Рабочая программа внеурочной деятельности «Говори правильно» учителя-логопеда школы

3
0
Материал опубликован 13 July в группе

Рабочая программа внеурочной деятельности «Говори правильно»


Составила учитель-логопед: Шильчикова О.В.


Аннотация: речь младшего школьника – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала младшего школьника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» является модифицированной.

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» имеет психолого-педагогическую и социальную направленность.


Пояснительная записка к платной образовательной услуге «Говори правильно»

Платная образовательная услуга «Говори правильно» открыта для детей дошкольного возраста (6-7,5 лет), функционирует при МБОУ СОШ № 72 г. Брянска Советского района Брянской области (далее образовательная организация) на основании Закона РФ «Об образовании Российской Федерации», Устава школы и лицензии № Л035-01214-32/00614110 от 30.08.2022-года, выданной Департаментом образования и науки Брянской области.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала младшего школьника, успешной подготовке и обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» является модифицированной.

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» имеет психолого-педагогическую и социальную направленность.

Нормативно-правовое обеспечение программы

В своей деятельности по организации платной образовательной услуги, «Говори правильно», образовательная организация руководствуется требованиями:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Министерством юстиции Российской Федерации 26.09.2013 № 30038);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и другими нормативно-правовыми актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей;

- Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995 г. (действующая редакция от 21.07.2014);

- Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014) «О защите прав потребителей»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966 «Положение о лицензировании образовательной деятельности»;

- Приказом департамента образования и науки Брянской области от 20.01.2014 года №39 «Об утверждении примерного перечня платных образовательных услуг для организаций дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования»;

- Приказом управления образования администрации «Об утверждении Порядка определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предоставляемые бюджетными учреждениями Советского района на платной основе»

Актуальность программы

«Говори правильно» определяется ее направленностью на развитие познавательной сферы детей - 7 лет, а именно, на развитие звуковой культуры речи. Данный возраст является сензитивным для речевого развития, речевые дефекты, не устраненные в дошкольном возрасте, могут привести к более серьезным нарушениям речи.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами артикуляции, осуществлять контроль над собственной речью. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, а своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими, в результате чего ребёнку в дальнейшем может быть трудно овладеть навыками правильного чтения и письма.

Дети с фонетическими и фонетико – фонематическими нарушениями (ФФНР) составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого, шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

По мнению Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др., логопедическая коррекция речи детей в этот возрастной период позволяет полностью устранить речевые нарушения и обеспечить социализацию среди сверстников.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, что является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду сверстников, развивающихся в соответствии с возрастной нормой.


Отличительные особенности программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» решает задачи овладения речью как средством общения и культуры, обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.


Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на занятиях, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможностей сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят детям реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель программы является коррекция нарушения звукопроизношения и развитие фонематических процессов, осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Задачи:

Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики)

Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников,

т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.

Развитие навыков связной речи дошкольников.

Развитие и коррекция психических процессов: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление.

Развитие коммуникативности и успешности в общении.

Таким образом, комплексность педагогического воздействия направлена:

На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего - подготовительного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.

На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия ребенка.


Адресат программы

Программа адресована обучающимся 6,5-7,5 лет.

Объем программы

Объем программы – 33 ч.

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Формы проведения занятий

практические занятия;

диагностика,

игровая деятельность,

гимнастика,

индивидуальная работа,

работа в группе.

Срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год

Режим занятий Периодичность – 1 раз в неделю, в год 33 занятий по 1 часу

1 час - 45 минут, перемена – 15 минут.

Планируемые результаты

Обучение детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Говори правильно» обеспечивает овладение фонетической системой языка, подготовку к овладению грамотой аналитикосинтетическим методом.

в области личностного развития:

базовый уровень

ценностное отношение к родному языку, красоте речи;

чувство уверенности в своих силах в ситуациях общения;

дифференцированная самооценка своих возможностей. повышенный уровень

мотивация к саморазвитию в области речевого развития. в области освоения метапредметных умений:

базовый уровень

умение оценивать правильность звукопроизношения;

умение принимать и удерживать цель деятельности на занятии;

умение оценивать результаты своей работы по заданному алгоритму;

умение взаимодействовать со взрослым и сверстником при выполнении задания;

умение видеть ошибку и исправлять ее;

умение высказывать суждение о качестве своей работы.

повышенный уровень

умение контролировать процесс речи в разных ситуациях общения.

в области предметных знаний и умений

В итоге логопедической работы дети 5-6-ти лет должны:

правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

четко дифференцировать все изученные звуки;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

В итоге проведенной логопедической работы дети 7 лет должны научиться:

правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

четко дифференцировать все изученные звуки;

различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

производить элементарный звуковой анализ и синтез;

пересказывать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;

употреблять в речи синонимы, антонимы, сложные предложения.

Литература:

- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопед. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с.

- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

- Коржаева Е. Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. - М.: Сфера, 2011. — 64 с. — (Библиотека логопеда).

- Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 2012. – 176.: ил. – (Работам по новым стандартам).

- Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. - СПб.: КАРО, 2004.

- Логинова Е. А.Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического разви­тия. : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой . — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.

- Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. Методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 2005. – 82 с.




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.