Статья «Растём играя или игровая деятельность детей раннего возраста и её особенности»

0
0
Материал опубликован 30 January

Растем играя или игровая деятельность детей раннего возраста и ее особенности

 

 

Маковеева Анна Викторовна, воспитатель

 Кучер Светлана Евгеньевна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад № 184", г. Нижний Новгород

 

 

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.

Исследованиями в данной области занимались многие отечественные психологи и педагоги. Теоретические вопросы становления игры и развития игровой деятельности изучали Л. C.Выготский, Д. Б. Эльконин. Развитие игры детей раннего возраста исследовали С. Л. Новоселова, А. Н. Фролова и др. Психологические основы игры даны в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Основные положения – определения игры как личностного понятия, средства социализации, приобщение ребенка к миру взрослых, культуре общества.

Игра широко применяется в педагогическом процессе ДОУ. Это – форма организации жизни и деятельности детей: средство гармонического, всестороннего развития личности: метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка в детском игровом сообществе; средство самообучения, самоорганизации, саморегуляции.

В раннем дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, надо научиться ею управлять, а для этого нужно уметь подчиняться законам развития игры, иначе вместо управления получится ее ломка.

Умение создать игровую ситуацию, перенести участников в иную, частично условную, плоскость реальности, задержать течение времени и вызвать восхищение – все это является проявлением высокого профессионализма организатора игровой деятельности.

Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

 

«Растем, играя» — это важная концепция в развитии детей раннего возраста. Игровая деятельность в этом возрасте играет критическую роль в физическом, социальном, эмоциональном и когнитивном развитии. Вот несколько ключевых особенностей игровой деятельности детей раннего возраста:

Развитие моторики:

Игры с использованием различных предметов помогают развивать мелкую и крупную моторику. Например, конструирование, рисование, игры с мячом способствуют координации движений и ловкости.

Социальные навыки:

Взаимодействие с другими детьми во время игры способствует развитию социальных навыков. Дети учатся делиться, сотрудничать, разрешать конфликты и понимать эмоции других.

Когнитивное развитие:

Игры стимулируют мышление, воображение и творчество. Дети учатся решать проблемы, создавать свои правила игры и исследовать окружающий мир.

Эмоциональное развитие:

Игра помогает детям выражать свои эмоции и учиться регулировать их. Во время игры они могут испытать радость, разочарование, гордость и другие чувства.

Индивидуальные интересы:

Каждый ребенок уникален, и игровые предпочтения у них могут сильно различаться. Некоторые дети могут предпочитать творческие виды деятельности, такие как рисование, в то время как другие могут тянуться к физическим играм или ролевым играм.

Несколько видов игр:

Существует множество видов игр, подходящих для детей раннего возраста. Это могут быть:

   - Сюжетно-ролевые игры — дети притворяются, что они кто-то другой (например, доктор, мама, строитель), что способствует развитию социального и эмоционального интеллекта.

   - Игры с правилами — учат детей следовать правилам и осознавать их важность.

   - Творческие игры — такие как рисование, лепка, помогают развивать воображение и творчество.

Необходимость игровой среды:

Создание безопасной и стимулирующей игровой среды является важной задачей для родителей и воспитателей. Это включает в себя доступ к разнообразным игрушкам, материалам для творчества и просторам для физической активности.

Игра — это неотъемлемая часть жизни ребенка, способствующая его всестороннему развитию. Важно поддерживать ребенка в его игре и предоставлять возможность для самостоятельного исследования и творчества.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.