Рабочая программа внеурочной деятельности «Говори правильно» учителя-логопеда школы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Говори правильно»
Составила учитель-логопед: Шильчикова О.В.
Аннотация: речь младшего школьника – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.
Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала младшего школьника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» является модифицированной.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» имеет психолого-педагогическую и социальную направленность.
Пояснительная записка к платной образовательной услуге «Говори правильно»
Платная образовательная услуга «Говори правильно» открыта для детей дошкольного возраста (6-7,5 лет), функционирует при МБОУ СОШ № 72 г. Брянска Советского района Брянской области (далее образовательная организация) на основании Закона РФ «Об образовании Российской Федерации», Устава школы и лицензии № Л035-01214-32/00614110 от 30.08.2022-года, выданной Департаментом образования и науки Брянской области.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.
Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала младшего школьника, успешной подготовке и обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» является модифицированной.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» имеет психолого-педагогическую и социальную направленность.
Нормативно-правовое обеспечение программы
В своей деятельности по организации платной образовательной услуги, «Говори правильно», образовательная организация руководствуется требованиями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Министерством юстиции Российской Федерации 26.09.2013 № 30038);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и другими нормативно-правовыми актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей;
- Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995 г. (действующая редакция от 21.07.2014);
- Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014) «О защите прав потребителей»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966 «Положение о лицензировании образовательной деятельности»;
- Приказом департамента образования и науки Брянской области от 20.01.2014 года №39 «Об утверждении примерного перечня платных образовательных услуг для организаций дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования»;
- Приказом управления образования администрации «Об утверждении Порядка определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предоставляемые бюджетными учреждениями Советского района на платной основе»
Актуальность программы
«Говори правильно» определяется ее направленностью на развитие познавательной сферы детей - 7 лет, а именно, на развитие звуковой культуры речи. Данный возраст является сензитивным для речевого развития, речевые дефекты, не устраненные в дошкольном возрасте, могут привести к более серьезным нарушениям речи.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами артикуляции, осуществлять контроль над собственной речью. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, а своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими, в результате чего ребёнку в дальнейшем может быть трудно овладеть навыками правильного чтения и письма.
Дети с фонетическими и фонетико – фонематическими нарушениями (ФФНР) составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого, шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
По мнению Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др., логопедическая коррекция речи детей в этот возрастной период позволяет полностью устранить речевые нарушения и обеспечить социализацию среди сверстников.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, что является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду сверстников, развивающихся в соответствии с возрастной нормой.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» решает задачи овладения речью как средством общения и культуры, обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на занятиях, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможностей сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят детям реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель программы является коррекция нарушения звукопроизношения и развитие фонематических процессов, осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Задачи:
Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики)
Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников,
т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
Развитие навыков связной речи дошкольников.
Развитие и коррекция психических процессов: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление.
Развитие коммуникативности и успешности в общении.
Таким образом, комплексность педагогического воздействия направлена:
На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего - подготовительного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.
На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся 6,5-7,5 лет.
Объем программы
Объем программы – 33 ч.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы проведения занятий
практические занятия;
диагностика,
игровая деятельность,
гимнастика,
индивидуальная работа,
работа в группе.
Срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий Периодичность – 1 раз в неделю, в год 33 занятий по 1 часу
1 час - 45 минут, перемена – 15 минут.
Планируемые результаты
Обучение детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Говори правильно» обеспечивает овладение фонетической системой языка, подготовку к овладению грамотой аналитикосинтетическим методом.
• в области личностного развития:
базовый уровень
⎯ ценностное отношение к родному языку, красоте речи;
⎯ чувство уверенности в своих силах в ситуациях общения;
⎯ дифференцированная самооценка своих возможностей. повышенный уровень
⎯ мотивация к саморазвитию в области речевого развития. • в области освоения метапредметных умений:
базовый уровень
⎯ умение оценивать правильность звукопроизношения;
⎯ умение принимать и удерживать цель деятельности на занятии;
⎯ умение оценивать результаты своей работы по заданному алгоритму;
⎯ умение взаимодействовать со взрослым и сверстником при выполнении задания;
⎯ умение видеть ошибку и исправлять ее;
⎯ умение высказывать суждение о качестве своей работы.
повышенный уровень
⎯ умение контролировать процесс речи в разных ситуациях общения.
• в области предметных знаний и умений
В итоге логопедической работы дети 5-6-ти лет должны:
⎯ правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
⎯ четко дифференцировать все изученные звуки;
⎯ называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
⎯ находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
⎯ различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
⎯ овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
В итоге проведенной логопедической работы дети 7 лет должны научиться:
⎯ правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
⎯ четко дифференцировать все изученные звуки;
⎯ различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
⎯ называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
⎯ производить элементарный звуковой анализ и синтез;
⎯ пересказывать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
⎯ употреблять в речи синонимы, антонимы, сложные предложения.
Литература:
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопед. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Коржаева Е. Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. - М.: Сфера, 2011. — 64 с. — (Библиотека логопеда).
- Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 2012. – 176.: ил. – (Работам по новым стандартам).
- Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. - СПб.: КАРО, 2004.
- Логинова Е. А.Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой . — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
- Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. Методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 2005. – 82 с.