12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена24
Учитель. Стаж пед. работы 18 лет.
Россия, Саратовская обл., Балашов

Работа по развитию речи на уроках швейного дела

Подготовила учитель Лукьянова Елена Геннадьевна

Профессионально-трудовое обучение школьников со сниженным интеллектом является основой их подготовки к самостоятельной жизни и труду. Для того чтобы учащиеся приобрели практические навыки изготовления швейных изделий, овладели технологическими знаниями данной деятельности необходимо четкое понимание ими наименований изделий, их деталей, материалов, названий операций, приемов и последовательности швейных работ. Поэтому с целью лучшего освоения учебного материала, на уроках швейного дела, необходима постоянная работа по обогащению словарного запаса учащихся и развитию их речевых навыков сопровождающих практическую работу.

Работа по развитию речи на уроках швейного дела включает следующие моменты: словарная работа, опросы обучающихся, беседы, словесный анализ средств наглядности и как заключительный этап работы – установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учеников. Все виды речевого развития тесно связанны между собой и применяются на разных этапах одного урока.

На первом занятии школьники знакомятся с приспособлениями, инструментами, оборудованием мастерской. Рассматривая принадлежности для шитья, обучающиеся повторяют за мной их названия, запоминают назначение и в дальнейшем самостоятельно называют и используют необходимые в работе предметы.

В дальнейшем новые слова появляются практически на каждом уроке. Для того, чтобы ребята их хорошо запомнили и главное могли связать с практической деятельностью словарную работу я провожу по следующей схеме:

- учитель: написание термина на доске, толкование его значения, практический показ объекта, или разъяснение последовательности выполнения швейной операции, практический показ действия;

- учащиеся: записывание термина в тетрадь, устный анализ демонстрируемой наглядности, или выполнение соответствующих действий.

Например:

Термин «Кромка ткани». Записываю на доске, даю определение, показываю на плакате «Состав ткани» и на образце (куске ткани). Учащиеся записывают в тетрадь, отвечают на вопрос: Что такое кромка и для чего она нужна?, затем показывают её на своей ткани. В дальнейшем они самостоятельно при раскрое деталей изделий, определяют долевую нить ткани по неосыпаемым срезам (кромке).

Работа по теме «Машинные швы. Шов вподгибку с закрытым срезом». На доске записываю название шва и вывешиваю большие образцы, объясняю его назначение, раздаю учащимся индивидуальные карточки – последовательность выполнения шва с пошаговыми образцами.

Учащиеся записывают название шва, читают информацию о нем в учебнике, следуя инструкционным картам, выполняют шов (самостоятельно или с моей помощью), дают словесный анализ своей работы. При этом неоднократно произносится словосочетание «Шов вподгибку с закрытым срезом» - идет запоминание самого термина, сведений о нем, технологии выполнения.

Словарная работа продолжается и в более старших классах, когда изучаются темы вариантов отделки различных изделий, моделирования выкроек для их пошива, темы о работе промышленных швейных предприятиях. Алгоритм словарной работы прежний: знакомство с понятием или объектом, его детальное изучение, частое произношение словарного слова, запоминание и определение его среди множества (например – накладной шов, срез горловины на выкройке, рюша), практическая деятельность связанная с данным словом.

Развивать связную и диалогическую речь обучающихся, расширять их словарь профессиональных терминов мне помогают различные виды опроса, применяемые практически на каждом уроке.

Например опросы «по цепочке», с использование демонстрационных карточек и стендов, или опросы при помощи тестов разной сложности провожу:

- при закреплении знаний по техники безопасной работы,

- при изучении или повторении тем машиноведения, (я называю часть швейной машины, первый ученик выбирает карточку с её изображением, второй описывает назначение данной части, третий показывает на машине эту деталь или механизм)

- при подготовке к практической работе: выполнение шва, обработка отдельной детали или пошив целого изделия (я называю, первый - определяет с чего нужно начать, второй - какими инструментами предстоит работать, третий - какие машинные швы будут применяться и т.д. – очередность вопросов может меняться)

- при объяснение нового материала с опорой на знания обучающихся, полученные ранее, (сравнение различных объектов – вид, назначение, основные качества, технологий их изготовления)

Так же провожу опрос по итогам практической деятельности, который помогает ребятам проконтролировать, правильно ли выполнена работа, какие возникли трудности, какие допустили ошибки.

Постепенно сложность вопросов увеличиваю, так как учащиеся накапливают определённый уровень знаний. В процессе опроса добиваюсь их полных ответов.


Систематическая словарная работа, наглядный материал стимулирующий и упорядочивающий речь обучающихся, различные виды опросов делают общение между учителем и учащимися на уроках швейного дела необходимым и естественным и позволяют добиваться больших успехов в усвоении детьми с особыми возможностями здоровья как теоретических знаний, так и практических умений по предмету.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.