Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура народов мира» (8–9 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура народов мира» рассчитана на 8-9 классы.
Нормативно-правовую базу разработки программы для обучающихся составляют:
Закона ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012).
ФГОС ООО (утверждены приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями.
Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011
№ 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее – СанПиН 2.4.2.2821–10.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352/09).
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).
Плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 25;
МАОУ СОШ № 25 для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09. 2013г N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013 N 30242).
СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. № 189 с изменениями и дополнениями от 24.11.2015г. № 81 (ОВЗ).
При создании рабочей программы учитывалась специфика предмета и возможность подобрать материал для наиболее полного раскрытия содержания темы занятий.
Цель курса: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.
Коррекционными целями реализации адаптированной рабочей программы является создание условий для:
организации коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения;
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран;
выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее - значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художе- ственной картине мира разных эпох;
познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;
проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и др.) с позиций эстетической актуальности и духовно- нравственной ценности художественных образов.
способствовать развитию чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно- творческих способностей;
воспитывать художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
способствовать овладению обучающимися умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.
Обучение строится через познание единства художественной и утилитарном функций произведений искусства разных народов, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного искусства и архитектуры. Вникая в образный язык достаточно разных произведений искусства, учащиеся от занятия к занятию учатся мыслить на языке данного искусства.
В рабочей программе определены система занятий, дидактическая модель и педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы занятий предусматривается использование дополнительной литературы и информационных технологий. Стремление к выражению своего отношения к произведениям искусства и архитектуры должно служить источником развития образного мышления.
Актуальность курса и его новизна
За последние годы в России разработан ряд программ факультативного курса «Мировая художественная культура» для учащихся общеобразовательных школ. Новизна настоящей программы — в концентрации материала, освещающего доминантные идеи различных эпох, имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого воспитания учащихся общеобразовательных школ России. Авторская концепция курса « «Культура народов мира» основана на методологических положениях, согласно которым приоритетной областью содержания данной учебной дисциплины является русская художественная культура.
Исходя из этого в программе:
а) раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных художественных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно- нравственного значения произведений русского искусства разных видов и жанров;
б) в разделах, посвященных ранним этапам становления русской художественной культуры (Древняя Русь), определена символическая точка отсчета — триада «Восток — Запад — Русь»;
в) в разделах, знакомящих с более поздними эпохами (XVII— XX вв.), использован метод сопоставления русской и европейской художественной культур. При этом произведения русских мастеров не «вкраплены» в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главный акцент в программе сделан на достижении личностных, метапредметных и пред- метных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения курса подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты выявляются следующими умениями:
находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом;
пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним — понимать разницу между текстом и гипертекстом.
организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы;
организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать еѐ результативность и оценку;
аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно к устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своѐ досуговое чтение;
анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., воспринимать, анализи- ровать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в читературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
работать с разными источниками информации, находить еѐ, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действияВыпускник научится:
− целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
− самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
− планировать пути достижения целей;
− устанавливать целевые приоритеты;
− уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
− принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
− осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
− адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
− основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действияВыпускник научится:
− учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
− формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
− устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
− аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
− задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
− осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
− адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
− адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
− организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
− осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
− работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
− основам коммуникативной рефлексии;
− использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
− отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действияВыпускник научится:
− основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
− проводить наблюдение под руководством учителя;
− осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
− давать определение понятиям;
− устанавливать причинно-следственные связи;
− строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
− объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе наблюдения;
− основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
− структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник основной школы научится:
− осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
− входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
− выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
Фиксация изображений и звуковВыпускник научится:
− осуществлять фиксацию изображений и звуков для представления результатов проектной деятельности;
− выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
− создавать презентации на основе цифровых фотографий.
Создание письменных сообщенийВыпускник научится:
− создавать текст на русском языке с использованием клавиатурного письма;
− осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
− использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Создание музыкальных и звуковых сообщенийВыпускник научится:
− использовать звуковые и музыкальные редакторы; Поиск и организация хранения информации Выпускник научится:
− использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
− использовать приѐмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
− использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
− искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
− формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник научится:
− планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приѐмы, адекватные исследуемой проблеме;
− выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
− распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
− использовать такие методы и приѐмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
− использовать такие методы и приѐмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение
«хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование;
− использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
− ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
− отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
− видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Формирование читательской компетенции на уровне основного общего образования Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоВыпускник научится:
− ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
− сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
− находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информацииВыпускник научится:
− структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
− преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
− интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
делать выводы из сформулированных посылок;
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информацииВыпускник научится:
− откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
− в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
− использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
ЧтениеВыпускник научится:
− понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
− использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
− передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
− использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
− отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
ГоворениеВыпускник научится:
− создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
− обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
− извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;
− соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
ПисьмоВыпускник научится:
− создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
ТекстВыпускник научится:
− осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. П.;
− создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста.
Предметные результаты изучения курса:
осознавать значение искусства в жизни современного человека;
рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в мировой художественной культуре;
различать тему, сюжет и содержание произведения искусства;
знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства;
знать специфику и характер древнего искусства;
различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл;
видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох;
понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;
ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;
владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса «Мировая художественная культура»;
высказывать собственное отношение к произведению искусства;
понимать специфику восприятия различных визуальных произведений
понимать особенности языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; осознавать условности языка искусства;
осознавать ценность и место отечественного искусства;
развивать индивидуальный художественного вкуса; расширять эстетический кругозор;
уметь видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
освоить диалоговые формы общения с произведениями искусства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса построено по принципам историзма и сравнительного сопоставления зарубежных и русской художественных культур. Принцип историзма, положенный в основу программы, трактуется как способ «погружения в культуру» определенной исторической эпохи. Принцип сравнительного сопоставления зарубежных и русской художественных культур нашел выражение в структуре изложения материала курса. Программы разделены на четыре раздела: два посвящены изучению русской художественной культуры, два других — зарубежной.
Формы организации занятий и виды деятельности учащихся при освоении курса определяются:
возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данного курса, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе;
спецификой интегративного содержания данного курса, предполагающего изучение художественных произведений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;
активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.
Программа предусматривает те виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской творческой деятельности. Программа предполагает значительную творческую самостоятельность учащихся при изучении художественных артефактов и расширение образовательной базы путем обращения к межпредметным связям, активное использование знаний, полученных учащимися на уроках литературы, изобразительного искусства, музыки, истории.
8 классТема I. Наследие древних художественных культур. Древняя Русь на перепутье художественных традиций запада и востока.
Раздел I. Мифологическое миропонимание в художественных культурах Древнего Востока Введение – 1 часОбщность духовных исканий человечества в древности. Памятники первобытной художественной культуры: о чем они свидетельствуют? Единение образов человеческого и природного мира в первобытном искусстве. Синкретизм художественной культуры древних.
Формы организации: аналитическая беседа, групповая работа.
Вера в бессмертие человека — основа духовной жизни Древнего Египта и египетской художественной культуры. Устойчивость художественных образов в искусстве Египта. Социальная основа заупокойного культа, обожествление власти фараона. Символическое воплощение вечного миропорядка жизни и смерти в образе пирамиды. Пирамида фараона Джосера (зодчий Имхотеп). Пирамида фараона Хеопса в Гизе. Заупокойный храм фараона Хефрена. Храм Амона в Луксоре. Храмовый комплекс в Карнаке. Росписи и рельефы храмов и пирамид. Египетское изобразительное искусство о музыке и музыкантах. Скульптура, воплощение в ней представлений о красоте человека (скульптурные портреты фараона Эхнатона, царицы Нефертити).
Канонические традиции многовекового египетского искусства: статичность, грандиозность, абстрактность, условность, символичность; их взаимосвязь с магическими основами духовной культуры древних египтян.
Формы организации: проблемный диалог, групповая работа.
Мифологические природопоклоннические основы шумерской и ассиро-вавилонской культуры. Глубокий пессимизм философско-религиозных учений. Религиозное предназначение музыки. Храмовая архитектура. Древнеассирийский эпос (сказания о Гильгамеше). Искусство древнего Вавилона. Вавилонская башня, ее история в Библии. Памятники художественной культуры древнего Ирана («Авеста»). Образ Заратуштры, его учение.
Формы организации: групповая работа.
Могучий духовный дар народа Древней ИндииВоплощение древних мифологических представлений о мироздании в художественной культуре Индии. Древнеиндийские предания, гимны Ригведы. Риша — создатель и исполнитель ритуальных гимнов. Будда Гаутама, его нравственные проповеди (воздержание от убийства, воровства, блуда, лжи и др.). Зарождение буддизма — древнейшей мировой религии. Канонические традиции раннего буддистского искусства. Изображение Будды.
Формы организации: групповая работа.
Ритуальный характер художественной культуры Древнего Китая. Языческий культ Неба и Земли. Весенние и осенние народные праздники. Формирование представлений об устройстве человеческого общества и его иерархии. Царь как потомок царя Неба и главный жрец. Великие мыслители: Лао-цзы и Конфуций. «Книга песен». Художественный образ Великой китайской стены.
Формы организации: аналитическая беседа.
Введение. На пороге античности: памятники крито-микенской художественной культуры (архитектура, изобразительное Искусство, мифология).
Очеловеченные боги (мифы Древней Греции).Представления древних греков о строении мироздания. Вселенная, подчиненная Судьбе. Рождение мифологии.
Обитатели Олимпа. Зевс, Посейдон и Плутон — властители мира. Воплощение в мифах ростков самосознания человека — творца, победителя природы и враждебных человеку сил. Образы Геракла и Тесея. «Илиада» и «Одиссея» Гомера (отрывки по выбору учителя). Фаталистский подтекст гомеровского эпоса: что «в целой Вселенной несчастнее нет человека». Миф об Орфее. Мифы об Аполлоне-Кифареде (Мусагете). Музы — покровительницы искусств.
Формы организации: групповая работа.
Античное зодчество: логика прекрасногоДревнегреческая архитектура. Древние храмы, сближение мира Олимпа и мира смертных людей. Красота древнегреческих храмов, строгая пропорциональность, соотнесенность деталей и целого. Синтез искусств в античном храме. Значение музыки. Древнегреческие музыкальные инструменты. Архитектурный ордер: дорический, ионический, коринфский стили. Ансамбль афинского Акрополя. Парфенон. Пропилеи. Храм Ники Аптерос. Мастер Фидий.
Формы организации: аналитическая беседа.
Значение скульптуры в художественной культуре Древней Греции. Эволюция скульптуры, поиск художественных средств воплощения реальных человеческих образов. Основные этапы развития античной скульптуры — архаика, классика, эллинизм. Архаичные скульптуры, загадка улыбок куроса и коры. Открытие закономерностей строения человеческого тела в классической античной скульптуре. Творчество Мирона («Дискобол»), Фидия (скульптурная группа фронтона Парфенона
«Мойры»), Праксителя («Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисием», «Отдыхающий сатир»), Лисипп (скульптурные портреты Александра Македонского, Еврипида). Поздняя гре- ческая скульптура («Ника Самофракийская», «Афродита Милосская»). Скульптурная группа
«Лаокоон» (Агесандр, Атенодор, Полидор). Скульптор Скопас («Менада»). Формы организации: групповая работа.
В древнегреческом театреЭволюция театра: от магического действа в честь бога Диониса к театральному спектаклю — произведению искусства. Афинский театр, его общественное и эстетическое предназначение. Рождение трагедии в творчестве Эсхила. Трилогия о Прометее — гимн человеку, восставшему против Судьбы. Образы трагедий Софокла и Эврипида (по выбору учителя). Рождение комедий Аристофана, отрывки из его комедий «Облака», «Лягушки» (по выбору учителя). Воспитательная роль театра. Понятие «катарсис». Музыка в театре. Теория воспитательного воздействия музыкальных ладов на человека.
Формы организации: групповая работа.
Форумы Рима: прославление могущества великой империиСтановление художественной культуры Римской империи, ее идеологические основания. Взаимосвязь художественных традиций с искусством Древней Греции. Пантеон. Римский форум. Форумы Цезаря и Траяна. Колизей. Триумфальные арки Рима. Арка Тита, ее скульптурные украшения. Римский портрет — путь к реализму в искусстве. Капитолийская волчица — символ
«вечного города» на семи холмах. Памятники ранней христианской иконописи в катакомбах Рима
— живое свидетельство связи древней и христианской художественной культуры. Формы организации: групповая работа.
Раздел III. В поисках духовной истины: рождение христианской художественной образности
Введение
Иудаизм: представление о Боге, Вселенной, человеке. Духовный опыт израильского народа. Учение о высшем начале мироздания — Логосе. Человек как образ и подобие Божие. Творчество
— реализация духовного начала в человеке. Библия как основная книга христианства. Роль Библии в мировой культуре. Признание христианства официальной религией. Первые христианские храмы.
Библия: откровения Ветхого ЗаветаНовое понимание истории человечества как процесса, имеющего высшую закономерность и духовную цель. Бог, Вселенная, человек — первые образы Библии. Шестоднев (сюжет о
сотворении мира). Грехопадение, изгнание Адама и Евы из рая: начало трагической истории мирового противостояния добра и зла, Бога и сатаны. История Каина и Авеля. Моисей и десять заповедей — предначертание духовно-нравственных идеалов христианской художественной культуры. Явление ветхозаветной Троицы. Библейский пророк Давид и его гимны. Библейские сюжеты в искусстве (в живописи, музыке, поэзии, зодчестве, театре).
Формы организации: групповая работа.
Духовное и художественное значение Евангелия — Нового Завета. Образы четырех евангелистов (Матфея, Иоанна, Марка и Луки) в искусстве. Основные вехи земной жизни Иисуса Христа в повествованиях евангелистов (рождество, крещение (богоявление), проповеди и притчи Иисуса Христа (Нагорная проповедь), заповеди Иисуса Христа, преображение, тайная вечеря, суд Понтия Пилата, распятие, снятие с креста, положение во гроб, воскресение). Благовещение, образ Божией Матери. Христианское миропонимание: общее и различное с законами Моисея. Сюжеты Евангелия в искусстве (в живописи, музыке, поэзии, зодчестве).
Формы организации: групповая работа.
Введение
Исторические сведения о древнейших памятниках древнеславянской культуры. Первобытное синкретическое искусство. Особенности мифологических представлений о мире, магические действа.
«Детство» древнерусской художественной культурыОсобенности славянских языческих верований, культ природы. Персонификация природных сил и животных в представлениях древних славян. Памятники языческого культа. «Пляшущие идолы»
— загадки древних религиозных таинств. Поклонение красоте родной природы и культ матери- Земли как устойчивые символы славянского древнего искусства. Обряды славян-язычников. Народный календарь. Его связь с земледельческими работами. Древний календарно-обрядовый фольклор. Синкретическая природа народного обряда, синтез музыки (пения), движения, танца, жестов, драматического действа. Осенние обряды. Жнивные песни. Зимние обряды и обычаи. Праздник Масленицы. Весенние обряды, закликание Весны. Песни-веснянки. Летние календарные обряды, хороводные песни. Славянский фольклор — один из источников самобытности русской художественной культуры более поздних эпох. Древние песни в русской музыке (сцена «Проводы Масленицы» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»). Образы славянской древности в живописи (Н.К. Рерих. «Город строят»).
Формы организации: групповая работа.
Былины — синтетический литературно-музыкальный жанр древнего русского искусства. Баян — слагатель былин. Герои былин — русские богатыри, защитники Родины (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич). Образы русских богатырей в искусстве (В.М. Васнецов.
«Богатыри»; М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Богатырские ворота»).
Новгородские былины. Садко — торговый гость и музыкант. Образ Садко в русском искусстве (Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко» — отрывки по выбору учителя).
Скоморохи и скоморошины. Образы развеселых скоморохов в новгородской былине о Госте Терентище. Традиции «смехового мира» (М.М. Бахтин) Древней Руси в искусстве русских ма- стеров (театр Петрушки в музыке И.Ф. Стравинского «Петрушка»: «Русская пляска»).
Формы организации: аналитическая беседа.
Рождение жанра плача-причитания. «Голошение» по умершему человеку — древнейший вид народного искусства. Разнообразие плачей. Воинские мужские плачи. Плач Ярославны — собирательный образ женской скорби. Воплощение плача Ярославны из «Слова о полку Игореве» в музыке А.П. Бородина (опера «Князь Игорь»).
Предвосхищение образов русской художественной культуры православной традиции в высокохудожественных образцах русского народного творчества.
Формы организации: аналитическая беседа, парная работа.
Раздел I. Средневековый Восток: красота и поэтичность художественных традиций
Введение
Средневековье — длительный период в развитии художественной культуры народов Востока. Верность древним традициям — общая закономерность искусства этого периода. Общее и различное в художественных культурах стран Востока. Буддизм и ислам — ведущие религиозные концепции этих культур.
Культ прекрасного в культуре средневековой Индии, ее своеобразие и экзотичность. Буддизм и индуизм — основа развития средневекового искусства Индии. Храмовая архитектура. Кра- сочность и декоративность убранства храмов. Музыкальное искусство, ритуальный и бытовой смысл индийских народных танцев (взаимосвязь пения, движения, жестов, костюмов, косметики и др.). Влияние мусульманских художественных традиций на средневековое искусство Индии. Мавзолей Тадж-Махал в Агре — памятник любви и красоте. Волшебный мир индийской миниатюры. Условность и каноничность в изображении мифологических персонажей и образов природного мира.
Индия в представлениях русских путешественников и художников (А.Никитин.
« Хожение за три моря», Н. А. Римский-Корсаков. Ария Индийского гостя из оперы «Садко». Индия в творчестве Н.К. Рериха).
Формы организации: аналитическая беседа, заочное путешествие по Индии.
Сохранение религиозных традиций древности в художественной культуре средневекового Китая. Китайские иероглифы как символика миропонимания. Художественная ценность иероглифов. Особенности архитектурных памятников средневекового Китая. Отражение в зодчестве представлений об иерархии Вселенной и божественной власти императора. Императорские дворцы. Значение искусственных водоемов и садов в оформлении городского пространства. Развитие поэзии, ее философская лаконичность и миниатюризм. Поэзия Ван Вэя. Особенности китайской живописи. Живопись на шелке — высокохудожественная национальная традиция. Образы животного мира, цветов, птиц, людей в контексте сложившегося художественного канона (повторяемость и узнаваемость). Китайские музыкальные инструменты. Китайский средневековый театр. Сохранение и развитие традиционной китайской художественной культуры в наши дни.
Формы организации: групповая работа, заочное путешествие по Китаю.
Художественная культура Страны восходящего солнцаСамобытность художественной картины мира, созданной японским народом. Влияние китайских традиций на становление профессионального искусства Японии. Буддийские храмы. Значение древнего самурайского кодекса чести для развития духовно-нравственных основ художественного творчества. Искусство единоборств, их ритуальное и эстетическое значение. Искусство пейзажного сада. Древний культ камней, деревьев, цветов. Чайная церемония, ее эстетическое значение. Искусство икебаны. Средневековая замковая архитектура. Классический музыкальный театр но. Театр кабуки. Древние культурные традиции в сочетании с японским «экономическим чудом» в наши дни.
Формы организации: групповая работа, заочное путешествие в Страну восходящего солнца.
Арабский Восток: волшебная сказка орнаментаРоль ислама в развитии средневековой художественной культуры народов Арабского Востока. Мечеть, ее религиозное предназначение и архитектурные особенности. Разнообразие форм мечетей. Мечеть Омара в Иерусалиме. Минарет. Отказ от изображения предметного мира в искусстве Арабского Востока. Орнамент как один из ведущих видов художественного творчества. Высокое развитие средневековой литературы. Арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Образ Шехеразады. Персидская поэзия. Рубаи Омара Хайяма (по выбору учителя). Арабский Восток в русском искусстве (Симфоническая картина «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова — отрывки по выбору учителя).
Формы организации: групповая работа, заочное путешествие
Введение
Отражение христианского понимания мира в художественной культуре европейских стран. Религиозная основа средневекового профессионального искусства. Утверждение в художественном творчестве приоритетности духовного начала бытия. Рождение канонических традиций храмового искусства. Отход от средневекового миропонимания в эпоху Возрождения, становление светского искусства, возврат к нормам и ценностям античного искусства.
Роль догматов христианской церкви в развитии новой художественной образности искусства европейских стран. Средневековый художник, гимнограф, зодчий, скульптор — выразитель канонических установок и норм «духовной красоты». Монастыри и храмы — центры развития искусства. Становление новых жанров и новых средств художественной выразительности.
Эпические поэмы Северной Европы («Песнь о нибелунгах»). Идеалы рыцарства. Куртуазная любовь. Расцвет поэзии. Городская музыкальная культура. Странствующие поэты-музыканты. Поэзия вагантов, трубадуров, мейстерзингеров, миннензингеров. Франсуа Вийон.
Музыка в христианском храме. Григорианский хорал, гимны, псалмодия. Месса, ее духовное значение. Рождение раннего многоголосия. Символический смысл средневековой музыки.
Высокий расцвет архитектуры в эпоху средневековья. Символическое значение христианского храма. Грандиозность форм романского стиля в зодчестве. Синтез архитектуры и скульптуры в храме. Замки феодалов. Замок Алькасар в Севилье (Испания). Вормский собор (Германия). Собор св. Марка в Венециии (Италия). Церковь Нотр-Дам в Пуатье (Франция). Соборный комплекс в Пизе (Италия).
Средневековая живопись — новое понимание изобразительности и выразительности художественного образа. Фрески церкви Сен-Савен в Пуату (Франция).
Застывшие образы «пламенеющей готики. Торжество вертикальных линий — символ величия духовной идеи христианского храма. Шедевры готической архитектуры. Собор Парижской Богоматери. Собор в Реймсе. Собор в Кельне. Собор в Милане. Уникальные витражи капеллы Сен Шапель в Париже. Готическая архитектура — предвосхищение радостного мировосприятия в искусстве Возрождения.
Формы организации: групповая работа.
Италия — родина идеалов Возрождения
Предпосылки итальянского Возрождения. Человек — хозяин своей судьбы как новый образ искусства. Гуманизм: идеалы и реальность. Воскрешение античных представлений о красоте и гармонии внешнего мира. Стремление к реализму в художественном обобщении действительности. Развитие новых светских жанров искусства. Предвозрождение (Проторенессанс) в Италии. Скульптор Никколо Пизано. Флорентийские гуманисты. Данте, Петрарка, Боккаччо — предшественники идей Возрождения (тексты по выбору учителя). Джотто
— первый из титанов новой плеяды художников. Фрески Джотто («Поцелуй Иуды»). Выдающиеся достижения флорентийского мастера Филиппо Брунеллески (купол собора Санта- Мария дель Фьоре, Воспитательный дом во Флоренции). Дворцы Флоренции. Палаццо Питти. Галерея Уффицы. Коллекции этих музеев в наши дни. Возрастание роли изобразительного искусства в эпоху Возрождения. Живопись Мазаччо («Троица» — фреска церкви Санта- Мария Новелла во Флоренции). Скульптуры Донателло («Давид»).
Расцвет изобразительного искусства во второй половине XV в. Лирический идеал красоты. Фра Филиппо Липпи («Мадонна с младенцем и двумя ангелами»), Пьетро Перуджино («Мадонна с младенцем»). Утонченность образов Сандро Боттичелли («Благовещение», «Рождество»,
«Рождение Венеры», «Весна»).
Формы организации: аналитическая беседа, групповая работа.
Конец XV — начало XVI в. — эпоха рождения творений титанов итальянского Возрождения. Многогранный художественный и исследовательский дар Леонардо да Винчи. Утверждение человеческой красоты и силы разума в его произведениях. Наследие Леонардо да Винчи:
«Мадонна с цветком», «Мадонна в гроте», «Мона Лиза» («Джоконда»). Работы Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Фреска «Тайная вечеря» (монастырь Санта-Мария делле Грацие в Милане).
Духовная и художественная одаренность Рафаэля Санти. Воплощение в его творчестве красоты и гармонии «небесного и земного». «Сикстинская мадонна» — Богоматерь, идущая по небесам к людям. Станцы (комнаты) Рафаэля (фрески Ватиканского дворца в Риме). Росписи лоджий в Ватикане.
Могучий талант Микеланджело — живописца, ваятеля, зодчего, поэта. Мир его творений, яркость, цельность, динамичность образов («Моисей», скульптуры гробницы Лоренцо Медичи во Флоренции). Выразительность христианской символики в скульптуре «Пьета» (собор св. Петра в Риме). Фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, грандиозность ансамбля («Сотворение Адама»,
«Страшный суд»).
Венецианская школа живописи. «Цветовая симфония» полотен Б.Джорджоне («Спящая Венера»). Идеал совершенной красоты в работах Тициана («Вознесение Марии (Ассунта)», «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Себастьян»). Пышность и жизнерадостность полотен Паоло Веронезе («Триумф Венеции»). Венецианская живопись в музеях России.
Венецианские зодчие: А. Палладио, Д. Браманте.
Музыка итальянского Возрождения. Рождение мотета. Мотет в творчестве Гильома де Машо и Жоскена Депре. Лирические образы мадригала. Расцвет хоровой полифонической музыки (Дж.
Палестрина). Инструментальная музыка для лютни, виолы, флейты, клавесина. Ричеркар (Дж. Фрескобальди, А. Габриели).
Рождение оперы — итог развития музыкального искусства эпохи Возрождения. Флорентийская камерата. Опера «Эвридика» (композитор Я. Пери, текст поэта О. Ринуччини). Опера Кл. Монтеверди «Орфей» (отрывки).
Формы организации: аналитическая беседа, групповая работа.
Художественное наследие мастеров Германии и Нидерландов XV—XVI вв. Сочетание религиозного и светского, средневекового и возрожденческого начал в изобразительном искусстве. Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная образность полотен братьев Ван Эйк. Фантастический мир И. Босха. Повышенная экспрессия и привнесение лич- ностного начала в религиозную живопись. А. Дюрер — великий живописец, гравер. Книжные гравюры Дюрера (иллюстрации Библии — по выбору учителя). Народный колорит полотен П. Брейгеля-старшего («Битва Масленицы и Поста»). Философско- религиозный подтекст полотна
«Слепые».
Возрождение в Англии. Шекспир и мировая художественная культура. Человек в трагедиях Шекспира. Ситуации ошибок и превратностей судьбы в комедиях Шекспира («Сон в летнюю ночь»), Шекспир и русская музыка (П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»). Формы организации: аналитическая беседа, групповая работа.
Введение
Византия — центр развития православия. Рождение традиций православной храмовой культуры, ее христианский духовный смысл. Киевская Русь — преемница Византии. Дальнейшее развитие православного художественного творчества на Руси.
Традиции канонической художественной культуры Византии. Взаимодействие образного мира архитектуры, живописи, музыки, слова в православном храме. Зодчество. Крест как основа формы крестокупольного православного храма. Символика обращенности храма на восток. Софийский собор Константинополя. Русская летопись («Повесть временных
лет») о Софийском храме. Рождение иконы. Иконопись монументальная (мозаика, фреска) и станковая. Духовный смысл иконы. Сюжеты икон. Образы Христа Спасителя и Богоматери. Осо- бенности средств художественной выразительности (плоскость, символика формы и цвета). Монументальная живопись в церкви Сан-Витале в Равенне (фрески). Православные песнопения, их строгое одноголосие, отсутствие инструментов в храме (в отличие от католических храмов, где есть орган). Роман Сладкопевец (Мелод) и Иоанн Дамаскин — великие гимнографы и теоретики православного пения. Роль византийской храмовой поэзии, гимнографии, живописи, зодчества в развитии художественной культуры Древней Руси (преемственность духовных и эстетических идеалов, художественного канона).
Формы организации: аналитическая беседа, групповая работа.
Виды деятельности: виртуальная экскурсия по залам музеев мира, создание виртуального вернисажа.
Крещение Руси как событие, определившее культурное развитие русского народа. «Повесть временных лет» о факторе красоты как главном аргументе выбора православной веры. Византийская каноническая система на русской почве; начало развития профессиональных
храмовых искусств. Литературные памятники Киевской Руси (повторение и обобщение). Жанр жития — возвеличивание духовного подвига. Образы первых русских святых в литературе и живописи («Житие Бориса и Глеба», иконы «Борис и Глеб»). Разграничение понятий «музыка» и
«пение» в Киевской Руси. Памятники архитектуры. Храм Софии Киевской. Внутреннее убранство храма. Фрески. Мозаика «Богоматерь Оранта», ее символика. Мозаики Михайловского златоверхого монастыря. Художественная культура Киевской Руси как источник развития высоких духовно-нравственных традиций национального русского искусства.
Образы киевской старины в произведениях русских мастеров («Слово о полку Игореве» и опера А.П. Бородина «Князь Игорь» — отрывки по выбору учителя).
Формы организации: групповая работа.
Раздел IV. Расцвет древнерусских художественных школ: от новгородской к Московской РусиВведение
Татаро-монгольское нашествие. Нанесение урона русской культуре. Духовная стойкость русского народа, сохранение национальных духовных и эстетических основ древнерусского искусства. Историческая динамика развития художественной культуры Руси: от разрозненных школ к единому общерусскому художественному стилю.
«Господин Великий Новгород»: самобытная красота храмовой культурыДиалог творений мастеров-новгородцев с наследием Византии и Киева. Памятники новгородской архитектуры: от подражания к самобытности. Георгиевский собор, построенный мастером Петром. Художественный ансамбль храма Спаса Преображения на Нередице. Шедевры одноглавого каменного зодчества (по выбору учителя).
Новгородская икона. Творчество Феофана Грека. Художественное совершенство и высокая экспрессивная духовность его фресковой живописи (фрески храма Спаса Преображения на Ильине улице). Образ Феофана Грека у древнерусского писателя Епифания Премудрого.
Развитие искусства колокольного звона в Новгороде. Набат. Звонницы. Колокольность как символ Русской земли в искусстве последующих эпох (М.П. Мусоргский. «Борис Годунов». Сцена коронования; С.В. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор; А.В. Лентулов. «Иван Великий. Звон» (прослушивание в классе).
Формы организации: групповая работа.
Художественная культура древнерусских княжеств: сохранение духовных ценностей Рождение и развитие в древнерусском искусстве идеи объединения русских земель: от «Слова о полку Игореве» к «Слову о погибели земли Русской». Символические образы иконописи мастеров Владимиро-Суздальского княжества. Памятники монументальной архитектуры. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Успенский собор во Владимире. Памятники зодчества Псковской земли. Псковская иконопись, ее напряженный драматизм.
Формы организации: групповая работа.
Становление Московской Руси. Роль Троице-Сергиевой обители в укреплении основ духовности и нравственности нового русского государства. Сергий Радонежский, его учение о св. Троице. Образ Сергия Радонежского в искусстве (иконография, «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого — фрагменты по выбору учителя; М.В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»).
Зримый образ новой государственности — архитектура Московского Кремля. Художественный облик московских соборов (Успенского, Благовещенского, Архангельского). Колокольня Ивана Великого.
Шатровая архитектура — новое слово в русском зодчестве. Храм Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного (Покрова Богородицы на Рву).
Формы организации: групповая работа.
Позднее средневековье как заключительный этап развития высокой традиции древнерусского профессионального храмового искусства. Творчество Андрея Рублева: легенды и факты. Художественное совершенство икон «звенигородского чина» («Спас», «Апостол Павел»). Фрески Успенского собора во Владимире. «Троица», ее духовный смысл и эстетика образа. Влияние шедевра Андрея Рублева на рождение троестрочного храмового пения (распевщики братья Савва и Василий Роговы). Искусство Дионисия. Ансамбль фресковой живописи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Икона «Митрополит Алексий». «Музыкальность» иконописи Андрея Рублева и Дионисия.
Сила нравственного примера в произведениях Епифания Премудрого. «Плетение словес» как способ «украшения» образа святого в его житийных сочинениях.
Творчество Федора Христианина (Крестьянина). Расцвет мелодического начала в его песнопениях. Стихиры Федора Христианина.
Формы организации: групповая работа.
Введение. Понятие о видах искусства. Античность. Аполлон — покровитель искусств. Олицетворение Солнца и красоты. Известные скульптуры и изображения Аполлона. Семья муз Апполона.
Раздел I. Тайны художественного образа. Как рождается искусство. Чувство и мысль, тема и идея. Фантазия как основа творчества. Народ как творец, художник.
Раздел II. Художник и окружающий мир. Многозначность понятия художник. Что такое вдохновение. Талант и мастерство художника. В.А.Моцарт как выдающийся композитор. Мир музыкальных образов. Моцарт и Пушкин. Взаимодействие музыки и литературы.
Раздел III. Возвышенное и низменное в искусстве. Эстетика — наука о прекрасном. Основные категории эстетики. Безграничность возвышенного. Возвышенное в искусстве. Интерпретация любви и ненависти в произведениях У.Шекспира, С.Прокофьева, П.Чайковского.
Раздел IV. Трагическое в искусстве. Истоки трагического в искусстве античности. Понятие рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии. Отражение темы жизни и смерти в музыке. Реквием как жанр.
Раздел V. Комическое в искусстве. Смех — важнейшее условие воспитания человека.
Понятие смешного и комического. Выдающиеся комики мира. Чарли Чаплин.
Формы организации: групповая работа, игра-конкурс, дебаты, музыкальный лекторий, кинолекторий.
Виды деятельности: виртуальная экскурсия, дебаты, творческая работа и еѐ взаимное рецензирование, подготовка презентации «Мой Моцарт», составление опорного конспекта, таблиц, схем, творческая работа «Страничка из дневника», инсценировка фрагмента пьесы А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», составление сборника афоризмов.
Теме 2. Азбука искусства: литература, изобразительное искусство, музыкаРаздел I. Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Место литературы среди других видов искусства. Роль слова в художественном произведении. А.Ахматова — изобразительная сила поэзии. А.Чехов: емкость и лаконичность — основа образной системы писателя. Образ и образность в литературе, Средства выразительности.
Раздел II. Азбука архитектуры. «Каменная летопись мира». Место архитектуры среди других видов искусства. Первые зодчие. Деревянное зодчество города Томска. Архитекторы современности.
Раздел III. Художественный образ в архитектуре. Особенности архитектурного образа. Архитектурный ансамбль. Архитектура как выражение основных идей своего времени. Художественные средства и приемы. Связь архитектуры и природы. Архитектура будущего.
Раздел IV. Стили архитектуры. Архитектурные стили Древнего Египта и Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Понятие архитектурного стиля. История вопроса. Основные признаки архитектурного стиля. Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Памятники архитектуры различных стилей и эпох.
Раздел V. Виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Ландшафтная архитектура. Градостроительство.
Раздел VI. Язык изобразительного искусства. Способы и средства изображения. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды ИЗО. Художественные средства: линия, пятно, ритм, цвет, светотень, пропорции. Материалы и инструменты художника.
Раздел VII. Способы и средства изображения. Художественные средства и жанры живописи. Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства. Искусство живописи: композиция, колорит, рисунок, манера письма.
Раздел VIII. Жанровое многообразие живописи. Историческая живопись. Жанр портрета.
Бытовой, батальный жанры. Пейзаж и его разновидности. Жанр натюрморта и его эволюция.
Раздел IX. Искусство графики. Виды графического искусства. Виды графики по технике исполнения и целевому назначению. Понятие о компьютерной графике. Графити.
Раздел X. Художественная фотография. История рождения фотографии. Этапы развития фотографии. Технология и специфика фотоизображения. Понятие о фотореализме. Художники театра и фотохудожники. Выразительные средства и жанры фотографии. Виды фотографии. «Мой фотоальбом» события в кадре.
Раздел XI. Язык скульптуры. История развития скульптуры, виды и жанры. Скульптура и еѐ основные виды. Материалы и техника обработки в скульптуре. Виды скульптуры по ее целевому назначению.
Раздел XII. Декоративно – прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусства как вид народного творчества. Народные промыслы. Понятие о прикладном и декоративном искусстве, виды декоративно – прикладного искусства.
Раздел XIII. Искусство дизайна. Художественные возможности дизайна. Художественные и научные основы дизайна. Особенности профессии. Сферы дизайна. Бытовой и промышленный дизайн.
Раздел XIV. Музыка как вид искусства. Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Музыка еѐ место в ряду других искусств, мифы о происхождении музыки. Виды музыки: вокальная, инструментальная, народная. Музыка как часть культуры разных народов.
Раздел XV. Художественный образ в музыке. Условный характер музыкального художественного образа. Временной характер музыки. Зримость и пластичность музыкального образа. Философские рассуждения о жизни в музыке И.С.Баха.
Раздел XVI. Язык и форма музыкального произведения. Средство выразительности в музыке, понятие о музыкальной форме. Элементы музыкального языка: мелодия, гармония, ритм, тембр, фактура. Роль композитора в создании произведения.
Раздел XVII. Типы музыкальных форм. Классификация музыкальных жанров. Симфония как высшее достижение музыкального искусства. Составные части симфонии: сонатное аллегро, анданте (адажио, ларго), менуэт или скерцо, рондо.
Раздел XVIII. Понятие о музыкальных жанрах. Поиски нового видения мира и многообразие музыки 20 века.
Формы организации: групповая работа, дебаты, музыкальный лекторий, кинолекторий, экскурсия в библиотеку ТГУ, экскурсия в художественный музей, мастер-класс, урок – путешествие.
Виды деятельности: виртуальная экскурсия, дебаты, творческая работа и еѐ взаимное рецензирование, оформление фотовыставки, подготовка презентации, защита проектов.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки сообщений, докладов и работы во время занятий:
История искусств (можно найти интересующую книгу по месту или по эпохе). - Режим до- ступа: www.artyx.ru
Образовательные ресурсы по МХК, музеям, электронным библиотекам, словарям, энцик- лопедиям. - Режим доступа: http://katalog.ru/index.php
Образовательные ресурсы по искусству, культурологии, музыке, литературе и другим об- щеобразовательным предметам: www.allen.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала. - Режим доступа: http://artclassic.edu.ru
Виртуальная галерея Андрея Петрова: http://petrov-gallery.narod.ru
«Русская религиозная живопись» из галереи Андрея Петрова: www. religionart.narod.ru
Литература для учителя:Дополнительные пособия для учителя по теме «Наследие древних художественных культур. Древняя Русь на перепутье художественных традиций Востока и Запада»:
Большой путеводитель по Библии: [пер. с нем.]. - М., 1993.
Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. ; Просвещение, 1993.
Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. - М. : Просвещение, 1993.
Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / JI. С. Васильев. - М.: Восточная лите- ратура, 2001.
Васильев, Л. С. Византия и Русь / Л. С. Васильев. - М., 1969. 6.Виппер, Б. Р. Искусство Древней Греции / Б. Р. Виппер. - М., 1972. 7.Гринцер, П. А. Древнеиндийский эпос / П. А. Гринцер. - М., 1974.
Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / JI. Н. Гумилев, — М.: ACT, 2004.
Гусева, Н. П. Индуизм: история формирования, культурная практика / Н. П. Гусева. - М., 1977.
Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств: в 2 кн. / Н. А. Дмитриева.— М.: Галарт, 2008.
Зотов, А. И. Русское искусство с древних времен до начала XVII века / А. И. Зотов. - М., 1983.
Китай: традиции и современность. - М., 1976.
Коростовцев, М. А. Религия Древнего Египта / М. А. Коростовцев. — М., 1976.
Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М., 1991.
Культура Древней Индии. - М., 1973.
Культура Древнего Рима. Т. 1-2. - М., Г985.
Культура эпохи Возрождения. - М., 1986.
Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / JI. Д. Любимов. — М.: Просвещеше, 1996.
Любимов, Л. Д. Искусство древнего мира / Л. Д. Любимов. - М., 1980.
Майкопар, А. Е. Новый Завет в искусстве: очерки иконографии западного искусства / А. Е. Майкопар. - М., 1998.
Матье, М Э. Во времена Нефертити / М. Э. Матье. - Л., 1985.
Мень, А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни / А. Мень. — 1 9 9 4 .
Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. - М., 1973.
Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1980.
Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1982.
Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока / А. И. Немировслй.—№, 1994.
Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. - М.: ВЛАДОС, 2006.
Рапацкая, Л. А. История русской музыки / Л. А. Рапацкая. - М. : ВЛАДОС, 2001.
Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М., 1987.
Соколов, Г. И. Искусство Древнего Рима / Г. И. Соколов. - М., 1971.
Темкин, Э. Л. Мифы Древней Индии / Э. Л. Темкин, В. Г. Эрман. - М., 1982.
Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе / Е. Н. Трубецкой. - Новосибирск, 1991.
Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви / Л. А. Успенский. — М., 1989.
Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / сост., общ. ред. и пред. Н. К. Гаврюшина. - М., 1993.
Филатов, В. В. Краткий иконописный словарь / В. В. Филатов. - М., 1996.
Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. - М.: Крон-Пресс, 1996.
Христианство: энциклопедический словарь. Т. 1-3.-М., 1993-1995.
- Литература для учащихся:
Дополнительные пособия для учащихся:
Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993.
Вачьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вачьянц. - М. Айрис- Пресс, 2015.
Гуревин, Е. JI. Западноевропейская музыка в лицах и звуках / Е. JI. Гулевич. - М. : ТОО
«Пассим», 1994.
Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1982.
Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. - М.: Просвещение, 1996.
Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1980.
Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1982.
Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. - М.: Крон-Пресс, 199^:-
Энциклопедический словарь юного музыканта. - М.: Педагогика, 1985.
Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.: Педагогика, 1989.
Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.
ПриложениеКАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
8класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |||||||
Тема 1. Наследие древних художественных культур. Древняя Русь на перепутье художественных традиций Запада и Востока – 19 часов | |||||||||||
Раздел I. Мифологическое миропонимание в художественных культурах Древнего Востока – 5 часов | |||||||||||
1 | Мифологическое миропонимание в культурах Древнего Востока | 1 | | | |||||||
2 | Художественная культура Египта: прорыв к тайнам жизни и смерти | 1 | | | |||||||
3 | Художественная культура Двуречья и Древнего Ирана; постижение противоборства добра и зла | 1 | | | |||||||
4 | Могучий Индии | духовный | дар | народа | Древней | 1 | | | |||
5 | Мудрость созерцания (художественная культура Древнего Китая) | 1 | | | |||||||
Раздел II. У истоков европейской художественной культуры (Древняя Греция и Древний Рим) – 6 часов | |||||||||||
6 | Очеловеченные боги (мифы Древней Греции) | 1 | | | |||||||
7 | Античное зодчество: логика прекрасного | 1 | | | |||||||
8 | Культ земной красоты (античная скульптура) | 1 | | | |||||||
9 | В древнегреческом театре | 1 | | | |||||||
10- 11 | Форумы Рима: прославление могущества великой империи | 2 | | | |||||||
Раздел III. В поисках духовной истины: рождение христианской художественной образности – 4 часа | |||||||||||
12- 13 | Библия: откровения Ветхого Завета | 2 | | | |||||||
14 | 1 | | | ||||||||
15 | Евангелие — путь к спасению человечества от греха и смерти | 1 | | | |||||||
Раздел IV. Языческая Русь: первые шаги к художественному познанию мира – 4 часа | |||||||||||
16 | «Детство» древнерусской художественной культуры | 1 | | | |||||||
17- 18 | Былинные богатыри и развеселые скоморохи | 2 | | | |||||||
19 | Плач – выдающийся жанр древнерусской народной культуры | 1 | | | |||||||
Тема 2. Художественная культура Средневековья и Возрождения. Вхождение Руси в художественную культуру христианского мира – 15 часов | |||||||||||
Раздел I. Средневековый Восток: красота и поэтичность художественных традиций – 4 часа | |||||||||||
20 | Художественное наследие «страны волшебного лотоса» (средневековая Индия) | 1 | | | |||||||
21 | Художественная культура средневекового Китая: изысканность и простота | 1 | | |
22 | Художественная культура Страны восходящего солнца | 1 | | |
23 | Арабский Восток: волшебная сила орнамента | 1 | | |
Раздел II. Художественная культура Европы: от познания Бога к познанию человека (Средневековье и Возрождение) – 3 часа | ||||
24 | Средние века – путь к общности европейских художественных традиций | 1 | | |
25 | Италия – родина идеалов Возрождения. Бессмертие творений мастеров Высокого Возрождения | 1 | | |
26 | Шедевры искусства Северного Возрождения | 1 | | |
Раздел III. Византия и Киевская Русь: преемственность высоких православных традиций – 3 часа | ||||
27 | Гармония боговдохновленных образов | 1 | | |
28- 29 | Киевская Русь – начало всех начал (Выбор веры) | 2 | | |
Раздел IV. Расцвет древнерусских художественных школ: от новгородской к Московской Руси – 5 часов | ||||
30 | «Господин Великий Новгород»: самобытная красота храмовой культуры | 1 | | |
31 | Художественная культура древнерусских княжеств: сохранение духовных ценностей | 1 | | |
32 | Московская Русь – центр расцвета национальных идеалов | 1 | | |
33- 34 | Андрей Рублев, Дионисий, Епифаний Премудрый, Федор Христианин — великие мастера позднего средневековья | 2 | | |
Приложение
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1.Художественное представление о мире | 14 | | | |
1 | Введение. Понятие о видах искусства. Цели и задачи курса. | 1 | | |
2 | Аполлон — покровитель искусств | 1 | | |
3 | Как рождается искусство? | 1 | | |
4 | Фантазия как основа творчества | 1 | | |
5 | Что такое вдохновение? | 1 | | |
6 | Художник и окружающий мир. В.А.Моцарт как выдающийся композитор. | 1 | | |
7 | Мир музыкальных образов Моцарта | 1 | | |
8 | Моцарт и Пушкин. Взаимодействие музыки и литературы. «Маленькие трагедии» | 1 | | |
9 | Возвышенное и низменное в искусстве. Основные категории эстетики. | 1 | | |
10 | Интерпретация любви и ненависти в произведениях У.Шекспира, С.Прокофьева, П.Чайковского. | 1 | | |
11 | Понятие рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии. | 1 | | |
12 | Отражение темы жизни и смерти в музыке. Реквием как жанр | 1 | | |
13 | Понятие смешного и комического. | 1 | | |
14 | Выдающиеся комики мира. Чарли Чаплин. | 1 | | |
Раздел 2. Азбука искусства: литература, изобразительное искусство, музыка | 20 | | | |
15 | Место литературы среди других видов искусства. А.П.Чехов, А.А.Ахматова | 1 | | |
16 | «Каменная летопись мира» | 1 | | |
17 | Деревянное зодчество города Томска | 1 | | |
18 | Особенности архитектурного образа. Архитектура будущего | 1 | | |
19 | Архитектурные стили Древнего Египта и Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени. | 1 | | |
20 | Ландшафтная архитектура. Градостроительство | 1 | | |
21 | Художественные средства ИЗО | 1 | | |
22 | Искусство живописи: композиция, колорит, рисунок, манера письма. | 1 | | |
23 | Жанровое многообразие живописи | 1 | | |
24 | Виды графического искусства | 1 | | |
25 | История рождения фотографии | 1 | | |
26 | История развития скульптуры, виды и жанры. | 1 | | |
27 | Народные промыслы. | 1 | | |
28 | Художественные и научные основы дизайна. | 1 | | |
29 | Музыка еѐ место в ряду других искусств | 1 | | |
30 | Философские рассуждения о жизни в музыке И.С.Баха. | 1 | | |
31 | Элементы музыкального языка | 1 | | |
32 | Классификация музыкальных жанров | 1 | | |
33 | Поиски нового видения мира и многообразие музыки 20 века. | 1 | | |
34 | Презентация индивидуальных проектов | 1 | | |