Доклад на тему «Организация работы в развивающих группах по программе социально-педагогической направленности»
Работа в развивающих группах по программе социально-педагогической направленности.
Поляничко Наталья Ивановна, методист, учитель начальных классов.
Иванюта Елена Юриевна, методист, педагог дополнительного образования
Дополнительные образовательные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности ориентированы на формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.
Эффективность работы в группе развивающих занятий у дошкольников во многом зависит от отношения ребенка к процессу обучения. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учебе и труде.
Мы поставили задачу организовать такие мероприятия для дошкольников в развивающих группах, которые стали бы интересны и полезны соответствующего возраста, способствовали их интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
Среди форм организации воспитательного процесса в практике работы использовались мероприятия и сравнительно реже – занятия. В своей работе использовали простые и сложные мероприятия. Педагогами выбирались различные дидактические игры, спортивные состязания и эстафеты, занятия и тематические мероприятия : «Вместе весело играть», «Занимательная грамматика. Лена, Наташа, Светлана и Алла – с буквы заглавной я написала», КВН «Мы – друзья природы», «Письмо Снегурочке», «изготовление снежинок», «Математический КВН», «День Победы», конкурс «Любимые литературные сказки», «Слабое звено» и др.. Беседы по ОБЖ и ПДД :«Светофор – наш верный друг», «Безопасное обращение с электрическими приборами», На наших улицах», «Мы идем на занятия» и др.); а также праздники, которые позволили увеличить эффективность учебно-воспитательного процесса, помогли каждому ребенку жить на занятиях насыщенной интересной жизнью. Педагоги использовали большое количество загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок и другого занимательного материала для того, чтобы обеспечить интересное и максимально полезное пребывание учащихся в группе.
Все эти мероприятия требовали разноплановую деятельность детей, что помогло нам выявить детей с артистическими данными, а детям раскрыться, чувствовать себя более уверенными. Организуя деятельность детей на воздухе, предусматривала экскурсионные, прогулочные, игровые, спортивные, трудовые занятия («Экскурсия к цветущим плодовым деревьям», «Бег в нашей жизни», «Спортивный аттракцион», уборка участка и др.).
Педагоги предлагали ребятам самостоятельно добывать знания из книг, подбирая литературу по интересам, а после прочтения дети делились впечатлениями о прочитанном, делали выводы.
Так же с медицинскими работниками занимались сохранением и оздоровлением детей: проверка на педикулез, беседы о питании, травматизме, внешнем виде, режиме дня.
На протяжении всего года старались больше внимания уделять на изучение личности каждого воспитуемого в процессе как индивидуальной, так и коллективной работы, беседами с родителями, психологом, логопедом. Что помогло нам сформировать общее представление о воспитанниках в группах.