Работа с одаренными детьми в ДОУ
| Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №203» г. Ярославль |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ | Работа с одаренными детьми в ДОУ сборник практических материалов
Ярославль 2022г. |
ББК 74.57
П64
Сборник практических материалов. Работа с одаренными детьми в ДОУ. [Текст] / сост. О.В. Кашпор.- Ярославль, МДОУ «Детский сад №203», 2022 - 38 с.
Руководитель: Пластинина И.Ю.
Методическое пособие представляет собой сборник практических материалов, предназначенный для педагогов ДОУ, работающих с одаренными детьми.
В сборнике рассмотрены современные концепции одаренности, раскрываются понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», приводится диагностический инструментарий, рекомендации для всех участников процесса по работе с одаренными детьми, указаны центры занимающиеся проблемой одаренности, приводится список литературы по проблеме исследования.
Сборник может быть рекомендован родителям и студентам педагогических образовательных учреждений.
Содержание
Введение | _________________________________________________________ | 4 | ||||||||||||||
Определение и понятие одаренности | ________________________________ | 5 | ||||||||||||||
Современные концепции одаренности | ________________________________ | 7 | ||||||||||||||
Социально-психологический портрет одаренного ребенка дошкольного возраста ___ | 10 | |||||||||||||||
Признаки одаренности в дошкольном возрасте | __________________________ | 14 | ||||||||||||||
Диагностика одаренности детей дошкольного возраста | ___________________ | 16 | ||||||||||||||
Подходы к обучению одаренных детей дошкольного возраста | _____________ | 20 | ||||||||||||||
Курс развития творческого мышления Гатанова Ю. Б | ____________________ | 21 | ||||||||||||||
Технология ТРИЗ | __________________________________________________ | 23 | ||||||||||||||
Психологические техники для работы с одаренными дошкольниками | _____ | 25 | ||||||||||||||
Памятка для родителей одаренного дошкольника | _______________________ | 27 | ||||||||||||||
Памятка для педагогов ДОУ, работающих с одаренными дошкольниками | _ | 29 | ||||||||||||||
Центры РФ, занимающиеся проблемой одаренности | ____________________ | 31 | ||||||||||||||
| | | ||||||||||||||
Словарь научных терминов | _________________________________________ | |||||||||||||||
Список использованных источников | __________________________________ | 36 |
Введение
Необходимость создания данного сборника вызвана изменившейся концепцией дошкольного образования и в частности концепцией развития одаренного дошкольника.
Цель развития одаренного ребенка в детском саду в современных условиях заключается в обеспечении развития гармоничной личности и развитие её способностей, без утраты в будущем.
Педагог раскрывает перед одаренным ребенком средства и способы познания мира, но в силу специфики развития одаренного ребенка, педагогу необходимо знать и уметь применять на практике методы и приемы работы с одаренным ребенком. С этой целью в сборнике предложен ряд рекомендаций педагогу и родителям по организации работы с одаренным ребенком дошкольного возраста.
Рекомендации составлены с учетом социально-психологического портрета одаренного дошкольника, и на основании модели социально-психологического взаимодействия и сопровождения одаренного ребенка, приведенной в сборнике.
Для того чтобы определить уровень развития тех или иных способностей одаренного ребенка, в сборнике представлена модель диагностики одаренного ребенка, на основании которой строится модель социально-психологического взаимодействии и сопровождения одаренного ребенка, в которой в свою очередь представлены все участники взаимодействия по развитию одаренного ребенка.
Психологические техники представленные в сборнике направлены на развитие креативного мышления одаренного ребенка, которое он может развивать и в описанных Курсе развития творческого мышления ЮБ Гатанова и технологии ТРИЗ.
В сборнике указаны центры РФ, занимающихся проблемой одаренности, и центры развития практикующих с одаренными детьми.
Сборник предназначен для практического использования педагогам, родителям и всех заинтересованных в развитии одаренного дошкольника сторон.
1.Определение и понятие одаренности
«Одаренность», «Одаренный ребенок»- эта проблема волнует великие умы многие столетия, начиная с глубокой древности и по наши дни. Но, даже учитывая такой огромный промежуток времени на сегодняшний день не существует развернутого определения этих двух понятий, которые бы удовлетворяли всех ученых, занимающихся данной проблемой. Некоторые источники гласят, что «одаренность» - это:
уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый (XIX век, английский психолог Фрэнсис Гальтон).
Это определение было достаточно популярным в свое время, но в силу своей сложности понимания и разнообразия трактовок, утратил свою силу, и сегодня к данному определению обращаются лишь как к истории развития «одаренности».
Еще одно определение представляет «одаренность» как:
общая предрасположенность к определенным видам деятельности.
Но это определение является чем-то абстрактным, оно абсолютно не объясняет «одаренность» ни как психологическое, ни как социальное явление.
В современной литературе, в большинстве источников указывается, что «одаренность» - это:
системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Это определение своеобразное согласие между специалистами о некоторых общих составляющих одаренности. Тем не менее именно это определение нашло признание у большей части ученных современности.
История развития понятия «Одаренный ребенок» мало чем отличается. Многие годы и даже столетия считалось, что одаренных детей в принципе не существует. Существуют лишь предпосылки к одаренности в детском возрасте. А вот если эти предпосылки сохраняться, а еще лучше каким – то образом разовьются, то в более зрелом возрасте этот человек, безусловно, будет считаться одаренным, и лишь тогда на него обратят внимание.
Шло время и ситуация менялась, признание того, что одаренные дети существуют, требовало от ученых дать конкретный ответ, кто же тае одаренные дети. Но лишь в 1978 году Комитетом по образованию США было принято официальное определение, в котором говориться, что:
… одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из областей…
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
И это уже огромный прорыв в изучении «одаренности» и «одаренных детей». Так как эти определения очень важны - от этого зависит:
кого и на основании каких критериев будут отбирать в специализированные образовательные учреждения;
как будут работать с одаренными детьми;
какие методы и приемы будут применять в работе с одаренными детьми;
какой структуры развития будут придерживаться в работе с одаренными детьми.
2.Современные концепции одаренности
В настоящее время число концепций одаренности весьма велико, одной из популярных считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж. Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания на основе опыта (эрудиция) и благоприятная окружаю среда.
Автор отмечает: в соответствии с его концепцией число одаренных детей может быть значительно выше, чем при их идентификации по тестам интеллекта или достижений. Он не связывает понятие «одаренность» лишь с экстремально высокими оценками по каждому параметру. Подкупает демократичность этой модели, позволяющей относить к категории одаренных тех, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.
Данная концепция активно используется для разработки прикладных проблем. Раскрывая довольно подробно суть одаренности как природного явления, Дж. Рензулли достаточно определенно указывает направления педагогической работы по ее развитию. Примечательно, что термин «одаренность» заменен им на термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.
Основой многих психолого-педагогических концепций диагностики, прогнозирования, обучения и развития одаренных детей в зарубежной педагогической теории и практике является концепция «Структуры интеллекта» Дж. Гилфорда. Данная модель предлагает, по полушутливому утверждению автора, около 120 «способов быть умным», что в свою очередь является прекрасной базой для разработки программ, как диагностик мышления, так и конкретизации того, что подлежит целенаправленному развитию. Эта модель много лет используется как базовая в ряде американских школ и детских садов.
О
пираясь на несколько общих фундаментальных оснований для многочисленных реальных проявлений (факторов) интеллекта Гилфорд классифицирует их, выделяя три фундаментальных объединения интеллектуальных факторов, и представляет их в виде куба, как возможность разнообразного пересечения и объединения, что дает огромную вариативность в развитии одаренности.
Но, несмотря на довольно глубокую проработанность, данная модель остается открытой системой. На это указывает и сам автор, отмечая, что к уже имеющимся 50 факторам (во время разработки данной модели) может быть добавлено больше 120. В настоящее время их выделено уже более 150, и эту модель продолжают разрабатывать.
В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая носит название «Рабочая концепция». Авторы С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин и др… Интересным, оригинальным является предложение авторов концепции представить «ядро одаренности» не в виде трех, как в западных моделях, а в виде двух основных компонентов - инструментального и мотивационного. Это, безусловно, существенный шаг вперед по сравнению с моделями, выполнявшими ранее функции официальной точки зрения.
Принципиально иначе в отечественной концепции рассмотрена авторами проблема видов одаренности, выделено пять критериев для их определения:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики {к основным видам деятельности авторы относят: практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную; сферы психики представлены: интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой).
2. Степень сформированности (дифференцируется как потенциальная и актуальная).
3. Форма проявлений (явная одаренность и скрытая одаренность).
4. Широта проявлений в различных видах деятельности (обобщая одаренность и специальная одаренность).
5. Особенности возрастного развития (ранняя одаренность и поздняя одаренность).
По мимо этого авторы выделяют особенности одаренных детей, разделяя их на три группы:
Дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
Одаренные, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Это одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит в глубь веков.
Дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).
Также авторы выделяют формы проявления одаренности, это:
«актуальная» или «очевидная», замеченная психологами, педагогами, родителями. К ней относят детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми.
«потенциальная». Это одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности.
Авторы отмечают так же «раннюю» и «позднюю» форму проявления одаренности. «Общую» и «Специальную» одаренность. Обращают внимание на наиболее распрастраненные психологические особенности одаренных детей.
В настоящее время наряду с термином "одаренные дети" используется термин "высокоодаренные дети". В это число обычно попадает 2 % от общего числа детей.
«Рабочая концепция» представляет собой очень значимы труд, отразивший весь предшествующий опыт зарубежных и отечественных ученых, работающих с одаренными,
широко, раскрывающий, данную проблему, и позволяющий несколько иначе взглянуть на одаренность как таковую.
3.Социально-психологический портрет одаренного дошкольника
В работе с одаренным ребенком очень важно понимать его социально-психологический портрет. Так как в нем отражены все плюсы и минусы одаренности. Безусловен тот факт, что все дети разные, но это лишь в силу того что основные черты одаренности у разных детей проявляются в разной степени, но все они присущи именно одаренным. Конечно, некоторые ниже описанные характеристики имеются и у не одаренных детей, но это лишь потому, что все мы живем в социуме, и некоторым из нас свойственно перенимать определенные черты у других.
Влияние социальной среды на одаренность не однозначно.
Плюсы | Минусы |
- Чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека, и тем более для одаренности. | - Более комфортные условии, порой негативно отражаются на физической активности одаренного ребенка, что влечен за собой ряд психологических проблем |
Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили детско-родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности. Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинство одаренных детей (87%) воспитывается в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. | -Чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности ( Р. Зайонц) . |
- Инструктивный стиль отношений в семье воспитывает инициативу и твердость. | -Императивный тиль отношений в семье развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом |
Особенности познавательной деятельности.
Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.
Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.
Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.
Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.
Психосоциальная чувствительность.
Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.
Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.
Эгоцентризм в этом дошкольном возрасте как у обычных детей.
Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
Особенности системы отношений.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.
У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками, развивается потребность в признании их со стороны.
В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников.
Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются:
- неумение слушать собеседника,
- стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр,
- тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми),
- стремление монополизировать внимание взрослого,
- нетерпимость по отношению к менее успешным детям,
- неконформность,
- привычка поправлять других и т. д.
- в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.
Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.
Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности. Причина в том, что:
- старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.
- переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к ощущению одаренными детьми дошкольного возраста собственной неадекватности и формированию у них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.
Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.
Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.
Зная все выше описанное, становится понятна вся сложность портрета одаренного ребенка. У любой медали всегда две стороны, на ряду с высокими успехами одаренный ребенок рискует столкнуться с рядом очень серьезных проблем, которые необходимо будет решать при помощи квалифицированных специалистов.
4.Признаки одаренности в дошкольном возрасте
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
– использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
своеобразный тип обучаемости. Одаренные дети, как правило, уже с дошкольного возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
ярко выраженный интерес к тем или иным занятия или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного дошкольника совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки детской одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога ДОУ и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.
5.Диагностика одаренности детей дошкольного возраста
В современной психологии одаренность определяется не одним каким – либо признаком, а понимается как сложное и многомерное явление. Процедуры и методы практической диагностики разрабатываются на основе множества моделей одаренности и направлены на выявление тех признаков одаренности, которые в данной модели являются ключевыми.
Каждый из диагностических блоков углубленной диагностики (см.Модель№1) может быть исключен, на основании выбранной модели диагностики, которая в свою очередь определяется индивидуальным характером выбора по отношению к каждому конкретному потенциально одаренному ребенку.
Выбор тестов, по каждому диагностическому блоку углубленной диагностики, носит рекомендательный характер ,потребность в выборе какого то конкретного теста определяется самим специалистом с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:
Тест Векслера (детский вариант) применяется для диагностики структуры интеллекта.
Тест Дж.Гилфорда и М.Салливен позволяет определить уровень развития социального интеллекта.
Тест Е.Торренса (адаптация Е.Е. Туник) позволяет определить уровень развития вербальной и образной креативности.
Данные тесты и методики опробированны, их можно заказать в институте психологии «Иматон». сайт: www.imaton.com
Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления» позволяет выявить пластичность- ригидность мышления.
Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) – опросник для родителей и педагогов об оценке креативности одаренного дошкольника.
Подробнее с данными тестами можно ознакомиться:
Ильин Е.П «Психология творчества, креативности, одаренности».
После проведения диагностических мероприятий, анализа данных и определения индивидуального курса развития одаренного ребенка намечается индивидуальная модель социально-психологического сотрудничества и сопровождения одаренного ребенка (см. Модель №2).
Данная модель носит субъектно-субъектный характер, так как все ее члены оказывают влияние друг на друга. И работа ведется в обязательном взаимодействии всех заинтересованных сторон. Исключение кого – либо из модели может привести к необратимым последствиям или краху целостного взаимодействия, что повлечет за собой полную недееспособность модели сопровождения одаренного ребенка.
М
Диагностика креативного развития
Диагностика интеллектуального развития
Диагностика специальных возможностей
Диагностика познавательного развития
Диагностика социального развития
Диагностика психического развития
Комплексное изучение личности
Оценка способностей педагогами и родителями
Анализ
данных
Формирование индивидуальной карты развития
Банк
данных
Определение статуса ребенка
Психолого –
педагогическое сотрудничество и сопровождение одаренного ребенка
Диагностика эмоционального развития
Диагностика физического развития
Диагностика моторного развития
одель диагностики одаренного ребенка дошкольника (модель№1)
Потенциально одаренный ребенок дошкольника
Наблюдение педагоги ДОУ
I этап
Выделение ребенка
II этап
Углубленная диагностика
III этап
Формирующий ,развивающий.
Модель социально-психологического сотрудничества и сопровождения одаренного ребенка
Принципы взаимодействия
Принцип комплексности
Принцип непрерывности.
Принцип междисциплинарности.
Принцип приоритета участников СПСи
Принцип конфиденциальности.
Принцип сотрудничества.
Принцип информированности участников СПС
Методы и формы работы
Специалисты (узкого и широкого профиля)
Психологическое тестирование, опрос
Тренинги, беседы, консультирование
Социально - психологические мероприятия
Привлечение специалистов психолого-педагогического и медицинского профиля
Кто?
На основе чего?
Что?
Каким образом?
дошкольника в ДОУ (модель № 2)
Одаренный ребенок дошкольник
Семья одаренного
дошкольника
Педагоги основного и дополнительного образования ДОУ
Направления деятельности СПС.
Организационно-методическая работа
Психологическая диагностика.
Психологическое просвещение.
Профилактическая работа.
Развивающая и коррекционная работа.
Консультативная работа.
Научно – исследовательская деятельность.
Социально-культурная деятельность.
6.Подходы к обучению одаренных детей дошкольного возраста
В настоящее время в мировой практике существует, по крайней мере, три основных подхода к решению проблемы обучения и развития одаренных детей.
Самый простой путь решения проблемы, не требующий каких-либо специальных усилий и затрат на разработку и осуществление программ обучения, - это ускоренное обучение, но оно позволяет учесть лишь одну особенность одаренного ребенка – быстрое интеллектуальное развитие и решить одну проблему, связанную с ней, - избежать скуки и отсутствия интереса к обучению. Но как следствие этот подход порождает ряд проблем связанных с ранним завершением дошкольного и/ или школьного обучения. Выход ребенка из среды сверстников и его вхождение в более взрослую жизнь часто приводит к эмоциональным срывам, трудностям в общении и многим другим проблемам. Поэтому подход ускоренного обучения одаренных детей нельзя считать продуктивным, так как он в итоге создает больше проблем, чем решений.
Подход углубленного изучения отдельных предметов и целых научных областей, позволяющий одаренным детям продвигаться в освоении интересующих их проблем и предметов, содержит в себе большие и еще не реализованные в полной мере возможности, но имеет также и недостатки.
Путь обучения одаренных детей, ориентированный на развитие интеллекта и компетенцию в одной или нескольких областях, не уделяет должного внимания развитию творческих способностей, кроме того этот подход таит в себе опасность слишком ранней специализации интересов ребенка и одностороннее развитие. Что никоим образом не отвечает главному принципу обучения - развитие гармоничной разносторонней личности.
Третий подход в обучении одаренных детей ставит центральной задачей – развитие творческой личности и мышления. Этот подход признан в мировой психологии и педагогике как наиболее перспективный и приоритетный. Основанный на модели «Структуры интеллекта» Дж. Гилфорда, позволяет в наибольшей мере учесть как социальные запросы общества, так и специфические потребности и возможности одаренных детей.
Вариативность модели Дж. Гилфорда позволяет строить образовательный процесс с учетом индивидуальной динамики развития одаренности, и ориентировать обучение одаренных детей на решение будущих проблем, еще не стоящих перед обществом.
Обеспечить такое обучение возможно лишь путем развития творческих возможностей ребенка, так эта задача становится центральной для обучения всех детей, не зависимо от уровня их интеллектуальных и творческих способностей, и тем более остро стоит для одаренных детей, которым, в силу особенностей своего развития, предстоит ставить и решать новые проблемы, которые будут возникать перед обществом в будущем.
7.Курс развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова
КРТМ (Курс развития творческого мышления) разработан Гатановым Юрием Борисовичем на базе известной структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Курс включает в себя относительно не зависимые части для детей: 6 (5) - 8 лет,
7 – 10 лет,
8 – 12 лет,
9 - 14 лет.
Каждый выпуск предназначен для развития:
общих свойств творческого мышления: - беглости,
- гибкости,
- оригинальности,
- способности к детальной разработке.
отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.
Указанные возрастные ограничения не являются жесткими. В зависимости от уровня развития ребенка возрастные рамки могут быть сдвинуты в противоположные стороны. Темпы прохождения Курса могут также гибко регулироваться.
Основу Курса составили задания, разработанные в соответствии с особенностями нашей культуры, с учетом замечаний психологов и педагогов, проводивших занятия.
Основная цель Курса – противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления.
Весь Курс направлен на развитие творческого мышления детей и обеспечение их необходимыми для этого материалами, а также на помощь в раскрытии и развитие творческого потенциала.
Программы, лежащие в основе данного Курса, изначально были предназначены для одаренных детей, но на практике оказалось, что они способны развить творческое мышление у всех нормальных и даже у несколько отстающих в развитии детей. Разница для этих групп детей заключается лишь в степени выполнения задания, содержание которых не меняется.
Разнообразие заданий позволяет учитывать индивидуальные предпочтения детей при выборе задания, и это ни коем образом не отражается на комплексном развитии творческого мышления. Это происходит благодаря тому, что задания подобраны и выстроены таким образом, чтобы одновременно влиять на несколько свойств творческого мышления.
Таким образом преследуя цель создания КРТМ для одаренных детей, Ю Гатановым был создан Курс для развития творческого мышления детей разных групп развития. Данный Курс широко применяется как в развитии детей, так и в коррекционной работе. И в том и в другом случае Курс служит мощным толчком в развитии детей.
Заказать Курс развития творческого мышления можно в институте психологии «Иматон». сайт: www.imaton.com
8.Технология ТРИЗ
Чтобы грамотно выстроить педагогический процесс, способствующий развитию творческого мышления дошкольников воспитатель, прежде всего, должен, знать, что собой представляет ТРИЗ - технология и ее значение в развитии личности дошкольников.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) инновационное направление в педагогике, основанное Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 1946 году - это наука о развитии систем «эффективного» мышлении, в любой области творчества, целью которого является не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.
В целом мировоззрение ТРИЗ - технологии — это активная оптимистическая жизненная позиция и четкое знание ответов на вопросы: «Что я хочу?», «Кто я есть?», «Что надо делать?» (один из хороших ответов — думать), «Зачем это делать?» (это важнейший целевой вопрос), «Как делать?» (это методический, тризовский вопрос), «Из чего делать?» (ресурсный вопрос).
ТРИЗ - технология направлена на развитие: - творческой личности ребенка,
- ребенка интеллектуально смелого,
- самостоятельного,
- оригинально мыслящего,
- умеющего принимать нестандартные решения и не боящегося этого.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий, которые предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
ТРИЗ – технология предполагает сознательный уход от стереотипов мышления и направлена на «расчистку плацдармов» для нестандартных идей.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что мировоззрение, цели, и принципы ТРИЗ - технологии совпадают с некоторыми концепциями развития одаренности, т.е. данная технология способствует развитию мышления, сознания и формированию правильного отношение одаренного ребенка к окружающему и к самому себе.
Технология ТРИЗ благотворно влияет не только на одаренных детей, но и безусловно дает мощный толчок в развитии обычных дошкольников и детей с различными видами отклонений в развитии.
Более подробную информацию можно прочитать в:
Альтшуллер Г.С «Творчество как точная наука»
9.Психологические техники для работы одаренными дошкольниками
Развитие творческого мышления долгий и трудоемкий процесс. Не стандартное решение задач требует серьезной подготовки. Один из методов развития творческого мышления – это психологические техники, направленные на развитие креативного мышления.
Психологические техники развития творческого мышления (см. Та) делятся на :
- методы активации творчества
- тренинги классических видов мышления,
Это два достаточно объемных раздела, но применение этих психологических техник поможет:
учителям сделать процесс обучения интересным и приятным.
и развить у детей такие возможности как;
- эффективно, быстро и четко мыслить
-принимать интуитивно верные решения
-находить творческий подход в решении любых задач
-спокойно ориентироваться в совершенно новой незнакомой ситуации
-понимание того, что проблемы это не только трудности и препятствия в жизни, но также интересный и новый опыт.
Сегодня существует достаточное количество литературы с подробным описанием психологических техник, но существуют и универсальные источники в которых по мимо описания указанны и варианты заданий к той или иной технике, что значительно облегчает работу педагога.
Подробнее читаете в :
Ю.Г.Тамберг «Развитие творческого мышления ребенка».
Ю.Г.Тамберг «Развитие интеллекта ребенка».
П
Методы активизации творчества
Тренинги врожденных методов мышления
Метод проб и ошибок
Мышление по аналогии
Метод «Здравого смысла»
Мышление по ассоциации
сихологические техники развития творческого мышления дошкольника (таблица№1)
Тренинги классических видов мышления
Тренинги диалектического мышления
Тренинги системного мышления
Тренинги функционального мышления
Тренинги синергетического мышления
Тренинги логического мышления
Тренинг мозгового штурма
Тренинг умения задавать умные вопросы
Тренинг навыков морфологического анализа
Тренинг фантазии и воображения
10.Памятка для родителей одаренного дошкольника
Первые проявления одаренности у ребенка чаще всего замечают родители.
На что следует обратить внимание:
отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, быстро растущий словарный запас.
громадное любопытство
быстрое восприятие, развитое воображение.
поразительно то, что у девочек одаренность проявляется раньше, чем у мальчиков, и чаще развивается гораздо стремительней.
некоторые родители одаренных детей отмечают, что первое на что они обратили внимание это не ранняя речь или повышенное интеллектуальное развитие, а те способы, которыми ребенок стремился познать мир. То есть если ваш ребенок обращается с игрушкой не по её прямому назначению, возможно он просто ищет все возможные способы манипуляции с игрушкой.
помните что «ДОГНАТЬ И ПРИЧИНИТЬ ДОБРО», абсолютно неверная модель поведения по отношению к одаренному ребенку. Не поверите, но даже в 2 годика, одаренный ребенок сам в состоянии выбрать интересы, и организовать свою деятельность. Ваша задача не помешать ему, а помочь. цените достижения своего ребенка, это дополнительный стимул для развития, и безусловно благотворно повлияет на ваши взаимоотношения.
одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители никогда не воспринимали их как личность, что они видел в них только способности и достижения. Некоторые родители склонны выискивать в ребенке признаки какого-то таланта и эти признаки переоценивать. Помните что достижения это «+», а не приговор.
спросите себя «Что я вижу и что ценю в своем ребенке, как мне ему это показать? ». ответы на три этих важных вопроса, помогут вам разобраться в себе. Родители должны быть бдительными и честными перед собой, чтобы не допускать нездоровых искажений в семейной системе поддержки и развития одаренного ребенка.
при разговоре с ребенком родители обязательно должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение ребенка. Нередко одаренный ребенок быстрее и лучше делает что-то, чем старшие брат или сестра. Это вызывает их раздражение! Объясните малышу, что каждый человек осваивает разные вещи по-своему, что он обладает счастливой способностью быстрее понимать, чем другие, и что любовь и доброта должны помочь ему быть терпеливым к другим.
цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте. Переживите с ребенком все радости и горести, связанные с этим моментом, вы именно те люди, важнее которых для ребенка нет во всем белом свете. Ваша поддержка очень важна для ребенка.
По мере роста и развития одаренного ребенка вас ждут взлеты и падения, будьте готовы к этому. Вам помогут квалифицированные специалисты, предложат вам решение множества проблем, возникающих на фоне одаренности. Ваша задача как родителей вовремя разглядеть юное дарование, и благотворно повлиять на его развитие.
11.Памятка для педагогов ДОУ
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача педагогов состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности одаренного ребенка. Следует обращать внимание на взаимоотношения с таким ребенком и помнить, что :
одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.
для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего педагога.
широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике.
отменная память, позволяет одаренным детям быстро запоминать учебный материал, ваша задача убедиться в том, что он действительно понял, а не просто «заучил на зубок».
знайте что, как только одаренный ребенок справился с каким-то заданием, он уже готов к следующему, ненасытный ум требует постоянной деятельности. Постарайтесь подобрать для такого ребенка качественно разные задания, не логические (с таким заданием он справится без труда), найдите нечто такое, что заинтересует ребенка и покажется ему достаточно сложным, но «не перегибайте палку», задания должны быть посильными даже для одаренного ребенка.
более интеллектуально развитой одаренный ребенок часто склонен командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними. Один из приемов, подходящих в таких ситуациях, — это ролевая игра. Поскольку ребенок 3—5 лет обычно не может принять точку зрения другого человека, а обучается естественным путем, возьмите на себя роль такого же одаренного ребенка: поставьте перед малышом задачу с недостаточными условиями, скажите ему ответ прежде, чем он сумеет найти его сам, и пожурите за неправильную или слишком медленную реакцию.
очень важно привить одаренному ребенку режимные моменты и самообслуживание. Одаренные дети, как правило, заняты «очень важными делами», и такие мелочи как режимные моменты и самообслуживание, в принципе, их мало беспокоят. Отсюда определенная неряшливость и не опрятность, не стабильность питания со всеми вытекающими отсюда последствиями.
будьте единомышленником одаренному ребенку или попросите его о помощи, это поможет вам завоевать его доверие (со временем).
следите за внутренним климатом группы. Достаточно часто у одаренных детей не складываются отношения со сверстниками, научите их взаимодействовать, поверьте, у одаренного ребенка есть, что предложить окружающим. Разыграйте сценку, покажите фокусы с одаренным ребенком остальной группе, совместно с группой решите педситуацию, постарайтесь нормализовать взаимоотношения между детьми.
Рекомендаций можно дать очень много, но их количество не гарантирует их качественного воплощения. Если работа с одаренными детьми как минимум кажется вам интересно, пройдите курсы повышения квалификации «Педагог для одаренных детей». Это опыт благотворно скажется на вашей педагогической деятельности.
11.Центры РФ, занимающиеся проблемой одаренности
«Московский городской психолого-педагогический университет»
Городской ресурсный центр одаренности.
Центр создан в 2010-м году для разработки методов выявления и развития одаренности.
Задачи:
Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме одаренности и методов обучения одаренных детей.
Исследование условий, способствующих развитию одаренности.
Разработка методов выявления одаренности.
Разработка и внедрение эффективных образовательных технологий, способствующих развитию одаренности.
Исследование процессов личностного становления и самоактуализации одаренных детей.
Выявление особенностей работы педагогов и психологов с одаренными детьми.
Экспертная оценка результатов образовательных программ для одаренных детей и молодежи.
Проекты центра:
«Потребность в сложности как основа развития высокой креативности» в рамках гранта РГНФ (2010г.).
Результаты деятельности Центра:
Сформулирована концепция потребностно-инструментального подхода, который опирается на систему внутренней и внешней мотивации при работе с одаренными детьми.
Проведено пилотное исследование особенностей формирования доминантного жизненного проекта у одаренных детей.
Проводятся лекции:
«Психолого-педагогические стратегии работы с одаренными детьми» (Юркевич В.С.) на факультете повышения квалификации МГППУ;
«Социальная психология развития одаренности» (Юркевич В.С.) на факультете социальной психологии МГППУ;
«Развитие способностей в младшем школьном возрасте» (Юркевич В.С.) на факультете психологии образования МГППУ.
Экспериментальные площадки:
Средняя школа № 57, школа «Интеллектуал» г. Москвы
Тема эксперимента: «Апробация потребностно-инструментального подхода к развитию интеллектуально - творческих возможностей и саморегуляции одаренных детей».
Контакты:
Москва, Шелепихинская набережная д. 2а, кор.2, каб. 407
Тел.: 8 (499) 184-88-56
E-mail: YurkevichVS@mgppu.ru
Институт практической психологии «Иматон»
Институт практической психологии «Иматон» учрежден Институтом психологии Российской академии наук и Государственным предприятием «Иматон» (Госстандарт России) в 1998 г.
Институт практической психологии «Иматон» находится в Санкт-Петербурге. Филиалов в других городах институт не имеет.
Семинар «Организация и проведение курса развития творческого мышления»
Курс развития творческого мышления отличается следующими достоинствами:
Создан на основе исследования лучшего мирового опыта;
Позволяет развивать систему способностей, выделенных современной психологией в структуре творческого мышления;
Основан на очень простой и технологичной методике преподавания;
Состоит из отдельных частей, рассчитанных на детей разного возраста, позволяет планомерно развивать творческое мышление, начиная с пяти лет и на протяжении всего школьного обучения;
Способствует развитию не только интеллекта, но и личности;
Эффективен как для развития одаренных детей, так и детей со сниженными интеллектуальными способностями.
Семинар рассчитан на дошкольных и школьных психологов, педагогов школ, гимназий, домов творчества, воспитателей и методистов детских садов, гувернеров, а также заинтересованных родителей.
Цель : практическое освоение технологии работы с курсом развития творческого мышления, освоение методики диагностики креативности Е. Торренса.
В программе
Организационные аспекты курса:
Место курса в учебном процессе;
Возможные источники финансирования;
Особенности организации пространства обучения.
Теоретические аспекты:
Концепция творческой личности и творческого мышления;
Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда;
Теория развития творческого мышления Дж. Рензулли.
Практические аспекты:
Методика работы с творческими заданиями из альбома ученика;
Технология занятий;
Подходы и стратегии («мозговой штурм», принцип «беглости», изменение системы оценивания, принцип «мягкого» соревнования, расширение лексикона творческой поддержки и др.).
Формы работы лекции, практические упражнения, самотестирование.
Контакты:
Санкт-Петербург. 10-я линия Васильевского острова, дом 59.
тел: (812) 320-71-54, 327-55-84
сайт: www.imaton.com
«Областной центр диагностики и консультирования»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Оказывает компетентную поддержку детей, родителей и учителей в понимании и решении их проблем. Центр проводит углубленную диагностику, оздоровление, обучение, коррекцию и определение наиболее благоприятных условий развития - для детей с проблемами в обучении и поведении - в процессе 45-дневного пребывания в Школе - центре.
Центр реализует «Индивидуальную коррекционно-развивающую программу», которая направлена исключительно на каждого ученика. Которого в процессе всего обучения в центре сопровождают ряд необходимых только ему специалистов. По завершению срока реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы руководитель образовательного учреждения представляет информацию о результатах динамики развития ребенка по разработанному учреждением алгоритму.
Контакты:
г. Новосибирск, ул. Народная, 10
тел: 2-760-509 (приёмная),
2-764-096 (тел/факс - бухгалтерия),
276-02-23 (школа-центр),
276-05-12 (психологическая служба),
E-mail: ocdk54@mail.ru.
Словарь научных терминов
Беглость – один из показателей дивергентного мышления: количество идей, возникающих в единицу времени.
Вдохновение – состояние, связанное с эмоциональным возбуждением и приливом творческих сил.
Воображение – способность фантазировать; домысел, плод фантазии; психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений.
Восприимчивость – один из показателей дивергентного мышления: чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую.
Вундеркинд («чудо-ребенок») – ребенок, опережающий своих одногодок в проявлении какой-либо способности; раннее проявление таланта.
Гениальность – высшая степень проявления таланта; благодаря гениальности рождаются идеи, на многие десятилетия опережающие имеющийся в данный момент уровень развития науки и искусства.
Дивергентное мышление – порождение множества решений на основе однозначных данных.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности человека, обусловливающие высокий уровень проявления психических и психомоторных функций.
Инсайт – внезапное, интуитивное осознание решения проблемы, долгое время не поддававшееся человеку.
Интеллект – система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию человека к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед ним проблем и задач; общая способность к познанию и решению проблем.
Интуиция – процесс мышления, при котором принятие решения происходит без длительных рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить.
Конвергентное мышление – нахождение единственно правильного решения задачи при наличии многих условий.
Коэффициент интеллекта (IQ) – количественная мера интеллекта; определяется отношением умственного возраста к хронологическому; измеряется с помощью батареи тестов.
Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Креативность – способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления; независимый фактор одаренности.
Метафоричность – один из показателей креативности: готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном – простое.
Мечта – предмет желаний, созданный путем представления или воображения.
Одаренность – то же, что талантливость (С. И. Ожегов); сочетание ряда способностей, обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой-либо деятельности.
Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся своими достижениями в том или ином
виде деятельности.
Озарение – см. инсайт.
Оригинальность – один из показателей дивергентного мышления: способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов.
Склонность – предрасположенность, постоянное влечение к чему– или кому-нибудь.
Способность – ярко выраженное проявление какой-либо познавательной или психомоторной функции, обусловленное врожденными задатками.
Талант – выдающиеся врожденные (природные) качества, особые природные данные(С. И. Ожегов).
Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей (С. И.Ожегов).
Фантазия – способность к творческому воображению, измышлению; также – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
Эвристика – быстрые, упрощенные по сравнению с рациональным обдумыванием способы (или правила) принятия решения.
Список использованных источников
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. [Текст] - 2-е изд., дополнено: Петрозаводск: Скандинавия, 2004г.
Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.[Текст]: М.: Флинт. 2001.- 27с.
Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С - 34
Дубровина И.В. Психология. [Текст]М.: Академия. 2006. 47с.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.[Текст]М.: 2002. 69с.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.[Текст]- СПб.: Питер, 2009. С – 338-354.
Ландау. Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка.[Текст] М.: Академия. 2002.- 43с.
Лебедева. В.П. Учителю об одаренных детях.[Текст] М.: Молодая Гвардия 1997. -12с.
Лейтес Н.С. Психология одаренности и подростков.[Текст] М.: Академия. 1996. -416с.
Матюшин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей.[Текст]: учебное пособие/ А.М. Матюшин. ─ Москва−Воронеж: Российская академия образования. Московский психолого-социальный институт ─ 2004.− 12-16с.
Матюшкин А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты.[Текст]: М.: Омега-Л. 2008. -56с.
Миллер.А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.[Текст] М.: 2006. -20с.
Немов. Р.С. Психология. Книга 3. М.: Владос 2001.
Пантина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми.[Текст]– Волгоград: Учитель, 2007. C. 5-7
Педагогическая библиотека. [Электронный ресурс]- режим доступа:
Педагогическая библиотека. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml/
Педагогическая библиотека. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://nsc.1september.ru/2003/29/11.htm/
Педагогическая библиотека. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://obrazovanie.belomorsk-mo.ru/fgos.html
Педагогическая библиотека. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35337_1.html/
Педагогическая библиотека. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.allreferat.net/out_referat.php?name=psiho&i=168
Платонов Л.В. Учитель для одаренных.[Текст] М.: -213с.
Попова. Л.В. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися.[Текст] М.: Молодая Гвардия 1997г.
Потапова Л.С. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися. - М.: Молодая Гвардия. 1997.
Россилино Г.И. Психологические профили.[Текст] СПб.:1910,-7с.
Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе.[Текст] М.: Академия Развития. 2002. 79-81с.
Савенков А.И. Путь к одаренности: Исследовательское поведение дошкольников.[Текст] СПб.: Питер. 2004. -65с.
Савенков. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.[Текст] М.: Академия Развития. 2000.
Тамберг Ю.Г.. Развитие интеллекта ребенка. [Текст]-СПб.: Речь, 2002.
Тамберг Ю.Г.. Развитие творческого мышления ребенка. [Текст]-СПб.: Речь, 2002.
Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. [Текст] М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136
Теплов Б.М. Способность и одаренность.[Текст] М.: 1985.-22-24с.