Рабочая учебная программа по биологии для групп, обучающихся на базе 6 классов
ГОБУ НПО Профессиональный лицей №25
Утверждаю:
Зам. директора по ОД
__________ С.В. Егорова
«_____» __________20___г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: «Биология»
для групп, обучающихся на базе 6 классов,
получающих основное общее образование
Разработано преподавателем
биологии ПЛ №25 Кольцовым А. В.
Обсуждено на заседании м. к. ОД
Председатель м. к. __________ Винокурова Г. В
2012 г.
I Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по биологии для групп, обучающихся на базе 6 классов, составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Мин. Образования РФ №1089 от 05.03.2004)
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Мин. Образования РФ №1312 от 09.03.2004 г.
- Примерной программы по биологии основного общего образования Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
- Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 г. №2885, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 01-03/16 от 18.01.2005 г. и приложение к нему «Положение об обучении в учреждениях начального профессионального образования Ярославской области учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке (группы педподдержки)»
При составлении рабочей программы и организации учебно-воспитательного процесса учитываются рекомендации, прописанные в ежегодных методических письмах «О преподавании «Биологии» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» Института Развития Образования.
Программа составлена, исходя из следующих целей обучения биологии в основной школе:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками и другими источниками информации; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
овладение обучающимися общими методами изучения живой природы, общеучебными умениями;
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
использование приобретенных знаний и умений для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и в повседневной жизни, для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
При составлении рабочей программы учитывались так же и ведущие идеи курса: система органического мира, разноуровневая организация жизни, эволюция живой природы, взаимосвязь в биологических системах, биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результат эволюции.
Данная рабочая программа включает в себя основные темы и лабораторные работы, перечисленные в содержательных блоках Примерной программы по биологии Министерства образования и науки РФ (основное общее образование): «Система органического мира» и «Многообразие и эволюция живой природы» и соответствующие им темы и биологические исследования Образовательного стандарта по биологии (основное общее образование) из тематического блока «Система, многообразие и эволюция живой природы».
Преподавание ведется на основе учебника: Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология: многообразие живых организмов. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г., а так же электронного учебного издания, к упомянутому учебнику, «Многообразие живых организмов».
Последовательность изучения тематических разделов рабочей программы, их формулировка и содержание приведено в соответствии со структурой используемого учебного пособия в образовательном процессе, а так же перечисленных выше нормативных образовательных документов.
При тематическом планировании курса преподаватель исходил из реальных рамок учебного времени – 68 часов по учебному плану в 7 классе.
С целью овладения обучающимися уровнем обязательной общебиологической подготовки, используются различные формы организации УВП – урок как основная форма, лабораторные работы, а так же семинары.
Лабораторные работы планируются с учетом:
- реальных рамок учебного времени,
- рекомендуемого перечня работ,
- имеющегося в кабинете оборудования.
Все перечисленные в стандарте виды биологических исследований представлены в разделе II. «Тематическое планирование и наименование лабораторных работ» данной рабочей программы и являются, как правило, фрагментами уроков (кроме лабораторных работ № 6,7,11,17 на которые отводится целый урок).
Перед проведением лабораторных занятий обязательно осуществляется инструктаж по соблюдению норм безопасности и правил работы с биологическим оборудованием и материалами.
Вначале каждого учебного года на первом занятии группы проводится вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете, в соответствии с инструкциями (ИОТ-14-02; ИОТ-45-04), утверждёнными в установленном порядке, о чём делается запись в предметном журнале и журнале регистрации инструктажа («Журнал регистрации инструктажа учащихся по технике безопасности при организации учебно-воспитательного процесса в кабинете химии и биологии»).
Текущий контроль усвоения учебного материала проводится в виде устных и письменных фронтальных проверочных работ, текущих тематических, индивидуальных и коллективных заданий комплексного характера, творческих заданий и т.д., выборочной проверки тетрадей, выполнения лабораторных работ, диктанта и т. д. Рубежный контроль проводится в форме контрольного тестирования. Итоговая оценка выставляется по результатам тестирования и результатов выполнения лабораторных работ.
Необходимо так же отметить, что учащиеся завершающие основное общее образование составляют группы педагогической поддержки. Такие дети испытывают ряд трудностей в усвоении не только знаний по биологии, но и по другим предметам, обладают низкой мотивацией к учению и низким уровнем развития общепредметных навыков (чтение и письмо).
В связи с этим в процессе усвоения знаний «трудными» учащимися основное внимание уделяется видам и приёмам педагогической поддержки.
1. Виды:
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
-формирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики, работа в группах;
- дополнительные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
2. Приёмы:
-поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие, авансирование личности; неупоминание об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия, огорчения; ожидание лучших результатов; вовлечение в интересующую деятельность; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности.
Для реализации данной рабочей программы, в группах педагогической поддержки наряду с индивидуальной работой учащихся используются так же групповая организация учебных занятий, основанная на принципах дифференциации, работа в парах постоянного и переменного состава, фронтально-групповая работа.
Основной педагогической технологией, применяемой в группах педагогической поддержки, является – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
В процессе преподавания биологии реализуются межпредметные связи с курсом физики, неорганической химии, физической географии, истории, органической химии, экологии.
II. Тематическое планирование и наименование лабораторных работ.
№ раздела |
Наименование раздела |
Кол-во часов в разделе |
Наименование лабораторных занятий (виды биологических исследований) |
1 |
Введение в курс «Многообразие живых организмов» |
2 |
|
2 |
Царство Бактерии |
1 |
л/р №1. Изучение строения плеснёвых грибов |
3 |
Царство Грибы и группа Лишайники |
6 |
л/р №2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов |
4 |
Царство Растения |
16 |
л/р №3. Изучение и описание внешнего строения водорослей, строения их клеток под микроскопом. л/р №4 Изучение внешнего строения мхов. л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника. л/р №6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. л/р №7. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. л/р №8. Распознавание растений разных отделов. л/р №9. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности. |
5 |
Царство Животные |
37 |
л/р №10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. л/р №11. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни. л/р №12. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. л/р №13. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни. л/р №14. Выявление приспособлений у животных к среде обитания. л/р№15. Изучение внешнего строения млекопитающего. л/р№16. Изучение внутреннего строения млекопитающего. л/р №17. Распознавание животных разных типов. |
6 |
Вирусы – неклеточные формы |
1 |
|
7 |
Итоговый |
5 |
л/р №18. Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р№19 Распознавание домашних животных. л/р №20. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р №21. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. л/р №22. Выявление приспособлений у растений к среде обитания л/р №23. Наблюдение за поведением животных |
III. Поурочное планирование
№ раздела |
Наименование раздела |
Кол-во часов в разделе |
№ урока п/н |
№ урока в разделе |
Тема |
1 |
Введение в курс «Многообразие живых организмов» |
2 |
1 |
1 |
Вводный инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете. Многообразие живого и наука систематика |
2 |
2 |
Ч. Дарвин и происхождение видов |
|||
2 |
Царство Бактерии |
1 |
3 |
1 |
Общая характеристика царства бактерий. Подцарство Настоящие бактерии |
3 |
Царство Грибы и группа Лишайники |
6 |
4 |
1 |
Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека. Классификация грибов (отделы и группы) |
5 |
2 |
Плеснёвые грибы. л/р №1. Изучение строения плеснёвых грибов |
|||
6 |
3 |
Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности л/р №2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов |
|||
7 |
4 |
Группа Лишайники |
|||
8 |
5 |
Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники» |
|||
9 |
6 |
Контрольное тестирование по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники» |
|||
4 |
Царство Растения |
16 |
10 |
1 |
Общая характеристика растений, их основные признаки |
11 |
2 |
Низшие растения. Общая характеристика водорослей л/р №3. Изучение и описание внешнего строения водорослей, строения их клеток под микроскопом |
|||
12 |
3 |
Размножение и развитие водорослей |
|||
13 |
4 |
Многообразие водорослей, роль в природе и практическое значение |
|||
14 |
5 |
Высшие растения. Общая характеристика |
|||
15 |
6 |
Отдел Моховидные л/р №4 Изучение внешнего строения мхов |
|||
16 |
7 |
Отделы: Плауновидные и Хвощевидные. |
|||
17 |
8 |
Отдел Папоротниковидные л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника |
|||
18 |
9 |
Отдел Голосеменные растения, их происхождение, размножение и значение |
|||
19 |
10 |
л/р №6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений |
|||
20 |
11 |
Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение. |
|||
21 |
12 |
л/р №7. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений |
|||
22 |
13 |
Размножение покрытосеменных растений |
|||
23 |
14 |
л/р №8. Распознавание растений разных отделов. л/р №9. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности |
|||
24 |
15 |
Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 4 «Царство Растения» |
|||
25 |
16 |
Контрольное тестирование по темам раздела «Царство Растения» |
|||
5 |
Царство Животные |
37 |
26 |
1 |
Общая характеристика Царства «Животные», основные признаки животных |
27 |
2 |
Подцарство Одноклеточные. Классификация простейших, особенности их организации |
|||
28 |
3 |
Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека |
|||
29 |
4 |
Подцарство Многоклеточные, особенности их организации. Губки как примитивные многоклеточные животные |
|||
30 |
5 |
Тип Кишечнополостные, особенности их организации |
|||
31 |
6 |
Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека |
|||
32 |
7 |
Тип Плоские черви, особенности организации и их классификация |
|||
33 |
8 |
Плоские черви-паразиты |
|||
34 |
9 |
Тип Круглые черви, особенности организации и представители. Паразитический образ жизни на примере Аскариды человеческой |
|||
35 |
10 |
Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности |
|||
36 |
11 |
Многообразие кольчатых червей (Классы: Многощетинковые и Малощетинковые черви) |
|||
37 |
12 |
Тип Моллюски, особенности организации, происхождение |
|||
38 |
13 |
Многообразие моллюсков (Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие), их значение в природе |
|||
39 |
14 |
Тип Членистоногие, особенности строения и жизнедеятельности. л/р №10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих |
|||
40 |
15 |
Класс Ракообразные, их разнообразие и роль в природе |
|||
41 |
16 |
Класс Паукообразные, их строение, особенности жизнедеятельности, многообразие и значение в природе |
|||
42 |
17 |
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности |
|||
43 |
18 |
Размножение и развитие насекомых |
|||
44 |
19 |
Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение |
|||
45 |
20 |
Тип Иглокожие, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе |
|||
46 |
21 |
Тип Хордовые, особенности организации, классификация. Подтип Бесчерепные |
|||
47 |
22 |
Подтип Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы |
|||
48 |
23 |
л/р №11. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни |
|||
49 |
24 |
Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение |
|||
50 |
25 |
Класс Земноводные, или Амфибии. л/р №12. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни |
|||
51 |
26 |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности строения и образа жизни |
|||
52 |
27 |
Класс Птицы. л/р №13. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни |
|||
53 |
28 |
Размножение и развитие птиц |
|||
54 |
29 |
Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека |
|||
55 |
30 |
Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика |
|||
56 |
31 |
Многообразие млекопитающих (экологические группы) л/р №14. Выявление приспособлений у животных к среде обитания |
|||
57 |
32 |
Плацентарные млекопитающие. Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. л/р№15. Изучение внешнего строения млекопитающего |
|||
58 |
33 |
Плацентарные млекопитающие. Особенности внутреннего строения. л/р№16. Изучение внутреннего строения млекопитающего |
|||
59 |
34 |
Сумчатые и первозвери |
|||
60 |
35 |
л/р №17. Распознавание животных разных типов. |
|||
61 |
36 |
Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 5 «Царство Животные» |
|||
62 |
37 |
Контрольное тестирование по темам раздела № 5 «Царство Животные» |
|||
6 |
Вирусы – неклеточные формы |
1 |
63 |
1 |
Вирусы – неклеточные формы |
7 |
Итоговый |
5 |
64 |
1 |
л/р №18. Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р№19 Распознавание домашних животных. |
65 |
2 |
л/р №20. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р №21. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур |
|||
66 |
3 |
л/р №22. Выявление приспособлений у растений к среде обитания л/р №23. Наблюдение за поведением животных |
|||
67 |
4 |
Обобщение и систематизация знаний по темам разделов курса «Многообразие живых организмов» |
|||
68 |
5 |
Итоговое контрольное тестирование по основным темам курса «Многообразие живых организмов» |
IV. Подробное перспективно-тематическое планирование (7 класс)
Порядковый № урока |
Тема урока |
Формы контроля (кол-во времени) |
Домашнее задание с использованием учебника |
Образовательный минимум по стандарту |
1 |
Вводный инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете. Многообразие живого и наука систематика |
Визуальный контроль (далее «ВК») за конспектированием материала урока в рабочих тетрадях учениками (постоянно в течение урока) |
Текст учебника с. 3-6; с.9-10 |
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. |
2 |
Ч. Дарвин и происхождение видов |
ВК, Фронтальный устный опрос (далее «ФУО») – 5-7 мин. |
Текст учебника с. 6-9 |
|
3 |
Общая характеристика царства бактерий. Подцарство Настоящие бактерии |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.12-16 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10,11 с. 20 письменно |
Царство бактерий, их роль в экосистемах, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. |
4 |
Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека. Классификация грибов (отделы и группы) |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.22-25 |
Царство грибов, их роль в экосистемах, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Использование грибов в биотехнологии. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). |
5 |
Плеснёвые грибы. л/р №1. Изучение строения плеснёвых грибов |
ВК, Индивидуальный устный опрос (далее «ИУО») по домашнему заданию (10 мин.), проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.26 и с.29-30 |
|
6 |
Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности л/р №2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.27-29 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 9,10 с. 31 письменно |
|
7 |
Группа Лишайники |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.32-36 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 9,10 с. 36 письменно |
|
8 |
Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники» |
ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам раздела) |
Задания в рубрике «Подумайте» с. 31, 36 устно Конспекты уроков 3-8 (выучить) |
|
9 |
Контрольное тестирование по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники» |
40 мин. Выборочная проверка рабочих тетрадей на предмет регулярного выполнения письменной части домашних заданий |
||
10 |
Общая характеристика растений, их основные признаки |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.38-39 |
Царство растений. Роль растений в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности и важнейших сельскохозяйственных культур. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). Распознавание органов, систем органов растений. Выявление изменчивости организмов. |
11 |
Низшие растения. Общая характеристика водорослей л/р №3. Изучение и описание внешнего строения водорослей, строения их клеток под микроскопом |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.40-41 |
|
12 |
Размножение и развитие водорослей |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.42-43 (до описания значения водорослей) |
|
13 |
Многообразие водорослей, роль в природе и практическое значение |
ВК, Экспресс-тест (далее «ЭТ») по материалу 11-13 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.43-48 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10,11 с. 49 письменно |
|
14 |
Высшие растения. Общая характеристика |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.50-51 |
|
15 |
Отдел Моховидные л/р №4 Изучение внешнего строения мхов |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.52-55 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 8,9 с. 56 письменно |
|
16 |
Отделы: Плауновидные и Хвощевидные. |
ВК, ЭТ по материалу 16 урока (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.57-60 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 7,8 с. 60 письменно |
|
17 |
Отдел Папоротниковидные л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.61-64 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 7,8 с. 65 письменно |
|
18 |
Отдел Голосеменные растения, их происхождение, размножение и значение |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.66-69 (кроме описания строения) |
|
19 |
л/р №6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.67-68 (о строении голосеменных), с. 70-71 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11,12 с. 72 письменно |
|
20 |
Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение. |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.73-74 |
|
21 |
л/р №7. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.75-77 (до описания размножения покрытосеменных), с. 80-83 |
|
22 |
Размножение покрытосеменных растений |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.77-79 |
|
23 |
л/р №8. Распознавание растений разных отделов. л/р №9. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11,12 с. 84 письменно |
|
24 |
Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 4 «Царство Растения» |
ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам раздела) |
Конспекты уроков 10-22 (выучить) |
|
25 |
Контрольное тестирование по темам раздела «Царство Растения» |
40 мин. Выборочная проверка рабочих тетрадей на предмет регулярного выполнения письменной части домашних заданий |
||
26 |
Общая характеристика Царства «Животные», основные признаки животных |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.88 |
Царство животных, их роль в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Распознавание животных разных типов. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). Распознавание органов, систем органов животных. Выявление изменчивости организмов. |
27 |
Подцарство Одноклеточные. Классификация простейших, особенности их организации |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.89-91 |
|
28 |
Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека |
ЭТ по материалу 26-28 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.92-97 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11 с. 98 письменно |
|
29 |
Подцарство Многоклеточные, особенности их организации. Губки как примитивные многоклеточные животные |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.99-102 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10 с. 103 письменно |
|
30 |
Тип Кишечнополостные, особенности их организации |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.104-107 |
|
31 |
Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека |
ЭТ по материалу 30-31 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с. 108-110 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 14 с. 111 письменно |
|
32 |
Тип Плоские черви, особенности организации и их классификация |
Текст учебника с.112-114 |
||
33 |
Плоские черви-паразиты |
ЭТ по материалу 32-33 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.115-117 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 13 с. 118 письменно |
|
34 |
Тип Круглые черви, особенности организации и представители. Паразитический образ жизни на примере Аскариды человеческой |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.119-123 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10,11 с. 124 письменно |
|
35 |
Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.125-137 |
|
36 |
Многообразие кольчатых червей (Классы: Многощетинковые и Малощетинковые черви) |
ЭТ по материалу 35-36 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.127-130 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11 с. 131 письменно |
|
37 |
Тип Моллюски, особенности организации, происхождение |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.132-134 (до описания значения моллюсков) |
|
38 |
Многообразие моллюсков (Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие), их значение в природе |
ЭТ по материалу 37-38 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.135-139 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 15 с. 142 письменно |
|
39 |
Тип Членистоногие, особенности строения и жизнедеятельности. л/р №10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.143, конспект урока изучить |
|
40 |
Класс Ракообразные, их разнообразие и роль в природе |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.144-149 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10 с. 150 письменно |
|
41 |
Класс Паукообразные, их строение, особенности жизнедеятельности, многообразие и значение в природе |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.151-156 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10 с.157 письменно |
|
42 |
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.158-164 (до описания размножения) Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11 с. 131 письменно |
|
43 |
Размножение и развитие насекомых |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.164-165 (до описания многообразия насекомых) |
|
44 |
Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение |
ЭТ по материалу 42-44 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.165-168 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 12 с. 169 письменно |
|
45 |
Тип Иглокожие, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе |
ВК, ФУО |
Текст учебник с. 170-174 |
|
46 |
Тип Хордовые, особенности организации, классификация. Подтип Бесчерепные |
ВК, ИУО |
Текст учебника с. 176 |
|
47 |
Подтип Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы |
ВК, ИУО |
Текст учебника с.177-182 |
|
48 |
л/р №11. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
||
49 |
Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение |
ЭТ по материалу 47-49 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.183-187 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 13 с. 188 письменно |
|
50 |
Класс Земноводные, или Амфибии. л/р №12. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.189-198 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 14 с. 199 письменно |
|
51 |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности строения и образа жизни |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.200-206 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 12 с. 207 письменно |
|
52 |
Класс Птицы. л/р №13. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.208-215 (до описания половой системы) |
|
53 |
Размножение и развитие птиц |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.215-217 (до описания экологических типов птиц) Задание в рубрике «Подумайте» с. 226 устно |
|
54 |
Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека |
ЭТ по материалу 52-54 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.218-225 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 12 с. 226 письменно |
|
55 |
Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика |
ВК, ФУО |
Текст учебника с.227 (до описания строения плацентарных) |
|
56 |
Многообразие млекопитающих (экологические группы) л/р №14. Выявление приспособлений у животных к среде обитания |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.240-243 |
|
57 |
Плацентарные млекопитающие. Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. л/р№15. Изучение внешнего строения млекопитающего |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.227-229 и 238-239 |
|
58 |
Плацентарные млекопитающие. Особенности внутреннего строения. л/р№16. Изучение внутреннего строения млекопитающего |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Текст учебника с.230-237 |
|
59 |
Сумчатые и первозвери |
ЭТ по материалу 55-59 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.244-245 |
|
60 |
л/р №17. Распознавание животных разных типов. |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 13 с. 246 письменно |
|
61 |
Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 5 «Царство Животные» |
ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам раздела) |
Конспекты уроков 26-59 (выучить) |
|
62 |
Контрольное тестирование по темам раздела № 5 «Царство Животные» |
40 мин. Выборочная проверка рабочих тетрадей на предмет регулярного выполнения письменной части домашних заданий |
||
63 |
Вирусы – неклеточные формы |
ВК, ЭТ по материалу 63 урока (5-7 мин.), (в конце урока). |
Текст учебника с.250-252 |
Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. |
64 |
л/р №18. Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р№19 Распознавание домашних животных. |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Материал конспектов уроков 26-59 (повторить) |
Распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). Выявление изменчивости организмов. |
65 |
л/р №20. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р №21. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
Материал конспектов уроков 10 -22 (повторить) |
|
66 |
л/р №22. Выявление приспособлений у растений к среде обитания л/р №23. Наблюдение за поведением животных |
ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ |
||
67 |
Обобщение и систематизация знаний по темам разделов курса «Многообразие живых организмов» |
ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам разделов 1-6) |
Повторить основные темы курса «Многообразие живых организмов» |
|
68 |
Итоговое контрольное тестирование по основным темам курса «Многообразие живых организмов» |
40 мин. |
VI. Содержание программы.
Введение в курс «Многообразие живых организмов».
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность1. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации:
Классификация организмов
Царство Бактерии.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Демонстрации:
Строение и многообразие бактерий
Одноклеточные животные
Царство Грибы и группа Лишайники.
Царство грибов, его роль в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Грибы – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Роль лишайников в экосистемах.
Демонстрации:
Строение шляпочного гриба
Многообразие грибов
Грибы – паразиты
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Царство Растения.
Царство растений. Роль растений в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Охрана растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.
Демонстрации:
Строение растительной клетки
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Растения разных отделов, семейств, видов
Царство Животные.
Царство животных, его роль растений в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Домашние животные. Охрана животного мира. Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.
Демонстрации:
Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)
Животные – возбудители и переносчики заболеваний
Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных
Строение и многообразие червей
Строение и многообразие моллюсков
Строение и многообразие членистоногих
Строение и многообразие рыб
Строение и многообразие земноводных
Строение и многообразие пресмыкающихся
Строение и многообразие птиц
Строение и многообразие млекопитающих
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Вирусы – неклеточные формы.
Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Демонстрации:
Строение вируса
Итоговый.
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
VII. Требования к уровню подготовки выпускников (7 класс)
Ученик должен
знать/понимать |
уметь |
Раздел № 1 |
|
Естественная классификация живых организмов, её основные единицы (вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство). |
Перечислять факторы эволюции. Объяснять значение классификации живых организмов. Называть основные царства живых организмов. |
Раздел № 2 |
|
Прокариоты. Настоящие бактерии, их разнообразие, строение, размножение, питание, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний вызываемых бактериями. |
Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. |
Раздел № 3 |
|
Многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, способы питания многоклеточных грибов. Значение шляпочных и плесневых грибов в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний вызываемых грибами. Симбиоз. Примеры симбиоза и его значение на примере лишайника. |
Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Выделять особенности царства грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека. Оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами. Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения лишайников и их жизнедеятельности. |
Раздел № 4 |
|
Признаки царства растений. Отделы водорослей и места их обитания. Места обитания и условия жизни папоротниковидных, плауновидных, хвощевидных. Основные признаки и строение папоротников, плаунов, хвощей, особенности их размножения, значение в природе и жизни человека. Строение, среда обитания, размножение, разнообразие и значение мхов. Строение голосеменных растений. Появление семян. Строение мужской и женской шишки. Многообразие голосеменных, их значение в природе и жизни человека. Виды растений, наиболее распространенные в Ярославской области, их значение в природе и жизни человека. Происхождение и особенности строения покрытосеменных. Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение. Признаки классов Однодольные и Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Признаки однодольных растений. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры. |
Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. Давать определение термину «низшие растения». Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Выделять признаки водорослей. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Давать определение термину «высшие споровые растения». Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Распознавать растения отделов Плауновидные, Хвощевидные. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. Распознавать растения отдела Папоротниковидные. Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растений класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. |
Раздел № 5 |
|
Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Многообразие и значение простейших. Признаки многоклеточных животных. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Признаки типа «Плоские черви»: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная), системы органов плоских червей, органы и их функции. Образ жизни. Особенности строения типа Круглые черви, образ жизни, многообразие и значение в природе и жизни человека. Нематоды – паразиты. Жизненный цикл Аскариды человеческой. Профилактика заражения паразитическими червями. Особенности строения кольчатых червей (сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка, органы чувств), их образ жизни. Классы: «Малощетинковые, Многощетинковые». Значение полихет в природе. Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины, системы органов, органы и их функции. Зависимость строения органов дыхания от среды обитания. Многообразие, практическое значение для человека и роль моллюсков в природе. Способы питания и передвижения моллюсков. Происхождение членистоногих и особенности их организации. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Особенности развития членистоногих их многообразие и значение в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности представителей различных классов типа иглокожих. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. Признаки хордовых, Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание, особенности внешнего и внутреннего строения представителей различных групп (подтипов и классов) хордовых. Роль хордовых в природе и жизни человека (экологическое и промысловое значение). Исчезающие и редкие виды рыб, рептилий, земноводных, птиц, млекопитающих. виды Связь между строением хордовых и образом жизни. Основные направления эволюции животных. Систематику типа Хордовые. Многообразие животных организмов. Меры профилактики заболеваний вызываемых животными. |
Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных. Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Сравнивать плоских и круглых червей. Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей. Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее и внутреннее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выявлять приспособления представителей различных классов типа членистоногих к среде обитания, образу жизни. Распознавать строение и представителей иглокожих. Давать характеристику типу Иглокожие. Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в РФ. Описывать представителей отрядов насекомых, особенности внешнего и внутреннего строения. Распознавать животных типа Хордовые и выделять их существенные признаки. Называть общие признаки внешнего и внутреннего строения, образа жизни, поведения представителей различных подтипов и классов типа Хордовые. Сравнивать строение представителей различных подтипов, классов типа Хордовые друг с другом. Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей различных классов. Объяснять происхождение рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Выявлять приспособления представителей различных классов типа хордовые к среде обитания. Объяснять роль рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих в природе и в жизни человека. Наблюдать и описывать свои наблюдения за рыбами, амфибиями, рептилиями, птицами, млекопитающими (в том числе домашние животные). Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
Раздел № 6 |
|
Вирусы растений и животных. Вирусы – внутриклеточные паразиты, их происхождение, строение, образ существования. Взаимодействие вируса и клетки. Меры профилактики заболеваний вызываемых вирусами. |
Объяснять меры профилактики вирусных заболеваний. |
Раздел № 7 |
|
Естественная классификация живых организмов, её основные единицы (вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство). |
Определять принадлежность животных и растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). Распознавать домашних животных, важнейшие сельскохозяйственные культуры. Выявлять приспособления у растений к среде обитания. Наблюдать и описывать поведение животных |
VI. Список основной и дополнительной литературы
Основная литература
Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.
Дополнительная литература
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: Для средних специальных учебных заведений. 3 – е изд. М.: Высшая школа, 1999.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
Научно – популярная литература
Акимушкин И. Мир животных (Млекопитающие или звери). М.: Мысль, 1988.
Акимушкин И. Мир животных (Беспозвоночные и ископаемые животные). М. : Мысль, 1992.
Акимушкин И. Мир животных (Насекомые, пауки, домашние животные). М. : Мысль, 1993.
Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1995.
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Ирина ильина
Лаврова Нина Николаевна
Марина Эльтекова
Федюкова Анна Сергеевна