Рабочая программа внеурочной деятельности на уровень основного общего образования для 5–6 классов по спортивно-оздоровительному направлению «Пионербол»
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия №44»
Программа рекомендована к работе педагогическим советом
УТВЕРЖДАЮ: гимназии
Директор МБНОУ «Гимназия №44» Протокол № 14
Приказ № 430 от 29.08.2016 г от «29» августа 2016 г.
_________________ Л.И. Метелева
Программа обсуждена на методическом объединении учителей физической культуры
Протокол № 1
от «25» августа 2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
на уровень основного общего образования
для 5 - 6 классов
по спортивно-оздоровительному направлению
«Пионербол»
Составитель программы:
Григорьева Ольга Сергеевна,
учитель физической культуры
Орлова Любовь Васильевна,
Учитель физической культуры
МБНОУ «Гимназия №44».
Новокузнецк, 2016
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание учебного предмета
Разделы |
Содержание |
Виды деятельности |
Формы организации |
Общая физическая подготовка |
Содержит материал, реализация которого формирует у школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества. |
ОФП, прыжковые упражнения, беговые упражнения, упражнения для развития общей физической подготовки. |
Беседа, работа с плакатами |
Специальная физическая подготовка |
Представлен материал с рекомендациями физических упражнений игрового характера, способствующих обучения школьников основным техническим приемам игры в пионербол. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий: по сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, упоре лежа, в упоре присев, спиной; перемещения приставными шагами, бег с остановками и изменением направления, челночный бег; ускорения, повороты в беге; имитация подачи, нападающих бросков, передачи мяча; подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси». Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча: круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук; опираясь о стену пальцами, отталкиваться; броски набивного мяча; передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча: круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой; броски из-за головы с максимальным прогибанием; броски мяча через сетку на точность зоны; метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. |
Перемещения из различных положений, бег, упражнения с мячом, выбегания, имитация бросков, передача мяча, метания мяча. |
Подвижные игры, учебно – тренировочная игра. |
Технико - тактическая подготовка |
Подача мяча: техника выполнения подачи; прием мяча; подача мяча по зонам, управление подачей. Передачи: передачи внутри команды; передачи через сетку; передачи с места и после 2-х шагов в прыжке. Комбинированные упражнения: подача – прием; подача – прием – передача. Учебно-тренировочные игры: отработка навыков взаимодействия игроков на площадке; отработка индивидуальных действий игроков; отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу). |
Действия с мячом, передачи, ловля, броски, страховка игрока |
Учебно – тренировочная игра, подвижные игры, видеоролик «Правила игры в пионербол». |
Тематическое планирование
Раздел |
Тема |
Количество часов |
|
Раздел I |
1.Общая физическая подготовка |
3 |
|
Раздел II |
1.Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. 2.Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. 3.Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. |
3 5 5 |
|
Раздел III |
1.Подача мяча 2. Комбинированные упражнения: подача – прием; подача – прием – передача 3. Учебно-тренировочные игры |
2 2 15 |
|
Всего |
35 часов |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Раздел |
Тема урока |
Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные) |
1 |
07.09 |
I |
Инструктаж по технике безопасности при проведении игры. Основные положения правил игры в пионербол. |
Л: организовывать совместные занятия пионербола со сверстниками. Р.: применять правила подбора одежды для занятий волейболом. П.: моделировать технику действий и приемов волейболиста. К.: соблюдать правила безопасности. |
2 |
14.09 |
I |
Стойка игрока, перемещения по площадке. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. Развитие двигательных качеств. |
Л: описывать технику игровых действий и приемов пионербола. Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий пионербола. |
3 |
21.09 |
II |
Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках. Броски мяча в парах, в стенку, через сетку. ОФП. |
Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствии к другим людям, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликты находить выходы из спорных ситуаций, развитие личной ответственности за свои поступки. К: сотрудничать в ходи работы в парах, устанавливать рабочие отношения, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, осуществлять саморегуляцию и рефлексию деятельности. П: выполнять упражнения с мячом в парах, тройках. |
4 |
28.09 |
II |
Броски и ловля мяча. Перемещение приставным шагом. Игра «Вызов номеров». Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 10м. |
Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствии к другим людям, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликты находить выходы из спорных ситуаций, развитие личной ответственности за свои поступки. К: сотрудничать в ходе работы в парах, устанавливать рабочие отношения, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, осуществлять саморегуляцию и рефлексию деятельности. П: выполнять упражнения с мячом в парах, играть в подвижную игру «Вызов номеров». |
5 |
05.10 |
II |
Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах. |
Л: описать технику игровых действий и приёмов в пионерболе. Р.: уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игрой деятельности. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий. |
6 |
12.10 |
II |
Приём мяча после подачи. Игра по упрощенным правилам. |
Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствии к другим людям, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликты находить выходы из спорных ситуаций, развитие личной ответственности за свои поступки. К: устанавливать рабочие отношения, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, осуществлять саморегуляцию и рефлексию деятельности. П: играть в пионербол по упрощенным правилам. |
7 |
19.10 |
Подача мяча. Прием мяча после подачи. Передача мяча в парах на месте, в движении. Специальные физические упражнения с набивным мячом. ОРУ. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. Развитие двигательных качеств. Игра в пионербол. |
Л: организовывать совместные занятия пионерболом со сверстниками, описывать технику игровых действий и приемов пионербола. К.: соблюдать правила безопасности, взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий пионербола. |
|
8 |
26.10 |
III |
Прием мяча после подачи на месте. Учебная игра в пионербол. |
Л: организовывать совместные занятия пионерболом со сверстниками, описывать технику игровых действий и приемов пионербола, осуществлять судейство игры. Р.: уважительно относиться к партнеру, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями, выполнять правила игры. П.: моделировать технику действий и приемов пионербола, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игрой деятельности. К.: соблюдать правила безопасности, взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий в пионерболе. |
9 |
02.11 |
III |
Приём мяча низкий. Прыжки со скакалкой. Учебная игра в пионербол. |
|
10 |
09.11 |
I |
Бег с остановками и изменением направления. Придание мячу обратного вращения. Учебная игра в пионербол. |
Л: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. К: сохранить доброжелательное отношение друг к другу , устанавливать рабочие отношения. Р: адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. П: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых действий |
11 |
16.11 |
I |
ОФП. Действия игрока после приема мяча. Упражнения на координацию. |
Л: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Р.: использовать ОФП для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности |
12 |
23.11 |
II |
Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища. Развитие двигательных качеств. Тренировочная игра в пионербол. Контроль выполнения подачи мяча. |
Л: описать технику игровых действий и приёмов пионербола. П: ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, устранять ошибки Р: уметь работать в команде К: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых действий |
13 |
30.11 |
II |
Передача мяча через сетку с места. Учебная игра в пионербол. |
Л: организовывать совместные занятия пионерболом со сверстниками, описывать технику игровых действий и приемов пионербола. К.: соблюдать правила безопасности, взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий в пионерболе. |
14 |
07.12 |
I |
Прыжковые упражнения. Передача мяча через сетку двумя руками с места прыжком. |
Л: организовывать совместные занятия пионерболом со сверстниками, описывать технику игровых действий и приемов пионербола. Р.: использовать прыжковые упражнения для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности |
15 |
14.12 |
III |
Передача мяча через сетку одной рукой с места прыжком. Учебная игра в пионербол. |
Л: описывать технику игровых действий и приемов пионербола. Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий в пионерболе. |
16 |
21.12 |
I |
Л: организовывать совместные занятия пионербола со сверстниками. Р.: использовать игру пионербол в организации активного отдыха, использовать упражнения для развития координации П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. |
|
17 |
11.01 |
III |
Приём подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам. |
Л: организовывать совместные занятия пионербола со сверстниками. Р.: использовать игру пионербол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. |
18 |
18.01 |
I |
Круговая тренировка. Учебная игра в пионербол. |
Л: описать технику игровых действий и приёмов пионербола. П: ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, устранять ошибки Р: уметь работать в команде К: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых действий |
19 |
25.01 |
I |
Прыжковые упражнения. Передача через сетку в прыжке. Игра по упрощённым правилам. |
Л: организовывать совместные занятия пионерболом со сверстниками, описывать технику игровых действий и приемов пионербола. Р.: использовать прыжковые упражнения для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности |
20 |
01.02 |
II |
Передача мяча через сетку с места и после двух шагов в прыжке. ОФП. |
Л: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Р.: использовать ОФП для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности |
21 |
08.02 |
II |
Передача мяча с первой линии через сетку. Развитие скоростно-силовых качеств. |
Л: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. К: сохранить доброжелательное отношение друг к другу , устанавливать рабочие отношения. Р: адекватно понимать оценку взрослого и сверстников, использовать упражнения для развития скоростно – силовых качеств. П: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых действий |
22 |
15.02 |
I |
ОФП. Упражнения с мячом возле сетки в парах. Игра «Три паса». |
Л: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Р.: использовать ОФП для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности, играть в подвижную игру «Три паса». |
23 |
22.02 |
III |
Формирование навыков командных действий. Подача мяча. Прием мяча после подачи. Передачи мяча в парах. ОРУ. Развитие двигательных качеств. Тренировочная игра в пионербол. |
Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств. К: устанавливать рабочие отношения, слушать и слышать друг друга и учителя. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. П: выполнять ОРУ, выполнение игровых действий и приемов, варьировать их в зависимости от ситуаций и условий, соблюдать технику безопасности. |
24 |
01.03 |
III |
Контроль выполнения подачи мяча по зонам. Обучение приему мяча от сетки. Подача мяча. Прием мяча после подачи. Передачи мяча в парах. ОРУ. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. Развитие двигательных качеств. Тренировочная игра в пионербол. |
Л: организовывать совместные занятия пионерболом со сверстниками, описывать технику игровых действий и приемов пионербола. Р.: использовать силовые и беговые упражнения для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности |
25 |
15.03 |
I |
Подвижные игры, эстафета с мячом и без мяча. Игровые упражнения с прыжками, метаниями и бросками разных мячей в цель и на дальность. Прыжки у сетки. Ига «Вызов номеров». |
Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств, описать технику игровых действий и приёмов пионербола. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, уметь работать в команде П: ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, устранять ошибки, играть в подвижные эстафеты и в подвижную игру «Вызов номеров». К: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых действий |
26 |
22.03 |
I |
Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперёд. Учебная игра в пионербол. |
Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствии к другим людям, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликты находить выходы из спорных ситуаций, развитие личной ответственности за свои поступки. К: сотрудничать в ходи работы в парах, устанавливать рабочие отношения, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, осуществлять саморегуляцию и рефлексию деятельности. П: выполнять упражнения с мячом из различных положений. |
27 |
29.03 |
III |
Упражнения с двумя мячами. Игра в пионербол с двумя мячами. |
Л: описать технику игровых действий и приёмов пионербола. П: ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, устранять ошибки Р: уметь работать в команде К: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых действий, играть в игру с двумя мячами. |
28 |
05.04 |
II |
Прыжки со скакалкой. Передача мяча через сетку по зонам. Учебно-тренировочная игра. |
Л: описывать технику прыжков через скакалку. Р.: включать прыжковые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. К.: соблюдать правила безопасности. |
29 |
12.04 |
III |
Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо принимающего подачу. Подача мяча. Прием мяча после подачи. Передачи мяча в парах. ОРУ. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. Развитие двигательных качеств. Тренировочная игра в пионербол. |
Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствии к другим людям, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликты находить выходы из спорных ситуаций, развитие личной ответственности за свои поступки. К: сотрудничать в ходе работы в группах, устанавливать рабочие отношения, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, осуществлять саморегуляцию и рефлексию деятельности. П: соблюдать правила безопасности. |
30 |
19.04 |
III |
Игра с индивидуальными заданиями. Подача мяча. Прием мяча после подачи. Передачи мяча в парах. ОРУ. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. Развитие двигательных качеств. Тренировочная игра в пионербол. |
Л: описывать технику игровых действий и приемов пионербола. Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий в пионерболе. |
31 |
26.04 |
III |
Закрепление командных тактических действий в игре. Передачи мяча в парах. ОРУ. Развитие двигательных качеств. Тренировочная игра в пионербол. |
Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств, описать технику игровых действий и приёмов пионербола. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, уметь работать в команде П: ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, устранять ошибки К: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых действий |
32 |
03.05 |
III |
Тренировочная игра в пионербол с двумя мячами. |
|
33 |
10.05 |
III |
Упражнения с мячом в тройках. Учебно- тренировочная игра в пионербол. |
|
34 |
17.05 |
III |
Передача мяча через сетку со второй линии. Упражнения с мячом. Учебно – тренировочная игра. |
|
35 |
24.05 |
III |
ОФП. Учебно - тренировочная игра в пионербол. |
Список литературы
1. Внеурочная деятельность учащихся (ФГОС) авторы: Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. М. 2011. - 77с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение, 2010.- 400с.
3. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (ФГОС) авторы: В.И. Лях. А.А. Зданевич. М. Просвещение. 2012.
4. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
5. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
6.Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
7.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
8.Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в школе. // №1 - 2003, с.57.