12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кольцов Алексей Вячеславович432
Россия, Ярославская обл., Рыбинск
5

Рабочая учебная программа по биология для групп, обучающихся на базе 6 классов

ГОБУ НПО Профессиональный лицей №25


 


 

Утверждаю:

Зам. директора по ОД

__________ С.В. Егорова

«_____» __________20___г.


 


 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


 

Предмет: «Биология»

для групп, обучающихся на базе 6 классов,

получающих основное общее образование


 


 


 

Разработано преподавателем

биологии ПЛ №25 Кольцовым А. В.


 


 

Обсуждено на заседании м. к. ОД


 

Председатель м. к. __________ Винокурова Г. В


 


 

2012 г.


 


 

I Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по биологии для групп, обучающихся на базе 6 классов, составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Мин. Образования РФ №1089 от 05.03.2004)

- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Мин. Образования РФ №1312 от 09.03.2004 г.

- Примерной программы по биологии основного общего образования Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

- Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 г. №2885, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

- Приказ Департамента образования Ярославской области № 01-03/16 от 18.01.2005 г. и приложение к нему «Положение об обучении в учреждениях начального профессионального образования Ярославской области учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке (группы педподдержки)»

При составлении рабочей программы и организации учебно-воспитательного процесса учитываются рекомендации, прописанные в ежегодных методических письмах «О преподавании «Биологии» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» Института Развития Образования.

Программа составлена, исходя из следующих целей обучения биологии в основной школе:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками и другими источниками информации; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

овладение обучающимися общими методами изучения живой природы, общеучебными умениями;

формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

использование приобретенных знаний и умений для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и в повседневной жизни, для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

При составлении рабочей программы учитывались так же и ведущие идеи курса: система органического мира, разноуровневая организация жизни, эволюция живой природы, взаимосвязь в биологических системах, биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результат эволюции.

Данная рабочая программа включает в себя основные темы и лабораторные работы, перечисленные в содержательных блоках Примерной программы по биологии Министерства образования и науки РФ (основное общее образование): «Система органического мира» и «Многообразие и эволюция живой природы» и соответствующие им темы и биологические исследования Образовательного стандарта по биологии (основное общее образование) из тематического блока «Система, многообразие и эволюция живой природы».

Преподавание ведется на основе учебника: Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология: многообразие живых организмов. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г., а так же электронного учебного издания, к упомянутому учебнику, «Многообразие живых организмов».

Последовательность изучения тематических разделов рабочей программы, их формулировка и содержание приведено в соответствии со структурой используемого учебного пособия в образовательном процессе, а так же перечисленных выше нормативных образовательных документов.

При тематическом планировании курса преподаватель исходил из реальных рамок учебного времени – 68 часов по учебному плану в 7 классе.

С целью овладения обучающимися уровнем обязательной общебиологической подготовки, используются различные формы организации УВП – урок как основная форма, лабораторные работы, а так же семинары.

Лабораторные работы планируются с учетом:

- реальных рамок учебного времени,

- рекомендуемого перечня работ,

- имеющегося в кабинете оборудования.

Все перечисленные в стандарте виды биологических исследований представлены в разделе II. «Тематическое планирование и наименование лабораторных работ» данной рабочей программы и являются, как правило, фрагментами уроков (кроме лабораторных работ № 6,7,11,17 на которые отводится целый урок).

Перед проведением лабораторных занятий обязательно осуществляется инструктаж по соблюдению норм безопасности и правил работы с биологическим оборудованием и материалами.

Вначале каждого учебного года на первом занятии группы проводится вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете, в соответствии с инструкциями (ИОТ-14-02; ИОТ-45-04), утверждёнными в установленном порядке, о чём делается запись в предметном журнале и журнале регистрации инструктажа («Журнал регистрации инструктажа учащихся по технике безопасности при организации учебно-воспитательного процесса в кабинете химии и биологии»).

Текущий контроль усвоения учебного материала проводится в виде устных и письменных фронтальных проверочных работ, текущих тематических, индивидуальных и коллективных заданий комплексного характера, творческих заданий и т.д., выборочной проверки тетрадей, выполнения лабораторных работ, диктанта и т. д. Рубежный контроль проводится в форме контрольного тестирования. Итоговая оценка выставляется по результатам тестирования и результатов выполнения лабораторных работ.

Необходимо так же отметить, что учащиеся завершающие основное общее образование составляют группы педагогической поддержки. Такие дети испытывают ряд трудностей в усвоении не только знаний по биологии, но и по другим предметам, обладают низкой мотивацией к учению и низким уровнем развития общепредметных навыков (чтение и письмо).

В связи с этим в процессе усвоения знаний «трудными» учащимися основное внимание уделяется видам и приёмам педагогической поддержки.

1. Виды:

- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

-формирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

- взаимообучение, диалогические методики, работа в группах;

- дополнительные упражнения;

- оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

2. Приёмы:

-поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие, авансирование личности; неупоминание об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия, огорчения; ожидание лучших результатов; вовлечение в интересующую деятельность; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности.

Для реализации данной рабочей программы, в группах педагогической поддержки наряду с индивидуальной работой учащихся используются так же групповая организация учебных занятий, основанная на принципах дифференциации, работа в парах постоянного и переменного состава, фронтально-групповая работа.

Основной педагогической технологией, применяемой в группах педагогической поддержки, является – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).

В процессе преподавания биологии реализуются межпредметные связи с курсом физики, неорганической химии, физической географии, истории, органической химии, экологии.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

II. Тематическое планирование и наименование лабораторных работ.

№ раздела

Наименование раздела

Кол-во часов в разделе

Наименование лабораторных занятий (виды биологических исследований)

1

Введение в курс «Многообразие живых организмов»

2

 

2

Царство Бактерии

1

л/р №1. Изучение строения плеснёвых грибов

3

Царство Грибы и группа Лишайники

6

л/р №2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

4

Царство Растения

16

л/р №3. Изучение и описание внешнего строения водорослей, строения их клеток под микроскопом.

л/р №4 Изучение внешнего строения мхов.

л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника.

л/р №6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

л/р №7. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

л/р №8. Распознавание растений разных отделов.

л/р №9. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности.

5

Царство Животные

37

л/р №10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

л/р №11. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

л/р №12. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

л/р №13. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

л/р №14. Выявление приспособлений у животных к среде обитания.

л/р№15. Изучение внешнего строения млекопитающего.

л/р№16. Изучение внутреннего строения млекопитающего.

л/р №17. Распознавание животных разных типов.

6

Вирусы – неклеточные формы

1

 

7

Итоговый

5

л/р №18. Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

л/р№19 Распознавание домашних животных.

л/р №20. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

л/р №21. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

л/р №22. Выявление приспособлений у растений к среде обитания

л/р №23. Наблюдение за поведением животных


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

III. Поурочное планирование

№ раздела

Наименование раздела

Кол-во часов в разделе

№ урока п/н

№ урока в разделе

Тема

1

Введение в курс «Многообразие живых организмов»

2

1

1

Вводный инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете.

Многообразие живого и наука систематика

2

2

Ч. Дарвин и происхождение видов

2

Царство Бактерии

1

3

1

Общая характеристика царства бактерий. Подцарство Настоящие бактерии

3

Царство Грибы и группа Лишайники

6

4

1

Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека. Классификация грибов (отделы и группы)

5

2

Плеснёвые грибы.

л/р №1. Изучение строения плеснёвых грибов

6

3

Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности л/р №2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

7

4

Группа Лишайники

8

5

Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники»

9

6

Контрольное тестирование по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники»

4

Царство Растения

16

10

1

Общая характеристика растений, их основные признаки

11

2

Низшие растения.

Общая характеристика водорослей

л/р №3. Изучение и описание внешнего строения водорослей, строения их клеток под микроскопом

12

3

Размножение и развитие водорослей

13

4

Многообразие водорослей, роль в природе и практическое значение

14

5

Высшие растения. Общая характеристика

15

6

Отдел Моховидные

л/р №4 Изучение внешнего строения мхов

16

7

Отделы: Плауновидные и Хвощевидные.

17

8

Отдел Папоротниковидные

л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника

18

9

Отдел Голосеменные растения, их происхождение, размножение и значение

19

10

л/р №6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений

20

11

Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение.

21

12

л/р №7. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений

22

13

Размножение покрытосеменных растений

23

14

л/р №8. Распознавание растений разных отделов.

л/р №9. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности

24

15

Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 4 «Царство Растения»

25

16

Контрольное тестирование по темам раздела «Царство Растения»

5

Царство Животные

37

26

1

Общая характеристика Царства «Животные», основные признаки животных

     

27

2

Подцарство Одноклеточные. Классификация простейших, особенности их организации

     

28

3

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека

     

29

4

Подцарство Многоклеточные, особенности их организации. Губки как примитивные многоклеточные животные

     

30

5

Тип Кишечнополостные, особенности их организации

     

31

6

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека

     

32

7

Тип Плоские черви, особенности организации и их классификация

     

33

8

Плоские черви-паразиты

     

34

9

Тип Круглые черви, особенности организации и представители. Паразитический образ жизни на примере Аскариды человеческой

     

35

10

Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности

     

36

11

Многообразие кольчатых червей (Классы: Многощетинковые и Малощетинковые черви)

     

37

12

Тип Моллюски, особенности организации, происхождение

     

38

13

Многообразие моллюсков (Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие), их значение в природе

     

39

14

Тип Членистоногие, особенности строения и жизнедеятельности. л/р №10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

     

40

15

Класс Ракообразные, их разнообразие и роль в природе

     

41

16

Класс Паукообразные, их строение, особенности жизнедеятельности, многообразие и значение в природе

     

42

17

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности

     

43

18

Размножение и развитие насекомых

     

44

19

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

     

45

20

Тип Иглокожие, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе

     

46

21

Тип Хордовые, особенности организации, классификация. Подтип Бесчерепные

     

47

22

Подтип Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы

     

48

23

л/р №11. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни

     

49

24

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

     

50

25

Класс Земноводные, или Амфибии.

л/р №12. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни

     

51

26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности строения и образа жизни

     

52

27

Класс Птицы.

л/р №13. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни

     

53

28

Размножение и развитие птиц

     

54

29

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека

     

55

30

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика

     

56

31

Многообразие млекопитающих (экологические группы)

л/р №14. Выявление приспособлений у животных к среде обитания

     

57

32

Плацентарные млекопитающие. Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.

л/р№15. Изучение внешнего строения млекопитающего

     

58

33

Плацентарные млекопитающие. Особенности внутреннего строения.

л/р№16. Изучение внутреннего строения млекопитающего

     

59

34

Сумчатые и первозвери

     

60

35

л/р №17. Распознавание животных разных типов.

     

61

36

Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 5 «Царство Животные»

     

62

37

Контрольное тестирование по темам раздела № 5 «Царство Животные»

6

Вирусы – неклеточные формы

1

63

1

Вирусы – неклеточные формы

7

Итоговый

5

64

1

л/р №18. Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

л/р№19 Распознавание домашних животных.

     

65

2

л/р №20. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

л/р №21. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур

     

66

3

л/р №22. Выявление приспособлений у растений к среде обитания

л/р №23. Наблюдение за поведением животных

     

67

4

Обобщение и систематизация знаний по темам разделов курса «Многообразие живых организмов»

     

68

5

Итоговое контрольное тестирование по основным темам курса «Многообразие живых организмов»


 


 


 


 

IV. Подробное перспективно-тематическое планирование (7 класс)

Порядковый № урока

Тема урока

Формы контроля (кол-во времени)

Домашнее задание с использованием учебника

Образовательный минимум по стандарту

1

Вводный инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете.

Многообразие живого и наука систематика

Визуальный контроль (далее «ВК») за конспектированием материала урока в рабочих тетрадях учениками (постоянно в течение урока)

Текст учебника с. 3-6; с.9-10

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

2

Ч. Дарвин и происхождение видов

ВК, Фронтальный устный опрос (далее «ФУО») – 5-7 мин.

Текст учебника с. 6-9

3

Общая характеристика царства бактерий. Подцарство Настоящие бактерии

ВК, ФУО

Текст учебника с.12-16

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10,11 с. 20 письменно

Царство бактерий, их роль в экосистемах, жизни человека.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Использование бактерий в биотехнологии.

Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

4

Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека. Классификация грибов (отделы и группы)

ВК, ФУО

Текст учебника с.22-25

Царство грибов, их роль в экосистемах, жизни человека.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Использование грибов в биотехнологии.

Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

5

Плеснёвые грибы.

л/р №1. Изучение строения плеснёвых грибов

ВК, Индивидуальный устный опрос (далее «ИУО») по домашнему заданию (10 мин.), проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.26 и с.29-30

6

Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности л/р №2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.27-29

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 9,10 с. 31 письменно

7

Группа Лишайники

ВК, ФУО

Текст учебника с.32-36

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 9,10 с. 36 письменно

8

Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники»

ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам раздела)

Задания в рубрике «Подумайте» с. 31, 36 устно

Конспекты уроков 3-8 (выучить)

9

Контрольное тестирование по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники»

40 мин.

Выборочная проверка рабочих тетрадей на предмет регулярного выполнения письменной части домашних заданий

 

10

Общая характеристика растений, их основные признаки

ВК, ФУО

Текст учебника с.38-39

Царство растений.

Роль растений в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности.

Возбудители и переносчики заболеваний растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности и важнейших сельскохозяйственных культур. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Распознавание органов, систем органов растений. Выявление изменчивости организмов.

11

Низшие растения.

Общая характеристика водорослей

л/р №3. Изучение и описание внешнего строения водорослей, строения их клеток под микроскопом

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.40-41

12

Размножение и развитие водорослей

ВК, ИУО

Текст учебника с.42-43 (до описания значения водорослей)

13

Многообразие водорослей, роль в природе и практическое значение

ВК, Экспресс-тест (далее «ЭТ») по материалу 11-13 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.43-48

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10,11 с. 49 письменно

14

Высшие растения. Общая характеристика

ВК, ИУО

Текст учебника с.50-51

15

Отдел Моховидные

л/р №4 Изучение внешнего строения мхов

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.52-55

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 8,9 с. 56 письменно

16

Отделы: Плауновидные и Хвощевидные.

ВК, ЭТ по материалу 16 урока (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.57-60

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 7,8 с. 60 письменно

17

Отдел Папоротниковидные

л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.61-64

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 7,8 с. 65 письменно

18

Отдел Голосеменные растения, их происхождение, размножение и значение

ВК, ФУО

Текст учебника с.66-69 (кроме описания строения)

19

л/р №6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.67-68 (о строении голосеменных), с. 70-71

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11,12 с. 72 письменно

20

Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение.

ВК, ФУО

Текст учебника с.73-74

21

л/р №7. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.75-77 (до описания размножения покрытосеменных), с. 80-83

22

Размножение покрытосеменных растений

ВК, ИУО

Текст учебника с.77-79

23

л/р №8. Распознавание растений разных отделов.

л/р №9. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11,12 с. 84 письменно

24

Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 4 «Царство Растения»

ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам раздела)

Конспекты уроков 10-22 (выучить)

25

Контрольное тестирование по темам раздела «Царство Растения»

40 мин.

Выборочная проверка рабочих тетрадей на предмет регулярного выполнения письменной части домашних заданий

 

26

Общая характеристика Царства «Животные», основные признаки животных

ВК, ФУО

Текст учебника с.88

Царство животных, их роль в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Распознавание животных разных типов.

Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Распознавание органов, систем органов животных. Выявление изменчивости организмов.

27

Подцарство Одноклеточные. Классификация простейших, особенности их организации

ВК, ИУО

Текст учебника с.89-91

28

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека

ЭТ по материалу 26-28 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.92-97

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11 с. 98 письменно

29

Подцарство Многоклеточные, особенности их организации. Губки как примитивные многоклеточные животные

ВК, ФУО

Текст учебника с.99-102

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10 с. 103 письменно

30

Тип Кишечнополостные, особенности их организации

ВК, ИУО

Текст учебника с.104-107

31

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека

ЭТ по материалу 30-31 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с. 108-110

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 14 с. 111 письменно

32

Тип Плоские черви, особенности организации и их классификация

 

Текст учебника с.112-114

33

Плоские черви-паразиты

ЭТ по материалу 32-33 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.115-117

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 13 с. 118 письменно

34

Тип Круглые черви, особенности организации и представители. Паразитический образ жизни на примере Аскариды человеческой

ВК, ФУО

Текст учебника с.119-123

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10,11 с. 124 письменно

35

Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности

ВК, ИУО

Текст учебника с.125-137

36

Многообразие кольчатых червей (Классы: Многощетинковые и Малощетинковые черви)

ЭТ по материалу 35-36 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.127-130

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11 с. 131 письменно

37

Тип Моллюски, особенности организации, происхождение

ВК, ФУО

Текст учебника с.132-134 (до описания значения моллюсков)

38

Многообразие моллюсков (Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие), их значение в природе

ЭТ по материалу 37-38 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.135-139

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 15 с. 142 письменно

39

Тип Членистоногие, особенности строения и жизнедеятельности. л/р №10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.143, конспект урока изучить

40

Класс Ракообразные, их разнообразие и роль в природе

ВК, ФУО

Текст учебника с.144-149

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10 с. 150 письменно

41

Класс Паукообразные, их строение, особенности жизнедеятельности, многообразие и значение в природе

ВК, ИУО

Текст учебника с.151-156

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10 с.157 письменно

42

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности

ВК, ИУО

Текст учебника с.158-164 (до описания размножения)

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11 с. 131 письменно

43

Размножение и развитие насекомых

ВК, ИУО

Текст учебника с.164-165 (до описания многообразия насекомых)

44

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

ЭТ по материалу 42-44 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.165-168

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 12 с. 169 письменно

45

Тип Иглокожие, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе

ВК, ФУО

Текст учебник с. 170-174

46

Тип Хордовые, особенности организации, классификация. Подтип Бесчерепные

ВК, ИУО

Текст учебника с. 176

47

Подтип Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы

ВК, ИУО

Текст учебника с.177-182

48

л/р №11. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

 

49

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

ЭТ по материалу 47-49 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.183-187

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 13 с. 188 письменно

50

Класс Земноводные, или Амфибии.

л/р №12. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.189-198

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 14 с. 199 письменно

51

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности строения и образа жизни

ВК, ФУО

Текст учебника с.200-206

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 12 с. 207 письменно

52

Класс Птицы.

л/р №13. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.208-215 (до описания половой системы)

53

Размножение и развитие птиц

ВК, ФУО

Текст учебника с.215-217 (до описания экологических типов птиц)

Задание в рубрике «Подумайте» с. 226 устно

54

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека

ЭТ по материалу 52-54 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.218-225

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 12 с. 226 письменно

55

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика

ВК, ФУО

Текст учебника с.227 (до описания строения плацентарных)

56

Многообразие млекопитающих (экологические группы)

л/р №14. Выявление приспособлений у животных к среде обитания

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.240-243

57

Плацентарные млекопитающие. Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.

л/р№15. Изучение внешнего строения млекопитающего

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.227-229 и 238-239

58

Плацентарные млекопитающие. Особенности внутреннего строения.

л/р№16. Изучение внутреннего строения млекопитающего

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Текст учебника с.230-237

59

Сумчатые и первозвери

ЭТ по материалу 55-59 уроков (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.244-245

60

л/р №17. Распознавание животных разных типов.

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 13 с. 246 письменно

61

Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 5 «Царство Животные»

ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам раздела)

Конспекты уроков 26-59 (выучить)

62

Контрольное тестирование по темам раздела № 5 «Царство Животные»

40 мин.

Выборочная проверка рабочих тетрадей на предмет регулярного выполнения письменной части домашних заданий

 

63

Вирусы – неклеточные формы

ВК, ЭТ по материалу 63 урока (5-7 мин.), (в конце урока).

Текст учебника с.250-252

Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.

64

л/р №18. Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

л/р№19 Распознавание домашних животных.

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Материал конспектов уроков 26-59 (повторить)

Распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Выявление изменчивости организмов.

65

л/р №20. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

л/р №21. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

Материал конспектов уроков 10 -22 (повторить)

66

л/р №22. Выявление приспособлений у растений к среде обитания

л/р №23. Наблюдение за поведением животных

ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ

 

67

Обобщение и систематизация знаний по темам разделов курса «Многообразие живых организмов»

ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам разделов 1-6)

Повторить основные темы курса «Многообразие живых организмов»

68

Итоговое контрольное тестирование по основным темам курса «Многообразие живых организмов»

40 мин.

 


 


 


 


 


 


 

VI. Содержание программы.

Введение в курс «Многообразие живых организмов».

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность1. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации:

Классификация организмов

Царство Бактерии.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Демонстрации:

Строение и многообразие бактерий

Одноклеточные животные

Царство Грибы и группа Лишайники.

Царство грибов, его роль в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Грибы – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Роль лишайников в экосистемах.

Демонстрации:

Строение шляпочного гриба

Многообразие грибов

Грибы – паразиты

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания

Царство Растения.

Царство растений. Роль растений в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Охрана растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.

Демонстрации:

Строение растительной клетки

Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания

Растения разных отделов, семейств, видов

Царство Животные.

Царство животных, его роль растений в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Домашние животные. Охрана животного мира. Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.

Демонстрации:

Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)

Животные – возбудители и переносчики заболеваний

Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных

Строение и многообразие червей

Строение и многообразие моллюсков

Строение и многообразие членистоногих

Строение и многообразие рыб

Строение и многообразие земноводных

Строение и многообразие пресмыкающихся

Строение и многообразие птиц

Строение и многообразие млекопитающих

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания

Вирусы – неклеточные формы.

Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Демонстрации:

Строение вируса

Итоговый.

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.


 


 


 

VII. Требования к уровню подготовки выпускников (7 класс)

Ученик должен

знать/понимать

уметь

Раздел № 1

Естественная классификация живых организмов, её основные единицы (вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство).

Перечислять факторы эволюции. Объяснять значение классификации живых организмов. Называть основные царства живых организмов.

Раздел № 2

Прокариоты. Настоящие бактерии, их разнообразие, строение, размножение, питание, образ жизни. Значение в природе и жизни человека.

Меры профилактики заболеваний вызываемых бактериями.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Раздел № 3

Многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, способы питания многоклеточных грибов. Значение шляпочных и плесневых грибов в природе и жизни человека.

Меры профилактики заболеваний вызываемых грибами.

Симбиоз. Примеры симбиоза и его значение на примере лишайника.

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.

Выделять особенности царства грибов.

Сравнивать грибы с растениями и животными.

Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека.

Оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами.

Распознавать и описывать строение лишайника.

Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения лишайников и их жизнедеятельности.

Раздел № 4

Признаки царства растений. Отделы водорослей и места их обитания.

Места обитания и условия жизни папоротниковидных, плауновидных, хвощевидных. Основные признаки и строение папоротников, плаунов, хвощей, особенности их размножения, значение в природе и жизни человека.

Строение, среда обитания, размножение, разнообразие и значение мхов.

Строение голосеменных растений. Появление семян. Строение мужской и женской шишки. Многообразие голосеменных, их значение в природе и жизни человека.

Виды растений, наиболее распространенные в Ярославской области, их значение в природе и жизни человека.

Происхождение и особенности строения покрытосеменных. Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение.

Признаки классов Однодольные и Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные.

Признаки однодольных растений. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры.

Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения.

Давать определение термину «низшие растения». Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Выделять признаки водорослей. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Давать определение термину «высшие споровые растения».

Распознавать и описывать строение мхов.

Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Распознавать растения отделов Плауновидные, Хвощевидные.

Объяснять роль в природе и в жизни человека.

Сравнивать хвощи и плауны.

Распознавать растения отдела Папоротниковидные. Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека.

Давать определение термину «голосеменные растения».

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать этапы развития голосеменных растений.

Выделять особенности голосеменных растений. Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растений класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

Раздел № 5

Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Многообразие и значение простейших.

Признаки многоклеточных животных.

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Признаки типа «Плоские черви»: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная), системы органов плоских червей, органы и их функции. Образ жизни.

Особенности строения типа Круглые черви, образ жизни, многообразие и значение в природе и жизни человека. Нематоды – паразиты. Жизненный цикл Аскариды человеческой. Профилактика заражения паразитическими червями.

Особенности строения кольчатых червей (сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка, органы чувств), их образ жизни. Классы: «Малощетинковые, Многощетинковые». Значение полихет в природе.

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины, системы органов, органы и их функции. Зависимость строения органов дыхания от среды обитания. Многообразие, практическое значение для человека и роль моллюсков в природе. Способы питания и передвижения моллюсков.

Происхождение членистоногих и особенности их организации. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Особенности развития членистоногих их многообразие и значение в природе и жизни человека.

Особенности строения и жизнедеятельности представителей различных классов типа иглокожих. Роль иглокожих в природе и в жизни человека.

Признаки хордовых, Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека.

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание, особенности внешнего и внутреннего строения представителей различных групп (подтипов и классов) хордовых. Роль хордовых в природе и жизни человека (экологическое и промысловое значение). Исчезающие и редкие виды рыб, рептилий, земноводных, птиц, млекопитающих. виды Связь между строением хордовых и образом жизни. Основные направления эволюции животных. Систематику типа Хордовые.

Многообразие животных организмов.

Меры профилактики заболеваний вызываемых животными.

Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. Распознавать и описывать строение простейших.

Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека.

Объяснять происхождение многоклеточных животных. Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности кишечнополостных.

Выделять особенности кишечнополостных. Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Сравнивать плоских и круглых червей. Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.

Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее и внутреннее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих.

Выявлять приспособления представителей различных классов типа членистоногих к среде обитания, образу жизни.

Распознавать строение и представителей иглокожих. Давать характеристику типу Иглокожие.

Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в РФ. Описывать представителей отрядов насекомых, особенности внешнего и внутреннего строения. Распознавать животных типа Хордовые и выделять их существенные признаки. Называть общие признаки внешнего и внутреннего строения, образа жизни, поведения представителей различных подтипов и классов типа Хордовые. Сравнивать строение представителей различных подтипов, классов типа Хордовые друг с другом. Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей различных классов. Объяснять происхождение рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Выявлять приспособления представителей различных классов типа хордовые к среде обитания.

Объяснять роль рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих в природе и в жизни человека. Наблюдать и описывать свои наблюдения за рыбами, амфибиями, рептилиями, птицами, млекопитающими (в том числе домашние животные).

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Раздел № 6

Вирусы растений и животных. Вирусы – внутриклеточные паразиты, их происхождение, строение, образ существования. Взаимодействие вируса и клетки.

Меры профилактики заболеваний вызываемых вирусами.

Объяснять меры профилактики вирусных заболеваний.

Раздел № 7

Естественная классификация живых организмов, её основные единицы (вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство).

Определять принадлежность животных и растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Распознавать домашних животных, важнейшие сельскохозяйственные культуры. Выявлять приспособления у растений к среде обитания.

Наблюдать и описывать поведение животных


 


 


 


 


 

VI. Список основной и дополнительной литературы


 

Основная литература


 

Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.


 

Дополнительная литература


 

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: Для средних специальных учебных заведений. 3 – е изд. М.: Высшая школа, 1999.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.


 


 

Научно – популярная литература


 

Акимушкин И. Мир животных (Млекопитающие или звери). М.: Мысль, 1988.

Акимушкин И. Мир животных (Беспозвоночные и ископаемые животные). М. : Мысль, 1992.

Акимушкин И. Мир животных (Насекомые, пауки, домашние животные). М. : Мысль, 1993.

Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1995.

Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.


 


 


 


 

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Опубликовано


Комментарии (4)

Ирина ильина, 01.11.17 в 19:02 2Ответить Пожаловаться
Очень хорошая программа!
Лаврова Нина Николаевна, 02.11.17 в 13:27 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, полезный материал!
Марина Эльтекова, 14.11.17 в 18:53 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за публикацию!
Федюкова Анна Сергеевна, 27.08.18 в 09:51 0Ответить Пожаловаться
Использую эту программу как шаблон. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.