Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Поэзия родного края» (10-11 классы)

5
0
Материал опубликован 17 May 2021

1Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ___от

«___»___________ 2020 г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

____________ Е.Ю.Лобова

«___»___________ 2020 г.

Утверждаю.

Директор МБОУ «Бурлаковская СОШ»

___________ Е.Г. Садовина

«___»___________ 2020 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Поэзия родного края»

для 10-11 классов




ФГОС СОО






Составитель:

Долматова Т.Л., учитель русского языка и литературы







С.Бурлаки, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа «Поэзия родного края» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 2 года. Проводится 1 раз в неделю, что составляет 34 часа.

Цель программы:

Создание условий для патриотического, гражданского и нравственно – эстетического воспитания обучающихся через приобщение к духовным истокам культуры при изучении литературных источников Кемеровской области и Прокопьевского района.

Задачи:

расширить знания об истории родного края через знакомство с литературными произведениями;

приобщить учеников к культурному наследию родного края;

воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры;

способствовать расширению кругозора и формированию коммуникативных навыков;

мотивировать учащихся на творческую деятельность.


В настоящее время особенно ощущается необходимость познания культуры своего народа с целью возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего малой родины для формирования истинного гражданина и патриота. В этом заключается актуальность данной программы.

Основной источник формирования гражданских позиций, обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему – литературное краеведение в школе. Оно необходимо в нравственно-патриотическом, эстетическом и даже идеологическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Уважение и любовь к Родине начинаются с любви к тому месту, где человек родился и вырос, с любви к тем людям, которые его окружают. Увидеть красоту и неповторимость родных мест, родной природы помогут мастера слова.

Программа «Поэзия родного края» позволит учащимся познакомиться с произведениями поэтов, чьё твор­чество пронизано жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохно­вившим писателя на его создание, писал Д.С. Лихачёв: «...понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не суще­ствуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной». Земля Кузбасса богата своими литературными традициями. Знакомство с творческой биографией писателей в краеведческом аспекте даст возможность учащимся по­чувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художествен­ную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: литературный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, экскурсии (виртуальные и реальные), создание видеороликов, презентаций, беседы с младшими школьниками.


В программу включаются лучшие образцы литературы Кузбасса.

В программе заложен принцип вариативности, позволяющий учителю самостоятельно выбирать произведения, авторов, определять форму обсуждения произведений, темп чтения, проверку усвоения учащимися изученного материала.


Данная программа составлена с учётом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения поэтов родного края, соответствующие возрастным особенностям учащихся.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к родному краю, его литературе, языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.



Содержание курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

10 класс

Поэты земли Кузнецкой.

Введение: история возникновения Кузбасса литературного, поэзия Кузбасса 2п.XX – XXI века.

Творчество В.Д. Фёдорова. Жизненный и творческий путь. На родине поэта. Поэмное творчество. Отражение ключевых событий 20 века в поэмах 50-ых годов: «Ленинский подарок», «Дуся Ковальчук», «Золотая жила». Заочная литературная экскурсия в Марьевку (беседа с учениками младших классов).

Творчество В.М. Баянова. Основная тема поэзии – тема Родины во всех ее проявлениях. Неизменность жизни на любимой родине, неизменность времени и пространства, человека, его жизни в стихотворении «За рекой Талиновой, за мельницей...».

Детство в стихотворениях «Отойди время, детство не засти-ка...», «Не знаю, в восемь, или в семь ли...», «Мы в детстве смотрели немое кино...», «В двенадцать лет мальчишкам редко...», «Я слушать никогда не уставал», Песнь о хлебе, «Я еще не забыл...». Общая композиция стихотворений. Гуманистический пафос стихотворений о детстве.

Стихотворения-портреты, стихотворения-судьбы: «Сучки, как будто бородавки», «Старые плотники», «Матери», «Старому шорцу», «На бедре со спиртом фляжка...», «Бойся, Анна, слушай, Анна...».


Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края. Презентация. Творчество В. А. Капустяна (п. Тихоновка), Г.В. Маслова (п.Новосафоново), Андреева К.В. (п.Трудармейский). Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память». Чтение стихотворений, анализ изобразительно-выразительных средств. Стилистические фигуры и тропы. Встречи и беседы с учениками младших классов о поэзии родного края.

Районный поэтический клуб «Чистые родники», детский поэтический клуб «Алые паруса». (Участие в заседании поэтического клуба). Подготовка Литературного вечера «Стихи и музыка», посвященного поэтам Прокопьевского района.

Теория литературы. Назначение искусства. Роды и жанры литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения.Возникновение лирической поэзии. Жанры лирики.Традиционные жанры лирики: ода, элегия, дружеское послание, мадригал, эпиграмма, эпитафия.Основные законы названных жанров. Понятие лирического героя.





Содержание курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

11 класс

Кузбасс поэтический. Поэзия Кузбасса второй половины ХХ – ХХI века.

Творчество В. Д. Федорова, В. М. Баянова (обзор), А. Небогатова, И. М. Киселева

Поэзия Кузбасса наших дней.

Творчество Г.Е. Юрова, сборник «Товарищеский круг».

Творчество Б. В. Бурмистрова. Творческая судьба поэта. Из сборника Б. Бурмистрова «Избранное». «О, далекие предки мои…», «А жизнь − людей столпотворенье». Вечные темы поэзии (нравственные, духовные, философские, исторические, политические): «Добро вернётся сторицей», «Не лги себе и ближнему не лги» (человеческие пороки), проблемы духовной деградации («Спит спокойно гордый внук славян»); проблема преклонения перед английским и американским, проблемы современной России («На дворе», «Я покидаю с горечью тебя», «Клеветникам России», «Человечество сходит с ума», «Все те же улицы, дома», «Я покидаю с горечью тебя»).

Творчество С.Л. Донбая. Стихотворная книга «Посредине России». Композиция. Из 4-ой части «Быстрое медленно время творит» − «Карлов мост» или «Человеку многое дано...», «И когда у врагов не останется злости...». Образ вечной любви, держащей жизнь, в стихотворениях 5-ой части книги: «Проснись у меня на плече...», «Влюбленность», «Уже люблю и забываю...», «Я еще не сказал − обернулась ты сразу!», «Есть на земле такие женщины...». Размышлениям о вере, о душе, о присутствии Бога в мире в стихотворениях 7-ой части книги «Земное притяжение души»: «Храм», «Мы от Ковчега до Ковчега...», «Прощеное Рождество», «Костел Анны в Вильнюсе».

Поэзия Т. И. Рубцовой. Духовно-нравственное воспитание детей, сострадание детям, попавшим в детский дом, – основная тема творчества Т.И.Рубцовой. «Привокзалье», «Накормлю щенка ничейного…», «На окраине Юрги…», «Сиротство», «В детском доме», «Бесприютно и бездонно…». Духовные стихи рубежа ХХ-ХХI веков: «Молясь утрами обо всех скорбящих…», «Вся Россия – как Спас на крови…», «Среди жаргона молодёжного…», «Никто из нас не одинок…», «С любовью смотрит Бог на мирозданье…».

Виртуальные экскурсии в библиотеку имени В.Д. Фёдорова и музей И.М. Киселёва.

Литературные журналы Кузбасса. «Огни Кузбасса», «После 12».

Теория литературы. Назначение искусства. Изобразительно-выразительные средства литературы. Основы стиховедения.











Тематическое планирование

10класс

(34часа)


п/п

Тема

Всего часов

1

Поэты земли Кузнецкой.

12

2

Введение: история возникновения Кузбасса литературного, поэзия Кузбасса 2п.XX – XXI века.

2

3

Поэзия В.Д. Фёдорова.


4

Жизненный и творческий путь. На родине поэта.

1

5

Поэмное творчество. Отражение ключевых событий 20 века в поэмах 50-ых годов: «Ленинский подарок», «Дуся Ковальчук», «Золотая жила».

9

6

Поэзия В.М. Баянова.

8

7

Жизненный и творческий путь поэта.

1

8

Основная тема поэзии – тема Родины во всех ее проявлениях. Неизменность жизни на любимой родине, неизменность времени и пространства, человека, его жизни в стихотворении «За рекой Талиновой, за мельницей...».

2

9

Детство в стихотворениях «Отойди время, детство не засти-ка...», «Не знаю, в восемь, или в семь ли...», «Мы в детстве смотрели немое кино...», «В двенадцать лет мальчишкам редко...», «Я слушать никогда не уставал», Песнь о хлебе, «Я еще не забыл...». Общая композиция стихотворений. Гуманистический пафос стихотворений о детстве.

Стихотворения-портреты, стихотворения-судьбы: «Сучки, как будто бородавки», «Старые плотники», «Матери», «Старому шорцу», «На бедре со спиртом фляжка...», «Бойся, Анна, слушай, Анна...».


3

10

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства речи. Традиционные жанры лирики.

2

11

Поэты Прокопьевского района

14

12

Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края.

1

13

Творчество В. А. Капустяна (п. Тихоновка), Г.В. Маслова (п.Новосафоново), Андреева К.В. (п.Трудармейский).

3

14

Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память».

1

15

Час поэзии. Чтение стихотворений поэтов Прокопьевского района (по выбору учащихся). Беседа с учащимися младших классов.

3

16

Районный поэтический клуб «Чистые родники», детский поэтический клуб «Алые паруса» (знакомство с поэтами-участниками).

1

17

Подготовка и проведение Литературного вечера «Стихи и музыка», посвященного поэтам Прокопьевского района.

5


Итого часов:

34










Тематическое планирование

11 класс

(34 часа)


п/п

Тема

Всего часов


Кузбасс поэтический. Поэзия Кузбасса второй половины ХХ века.

10

1

Введение. Кузбасс поэтический. Поэзия Кузбасса второй половины ХХ века.

2

2

Творчество В. Д. Федорова, В. М. Баянова, А. Небогатова, И. М. Киселева (обзор).

1

3

Виртуальная экскурсия в библиотеку имени В.Д. Фёдорова: https://www.youtube.com/watch?v=Loxk5K75GX4&feature=youtu.be

1

4

Поэтическое творчество А. Небогатова. «На улице героя», «Мои друзья», «Что-то нехотя и вяло», «О России», «Русский поклон».

1

5

И. М. Киселев. Сборники стихотворений: «Перецвет», «Ярославна», «Четыре дождя», «Человек приходит к человеку», «Ночные реки», «Благодарю, земля, благодарю» (обзор).

4

6

Связь поэзии И.М. Киселёва со временем, эпохой в сборнике «Перецвет». Композиция. Стихотворения: «А вы? Вы любите дорогу?», «Тулинка», «Дом на разъезде», «В лесу».


7

Стихотворения пейзажной зарисовки: «Четыре дождя», «Апрель», «Гроза», «Утро», «К вершинам утро прикасалось...», «Повороты света», «Осень»


8

Тема любви, доброты, творчества, литературы в стихотворениях: «Когда горит и светится страница...», «Я должен стать самим собой...» «Что такое со мной, что такое».


9

Виртуальный музей http://библиотеки.кемеровские.рф/?p=news/ind000029.htm

1


Поэзия Кузбасса наших дней

24

10

Творчество Г.Е. Юрова. Сборник «Товарищеский круг». Отражение истории, трудовой биографии Кузнецкого края в стихотворении «Рабочая мелодия Кузбасса».

1

11

Подготовка и проведение Часа поэзии среди младших школьников. Чтение стихотворений И.М. Киселёва (по выбору учащихся). Беседа с учащимися младших классов. Посещение виртуального музея.

4

12

Б. В. Бурмистров. Творческая судьба поэта.

6

13

Из сборника Б. Бурмистрова «Избранное». «О, далекие предки мои…», «А жизнь − людей столпотворенье».



14

2000-е годы. Вечные темы поэзии (нравственные, духовные, философские, исторические, политические) в стихотворениях: «Всем холодам назло», «Добро вернётся сторицей», «Не лги себе и ближнему не лги» (человеческие пороки), проблемы духовной деградации («Спит спокойно гордый внук славян»), преклонения перед английским и американским («На дворе», «Я покидаю с горечью тебя»), «Клеветникам России», «Человечество сходит с ума», «Все те же улицы, дома», «Я покидаю с горечью тебя».


15

Творчество С.Л. Донбая. Обзор.

5

16

Стихотворная книга «Посредине России». Композиция. Из 4-ой части «Быстрое медленно время творит» − «Карлов мост» или «Человеку многое дано...», «И когда у врагов не останется злости...».


17

Образ вечной любви, держащей жизнь, в стихотворениях 5-ой части книги: «Проснись у меня на плече...», «Влюбленность», «Уже люблю и забываю...», «Я еще не сказал − обернулась ты сразу!», «Есть на земле такие женщины...»


18

Размышлениям о вере, о душе, о присутствии Бога в мире в стихотворениях 7-ой части книги «Земное притяжение души»: «Храм», «Мы от Ковчега до Ковчега...», «Прощеное Рождество», «Костел Анны в Вильнюсе».


19

Поэзия Т. И. Рубцовой.

3


20

Духовно-нравственное воспитание детей, сострадание детям, попавшим в детский дом, – основная тема творчества Т.И.Рубцовой. «Привокзалье», «Накормлю щенка ничейного…», «На окраине Юрги…», «Сиротство», «В детском доме», «Бесприютно и бездонно…».


21

Духовные стихи рубежа ХХ-ХХI веков: «Молясь утрами обо всех скорбящих…», «Вся Россия – как Спас на крови…», «Среди жаргона молодёжного…» , «Никто из нас не одинок…», «С любовью смотрит Бог на мирозданье…».


22

Подготовка и проведение конкурса чтецов среди младших школьников. Чтение стихотворений (по выбору учащихся). Беседа с учащимися младших классов.

4

23

Областной литературный журнал «Огни Кузбасса». Журнал «После 12».

1


Итого часов:

34



































Перечень учебно – методического обеспечения


Литературное краеведение в Кузбассе: Учебное пособие. А.П. Казаркин – Кемерово, 1993.

Литература Кузбасса ХХ – начала ХХI века. Учебное пособие. И. В. Ащеулова, Г. И. Карпова, Л. А. Ходанен, В. А. Алексютина – Кемеровский государственный университет, 2013.

Живая память. Сборник стихотворений о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., представленных авторами Прокопьевского района на муниципальный поэтический конкурс. – Администрация Прокопьевского муниципального района. МБУ «Централизованная библиотечная система Прокопьевского муниципального района». Районный поэтический клуб «Чистые родники». Детский поэтический клуб «Алые паруса», 2015

Ключ души. Сборник стихотворений. Н.Н. Уланов. – Новокузнецк, 2001

Если рифмы идут из сердца. Сборник стихотворений. В.А. Капустян – Прокопьевский район, 2008

CD-диск. Полное собрание стихотворений. В.А. Капустян – Прокопьевский район, 2017

Росток. Сборник стихотворений. А.Н. Бугров – с.Бурлаки, 2008

Лишь доброта украсит жизни путь. Электронный сборник стихотворений Г.В. Маслова – 2017

Сквозь сумерки времён. Избранное. Сборник стихотворений. Б.Бурмистров – Маматов, Санкт-Петербург, 2011

Вестник краеведения. Прокопьевский район. Выпуск 37 – МБУ ЦБС Прокопьевского муниципального района Центральная районная библиотека Краеведческий отдел, 2015

Библиотечный портал Кемеровской области.http://lib42.ru/prokopevskiy/news/5505/

http://www.mucbsprokopregion.ru/files/Vestnik_37.pdf

МБУ ЦБС Прокопьевского муниципального района. mucbsprokopregion.ru

Литературная карта Кузбасса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.kemrsl.ru /catalog/ 1135.html

Литература Кузбасса и её роль в гуманитарном воспитании и образовании детей и молодёжи: материалы региональной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Кемерово, 2012. – Режим доступа: http:// www.kemrsl.ru /catalog/ 1135.html

Сайт «Памяти поэта Михаила Небогатова» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: m-nebogatov.sitecity.ru

Поэт Игорь Киселев: материалы биографии и творчества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: poet-igorkiselev.narod.ru

Журнал «Огни Кузбасса» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ognikuzbassa.ru 6. Архив журнала «Сибирские Огни» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sibogni.ru/archive/



























12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации