». | 1 | | | ||||
10.2 | Консультация по теме: «Лексика и фразеология». | 1 | | | ||||
10.3 | Консультация по теме: «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | ||||
Экзамен | 6 | | | |||||
Всего: | 87 | | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;
лингвистические словари.
Технические средства обучения:
электронные плакаты
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2.1. Основная литература:
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. 10-й – 11 классы: Русский язык: базовый уровень: учебник – Москва: Просвещение, 2023 – 271 с.
3.2.2. Электронные издания:
1. Кабинет русского языка и литературы : [сайт] – URL : https://sur.ly/i/ruslit.ioso.ru/
2. Опорный орфографический компакт по русскому языку. Пособие по орфографии русского языка : [сайт] – URL : https://portalus.ru/modules/linguistics/special/orf_posobie/www.yamal.org/ook/index.htm
3. Ресурсы по русскому языку : [сайт] – URL : http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=295
4. Русский язык и литература. Говорим и пишем правильно : культура письменной речи : [сайт] – URL : http://gramma.ru
5. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех : [сайт] – URL : http://gramota.ru
6. Толковый словарь русского языка : [сайт] – URL : https://www.vedu.ru/expdic/
7. Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
8. «Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru).
9. http://rus.1september.ru – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
10. Русский филологический портал. http://www.philology.ru
11. "Русский медвежонок" - конкурс по языкознанию. http://rm.kirov.ru/
12. Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. https://ruscorpora.ru
13. http://philology.ru – Русский филологический портал.
14. www.mapryal.org – МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.
15. http://uchitel-slovesnik.ru – Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка».
16. http://festival.1september.ru/russian – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка.
17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): Русский язык. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/
3.2.3. Дополнительные источники:
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
3.3. Организация образовательного процесса
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также просмотр и оценка работ. Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме экзамена.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы должна быть обеспечена руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора и имеющих стаж работы в данной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; | Раздел I. Тема 1.1; Раздел II. Тема 2.1; Раздел III. Тема 3.1; Раздел IV. Тема 4.1; Раздел V. Тема 5.1; Раздел VI. Тема 6.1; Раздел VII. Тема 7.1; Раздел VIII. Тема 8.1; Раздел IX. Тема 9.1. | - устный опрос; - фронтальный опрос; - словарный, предупредительный, выборочный, объяснительный, зрительный, контрольный диктанты; - сочинение-миниатюра; - эссе; - комплексные проверочные работы; - творческие задания; - наблюдение за ходом выполнения практических занятий; - оценка выполнения практических занятий; - сжатое, подробное изложение текста, изложение с творческим заданием; - тестирование; - проектная деятельность; - создание компьютерных презентаций; - защита рефератов |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | ||
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Раздел IX. Тема 9.1. | |
ПК.1.1. Вести техническую документацию | Раздел IX. Тема 9.1. |
2