12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Разработка кейса по биологии «Кожа»

Возраст учащихся 14 лет

Ведущая грамотность естественнонаучная



1. Текст

Что такое кожа?

Без большого преувеличения можно сказать, что каждый человек одет в костюм, прекрасно подогнанный по фигуре и выполненный из идеального материала, защищающего наше тело от инфекции и механических повреждений, жары и холода. Мало того, датчики, встроенные в этот материал, улавливают малейшие прикосновения, изменения температуры, предупреждают владельца костюма о слишком сильных, а потому и опасных воздействиях. Этот идеальный костюм - наша кожа.

Кожа – наружный покров, толщина которого варьирует на разных участках кожи от 0,5 до 5 мм (не считая гиподермы). Площадь кожи среднего человека 1,5 – 2 м2, вес – около 3 кг. 

Кожа является естественным барьером для патогенных микроорганизмов. Благодаря температурным, осязательным, болевым рецепторам кожа реагирует на тепло и холод, прикосновения, боль. По всему телу (исключение – стопы и ладони) растут волоски, которые защищают кожу от перегрева и реагируют на внешние раздражители.

Источник: compendium.su/biology/physiology/73.html

2. Текст

Отпечатки пальцев

В 1879 г. в одном из самых авторитетных научных журналов появилась статья шотландского врача Генри Фолдса, утверждавшего, что отпечатки пальцев каждого человека индивидуальны и уникальны и по ним можно установить личность человека. В то время полиция использовала для установления личности метод француза Альфонса Бертильона. Метод хороший, но очень трудоемкий: для “бертильонажа” надо иметь десятки точных обмеров тела подозреваемого, и только тогда можно было сделать его антропометрический портрет. Снять отпечатки пальцев можно легко и быстро даже не будучи специалистом, да и на месте преступления они остаются довольно часто. Сначала полицейские сильно сомневались в эффективности нового метода. Он был признан только в 1901 г. и назван дактилоскопией (от греч. dartylos - “палец” и sropeo - “наблюдаю”).

Источник: compendium.su/biology/physiology/73.html

3. Текст

Строение кожи

Строение кожи представляет из себя несколько слоев: эпидермис, дерма (кожа) и гиподерма (подкожная жировая клетчатка).

Эпидермис делят на: базальный (самый глубокий), зернистый, блестящий и роговой слой. Жизненный цикл эпидермиса 26-28 дней. Верхний слой эпидермиса, роговой, отшелушивается, заменяясь новыми клетками. Самый толстый роговой слой на ступнях и ладонях. В живых клетках эпидермиса – меланоцитах – вырабатывается пигмент меланин, придающий коже темную окраску и защищающий организм от вредного воздействия ультрафиолета. У некоторых людей меланоциты в коже располагаются группами, что приводит к появлению под действием ультрафиолета темных пятнышек – веснушек. Существует наследственное отклонение от нормы, проявляющееся в отсутствии меланина в коже, таких людей называют альбиносами.

В разные времена у различных народов мода на цвет кожи менялась очень сильно. Так, в России в ХVIII-ХIХ вв. красавицы из низших слоев наносили на щеки румяна из свекольного сока, а дворянки боялись невзначай загореть. Бледность лица считалась признаком благородного происхождения, ведь загар был характерен для крепостных, работающих на сенокосе. Стремление к “интересной бледности” иногда доходило до абсурда. Дамы из высшего общества Древнего Рима для того, чтобы вызвать бледность кожи лица, пили ртуть! Жидкий тяжелый металл воздействовал на рецепторы желудка, рефлекторно вызывая отток крови от кожи, лицо бледнело.

Дерма – это верхний слой кожи, его строение из сети кровеносных сосудов и нервных окончаний. Этот слой кожи содержит белок коллаген, который выравнивает клетки кожи и делает её упругой, гладкой и эластичной. В верхних слоях дермы расположены рецепторы, ощущающие легкое давление на кожу. Их называют тельцами Майсснера. Немного глубже находятся рецепторы, воспринимающие тепло – тельца Руффини и холод – тельца Краузе. Еще глубже расположены рецепторы, ощущающие сильное давление – тельца Пачини.

Гиподерма – подкожная жировая клетчатка. Основная функция гиподермы обеспечивать терморегуляцию организма, то есть контролировать температуру. Женщины обладают более толстой жировой прослойкой, чем мужчины. Поэтому женщины лучше переносят горячие лучи солнца, ледяной холод и дольше могут находиться в воде.

Источник: http://itest.kz/ru/ent/biologiya/8-klass/lecture/stroenie-i-rol-kozhi?





Задание 1.

Пользуясь текстом №1, выполните задания:

1) В какой костюм одет каждый человек?

2) Как называют нервные «приборы», которые реагируют на различные внешние раздражители?

(Уровень низкий)



Задание 2.

Пользуясь текстом №2, выполните задания:

Выберете правильный вариант ответа на вопрос «Какие основные свойства отпечатков пальцев?»:

А) индивидуальность;

Б) постоянство;

В) защита;

Г) все вышеперечисленное.

(Уровень средний)



Задание 3.

Данное задание было выбрано для понимания текста, умения находить ключевые слова, выделять из текста темы, подтемы, микротемы (текст 3).

Что знакомо?

(учащиеся выбирают известную им информацию из текста и выписывают ключевые слова)

Ключевые слова: Кожа, слои кожи, рецепторы.

Какие у вас появляются вопросы?

Какие есть слои кожи?

Какие рецепторы располагаются в слоях кожи?

Какую функцию выполняет кожа?

(Уровень низкий)



Задание 4.

Данное задание было выбрано для систематизации знаний учащихся. Информация записывается в две колонки. Левая колонка заполняется на стадии вызова, правая заполняется в процессе чтения. На стадии рефлексии сопоставляются обе части, информация суммируется и обобщается, (текст 3).

Что уже известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Кожа состоит из трех слоев: эпидермис, дерма, гиподерма

Под действием пигмента меланина под действием ультрафиолета образуются веснушки.


Если отсутствует меланин, то кожа становится бледная, волосы белые.


В дерме располагаются рецепторы, которые называются тельцами (тельца Майсснера, Руффини, Краузе, Пачини).

(Уровень высокий)



Задание 5.

Данное задание было выбрано в целях повторения и закрепления текста, (текст 3).

Гуляя по улицам города, мы встречаем массу людей с различной окраской волос: брюнеты, блондины, шатены, русые и даже седые. Почему каждый человек имеет неповторимый цвет волос?

(Уровень средний)



Задание 6. (Математическая грамотность)

Зная формулу Мостеллера, рассчитайте площадь поверхности кожи Маши, если известно, что ее рост 1.65 м и 48 кг. Сравните данные со средним значением, используя тексты.

t1601220493aa.png

ППТ – площадь поверхности тела, м2

(Уровень средний)



Задание 7.

Пользуясь текстом №3, ответьте на вопрос «Отравились ли римлянки из высшего общества?», выберите правильный вариант ответа:

А) нет, так как ртуть жидкий и не ядовитый металл;

Б) не отравились, поскольку ртуть не успевала накопиться в организме;

В) отравились, но не сильно, потому что ядовиты пары ртути, а жидкая ртуть проходила через желудочно-кишечный тракт практически не успевая испариться;

Г) отравились, потому что ртуть опасное вещество и если случайно выпить каплю ртути, то сразу можно умереть.

(Уровень высокий)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.