12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гаврилова Анна Сергеевна30160
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»
12

Рабочая учебная программа основного общего образования по учебному курсу «География. Начальный курс»

Рабочая учебная программа основного общего образования по учебному курсу «География. Начальный курс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) с учетом авторской программы «Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин», 2014. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2016. 159с.: ил., карт

Программа рассчитана на 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ


Учащиеся должны знать (понимать):

·     форму и размеры Земли;

·     полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

·     части внутреннего строения Земли;

·     основные формы рельефа;

·     части Мирового океана;

·     виды вод суши;

·     причины изменения погоды;

·     типы климатов;

·     виды ветров, причины их образования;

·     виды движения воды в океане;

·     пояса освещенности Земли;

·     географические объекты, предусмотренные программой.

Учащиеся должны уметь:

·     анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

·     использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

·     находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

·     объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

·     описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

·     определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

·     ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

·     оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

·     приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

·     проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного  давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;

·     различать изученные географические объекты, процессы и явления;

·     создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

·     составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

·     сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

·     строить простые планы местности;

·     формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

·     читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Личностные результаты:

•          знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

•          сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

•          овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•          умение работать с разными источниками географической  информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

•          способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

•          умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

      1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

•          называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

•          показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

•          описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы. Называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

•          описывать уникальные особенности Земли как планеты.

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

•          находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте,  работать с компасом;

•          объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

•          объяснять особенности строения рельефа суши;

•          описывать погоду своей местности.

2. В ценностно – ориентационной сфере:

•          знание основных правил поведения в природе;

•          анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

•          знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;

•          соблюдение правил работы с картами, глобусом, теллурием

 

 Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.


Содержание учебного курса

Название раздела

Общее количество часов

1

Раздел 1. Введение.

3

2

Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли

16

2.1

Тема 1: План местности

9

2.2.

Тема 2: Географическая карта

7

3

Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки

42

3.1.

Тема 3: Литосфера

9

3.2.

Тема 4: Гидросфера

14

3.3.

Тема 5: Атмосфера

13

3.4.

Тема 6: Биосфера

6

4

Раздел 4. Население Земли

9



Раздел 1. Введение (3 ч)

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли (16 часов).

Тема 1: План местности (9 часов)

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Тема 2: Географическая карта (7 часов)

Форма и размеры Земли. Географическая карта и ее виды. Глобус. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Использование географических карт в практической деятельности человека.

Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки (42 часа)

Тема 3: Литосфера (9 часов)

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые Курской области. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Тема 4: Гидросфера (14 часов)

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы. Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Тема 5: Атмосфера (13 часов)

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Тема 6: Биосфера (6 часов)

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Раздел 4. Население Земли (9 часов)

Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи. Основные типы населенных пунктов. Стихийные природные явления и их последствия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Примечание


Раздел 1. Введение

3


1

Открытие, изучение и преобразование Земли

1

2

Земля – планета Солнечной системы

1

3

Входной контрольный срез

1


Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли

16



Тема 1. План местности

9


4

Понятие о плане местности

1

5

Масштаб

1

6

Практическая работа 1. Изображение здания школы в масштабе.

1


7

Стороны горизонта. Ориентирование

1

8

Азимут

Практическая работа 2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

1

9

Изображение на плане неровностей земной поверхности

1

10

Практическая работа №3 План местности

1

контурная карта

11

Составление простейших планов местности

Практическая работа 4 «Составление плана школьного двора».

1

12

Урок обобщающего повторения

1


Тема 2: Географическая карта

7


13

Форма и размеры Земли

1

14

Географическая карта

1

15

Градусная сетка на глобусе и картах Практическая работа №5 Градусная сеть

1

контурная карта

16

Географическая широта

1

17

Географическая долгота. Географические координаты.

1

18

Географические координаты

Практическая работа 6. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

1

контурная карта

19

Изображение на физических картах высот и глубин

1


Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки

42



Тема 3: Литосфера

9


20

Земля и ее внутреннее строение

1

21

Горные породы и минералы

1

22

Движение земной коры

1

23

Вулканы, горячие источники, гейзеры


1

24

Рельеф суши. Горы

1


25

Равнины суши Практическая работа 7 Составление описания форм рельефа

1

26

Рельеф дна Мирового океана

1

27

Практическая работа 8 «Литосфера. Рельеф суши»

1

Контурная карта

28

Промежуточный срез

1


Тема 4: Гидросфера

14


29

Вода на Земле

1

30

Части Мирового океана

1

31

Свойства океанической воды

1

32

Волны в океане

1

33

Океаническое течение

1

34

Изучение Мирового океана


1


35

Практическая работа 9 "Мировой океан. Течения в океане»

1

Контурная карта

36

Подземные воды

1

37

Реки. Бассейн реки и водораздел

1

38

Реки. Питание и режим.


1

39

Озёра Практическая работа 10 «Составления описания внутренних вод»

1


40

Ледники

1

41

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы

1

42

Обобщающее повторение по теме: «Гидросфера»

1


Тема 5: Атмосфера

13


43

Атмосфера: строение, значение, изучение

1

44

Температура воздуха

1

45

Годовой ход температуры воздуха

Практическая работа 11 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры»

1

46

Атмосферное давление

1

47

Ветер

Практическая работа №12 «Построение розы ветров»

1

48

Водяной пар в атмосфере

1

49

Атмосферные осадки Практическая работа №13 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»

1

50

Погода

1

51

Климат

1

52

Распределение солнечного света и тепла на Земле

1

53

Причины, влияющие на климат: географическое

положение, близость морей и океанов, направление

господствующих ветров

1

54

Причины, влияющие на климат: океанические течения, высота над уровнем моря, рельеф

1

55

Обобщающий урок по теме: «Атмосфера

1


Тема 6: Биосфера. Географическая оболочка

6


56

Разнообразие и распространение организмов на Земле

1

57

Природные зоны на Земле

1

58

Организмы в Мировом океане

1

59

Воздействие организмов на земные оболочки

1

60

Природный комплекс Практическая работа №14

1

61

Обобщающий урок по теме: «Биосфера»

1


Раздел 4. Население Земли

9


62

Человечество – единый биологический вид

1

63

Численность населения Земли

1

64

Основные типы населенных пунктов

1

65

Человек – часть биосферы

1

66

Влияние природы на жизнь и здоровье человека

1


67

Стихийные природные явления

1

68

Обобщающее повторение по теме: «Население Земли»

1


69

Итоговая контрольная работа

по географии, начальный курс

1


70

Заключительный урок по начальному курсу «География» 6 класс

1



Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные(рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационных и демонстрационных), практические, проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.

Используются формы обучения: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Базовый учебник Т.П. Герасимова,   Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2016.

Учебно-методические пособия для учителя

2. Т.П. Громова. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. - М.: Дрофа, 2016.

3. С.В. Курчина, О.А. Панасенкова. География: Диагностические работы. 6 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. – М.: Дрофа, 2017.

4. Т.А. Карташева, С.В. Курчина. География. Начальный курс. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. - М.: Дрофа, 2017.

5. География. 6 кл.: атлас. – М.: Дрофа, 2017.

Материально-техническое обеспечение

1. Георафические карты

2 Портреты выдающихся географов и путешественников

3. Компас

4. Глобус

5. Компьютор

6. Мультимедиапроектор


Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»


Комментарии (2)

Ковалева Галина Валентиновна, 04.11.19 в 11:13 4Ответить Пожаловаться
Анна Сергеевна, у вас в 6 классе 2 часа в неделю? У нас 1 час!!!!
Гаврилова Анна Сергеевна, 05.11.19 в 06:17 5Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, в прошлом году работала по этой программе, 2 часа было за счет регионального компонента.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.