Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический сундучок» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №2
(МБОУ СОШ №2)
ПРИНЯТА Решением Педагогического Совета Протокол №1 от 30.08. 2021г. | УТВЕРЖДЕНА директор школы _______ ________ Агишева Н.С. Приказ №112 ОД от 31.08.2021г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Математический сундучок
(наименование программы)
основное общее образование
(уровень образования)
общеинтеллектуальное направление
(направление программы)
Составитель:
Канаш Наталья Георгиевна,
учителя математики, 1 к.к.
2021 - 2022 учебный год
Результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данной программы являются:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Предметные результаты:
Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Сопоставлять полученный результат (промежуточный, итоговый) с заданным условием.
Метапредметные результаты:
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач.
Планирование, контроль и оценка учебных действий, определение наиболее эффективного способа достижения результата.
Адекватное оценивание результатов своей деятельности.
Готовность слушать собеседника, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Умение работать в информационной среде.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
Моделировать в процессе совместно обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, головоломки; использовать его в ходе самостоятельной работы;
Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
Моделировать ситуацию, описанную в задании, конструировать последовательность «шагов» решения, обосновывать выполняемые и выполненные действия.
Осуществлять развернутые действия контроля своей деятельности и самоконтроля, обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание программы
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | Арифметические ребусы | Знакомство с простейшими ребусами; учимся решать несложные ребусы; учимся решать непростые ребусы |
2 | Учимся работать с разными видами информации | Извлечение из текста необходимой информации; структурирование знаний; подведение под понятие; использование знаково-символических средств |
3 | «Познавательный» порядок действий | Старинные меры измерения; география и математика; математика и космос |
4 | Работа с высказываниями (верно/неверно) | Математические высказывания: верные и неверные; числа и величины; геометрические фигуры; работа с информацией |
5 | Комбинаторные задачи | Решение простейших комбинаторных задач: методом перебора вариантов, с помощью схем (дерево возможностей), на подсчет числа вариантов |
6 | Магические квадраты | Что такое магический квадрат; учимся работать с магическими квадратами |
7 | Логические задачи | Учимся решать логические задачи: делаем первые шаги; истина и ложь; рыцари и лжецы |
8 | Обучающие задания | Учимся решать «хитрые» задачи на подсчет фигур, на разностное и кратное отношение величин |
9 | Каменные защитники Отечества | Работа с таблицами и изображениями; числа и действия с ними; решение текстовых задач. Подготовка к итоговому занятию данного курса. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Арифметические ребусы | 4 |
2 | Учимся работать с разными видами информации | 5 |
3 | «Познавательный» порядок действий | 3 |
4 | Работа с высказываниями (верно/неверно) | 4 |
5 | Комбинаторные задачи | 3 |
6 | Магические квадраты | 3 |
7 | Логические задачи | 3 |
8 | Обучающие задания | 3 |
9 | Каменные защитники Отечества | 6 |
| Итого: | 34 |
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №2
(МБОУ СОШ №2)
ПРИНЯТА решением Педагогического Совета Протокол №1 от 30.08.2021 г. | УТВЕРЖДЕНА директор школы _______ ________ Агишева Н.С. Приказ №112 ОД от 31.08.2021 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
«Математический сундучок»
(наименование программы)
основное общее образование
(уровень образования)
общеинтеллектуальное направление
(направление программы)
Канаш Наталья Георгиевна, 1 квалификационная категория
(Ф.И.О., квалификационная категория)
2021-2022 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
| Арифметические ребусы | 4 | | |
1 | Знакомство с простейшими ребусами (в пределах 100) | 1 | | |
2 | Учимся решать несложные ребусы (в пределах 1000) | 1 | | |
3 | Учимся решать непростые ребусы (в пределах 1000000) | 1 | | |
4 | День наоборот. Игра «Я – учитель» | 1 | | |
| Учимся работать с разными видами информации | 5 | | |
5 | Шкалы | 1 | | |
6 | Таблицы | 1 | | |
7 | Столбчатые диаграммы | 1 | | |
8 | Схемы | 1 | | |
9 | Рисунки (витрина, счет) | 1 | | |
| «Познавательный» порядок действий | 3 | | |
10 | Старинные единицы измерения | 1 | | |
11 | География | 1 | | |
12 | Космос | 1 | | |
| Работа с высказываниями (верно/неверно) | 4 | | |
13 | Высказывания: числа и величины | 1 | | |
14 | Высказывания: геометрические фигуры | 1 | | |
15 | Высказывания: работа с информацией | 1 | | |
16 | Высказывания: разное | 1 | | |
| Комбинаторные задачи | 3 | | |
17 | Решаем задачи непосредственным перебором вариантов | 1 | | |
18 | Решаем задачи с помощью схемы (дерево возможностей) | 1 | | |
19 | Решаем задачи на подсчет числа вариантов (без указания способа решения) | 1 | | |
| Логические задачи | 3 | | |
20 | Учимся решать логические задачи: делаем первые шаги | 1 | | |
21 | Учимся решать логические задачи: истина и ложь | 1 | | |
22 | Учимся решать логические задачи: рыцари и лжецы | 1 | | |
| Магические квадраты | 3 | | |
23 | Что такое магический квадрат? | 1 | | |
24 | Учимся работать с магическими квадратами | 1 | | |
25 | Продолжаем работать с магическими квадратами | 1 | | |
| Обучающие задания | 3 | | |
26 | Учимся решать «хитрые» задачи на подсчет фигур | 1 | | |
27 | Учимся решать «хитрые» задачи на разностное и кратное отношение величин | 1 | | |
28 | Учимся решать «хитрые» задачи на нахождение площади | 1 | | |
| Каменные защитники Отечества | 6 | | |
29 | Работа с таблицами и изображениями | 1 | | |
30 | Числа и действия с ними | 1 | | |
31 | Решение текстовых задач | 1 | | |
32 | Готовимся к олимпиаде «Я люблю математику» | 1 | | |
33 | Олимпиада по математике на Яндекс-учебнике Олимпиада «Я люблю математику» | 1 | | |
34 | Заключительное занятие | 1 | | |