Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность по географии»

14
7
Материал опубликован 5 December 2017 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа №1»

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по ВР Директор МКОУ БСОШ №1

 

_________________ __________________________


 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Проектная деятельность по географии»

на 2017-2018 уч. год

Возраст детей - 7 класс.


 

Реализация программы рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю

Программу составила:

Телепенина Татьяна Федоровна

учитель географии

высшей квалификационной категории

Бреды 2017

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно­-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность данной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к широкому кругу объектов воздействия (например, анализ, организация командного взаимодействия), в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, и техникумах.

Программа позволяет реализовать актуальные в наше время личностно-ориентированный, деятельностный подход к ученику.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования;

2. Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;

4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Срок реализации: Программу планируется реализовывать в 7 классах. Изучение данного курса рассчитано на 2 час в неделю, 68 часов в год.  

Цель программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.

Задачи:

Образовательные:

развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;

Развивающие:

развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;

развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Мотивационные

создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха.

Социально-педагогические

формирование общественной активности, реализация в социуме;

Обучающие

познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

сформировать представление о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;

научить определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта, пользоваться различными источниками информации, ресурсами, представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;

познакомить с критериями оценивания проекта;

научить проводить рефлексию своей деятельности.

Для успешной реализации внеурочной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:

принцип природосообразности;

принцип прогностичности;

принцип индивидуализации и дифференциации;

принцип рефлексивности;

принцип культуросообразности.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Основы исследовательской и проектной деятельности»:

Прогнозируемый воспитательный результат:

мотивационная основа проектной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные ценностные отношения школьника к науке; сотрудничеству; человеку; людям;

развитие морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности;

умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;

приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации; фиксации информации с помощью инструментов ИКТ;

приобретение обучающимися опыта проектной деятельности; работы в команде; разрешении конфликтных ситуаций; публичного выступления по проблемным вопросам; общения с другими представителями социальных групп;

Прогнозируемый воспитательный эффект:

внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости проектной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

в перспективе - профессиональное самоопределение;

проявление познавательной инициативы;

возможность вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

участие в научных конференциях, в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению;

использование исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

активная жизненная позиция.

Достижению поставленных целей и задач будут способствовать различные формы организации деятельности обучающихся:

лекция;

беседа;

коллаж;

игра;

практическая работа;

лепбук;

макет географического объекта;

презентация предмета, факта, явления, события;

видеоролик;

проектная деятельность.

Используемые технологии и методики:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии.

Планируемые результаты:

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости

проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Проектная деятельность» состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.

Курс «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть и практические задания.

Этапы работы над проектом

Этап работы

Виды деятельности обучающихся

1

Поисковый

Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

2

Аналитичес­кий

Постановка цели проекта

Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности

Определение задач

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта: пошаговое планирова­ние работ

Планирование продукта -- Анализ ресурсов

Сбор и изучение информации

3

Практический

Выполнение плана работ

Текущий контроль

Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

4

Презентаци­онный

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных ма­териалов

Презентация продукта

Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продета, включение в банк проектов, публикация)

5

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка качества выполнения продукта

Оценка продвижения

Содержание программы

Теоретический модуль

Тема 1. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использова­ны проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует чело­век проекты, с какой целью? Этапы проектной деятельности. Проект предполагает выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей.

Тема 2. Знакомство с основными правилами сотрудничества.

Тема 3. Знакомство с методами создания проектов.

Тема 4. Знакомство с основными правилами поискового этапа. Поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, определение задач, планирование проектной деятельности, сбор, изучение и обработку информации по теме проекта.

Тема 5. Знакомство с понятиями конструкторского этапа. Поиск оптимального решения задачи проекта, исследование вариантов конструкции продукта труда с учетом требований дизайна. На этом этапе особое внимание уделяется составлению конструкторской документации (схем, рисунков, графиков). Практиче­ские задания по созданию схем, графиков.

Тема 6. Знакомство с понятиями технологического этапа. Составление плана практической реализации проекта, составление технологических карт, выбор материалов, инструментов, оборудования, текущий контроль качества запланированных операций, изготовление изделия, внесение изменений в конструкцию и технологию.

Тема 7. Заключительный этап. Анализ результатов проектной деятельности и полученного изделия, определение возможностей использования результатов выполнения проекта. Важно оценить, как продукт труда, так и качество проектирования.

Тема 8. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.

Практический модуль

Тема 8. Лепбук «Вулканы» (по готовому макету).

Тема 9. Макет географического объекта - вулкан

Тема 10. Лепбук «Эндемики Австралии»

Тема 11. Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» (презентация)

Тема 12. Коллаж «Органический мир Антарктиды»

Тема 13. Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

Тема 14. Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

Тема 15. Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

Тема 16. Проектная работа «Храмы и соборы России»

Тема 17. Работа над индивидуальным проектом

Тема 18. Представление результатов деятельности. Мини-конферен­ция в классе. Представление своих проектов.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

   

 

Знакомство с понятием проект

1

 

 

Знакомство с основными правилами сотрудничества

1

 

 

Знакомство с методами создания проектов.

1

 

 

Познавательная беседа: «Этапы проектной деятельности»

1

 

 

Первый этап- поисковый.

1

 

 

Второй этап- конструкторский.

1

 

 

Третий этап- технологический.

1

 

 

Четвертый этап- заключительный.

1

 

 

Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график

1

 

 

Работа с книжной литературой.

   

 

Лепбук – «книга на коленях», как вид проекта

1

 

 

Лепбук – «книга на коленях», как вид проекта

1

 

 

Коллаж – как вид проекта

   

 

Макет географического объекта

   

 

Секрет успешного вы­полнения проекта.

1

 
 

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

             

 

Лепбук «Вулканы» (по готовому макету).

1

 

 

Лепбук «Вулканы» (по готовому макету).

1

 

 

Лепбук «Вулканы» (по готовому макету).

1

 

 

Макет географического объекта - вулкан

1

 

 

Макет географического объекта - вулкан

   

 

Макет географического объекта - вулкан

   

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Лепбук «Эндемики Австралии»

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» (презентация)

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация»

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация»

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация»

1

 

 

Проект «Африка – дикое племя и цивилизация»

1

 

 

Коллаж «Органический мир Антарктиды»

1

 

 

Коллаж «Органический мир Антарктиды»

1

 

 

Коллаж «Органический мир Антарктиды»

1

 

 

Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

1

 

 

Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

1

 

 

Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

1

 

 

Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»

1

 

 

Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

1

 

 

Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

1

 

 

Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

1

 

 

Лепбук «Бреды – моя малая Родина»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Проектная работа «Храмы и соборы России»

1

 

 

Самостоятельный выбор темы и формы проекта

1

 

 

Работа над индивидуальным проектом

1

 

 

Работа над индивидуальным проектом

1

 

 

Работа над индивидуальным проектом

   

 

Работа над индивидуальным проектом

1

 

 

Работа над индивидуальным проектом

   

 

Работа над индивидуальным проектом

   

 

Защита проектов

1

 

 

Защита проектов

   

 

Мини-конференция

1

 

 

Выставка проектных работ.

1

 

65-68

Резерв

4

 
 

Итого

68

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин.9-е изд.М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009

Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.204с.

Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - .

Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат.М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.224с.

В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

Электронные ресурсы:

Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

Программа «Учусь создавать проект» http://gigabaza.ru/doc/24370.html

Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

10

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С ПОБЕДОЙ! ОЧЕНЬ РАДА ЗА ВАС!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

25 January 2018

Спасибо большое!!!!!

25 January 2018

Татьяна Федоровна, с победой Вас!!! Ура!

26 January 2018

Спасибо большое, Ольга Александровна, за внимание!!!

26 January 2018

Искренне поздравляю!!! Дальнейших успехов, Татьяна Фёдоровна!

27 February 2018

Большое спасибо, Валентина Ивановна!!!

28 February 2018

Интересный ресурс!

3 February 2019

Похожие публикации