Работа с одаренными детьми по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности (из опыта работы педагога-тренера)
Работа с одаренными детьми по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности
(из опыта работы педагога-тренера)
Ключевые слова: одаренные дети, развитие интеллекта, интеллектуальные игры, коммуникативные навыки, социализация детей.
Интеллектуально одаренные дети - это потенциал любого государства. Выявление, развитие и поддержка талантливых детей -актуальная задача для нашей страны. Одним из направлений работы с одаренными детьми является клуб по интеллектуальным играм «Мудрая сова» в рамках внеурочной деятельности. О том, как работает клуб в ОУ- предлагаемая статья.
Как правило, тренировочный сезон в нашем клубе по интеллектуальным играм «Мудрая сова» чуть больше учебного года: начинаем с пятыми классами в сентябре, а заканчиваем в конце июня, а если выезжаем на отдых, то и там развлекаемся не иначе, как играя в ЧГК. Если игроки уже с опытом, то по их желанию начинаем играть в августе, когда учителя выходят из отпуска. У каждого ребенка получается в среднем около 40 тренировок по 1,5 часа каждая. Все учащиеся разделяются на две возрастные категории - 5-8 классы и 9-11 классы. Восьмиклассники иногда приходят играть со старшей группой. Всего в клубе работает пять тренеров, за каждым закреплены его команды игроков, но на тренировки приходят все команды клуба данной возрастной категории. Например, в этом году я занимаюсь со старшей группой. Провожу одну тренировку в месяц. На нее ко мне приходят все 7 команд старшеклассников. Другие тренеры также работают со всеми командами.
В следующем году возьму пятиклассников, перейду тренировать младшую группу. О том, с чего и как начну, расскажу в своем небольшом выступлении.
Как тренировать пятиклассников. Первые занятия
Как правило, в пятом классе многие дети хотят играть в ЧГК, потому что в нашей гимназии это модный тренд, потому что дети часто выезжают на турниры в другие города, потому что им хочется быть успешными. Родители пятиклассников также хотят, чтобы дети занимались полезным досугом в выходной день (все тренировки по субботам), развивали логику, мышление, память, внимание, общались с интеллектуально развитыми детьми, равнялись на лучших. О желании детей и родителей наглядно говорят данные анкетирования четвероклассников и их родителей (Приложение 1)
Однако не все желающие пятиклассники останутся в клубе надолго: уже к декабрю их количество заметно убавится, и тому тоже есть объективные причины: разный уровень подготовки игроков в стихийно созданных командах, разный уровень коммуникабельности, быстроты реакции, не у всех детей сформировано умение работать в команде и т.п. Дети в командах не всегда находят между собой общий язык, часто ссорятся, обсуждают неудачи друг друга и т.д. (Слайды 2,3). Это самый сложный для тренера период- период адаптации детей к игре, ее правилам, друг другу. Как правило, на первых порах я стараюсь не вмешиваться в жизнь команды, предоставляю детям полную самостоятельность, и только к декабрю, когда останутся самые стойкие, начинаю заниматься созданием команд (иногда приходится из четырех-пяти делать две). Но сейчас речь не об этом. Речь о том, как тренировать новичков и постараться, чтобы как можно меньше детей покинули клуб, чтобы каждый пятиклассник нашел свое место в клубе и ходил на все тренировки с радостью.
Итак, к вам пришли пятиклассники. Это минимум три-четыре команды, может, больше. Кроме занятий, которые проводят тренеры клуба для 5-7 классов, нужно обязательно индивидуальные занятия для «своих» групп. На первом занятии рассказываю, как зародилась ЧГК в России, почему полезно играть в ЧГК, рассказываю о том, как тренироваться самостоятельно, какие передачи смотреть по телевизору, какие сайты для тренировок существуют, рассказываю о достижениях нашего клуба и о людях, которые многого добились благодаря сформированным на занятиях качествам личности.
И начинаем играть. Уже на первом занятии.
1. Самая простая, всем знакомая и популярная игра – «ДаНетка». Эта игра ненавязчиво формирует логическое мышление и умение правильно формулировать вопрос. Только в нашем клубе мы играем не с ситуациями, а со словами. Это могут быть только существительные. Например, ведущим выступает тренер (и только тренер при работе с группами 5-6 классов), он загадывает слово сентябрь. Игрокам он говорит: «Древние славянские племена называли его «вересань». Это слово произошло от названия цветка вереска, который активно растет в данный период». Далее игроки задают ведущему самые разные вопросы, чтобы понять, какое слово загадано. Это существительное мужского рода? Этот период равен нескольким дням? Это слово обозначает месяц? Тренер отвечает да или нет. После того как задача решена, обязательно нужно разобрать вопрос, отметить в нем подсказки, а они всегда есть, повторить ту информацию, которую ребята узнали. (Слайд 4). Далее ведущим становится тот, кто отгадал слово, но в случае с пятиклассниками, как уже отмечалось, лучше продолжить тренеру. Если вы работаете не с пятиклассниками, и с детьми более старшего возраста и это не ваше первое-второе занятие, то можно детям предложить составить вопрос, аналогичный данному, пользуясь словарем иностранных слов, книгой «Народные приметы по месяцам» или другими источниками по вашему усмотрению. Посмотрите, что получается у пятиклассников:
В народе его называют протальник или хлопотун. (Март)
По одной из версий его назвали в честь языческой римской богини Юноны. (Июнь)
Древнерусское название его – лютень. (Февраль). (Слайд 5).
Такая работа очень важна, тренер подходит к каждой из команд, направляет поиски детей, корректирует их вопросы, исправляя речевые и грамматические ошибки, учит работать с научной литературой, обращает внимание на важность уважительного отношения к другим членам команды.
Какие слова можно предложить пятиклассникам для игры? Я выбираю слова из орфографического минимума для 4 класса: автобус, аппликация, библиотека, варежки и т.д. Все слова после их отгадывания обязательно прописываю на доске. (Слайд 6).
2. «Слово-буква» - еще одна интересная командная игра, развивающая воображение и расширяющая словарный запас детей. Ведущий загадывает слово и изображает его на доске точками (сколько букв, столько точек), например, слово волшебник будет выглядеть так: ……… Команды называют букву, если она есть в слове, тренер вписывает эту букву на доске столько раз, сколько она в слове повторилась (как в «Поле чудес»), если нет, то ведущий должен объяснить загаданное, используя слова только на эту букву. (Слайд 7).Например, работая со словом слово «волшебник», дети назвали букву «т». Ведущий говорит примерно так: таинствнный, тихий, трубадур, татошка. Отгадывая слово «одежда», дети назвали букву «н». Слова ведущего могут быть такими: наряд, носить, неяркая, накидка, носки, новая. Тот, кто отгадает слово, победитель игры.
3. «Трёхлитровая банка». (Слайд 8). Играть можно три-четыре раза на первых тренировках, потом дети привыкают, теряется эффект новизны. Ведущий называет любую букву, и команды называют на эту букву все, что поместится в трехлитровую банку, например, буква «х»: хурма, халат, халва, хвост, хлеб, хлопок, хризантема, хомяк. Эта игра развивает внимание, пространственное воображение, словарный запас, ведь нужно понимать, что банка небольшая, через горлышко пройдет в нее не все.
4. «Паровозики». (Слайд 9). Очень полезная игра для развития речи, тренировки памяти, расширения словарного запаса, освоения грамматического строя речи. Ведущий называет любое слово, например, шарфик. Игроки по очереди добавляют по слову, повторяя предыдущие слова, чтобы получилось предложение: Шарфик купили. Шарфик купили и повязали. Шарфик купили и повязали на шею. Шарфик купили и повязали на шею коту. Итогом игры может стать целый рассказ, очень важно помнить все, что было сказано предыдущими игроками, за этим внимательно следит ведущий, если кто-то из игроков пропускает слово, вся команда выбывает из игры. Победителем становится последняя из оставшихся в игре команда.
5. «Шеренга». На первом и последующих тренировочных заданиях очень полезна игра «Шеренга». Игра полезна не только потому, что развивает память, расширяет словарный запас и тренирует внимание, но и потому что дети встают (а им очень нужна физминутка), выстраиваются в шеренгу и двигаются. Если отвечают верно, становятся в конец шеренги, если нет – садятся за игровой стол. Для пятиклассников «Шеренга» может быть тематической, это ориентирует детей, является подсказкой. Например, «Мой компьютер» (Слайд 10):
1. Набор кнопок, расположенных в блоке или панели, на которых нанесены цифры, символы или буквы алфавита. (Клавиатура)
2. Программа, которая работает как инструкция для операционной системы. (Драйвер).
3. Устройство, которое визуально отображает информацию, идущую от компьютеров. (Монитор).
4.Высокотехнологичное устройство печати, созданное в первую очередь для работы с компьютером. (Принтер).
5.Всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. (Интернет)
6. Администратор, руководящая должность в компьютерном мире. (Админ)
7. Рассылка нежелательной рекламной корреспонденции по каналам электронной почты. (Спам)
8.Цифровое устройство, которое необходимо для подключения компьютера или ноутбука к сети интернет через определенный тип соединения. (Модем).
9. Мощный компьютер, предназначенный для хранения информации и обеспечения доступа к ней с удалённых клиентских устройств. (Сервер).
10. Блок информации на внешнем запоминающем устройстве компьютера, имеющий определённое логическое представление. (Файл).
Начиная с шестого класса можно предложить ребятам для разминки придумывать свою «Шеренгу». Но проверять и править тренеру придется обязательно! Такая работа учит детей работать с источниками информации, дает возможность почувствовать себя в роли педагога. Вот пример одной из таких шеренг. Шеренга «Наша любимая кухня» (Слайд 11):
1. Суп с прозрачным бульоном из одного или нескольких сортов рыбы с луком, картофелем, морковью и специями. (Уха)
2. Родиной ЕЕ чаще всего называют подмосковный город Коломну. ЕЕ делают из яблок, добавляя в НЕЕ мед и иногда яичный белок, чтобы осветлить. Назовите ЕЕ. (Пастила).
3. Традиционное итальянское блюдо в виде круглой дрожжевой лепёшки, выпекаемой с уложенной сверху начинкой из томатного соуса, сыра и других ингредиентов (Пицца).
4. Обычный бисквит с яблочной начинкой. (Шарлотка).
5. Жир, нагретый до 160–180 °C, для жарки продуктов, кулинарных изделий. (Фритюр)
6. Это главная уличная еда любого черноморского курорта: пирожок из тонкого теста с мясной начинкой, обжаренный в масле. (Чебурек)
7. Отварное мясо в крепком застывшем бульоне. Готовят из любого мяса. Приправляют чесноком. (Холодец или студень).
8. Желеобразный десерт из фруктово-ягодного сока, загущенного крахмалом. (Кисель).
9. Американское лакомство, которым приятно хрустеть, сидя перед телевизором. (Чипсы).
10. Блюдо традиционной японской кухни, приготовленное из риса с уксусной приправой и различных морепродуктов. (Суши).
11. Мучные запеченные изделия в форме круга или овала диаметром 7-10 см. ОНИ символизируют солнце, поэтому славяне гирлянды из НИХ вешали на самовар. (Баранки)
12. Закрытая булочка с прожаренной на гриле котлетой и с добавлением разных овощей и соусов. (Бургер).
В заключение занятия пробуем решать вопросы ЧГК и разбираем их. Для этой цели использую вопросы различных турниров. Прошу обратить внимание, что разбор вопросов требует серьезной подготовки педагога-тренера. (Слайд 12)
Вопрос 1. Кто в стихотворении С. Я. Маршака произносит фразу: «Мной кончается рассказ. / Значит, я важнее вас»? [1]
Ответ: точка.
Комментарий: - Так, - сказала точка, / Точка-одиночка. Анализируя вопрос и определяя его логику, обращаю внимание на ключевые слова-подсказки - «кончается рассказ» и на рифму. [1]
Вопрос 2. Треуголка произошла в XVI веке от военной шляпы у которой загнули поля. Какая военная необходимость была тому причиной? [2]
Ответ: поля мешали стрельбе из огнестрельного оружия. Анализируя вопрос и определяя его логику, спрашиваю детей, когда появилось огнестрельное оружие, как выглядела шляпа до того, как у нее загнули поля, прошу сопоставить эти факты. (Информация для расширения кругозора. С появлением пороха, изобретённого в Китае, в XV веке начали появляться первые образцы огнестрельного оружия. Впервые огнестрельное оружие было применено в Столетней войне (1337−1453). Вот в двадцатых годах шестнадцатого столетия широкое применение получили аркебузы. Эти ружья с 35 метров пробивали насквозь рыцарские доспехи. В 1525-м году в битве при Павии испанцы именно благодаря аркебузам одержали победу над армией французского короля Франциска I. В той же битве при Павии принял боевое крещение и мушкет, который затем на долгие годы стал основным видом огнестрельного оружия для всех армий Европы). [8]
Вопрос 3. Человек более чем на 75 % состоит из воды. Кровь состоит из воды на 90 %. А что в человеческом организме самое сухое? [3]
Ответ: зубная эмаль. (Информация для расширения кругозора. Состав эмали зуба на 96% состоит из неорганических веществ, 2-3% из воды и всего на 1% из органические вещества. Зубная эмаль – это самая прочная структура человеческого организма, она обладает наименьшим содержанием воды в составе и наибольшим процентом неорганических веществ. Эмаль зуба является первым и основным барьером, защищающим внутренние ткани зуба.) [9]
Вопрос 4. Психологи предложили японским обезьянам задачу — рассыпали на песке вкусные пшеничные зерна. В конце концов обезьянам надоело выуживать зерна по одному. Как они решили проблему? [4]
Ответ: набирали горсть песка с зернами и макали в воду — песок тонул, зерна ели. Анализируя вопрос и определяя его логику, обращаю внимание на то, как можно отделить зерна от примесей.
Вопрос 5. По преданию, у злого и кровожадного короля Ланга Дармы ОН был черный, поэтому жители Тибета, чтобы убедиться, что душа короля в них не переселилась, показывают при встрече друг другу ЭТО. А разведчиков очень часто за ЭТИМ посылают. Что ЭТО?
Ответ: язык. Комментарий: у короля был чёрным язык, а разведчиков посылают взять пленного «языка». (Информация для расширения кругозора. Как правило, показывая язык. Люди дразнятся, показывают пренебрежение. Жители Тибета - единственные люди на планете, изображающие таким образом почтение. При встрече они показывают языки и доброжелательно улыбаются. У них это является подтверждением добрых намерений. Эйнштейн, как известно, был человеком со странностями: он пренебрежительно относился к деньгам, чеки на огромные суммы использовал как закладки для книг, служили закладками для книг, в одежде часто был неряшлив).
Как распределить роли в команде
Решение и разбор вопросов уже на первом-втором занятии позволяют распределить роли в команде. Дело в том, что шесть игроков в команде могут играть максимально эффективно, если каждый из них будет реализовывать свои умения на все 100%. Понять, какие это роли, не всегда возможно с первых занятий, но попытаться можно. (Слайд 13)
Итак, капитан. Это человек, который координирует действия всех игроков, не дает им расслабиться, требует от них версии, обсуждает и побуждает обсуждать других. Это человек, готовый взять на себя ответственность и повести за собой других. Как правило, он виден сразу в команде, но иногда собираются команды и без явного лидера. Тренеру придется воспитать капитана из игроков команды, или предложить в качестве капитана игрока другой команды (бывает, что в одной команде собираются два лидера).
Еще одна роль в команде - это генератор идей. (Слайд 14). Его задача- накидать как можно больше идей, ассоциаций, вызвать мысли и ассоциации у других игроков, побудить их к обсуждению, дать пищу для размышления остальным членам команды. Такого человека нужно посадить в команде напротив капитана и научить капитана правильно управлять генерируемыми идеями, уметь эти идеи «схватывать», предлагать игрокам для последующего «раскручивания».
Следующая роль, которую можно выделить среди игроков в команде ЧГК, - Ходячая энциклопедия, или Всезнайка. (Слайд 15).
Это эрудированный игрок, имеющий глубокие энциклопедические знания. Этот человек (иногда их два в команде) порой не участвует в обсуждении, но чаще всего именно он дает правильные ответы, потому что имеет огромный багаж знаний.
Еще одна роль в команде игроков- логик. (Слайд 16). Этот человек должен пропускать через себя все обсуждение, слышать каждого, выделять нужную и важную информацию и, при необходимости, доставлять её Энциклопедии. Независим от того, записывают ли вопрос другие участники команды, он всегда пишет за ведущим, это его основная задача -держать форму вопроса, выделять из вопроса ключи, проверять версии.
Интуит -это игрок, который очень часто дает правильные ответы, не объясняя, откуда он знает ответы, он этого просто не помнит. (Слайд 17). Чаще всего у интуитов свой взгляд на вопросы и ответы. Они чувствуют вопрос, уверены в ответе, и часто оказываются правы. Но и ошибаются часто.
Подводя итог, хочется сказать, что на этапе становления команды часто трудно бывает определить роль игроков, тем более, что каждый из игроков может совмещать две-три роли. Задача тренера: определить эти роли и дать каждому из игроков такие советы, которые помогут ребятам максимально эффективно взаимодействовать в команде.
Как поддержать азарт игроков
На последующих тренировках очень важно не только «Завести» детей, но и поддержать их азарт, сделать так, чтобы они стремились на тренировочные игры, как на праздник. Одаренные дети стремятся найти применение своим знаниям, стремятся к общению с такими же интеллектуально развитыми сверстниками, осознанно развивают то, чем наградила их природа. В своей работе тренер-педагог должен исходить из того, что все дети, пришедшие в интеллектуальный клуб, являются одаренными. Если у нас, взрослых, будет такой подход к работе, то мы много сможем добиться в развитии интеллектуальных способностей наших воспитанников.
Итак, обычная тренировка. Не первая, ознакомительная, не праздничная, а рабочая, каждодневная. Какой она должна быть?
Прежде всего в начале каждой тренировки применяем различные игры на сплочение коллектива, например, «Хлопаем вместе»: первым хлопает в ладоши капитан, потом по очереди все участники команды по кругу, и так несколько раз. Эта игра не только развивает интуицию, понимание невербальных знаков, но и развивает командный дух, умение «чувствовать» настроение товарищей, желание сделать правильно и вовремя, в соответствие с планом (ходом игры). (Слайд 18).
В современной психологии и педагогике описано множество подобных игр и тренингов, мне нравится несколько, наиболее, на мой взгляд, эффективных. Еще одна – «Передай другому». Ведущий передает по кругу воображаемый предмет, например, книгу. Каждый из игроков передает ее до тех пор, пока тренер не хлопнет в ладоши и не спросит, у кого книга. Эта игра кажется простой только на первый взгляд. Далее ведущий «дает» книгу и тетрадь (воображаемые) двум игрокам, и они начинают передавать их по кругу в разных направлениях. Тренер хлопает в ладоши, и все пытаются понять, у кого книга, а у кого тетрадь. Можно сыграть и три раза, предложив детям книгу, тетрадь и ручку. Это игра заметно улучшает взаимодействие между игроками, взаимопонимание, формирует навыки взаимовыручки, умение решать нестандартные задачи, дети в перерывах советуются, как лучше передавать предметы, как правильно их держать, если не все получается, дети смеются, это улучшает их настроение.
После таких упражнений играют дети с большим желанием, поддерживая друг друга и находя радость от общения в команде. Далее предлагаю ребятам несколько разминочных упражнений на проверку и одновременно на развитие креативного мышления. Как известно, творческое мышление делят на два вида - дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление - умение придумать несколько разных решений для одной задачи. Конвергентное мышление – умение выбрать самое эффективное решение задачи из нескольких имеющихся. Любой педагог-тренер найдет в интернете множество подробно описанных методик для определения и тренировки обоих видов мышления, я в своей практике применяю классические упражнения.
Тест креативности Медника, проверяющий конвергентное мышление. Как проводить: взять три слова, предложить участникам подобрать четвертое, сочетающееся с каждым из них. Например: веселый, дружить, книга. Ответом может быть слово мальчик: веселый мальчик, дружить с мальчиком, книга мальчика. Это упражнение можно проводить с детьми разного возраста, подбирая соответствующие слова. Приведу примеры. (Слайд 19).
6 класс: общение, гостиная, чрезвычайно (веселый); неприхотливый, нездоровится, виртуозный (очень);
7 класс: ассортимент, благодарность, информация (огромная); обелиск, поликлиника, оранжерея (приходить).
8 класс: дискуссия, давным-давно, подготовка (участвовать); сияние, эмиграция, путешествовать (звезда).
9 класс: авитаминоз, без толку, демонстративно (страдать); втихомолку, аккомпанемент, игнорируя (разучивать).
10 класс: апофеоз, искусственный, ликвидировать (свобода); идиллия, декорация, дилетант (настоящий). (Слайд 20).
Тест Гилфорда, проверяющий дивергентное мышление.
Как проводить: показать ребятам (можно на картинке или на слайде) любой предмет и предложить придумать как можно больше способов его использования. Например, тетрадка в 12 листов: в качестве веера, как подставка под сковородку, как дневник тренировок и т.д. Пол-литровая банка: для гербария, как фоторамка, в качестве светильника, аквариум для игрушечной рыбки, подсвечник и т.д. (Слайды 21, 22).
Такие разные игры
Всем, кто работает с детьми, хорошо известно, что после учения игра - ведущий вид деятельности, именно в игре происходит развитие коммуникативных навыков, формирование эмоциональной среды ребенка. Познавательные игры создают также для ребенка возможность расти интеллектуально. Именно поэтому на тренировках основное внимание должно уделяться саамы разным играм.
Прежде всего это классическая ЧГК, о которой уже говорилось. Существует огромная база вопросов, которые тренеры могут использовать в своей работе с детьми. ( https://db.chgk.info/ ; https://iqga.me/base/ ; https://vk.com/questions_of_chgk ; https://quizbaza.ru/вопросы-в-картинках-7/ )
Каждый тренер выбирает вопросы с учетом уровня подготовки команд, на тренировочных играх обязательно следует разбирать ответы, тщательно анализируя их.
В практику тренировок необходимо включать и такие игры, как «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет», «Своя игра», «Ворошиловский стрелок». «Музыкальное решето», «Медиа-азбука», «Эрудит-Лото». (Слайды 23, 24). Примеры таких игр, созданные автором статьи, можно найти на сайте Урок.РФ.
В заключение хочу сказать, что работа с одаренными детьми в рамках работы клуба «Мудрая сова» создает условия, в которых каждый ребенок может блеснуть эрудицией, знаниями, интеллектом. Систематические занятия способствуют интеллектуальному развитию и социализации детей, побуждают в них творческую активность, рождают здоровый дух соперничества. Это еще и полезный досуг, когда в игре школьники постигают многие серьезные вопросы и получают дополнительный стимул для саморазвития, самообразования.
Источники вопросов
1. Московский центр интеллектуальных игр «Сириус». ЧГП-1819-58-Центавр-6-14
Источники http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/detskaya.txt
Автор Владимир Задорожный
2. Московский центр интеллектуальных игр «Сириус». ЧГП-1819-58-Центавр-6-14
Автор Владимир Задорожный
3. Вариация вопросов для школьного турнира ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
https://db.chgk.info/tour/tipboy
4. Простые вопросы для шестиклассников.
https://db.chgk.info/tour/tipboy3
Автор Всеволод Постный
8. Огнестрельное оружие: создание и эволюция
https://diletant.media/articles/25231669/
9. Из чего состоит зубная эмаль
https://ar-dental.ru/iz-chego-sostoit-zubnaya-emal/
10. Что значит показать язык? Почему Эйнштейн показал язык?
https://fb.ru/article/137631/chto-znachit-pokazat-yazyik-pochemu-eynshteyn-pokazal-yazyik
Приложение 1
DOCX / 41.73 Кб
Приложение 2
PPTX / 20.33 Мб
Спицына Любовь Ивановна
Легоцкая Вера Сергеевна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Фалина Ирина Валериевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна