Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса по УМК «Школа России»

0
0
Материал опубликован 13 November 2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36 города Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края




РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_________Т. И. Якубинская

Протокол № 1 от 27.08.2021


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 36

___________ Л. Н.Листровая

«_30_» августа 2021г

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ № 36

____________Е.Б.Гутова

Приказ №

от «_31_» августа 2021г.


ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол № 1


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

УМК «Школа России»


Класс: 4 В

Год разработки: 2021г.

Учитель : Капсамун Е.А., первая к.к.


Пояснительная записка

Рабочая программа для 4класcа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, сборника рабочих программ «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова, Москва: Просвещение – 2019г.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы, и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.


Содержание программы (68 часов)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

1 По программе в разделе «Родной край - часть большой страны» должно быть проведено три экскурсии. Экскурсии в природные сообщества рекомендуем провести в соответствии с особенностями региона, погодными и климатическими условиями. В календарно-тематическом планировании нами предложен вариант, когда две экскурсии проводятся в начале осени, а одна зимой. Учитель вправе перенести экскурсии на период, наиболее благоприятный для организации наблюдений учащихся за природными объектами.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-Х\/ вв.

Наше Отечество в ХУ1-Х\/11 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в Х\/1-Х\/11 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний 'ператор России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (года, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в ременной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Планируемые результаты освоения программы

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У четвероклассника продолжают формироваться:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную

Календарно-тематическое планирование.

Предмет«Окружающий мир» (69 ч.)

Автор А. А. Плешаков

УМК «Школа России»

Методическое обеспечение курса:

1. Учебник 4 класс с приложением на электронном носителе (в 2 частях)

2. Рабочая тетрадь 4 класс (в 2 частях)

6. Тесты

7. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы


уро

ка

Дата

Тема урока

Дата

факт

УУД

Практическая часть (экскурсии, практические лабораторные работы)

1 четверть

Земля и человечество (9ч)

1


Мир глазами астронома. Что изучает астрономия


Личностные:

Осознавать себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Определять причины явлений, событий. Выявлять существенные признаки объектов наблюдения

Коммуникативные:

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; делать выводы на основеобобщённых знаний



2


Планеты солнечный системы. Причины смены дня и ночи, времён года


Практическая работа №1«Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

3


Звёздное небо – великая книга природы. Правила наблюдения звёздного неба



4


Мир глазами географаЧто изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты



5


Мир глазами историка. Что изучает история. Источники исторических сведений



6


Когда и где? Летосчисление в древности и в наши дни. Историческая карта



7


Мир глазами эколога. Экологические проблемы и пути их решения



8


Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о всемирном наследии и его составных частях



9


Международная Красная книга. Обобщение и проверочная работа по разделу «Земля и человечество»



Природа России (10ч)

10


Формы земной поверхности России. Важнейшие равнины и горы России. Вулканы Камчатки



Личностные:

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.


Регулятивные:

Преобразовывать практическую задачу в познавательную


Познавательные:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников


Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.



11


Моря, озёра и реки России. Дальневосточный морской заповедник



12


Природные зоны России.


Практическая работа №2«Природные зоны на карте России»

13


Зона арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь



14


Зона тундры.


Практическая работа №3«Рассматривание гербарных экземпляров растений тундры»

15


Леса России. Экологические связи в лесах.


Практическая работа №4«Рассматривание гербарных экземпляров растений леса»

16


Лес и человек. Тест «Правила поведения в лесу».

Красная книга России


Тест с выбором ответов

17


Экскурсия. Осенние изменения в живой и неживой природе.


Экскурсия

18


Зона степей.


Практическая работа №5«Рассматривание гербарных экземпляров растений степи»


Итого за 1 четверть: 18 часов,

Практические работы - 5

Проверочные работы –1

Тест -1

Экскурсия -1


2 четверть

19


Пустыни. Экологические проблемы зоны



Познавательные:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информа-ции среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

Практическая работа №6 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пустыни»

20


У Чёрного моря. Субтропики: особенности природы, взаимосвязи в природе. Проверочная работа по разделу «Природа России»



Родной край – часть большой страны (15ч)

21


Наш край на карте Родины. Карта родного края



Личностные:

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.


Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Познавательные:

Выявлять существенные признаки объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Определять причины явлений, событий.


Коммуникативные:

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


22


Формы земной поверхности нашего края.


Практическая работа №7 «Работа с картой Хабаровского края»

23


Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Охрана водоемов нашего края.



24


Полезные ископаемые нашего края.добычи, охрана.


Практическая работа №8 «Свойства полезных ископаемых »

25


Земля-кормилица. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв.



26


Природное сообщество - лес. Разнообразие растений и животных. Экологические связи и охрана


Тест с выбором ответов

27


Природное сообщество - луг.


Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга; их распознавание»

28


Экскурсия. Зимние изменения в живой и неживой природе..


Экскурсия

29


Полугодовая контрольная работа


Практическая работа №10

«Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур»

30


Животноводство и Растениеводство в нашем крае



31


Обобщающий урок по теме «Родной край»

Проверочная работа по разделу «Родной край»



32


Презентация проектов.



Итого за 2 четверть: 14 часов,

Практические работы – 5

Проверочные работы – 2

Тест -1

Экскурсия -1

Проект -1

3 четверть

Страницы всемирной истории (5ч)

33


Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство


Личностные:

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Регулятивные:

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


34


Мир древности: далёкий и близкий. История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.



35


Средние века в истории Европы: время рыцарей и замков



36


Новое время: встреча Европы и Америки.

Развитие науки, культуры, техники.Великие географические открытия



37


Новейшее время: история продолжается сегодня.Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории»




Страницы истории России (20ч)

38


Жизнь древних славян. Их занятия, жилища, быт, верования.



Личностные:

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Выявлять существенные признаки объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


39


Во времена Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси.



40


Страна городов. Древний Киев и Древний Новгород. Основание Москвы.



41


Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Древнерусские летописи. Рукописные книги



42


Трудные времена на Русской земле. Монгольское иго. Александр Невский



43


Русь расправляет крылья. Возрождение северо-восточных земель Руси в конце 13 - начале 14 века



44


Куликовская битва. Победа русских войск



45


Иван III. Падение монгольского ига.



46


Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России



47


Патриоты России.Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского



48


Экскурсия. Весенние изменения в живой и неживой природе.


Экскурсия

49


Пётр Великий – первый российский император



50


Михаил Васильевич Ломоносов. Основание Московского университета



51


Екатерина Великая - продолжательница реформ Петра I



52


Отечественная война 1812 года. Тест.


Тест с выбором ответов

Итого :

Проверочные работы – 1

Тест -1

Экскурсия -1


4 четверть

53


Страницы истории XIХ века


Личностные:

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю

Регулятивные:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий

Коммуникативные:


54


Россия вступает в ХХ век. Гибель царской семьи. Победа большевиков



55


Страницы истории 1920-1930 годов. Изменения в жизни города и деревни.




56


Великая война и великая Победа. Изгнание фашистских войск с территории СССР




57


Великая война и великая Победа. Освобождение Европы.




58


Начало освоения космоса. Первый космонавт Земли

Проверочная работа по разделу «Страницы истории России»




Современная Россия (9ч)

59


Понятие о федеративном устройстве России. Основной закон страны и права человека


Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Регулятивные:

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действияПознавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.



60


Понятие о гражданстве. Государственное устройство Российской Федерации



61


Государственные герб, флаг и гимн. Их история, значение в жизни государства и общества




62


Праздники в жизни человека, семьи, страны. Тест


Тест с выбором ответов

63


Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности




64


Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники




65


Итоговая контрольная работа



66


Проверочная работа по разделу «Современная Россия»



67


Экскурсия. Летние изменения в живой и неживой природе.


Экскурсия

68


Обобщающий урок по итогам года – КВН



69


Сообщение о народах России.




Итого за 4 четверть: 16 часов,

проверочные работы – 2

Тест -1

Экскурсия -1

Итого за год: 68 часов, практических работ – 10, проверочных работ –6, экскурсий – 4, тестов – 4, проект - 1


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» УМК
DOCX / 56.11 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации