12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кольцов Алексей Вячеславович432 Россия, Ярославская обл., Рыбинск |
Рабочая учебная программа по биология для групп, обучающихся на базе 6 классов
ГОБУ НПО Профессиональный лицей №25
Утверждаю:
Зам. директора по ОД
__________ С.В. Егорова
«_____» __________20___г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: «Биология»
для групп, обучающихся на базе 6 классов,
получающих основное общее образование
Разработано преподавателем
биологии ПЛ №25 Кольцовым А. В.
Обсуждено на заседании м. к. ОД
Председатель м. к. __________ Винокурова Г. В
2012 г.
I Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по биологии для групп, обучающихся на базе 6 классов, составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Мин. Образования РФ №1089 от 05.03.2004)
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Мин. Образования РФ №1312 от 09.03.2004 г.
- Примерной программы по биологии основного общего образования Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
- Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 г. №2885, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 01-03/16 от 18.01.2005 г. и приложение к нему «Положение об обучении в учреждениях начального профессионального образования Ярославской области учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке (группы педподдержки)»
При составлении рабочей программы и организации учебно-воспитательного процесса учитываются рекомендации, прописанные в ежегодных методических письмах «О преподавании «Биологии» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» Института Развития Образования.
Программа составлена, исходя из следующих целей обучения биологии в основной школе:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками и другими источниками информации; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
овладение обучающимися общими методами изучения живой природы, общеучебными умениями;
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
использование приобретенных знаний и умений для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и в повседневной жизни, для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
При составлении рабочей программы учитывались так же и ведущие идеи курса: система органического мира, разноуровневая организация жизни, эволюция живой природы, взаимосвязь в биологических системах, биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результат эволюции.
Данная рабочая программа включает в себя основные темы и лабораторные работы, перечисленные в содержательных блоках Примерной программы по биологии Министерства образования и науки РФ (основное общее образование): «Система органического мира» и «Многообразие и эволюция живой природы» и соответствующие им темы и биологические исследования Образовательного стандарта по биологии (основное общее образование) из тематического блока «Система, многообразие и эволюция живой природы».
Преподавание ведется на основе учебника: Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология: многообразие живых организмов. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г., а так же электронного учебного издания, к упомянутому учебнику, «Многообразие живых организмов».
Последовательность изучения тематических разделов рабочей программы, их формулировка и содержание приведено в соответствии со структурой используемого учебного пособия в образовательном процессе, а так же перечисленных выше нормативных образовательных документов.
При тематическом планировании курса преподаватель исходил из реальных рамок учебного времени – 68 часов по учебному плану в 7 классе.
С целью овладения обучающимися уровнем обязательной общебиологической подготовки, используются различные формы организации УВП – урок как основная форма, лабораторные работы, а так же семинары.
Лабораторные работы планируются с учетом:
- реальных рамок учебного времени,
- рекомендуемого перечня работ,
- имеющегося в кабинете оборудования.
Все перечисленные в стандарте виды биологических исследований представлены в разделе II. «Тематическое планирование и наименование лабораторных работ» данной рабочей программы и являются, как правило, фрагментами уроков (кроме лабораторных работ № 6,7,11,17 на которые отводится целый урок).
Перед проведением лабораторных занятий обязательно осуществляется инструктаж по соблюдению норм безопасности и правил работы с биологическим оборудованием и материалами.
Вначале каждого учебного года на первом занятии группы проводится вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете, в соответствии с инструкциями (ИОТ-14-02; ИОТ-45-04), утверждёнными в установленном порядке, о чём делается запись в предметном журнале и журнале регистрации инструктажа («Журнал регистрации инструктажа учащихся по технике безопасности при организации учебно-воспитательного процесса в кабинете химии и биологии»).
Текущий контроль усвоения учебного материала проводится в виде устных и письменных фронтальных проверочных работ, текущих тематических, индивидуальных и коллективных заданий комплексного характера, творческих заданий и т.д., выборочной проверки тетрадей, выполнения лабораторных работ, диктанта и т. д. Рубежный контроль проводится в форме контрольного тестирования. Итоговая оценка выставляется по результатам тестирования и результатов выполнения лабораторных работ.
Необходимо так же отметить, что учащиеся завершающие основное общее образование составляют группы педагогической поддержки. Такие дети испытывают ряд трудностей в усвоении не только знаний по биологии, но и по другим предметам, обладают низкой мотивацией к учению и низким уровнем развития общепредметных навыков (чтение и письмо).
В связи с этим в процессе усвоения знаний «трудными» учащимися основное внимание уделяется видам и приёмам педагогической поддержки.
1. Виды:
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
-формирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики, работа в группах;
- дополнительные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
2. Приёмы:
-поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие, авансирование личности; неупоминание об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия, огорчения; ожидание лучших результатов; вовлечение в интересующую деятельность; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности.
Для реализации данной рабочей программы, в группах педагогической поддержки наряду с индивидуальной работой учащихся используются так же групповая организация учебных занятий, основанная на принципах дифференциации, работа в парах постоянного и переменного состава, фронтально-групповая работа.
Основной педагогической технологией, применяемой в группах педагогической поддержки, является – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
В процессе преподавания биологии реализуются межпредметные связи с курсом физики, неорганической химии, физической географии, истории, органической химии, экологии.
II. Тематическое планирование и наименование лабораторных работ.
№ раздела | Наименование раздела | Кол-во часов в разделе | Наименование лабораторных занятий (виды биологических исследований) |
1 | Введение в курс «Многообразие живых организмов» | 2 | |
2 | Царство Бактерии | 1 | л/р №1. Изучение строения плеснёвых грибов |
3 | Царство Грибы и группа Лишайники | 6 | л/р №2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов |
4 | Царство Растения | 16 | л/р №3. Изучение и описание внешнего строения водорослей, строения их клеток под микроскопом. л/р №4 Изучение внешнего строения мхов. л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника. л/р №6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. л/р №7. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. л/р №8. Распознавание растений разных отделов. л/р №9. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности. |
5 | Царство Животные | 37 | л/р №10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. л/р №11. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни. л/р №12. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. л/р №13. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни. л/р №14. Выявление приспособлений у животных к среде обитания. л/р№15. Изучение внешнего строения млекопитающего. л/р№16. Изучение внутреннего строения млекопитающего. л/р №17. Распознавание животных разных типов. |
6 | Вирусы – неклеточные формы | 1 | |
7 | Итоговый | 5 | л/р №18. Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р№19 Распознавание домашних животных. л/р №20. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р №21. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. л/р №22. Выявление приспособлений у растений к среде обитания л/р №23. Наблюдение за поведением животных |
III. Поурочное планирование
№ раздела | Наименование раздела | Кол-во часов в разделе | № урока п/н | № урока в разделе | Тема |
1 | Введение в курс «Многообразие живых организмов» | 2 | 1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете. Многообразие живого и наука систематика |
2 | 2 | Ч. Дарвин и происхождение видов | |||
2 | Царство Бактерии | 1 | 3 | 1 | Общая характеристика царства бактерий. Подцарство Настоящие бактерии |
3 | Царство Грибы и группа Лишайники | 6 | 4 | 1 | Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека. Классификация грибов (отделы и группы) |
5 | 2 | Плеснёвые грибы. л/р №1. Изучение строения плеснёвых грибов | |||
6 | 3 | Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности л/р №2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов | |||
7 | 4 | Группа Лишайники | |||
8 | 5 | Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники» | |||
9 | 6 | Контрольное тестирование по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники» | |||
4 | Царство Растения | 16 | 10 | 1 | Общая характеристика растений, их основные признаки |
11 | 2 | Низшие растения. Общая характеристика водорослей л/р №3. Изучение и описание внешнего строения водорослей, строения их клеток под микроскопом | |||
12 | 3 | Размножение и развитие водорослей | |||
13 | 4 | Многообразие водорослей, роль в природе и практическое значение | |||
14 | 5 | Высшие растения. Общая характеристика | |||
15 | 6 | Отдел Моховидные л/р №4 Изучение внешнего строения мхов | |||
16 | 7 | Отделы: Плауновидные и Хвощевидные. | |||
17 | 8 | Отдел Папоротниковидные л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника | |||
18 | 9 | Отдел Голосеменные растения, их происхождение, размножение и значение | |||
19 | 10 | л/р №6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений | |||
20 | 11 | Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение. | |||
21 | 12 | л/р №7. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений | |||
22 | 13 | Размножение покрытосеменных растений | |||
23 | 14 | л/р №8. Распознавание растений разных отделов. л/р №9. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности | |||
24 | 15 | Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 4 «Царство Растения» | |||
25 | 16 | Контрольное тестирование по темам раздела «Царство Растения» | |||
5 | Царство Животные | 37 | 26 | 1 | Общая характеристика Царства «Животные», основные признаки животных |
27 | 2 | Подцарство Одноклеточные. Классификация простейших, особенности их организации | |||
28 | 3 | Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека | |||
29 | 4 | Подцарство Многоклеточные, особенности их организации. Губки как примитивные многоклеточные животные | |||
30 | 5 | Тип Кишечнополостные, особенности их организации | |||
31 | 6 | Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека | |||
32 | 7 | Тип Плоские черви, особенности организации и их классификация | |||
33 | 8 | Плоские черви-паразиты | |||
34 | 9 | Тип Круглые черви, особенности организации и представители. Паразитический образ жизни на примере Аскариды человеческой | |||
35 | 10 | Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности | |||
36 | 11 | Многообразие кольчатых червей (Классы: Многощетинковые и Малощетинковые черви) | |||
37 | 12 | Тип Моллюски, особенности организации, происхождение | |||
38 | 13 | Многообразие моллюсков (Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие), их значение в природе | |||
39 | 14 | Тип Членистоногие, особенности строения и жизнедеятельности. л/р №10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих | |||
40 | 15 | Класс Ракообразные, их разнообразие и роль в природе | |||
41 | 16 | Класс Паукообразные, их строение, особенности жизнедеятельности, многообразие и значение в природе | |||
42 | 17 | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности | |||
43 | 18 | Размножение и развитие насекомых | |||
44 | 19 | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение | |||
45 | 20 | Тип Иглокожие, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе | |||
46 | 21 | Тип Хордовые, особенности организации, классификация. Подтип Бесчерепные | |||
47 | 22 | Подтип Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы | |||
48 | 23 | л/р №11. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни | |||
49 | 24 | Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение | |||
50 | 25 | Класс Земноводные, или Амфибии. л/р №12. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни | |||
51 | 26 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности строения и образа жизни | |||
52 | 27 | Класс Птицы. л/р №13. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни | |||
53 | 28 | Размножение и развитие птиц | |||
54 | 29 | Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека | |||
55 | 30 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика | |||
56 | 31 | Многообразие млекопитающих (экологические группы) л/р №14. Выявление приспособлений у животных к среде обитания | |||
57 | 32 | Плацентарные млекопитающие. Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. л/р№15. Изучение внешнего строения млекопитающего | |||
58 | 33 | Плацентарные млекопитающие. Особенности внутреннего строения. л/р№16. Изучение внутреннего строения млекопитающего | |||
59 | 34 | Сумчатые и первозвери | |||
60 | 35 | л/р №17. Распознавание животных разных типов. | |||
61 | 36 | Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 5 «Царство Животные» | |||
62 | 37 | Контрольное тестирование по темам раздела № 5 «Царство Животные» | |||
6 | Вирусы – неклеточные формы | 1 | 63 | 1 | Вирусы – неклеточные формы |
7 | Итоговый | 5 | 64 | 1 | л/р №18. Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р№19 Распознавание домашних животных. |
65 | 2 | л/р №20. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р №21. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур | |||
66 | 3 | л/р №22. Выявление приспособлений у растений к среде обитания л/р №23. Наблюдение за поведением животных | |||
67 | 4 | Обобщение и систематизация знаний по темам разделов курса «Многообразие живых организмов» | |||
68 | 5 | Итоговое контрольное тестирование по основным темам курса «Многообразие живых организмов» |
IV. Подробное перспективно-тематическое планирование (7 класс)
Порядковый № урока | Тема урока | Формы контроля (кол-во времени) | Домашнее задание с использованием учебника | Образовательный минимум по стандарту |
1 | Вводный инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете. Многообразие живого и наука систематика | Визуальный контроль (далее «ВК») за конспектированием материала урока в рабочих тетрадях учениками (постоянно в течение урока) | Текст учебника с. 3-6; с.9-10 | Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. |
2 | Ч. Дарвин и происхождение видов | ВК, Фронтальный устный опрос (далее «ФУО») – 5-7 мин. | Текст учебника с. 6-9 | |
3 | Общая характеристика царства бактерий. Подцарство Настоящие бактерии | ВК, ФУО | Текст учебника с.12-16 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10,11 с. 20 письменно | Царство бактерий, их роль в экосистемах, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. |
4 | Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека. Классификация грибов (отделы и группы) | ВК, ФУО | Текст учебника с.22-25 | Царство грибов, их роль в экосистемах, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Использование грибов в биотехнологии. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). |
5 | Плеснёвые грибы. л/р №1. Изучение строения плеснёвых грибов | ВК, Индивидуальный устный опрос (далее «ИУО») по домашнему заданию (10 мин.), проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.26 и с.29-30 | |
6 | Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности л/р №2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.27-29 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 9,10 с. 31 письменно | |
7 | Группа Лишайники | ВК, ФУО | Текст учебника с.32-36 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 9,10 с. 36 письменно | |
8 | Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники» | ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам раздела) | Задания в рубрике «Подумайте» с. 31, 36 устно Конспекты уроков 3-8 (выучить) | |
9 | Контрольное тестирование по темам раздела № 3 «Царство Грибы и группа Лишайники» | 40 мин. Выборочная проверка рабочих тетрадей на предмет регулярного выполнения письменной части домашних заданий | ||
10 | Общая характеристика растений, их основные признаки | ВК, ФУО | Текст учебника с.38-39 | Царство растений. Роль растений в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности и важнейших сельскохозяйственных культур. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). Распознавание органов, систем органов растений. Выявление изменчивости организмов. |
11 | Низшие растения. Общая характеристика водорослей л/р №3. Изучение и описание внешнего строения водорослей, строения их клеток под микроскопом | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.40-41 | |
12 | Размножение и развитие водорослей | ВК, ИУО | Текст учебника с.42-43 (до описания значения водорослей) | |
13 | Многообразие водорослей, роль в природе и практическое значение | ВК, Экспресс-тест (далее «ЭТ») по материалу 11-13 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.43-48 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10,11 с. 49 письменно | |
14 | Высшие растения. Общая характеристика | ВК, ИУО | Текст учебника с.50-51 | |
15 | Отдел Моховидные л/р №4 Изучение внешнего строения мхов | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.52-55 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 8,9 с. 56 письменно | |
16 | Отделы: Плауновидные и Хвощевидные. | ВК, ЭТ по материалу 16 урока (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.57-60 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 7,8 с. 60 письменно | |
17 | Отдел Папоротниковидные л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.61-64 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 7,8 с. 65 письменно | |
18 | Отдел Голосеменные растения, их происхождение, размножение и значение | ВК, ФУО | Текст учебника с.66-69 (кроме описания строения) | |
19 | л/р №6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.67-68 (о строении голосеменных), с. 70-71 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11,12 с. 72 письменно | |
20 | Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение. | ВК, ФУО | Текст учебника с.73-74 | |
21 | л/р №7. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.75-77 (до описания размножения покрытосеменных), с. 80-83 | |
22 | Размножение покрытосеменных растений | ВК, ИУО | Текст учебника с.77-79 | |
23 | л/р №8. Распознавание растений разных отделов. л/р №9. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11,12 с. 84 письменно | |
24 | Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 4 «Царство Растения» | ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам раздела) | Конспекты уроков 10-22 (выучить) | |
25 | Контрольное тестирование по темам раздела «Царство Растения» | 40 мин. Выборочная проверка рабочих тетрадей на предмет регулярного выполнения письменной части домашних заданий | ||
26 | Общая характеристика Царства «Животные», основные признаки животных | ВК, ФУО | Текст учебника с.88 | Царство животных, их роль в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Распознавание животных разных типов. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). Распознавание органов, систем органов животных. Выявление изменчивости организмов. |
27 | Подцарство Одноклеточные. Классификация простейших, особенности их организации | ВК, ИУО | Текст учебника с.89-91 | |
28 | Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека | ЭТ по материалу 26-28 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.92-97 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11 с. 98 письменно | |
29 | Подцарство Многоклеточные, особенности их организации. Губки как примитивные многоклеточные животные | ВК, ФУО | Текст учебника с.99-102 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10 с. 103 письменно | |
30 | Тип Кишечнополостные, особенности их организации | ВК, ИУО | Текст учебника с.104-107 | |
31 | Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека | ЭТ по материалу 30-31 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с. 108-110 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 14 с. 111 письменно | |
32 | Тип Плоские черви, особенности организации и их классификация | Текст учебника с.112-114 | ||
33 | Плоские черви-паразиты | ЭТ по материалу 32-33 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.115-117 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 13 с. 118 письменно | |
34 | Тип Круглые черви, особенности организации и представители. Паразитический образ жизни на примере Аскариды человеческой | ВК, ФУО | Текст учебника с.119-123 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10,11 с. 124 письменно | |
35 | Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности | ВК, ИУО | Текст учебника с.125-137 | |
36 | Многообразие кольчатых червей (Классы: Многощетинковые и Малощетинковые черви) | ЭТ по материалу 35-36 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.127-130 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11 с. 131 письменно | |
37 | Тип Моллюски, особенности организации, происхождение | ВК, ФУО | Текст учебника с.132-134 (до описания значения моллюсков) | |
38 | Многообразие моллюсков (Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие), их значение в природе | ЭТ по материалу 37-38 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.135-139 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 15 с. 142 письменно | |
39 | Тип Членистоногие, особенности строения и жизнедеятельности. л/р №10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.143, конспект урока изучить | |
40 | Класс Ракообразные, их разнообразие и роль в природе | ВК, ФУО | Текст учебника с.144-149 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10 с. 150 письменно | |
41 | Класс Паукообразные, их строение, особенности жизнедеятельности, многообразие и значение в природе | ВК, ИУО | Текст учебника с.151-156 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 10 с.157 письменно | |
42 | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности | ВК, ИУО | Текст учебника с.158-164 (до описания размножения) Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 11 с. 131 письменно | |
43 | Размножение и развитие насекомых | ВК, ИУО | Текст учебника с.164-165 (до описания многообразия насекомых) | |
44 | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение | ЭТ по материалу 42-44 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.165-168 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 12 с. 169 письменно | |
45 | Тип Иглокожие, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе | ВК, ФУО | Текст учебник с. 170-174 | |
46 | Тип Хордовые, особенности организации, классификация. Подтип Бесчерепные | ВК, ИУО | Текст учебника с. 176 | |
47 | Подтип Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы | ВК, ИУО | Текст учебника с.177-182 | |
48 | л/р №11. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | ||
49 | Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение | ЭТ по материалу 47-49 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.183-187 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 13 с. 188 письменно | |
50 | Класс Земноводные, или Амфибии. л/р №12. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.189-198 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 14 с. 199 письменно | |
51 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности строения и образа жизни | ВК, ФУО | Текст учебника с.200-206 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 12 с. 207 письменно | |
52 | Класс Птицы. л/р №13. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.208-215 (до описания половой системы) | |
53 | Размножение и развитие птиц | ВК, ФУО | Текст учебника с.215-217 (до описания экологических типов птиц) Задание в рубрике «Подумайте» с. 226 устно | |
54 | Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека | ЭТ по материалу 52-54 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.218-225 Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 12 с. 226 письменно | |
55 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика | ВК, ФУО | Текст учебника с.227 (до описания строения плацентарных) | |
56 | Многообразие млекопитающих (экологические группы) л/р №14. Выявление приспособлений у животных к среде обитания | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.240-243 | |
57 | Плацентарные млекопитающие. Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. л/р№15. Изучение внешнего строения млекопитающего | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.227-229 и 238-239 | |
58 | Плацентарные млекопитающие. Особенности внутреннего строения. л/р№16. Изучение внутреннего строения млекопитающего | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Текст учебника с.230-237 | |
59 | Сумчатые и первозвери | ЭТ по материалу 55-59 уроков (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.244-245 | |
60 | л/р №17. Распознавание животных разных типов. | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Задания в рубрике «Проверьте свои знания» 13 с. 246 письменно | |
61 | Обобщение и систематизация знаний по темам раздела № 5 «Царство Животные» | ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам раздела) | Конспекты уроков 26-59 (выучить) | |
62 | Контрольное тестирование по темам раздела № 5 «Царство Животные» | 40 мин. Выборочная проверка рабочих тетрадей на предмет регулярного выполнения письменной части домашних заданий | ||
63 | Вирусы – неклеточные формы | ВК, ЭТ по материалу 63 урока (5-7 мин.), (в конце урока). | Текст учебника с.250-252 | Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. |
64 | л/р №18. Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р№19 Распознавание домашних животных. | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Материал конспектов уроков 26-59 (повторить) | Распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). Выявление изменчивости организмов. |
65 | л/р №20. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) л/р №21. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | Материал конспектов уроков 10 -22 (повторить) | |
66 | л/р №22. Выявление приспособлений у растений к среде обитания л/р №23. Наблюдение за поведением животных | ВК, ФУО, проверка протоколов лабораторных работ | ||
67 | Обобщение и систематизация знаний по темам разделов курса «Многообразие живых организмов» | ФУО, семинар (выступления учеников по основным темам разделов 1-6) | Повторить основные темы курса «Многообразие живых организмов» | |
68 | Итоговое контрольное тестирование по основным темам курса «Многообразие живых организмов» | 40 мин. |
VI. Содержание программы.
Введение в курс «Многообразие живых организмов».
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность1. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации:
Классификация организмов
Царство Бактерии.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Демонстрации:
Строение и многообразие бактерий
Одноклеточные животные
Царство Грибы и группа Лишайники.
Царство грибов, его роль в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Грибы – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Роль лишайников в экосистемах.
Демонстрации:
Строение шляпочного гриба
Многообразие грибов
Грибы – паразиты
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Царство Растения.
Царство растений. Роль растений в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Охрана растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.
Демонстрации:
Строение растительной клетки
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Растения разных отделов, семейств, видов
Царство Животные.
Царство животных, его роль растений в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Домашние животные. Охрана животного мира. Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.
Демонстрации:
Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)
Животные – возбудители и переносчики заболеваний
Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных
Строение и многообразие червей
Строение и многообразие моллюсков
Строение и многообразие членистоногих
Строение и многообразие рыб
Строение и многообразие земноводных
Строение и многообразие пресмыкающихся
Строение и многообразие птиц
Строение и многообразие млекопитающих
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Вирусы – неклеточные формы.
Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Демонстрации:
Строение вируса
Итоговый.
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
VII. Требования к уровню подготовки выпускников (7 класс)
Ученик должен
знать/понимать | уметь |
Раздел № 1 | |
Естественная классификация живых организмов, её основные единицы (вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство). | Перечислять факторы эволюции. Объяснять значение классификации живых организмов. Называть основные царства живых организмов. |
Раздел № 2 | |
Прокариоты. Настоящие бактерии, их разнообразие, строение, размножение, питание, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний вызываемых бактериями. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. |
Раздел № 3 | |
Многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, способы питания многоклеточных грибов. Значение шляпочных и плесневых грибов в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний вызываемых грибами. Симбиоз. Примеры симбиоза и его значение на примере лишайника. | Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Выделять особенности царства грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека. Оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами. Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения лишайников и их жизнедеятельности. |
Раздел № 4 | |
Признаки царства растений. Отделы водорослей и места их обитания. Места обитания и условия жизни папоротниковидных, плауновидных, хвощевидных. Основные признаки и строение папоротников, плаунов, хвощей, особенности их размножения, значение в природе и жизни человека. Строение, среда обитания, размножение, разнообразие и значение мхов. Строение голосеменных растений. Появление семян. Строение мужской и женской шишки. Многообразие голосеменных, их значение в природе и жизни человека. Виды растений, наиболее распространенные в Ярославской области, их значение в природе и жизни человека. Происхождение и особенности строения покрытосеменных. Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение. Признаки классов Однодольные и Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Признаки однодольных растений. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры. | Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. Давать определение термину «низшие растения». Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Выделять признаки водорослей. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Давать определение термину «высшие споровые растения». Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Распознавать растения отделов Плауновидные, Хвощевидные. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. Распознавать растения отдела Папоротниковидные. Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растений класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. |
Раздел № 5 | |
Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Многообразие и значение простейших. Признаки многоклеточных животных. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Признаки типа «Плоские черви»: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная), системы органов плоских червей, органы и их функции. Образ жизни. Особенности строения типа Круглые черви, образ жизни, многообразие и значение в природе и жизни человека. Нематоды – паразиты. Жизненный цикл Аскариды человеческой. Профилактика заражения паразитическими червями. Особенности строения кольчатых червей (сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка, органы чувств), их образ жизни. Классы: «Малощетинковые, Многощетинковые». Значение полихет в природе. Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины, системы органов, органы и их функции. Зависимость строения органов дыхания от среды обитания. Многообразие, практическое значение для человека и роль моллюсков в природе. Способы питания и передвижения моллюсков. Происхождение членистоногих и особенности их организации. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Особенности развития членистоногих их многообразие и значение в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности представителей различных классов типа иглокожих. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. Признаки хордовых, Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание, особенности внешнего и внутреннего строения представителей различных групп (подтипов и классов) хордовых. Роль хордовых в природе и жизни человека (экологическое и промысловое значение). Исчезающие и редкие виды рыб, рептилий, земноводных, птиц, млекопитающих. виды Связь между строением хордовых и образом жизни. Основные направления эволюции животных. Систематику типа Хордовые. Многообразие животных организмов. Меры профилактики заболеваний вызываемых животными. | Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных. Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Сравнивать плоских и круглых червей. Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей. Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее и внутреннее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выявлять приспособления представителей различных классов типа членистоногих к среде обитания, образу жизни. Распознавать строение и представителей иглокожих. Давать характеристику типу Иглокожие. Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в РФ. Описывать представителей отрядов насекомых, особенности внешнего и внутреннего строения. Распознавать животных типа Хордовые и выделять их существенные признаки. Называть общие признаки внешнего и внутреннего строения, образа жизни, поведения представителей различных подтипов и классов типа Хордовые. Сравнивать строение представителей различных подтипов, классов типа Хордовые друг с другом. Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей различных классов. Объяснять происхождение рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Выявлять приспособления представителей различных классов типа хордовые к среде обитания. Объяснять роль рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих в природе и в жизни человека. Наблюдать и описывать свои наблюдения за рыбами, амфибиями, рептилиями, птицами, млекопитающими (в том числе домашние животные). Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
Раздел № 6 | |
Вирусы растений и животных. Вирусы – внутриклеточные паразиты, их происхождение, строение, образ существования. Взаимодействие вируса и клетки. Меры профилактики заболеваний вызываемых вирусами. | Объяснять меры профилактики вирусных заболеваний. |
Раздел № 7 | |
Естественная классификация живых организмов, её основные единицы (вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство). | Определять принадлежность животных и растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). Распознавать домашних животных, важнейшие сельскохозяйственные культуры. Выявлять приспособления у растений к среде обитания. Наблюдать и описывать поведение животных |
VI. Список основной и дополнительной литературы
Основная литература
Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.
Дополнительная литература
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: Для средних специальных учебных заведений. 3 – е изд. М.: Высшая школа, 1999.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
Научно – популярная литература
Акимушкин И. Мир животных (Млекопитающие или звери). М.: Мысль, 1988.
Акимушкин И. Мир животных (Беспозвоночные и ископаемые животные). М. : Мысль, 1992.
Акимушкин И. Мир животных (Насекомые, пауки, домашние животные). М. : Мысль, 1993.
Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1995.
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.