Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир творчества» для обучающихся с расстройством аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми, множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение Измайловская ШИ
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Мир творчества»
для обучающихся с расстройством аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми, множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
Программу составила:
учитель 1 категории
Конова М.В.
1. Пояснительная записка
2. Основное содержание рабочей программы
3. Требования к уровню подготовки выпускников (основные требования к знаниям и умениям учащихся)
4. Учебно-тематический план
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6. Приложения
Пояснительная записка
1.1.Нормативное обеспечение.
Рабочая учебная программа была разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ (в ред. Федеральных Законов от 07.05.2013г. 399-ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ)
2.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24.11.2022г приказ №1026
3.Устав ОГКОУ Измайловская ШИ
4.Адаптированная основная общеобразовательная программа ОГКОУ Измайловской ШИ
5.Учебного плана Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Постановление от28.09.2020г№28
об утверждении САНПИН 2.4.3648-20
1.2. Сведения о программе.
Общая характеристика учебного предмета.
В современном обществе одной из главных задач государства является обеспечение равных возможностей получения образования всеми гражданами, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, вероисповедания и социального статуса. (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
«Творчество,- пишет В.В.Давыдов, - является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.
Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с расстройством аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми, множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями). В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.
Программа внеурочной деятельности «Мир творчества» ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Программа разработана для обучающихся с расстройством аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми, множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями). В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к творчеству. Программа «Мир творчества» является программой коррекционно-нравственного, культурного направления, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области декоративно-прикладного и художественного искусства.
2. Основное содержание программы
Актуальность
Актуальность программы определяется значимостью занятий художественно - прикладным творчеством для развития у обучающихся мелкой моторики, творческого мышления, памяти, воображения, художественного и эстетического вкуса. Становлением их эмоционального отношения к окружающему миру. Занятия по этой программе помогают сформировать у обучающегося новое мышление, способствуют развитию эстетической культуры, навыков и умений, связанных с художественным творчеством.
Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник современных психолого-педагогических технологий обучения детей с расстройством аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми, множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями), базирующихся на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку.
Цель данной программы — развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного и художественного творчества.
Задачи:
Обучающие:
научить работать в различных видах декоративно-прикладного и художественного искусства - аппликация, рисование, торцевание, лепка из теста и пластилина;
учить нетрадиционным техникам в рисовании и аппликации;
учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликаций;
познакомить с различными видами бумаги и их свойствами;
вырабатывать практические навыки работы с разными материалами.
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию;
развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
развивать творческое мышление и самоанализ деятельности, рефлексию;
развивать речевые навыки;
развивать творческий потенциал каждого обучающегося, его познавательную активность;
развивать трудолюбие, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, доброжелательность;
развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.
Воспитательные:
воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой, краской, клеем;
воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к окружающим, уважительного отношения к иному мнению, умение работать в группе;
создать комфортную творческую деятельностную среду;
воспитывать интерес к практической деятельности, желание открывать и узнавать для себя чего-то новое.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических, демонстрационных материалов);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося в социуме);
• научности (обоснованность, наличие практической базы и теоретической основы);
системность подачи материала. Работа по программе должна проводиться системно.
Раздел№1 «Нетрадиционное рисование» - 30 часов.
Занятия этого раздела направлены на знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования такими как, рисование отпечатками, ватными палочками, ладошками и пальчиками, мыльными пузырями, гратаж и т.д. На занятиях дети приобретают навык работы с красками, развивают мелкую моторику.
Раздел №2 «Работа с крупой»- 14 часов.
Занятия направлены на знакомство обучающихся с различными видами круп, и особенностями работы с ними. Осваивают приемы создания изображения методом аппликации. Приобретают навык работы с клеем, ножницами. Знакомятся с ТБ при работе с инструментами.
Раздел №3 «Работа с цветной солью» - 14 часов.
На занятиях этого раздела обучающиеся знакомятся с новой техникой – работа с цветной солью. Узнают свойства и особенности этой техники, развивают мелкую моторику рук.
Раздел №4 «Лепка из соленого теста» -10 часов.
На занятиях этого раздела обучающиеся знакомятся с технологией работы с соленым тестом. Узнают свойства этого материала, особенностями изделий из него. Выполняют изделия соленого теста: животные, предметы быта, растения и т.д.
Срок реализации программы: 1 год, 68 часов.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 2 часа в неделю.
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, методы и формы проведения.
Возраст обучающихся требует использования многообразия форм и методов преподавания таких как:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение и др.);
- наглядный (демонстрация карточек, иллюстраций, электронных презентаций и др.);
- практический (игры, упражнения, работа с литературой и Интернет-ресурсами, взаимодействие с семьей и др.).
Программа включает в себя четыре раздела: «Нетрадиционные техники рисования», «Работа с крупой», «лепка из соленого теста» и «Работа с цветной солью».
Декоративно-прикладное искусство и художественное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Изобразительная деятельность имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
По окончанию обучения обучающиеся должны
знать и уметь:
Ориентироваться на листе бумаги;
знать цвета;
уметь работать с акварельными красками и гуашью;
выполнять несложные работы в техниках нетрадиционного рисования, аппликации из различных материалов ( соль цветная, крупа), лепка из соленого теста;
уметь работать ножницами, клеем;
знать и находить различные виды бумаги;
знать свойства разных видов бумаги;
знать приемы работы с соленым тестом;
знать приемы работы с цветной солью;
знать приемы работы с различной крупой;
уметь вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.
Способ проверки знаний, умений, навыков:
тест.
Формы подведения итогов:
игровые занятия;
выполнение творческих работ.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
внеурочная деятельность «Мир творчества» 2 часа в неделю, 68 ч. в год
Предмет | Нетрадиционные техники рисования | Работа с крупой | Работа с цветной солью | Лепка из соленого теста | Всего часов |
«Мир творчества» | 30 ч. | 14 ч. | 14 ч. | 10 ч. | 68 ч. |
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
Для наиболее эффективного прохождения программы, поддержания и повышения интереса детей к занятиям используются следующие методические пособия:
план - конспекты уроков по нетрадиционному рисованию: «Ёжик», «Рыбки в пруду», «Снегирь на заснеженной ветке», «Дедушка Мороз» и мн. др.;
дидактический материал: иллюстрации, карточки с образцами работ, плакаты, рисунки, д/игры и т.д.;
раздаточный материал: изображения сказочных персонажей, животных, вырезки, иллюстрации и т.д.;
материалы для диагностики.
Материально-техническое обеспечение:
Для качественной и полной реализации содержания программы необходимо наличие следующего оборудования и методических материалов:
инструкционные карты с пошаговыми рекомендациями;
проектор;
экран;
ноутбук;
магнитная доска;
иллюстрации с временами года, с изображением сказочных персонажей и др.;
разработки игр: «Подбери пару», «Собери по цвету», «Воздушные шары» и др.;
аудио- и видеозаписи по темам занятий.
Для реализации данной программы необходимо иметь следующие материалы и инструменты:
набор цветной офисной бумаги;
набор обычной цветной бумаги;
салфетки бумажные разных цветов;
ватные диски;
крупа (рис, пшено, гречка);
шерстяные нитки;
соль «Экстра»;
белая офисная бумага;
цветной картон;
белый картон;
ножницы;
воронка;
бутылочки или баночки разной формы;
цветные карандаши;
фломастеры;
акварельные краски;
гуашь;
кисти для краски;
нетрадиционные материалы для рисования (штампы, ватные палочки, поролон и др.);
клей ПВА;
клей карандаш;
ватман
Список литературы
Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. –М.: Просвещение,2007. – 265с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 275с.
Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1987. – 568с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.- М., 1984.-т.4.-с.5-243.
Горнова, Л.В., Бычкова, Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова - Волгоград: Учитель, 2008. – 268с.
Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста/ Е.В. Данкевич - С.-Петербург: Кристалл, 2000. – 165с.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –М.: Просвещение, 2013.- 42с.
Косинова, Е.М. Пальчиковая гимнастика/Е.М.Косинова.- М.: Издательство «Эксмо»,2003г, - 135с.
Рузина,М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых/М.С.Рузина. – СПб.: Кристалл, 2000 – 165с.
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с.
Календарно-тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Мир творчества»
2 ч. в неделю
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся | |||||
по плану | по факту | ||||||||
Нетрадиционные техники рисования | |||||||||
1 2 | Рисование отпечатками листьев «Осенний лес» | 2 | | | Рассматривают иллюстрации с изображением осеннего леса. Выбор краски для рисования. Действия по образцу учителя. | ||||
3 4 | Рисование отпечатками ладошек «Ежик» | 2 | | | Просмотр мультфильма о еже. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с техникой рисования ладошками. Действия по образцу учителя. | ||||
5 6 | Рисование ватными палочками «Осень» | 2 | | | Просмотр видео фильма о времени года «Осень». Рассматривание иллюстраций. Отметить цветовую гамму осени. Техника рисования ватными палочками. | ||||
7 8 | Рисование красками и воском «Листопад» | 2 | | | Экскурсия на участок школы. Полюбоваться листопадом. Собрать букет из листьев. Рассматривание листьев, их формы, цвета. Рисование листьев с использованием воска (свечи). Порядок выполнения работы. Рассматривание готовых работ. | ||||
Работа с крупой | |||||||||
9 10 | «Грибная поляна» | 2 | | | Загадки. Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца. .Наклеивание крупы на основу, шаблон. | ||||
11 12 | «Подсолнух» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца. Наклеивание крупы на основу, шаблон. | ||||
13 14 | «Осеннее дерево» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца. . Наклеивание крупы на основу, шаблон. | ||||
15 16 | «Тыковка» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца. . Наклеивание крупы на основу, шаблон. | ||||
Работа с цветной солью | |||||||||
17 18 | «Первый снег» | 2 | | | Уточнение порядка работы с цветной солью. Нанесение клея на изображение, затем посыпание солью. | ||||
19 20 | «Зайчик беляк» | 2 | | | Игра «Зайцы». Рассмотреть изображение зайца. Почему у него шубка белая. Выполнение работ. | ||||
Лепка из соленого теста | |||||||||
21 22 | «Медальон» | 2 | | | Отметить свойства теста (мягкое, тянется, легко принимает любую форму). Изготовление медальона. | ||||
23 24 | «Ежики» | 2 | | | Игра «Отгадай загадку. Найди отгадку». Действия по показу учителя. Рассматривание готовых работ. | ||||
25 26 | «Печенье» | 2 | | | Рассматривание образца. Действия по показу учителя. Работа с формочками. | ||||
Нетрадиционные техники рисования | |||||||||
27 28 | Рисование отпечатками пальцев «Снегопад» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Знакомство с техникой рисования отпечатками пальцев. Выполнение работы по образцу учителя. | ||||
29 30 | Рисование мыльными пузырями «На морском дне» | 2 | | | Просмотр видео «Обитатели моря».Рассматривание иллюстраций. Знакомство с техникой рисования мыльными пузырями. Действия по образцу учителя. | ||||
31 32 | Рисование набрызгом «Белый медведь» | 2 | | | Просмотр мультфильма «Умка».Рассматривание иллюстраций. Знакомство с техникой рисования набрызгом. Техника выполнения набрызга. Действия по образцу учителя. | ||||
33 34 | Рисование зубной щеткой «Елочка» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Знакомство с техникой рисования зубной щеткой. Действия по образцу учителя | ||||
35 36 | Рисование ватными палочками «Снегирь на ветке» | 2 | | | Просмотр видео фильма «Зимующие птицы». Рассматривание иллюстраций с изображением снегиря. Отметить особенности внешнего вида. Техника рисования ватными палочками. | ||||
Работа с крупой | |||||||||
37 38 | «Снежинка» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца. Наклеивание крупы на основу, шаблон. | ||||
39 40 | «Снеговик» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца. Наклеивание крупы на основу, шаблон. | ||||
41 42 | «Веселые зайчата» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца. Наклеивание крупы на основу, шаблон. | ||||
Работа с цветной солью | |||||||||
43 44 | «Зимний пейзаж» | 2 | | | Рассмотреть работы, выполненные из цветной соли. Знакомство с техникой работы. Работа по образцу учителя. | ||||
45 46 | «Веселые снеговики» | 2 | | | Уточнение порядка работы с цветной солью. Нанесение клея на изображение, затем посыпание солью. Выполнение работ. | ||||
Нетрадиционные техники рисования | |||||||||
47 48 | Рисование в технике цветной гратаж «Подводный мир» | 2 | | | Просмотр видео «Подводный мир». Рассматривание иллюстраций. Знакомство с техникой рисования гратаж. Действия по образцу учителя. | ||||
49 50 | Рисование отпечатками жатой бумаги «Чудо – цветок» | 2 | | | Рисование цветка с помощью отпечатков жатой бумаги. Действия по образцу учителя. Рассматривание готовых работ. | ||||
51 52 | Рисование в технике кляксография « Бабочка» | 2 | | | Знакомство с техникой кляксография. Рисование по показу учителя. | ||||
53 54 | Рисование в технике монотипия «Весенние деревья» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Знакомство с техникой рисования монотипия. Работа по образцу учителя. Рассматривание готовых работ. | ||||
55 56 | Рисование отпечатками губки «Одуванчики на лугу» | 2 | | | Рассматривание иллюстраций. Рисование цветов отпечатками губки. Действия по образцу учителя | ||||
57 58 | Рисование в технике кляксография «Фейерверк» | 2 | | | Знакомство с техникой кляксография. Рисование по показу учителя. | ||||
Работа с цветной солью | |||||||||
59 60 | «Подснежник» | 2 | | | Просмотр видео «Весна». Рассмотреть работы с изображением подснежников, выполненные из цветной соли. Работа по образцу учителя. | ||||
61 62 | «Радуга» | 2 | | | Рассмотреть изображение радуги. Какие цвета нужны для ее изображения. Уточнение порядка работы с цветной солью. Нанесение клея на изображение, затем посыпание солью. | ||||
63 64 | «Полет в космос» | 2 | | | Видео «Полет в космос». Рассмотреть изображения космоса на рисунках. Выполнение работ. | ||||
Лепка из соленого теста | |||||||||
65 66 | «Гусеница на листочке» | 2 | | | Рассматривание образца. Действия по показу учителя. | ||||
67 68 | «Солнышко» | 2 | | | Рассматривание образца. Действия по показу учителя. | ||||
Итого: | 68ч. | | | |
Приложение 1
Тест
на творческие знания, умения, навыки.
сентябрь, май
Дается четыре работы, выполненные в разных техниках. Дети должны показать работу, выполненную в
технике рисования;
технике лепки из соленого теста;
работа из крупы;
работа из цветной соли.
Чем можно рисовать?
Предлагается несколько предметов. Дети выбирают нужные.
кисть;
карандаш;
ватная палочка;
нить;
кусочек поролона.
Ориентация на листе бумаги.
середина листа;
низ листа;
верхняя сторона листа;
правая сторона;
левая сторона.
Назвать или показать геометрические фигуры.
треугольник;
квадрат;
круг;
прямоугольник;
овал.
Из набора геометрических фигур сложить изображение .
по образцу;
самостоятельно, по своему замыслу.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ – 1 б.
Не правильный ответ – 0 б.
№ |
Ф.И. ребенка | задания | Количество баллов | ||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | | ||||||||||||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | ||||||
2 | | | | | | | | | | | | | | ||||||
3 | | | | | | | | | | | | | |
Уровень творческих знаний, умений, навыков.
Высокий уровень: 15-21 балл
Средний уровень: 8-14 баллов
Низкий уровень: 0-7 баллов
16