Разработка конспекта с детьми с расстройством аутистического спектра.

ОЧУ «Образовательный центр имени С.Н. Олехника»
Разработка конспекта с детьми
с расстройством аутистического спектра
Составитель: Декопова Анна Павловна,
учитель-дефектолог
2025 г.
1. Введение
Коррекционно-образовательные цели:
1. Расширение познавательных навыков.
2. Запуск речи.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие понимания речи, физиологического дыхания, речевое дыхание, артикуляционная гимнастика.
2. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.
3. Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Установление контакта на сотрудничество.
Материал и оборудование:
Дидактические материалы, игрушки.
В программе занятий учитываются:
1. Индивидуальные особенности ребёнка, связанные с его состоянием здоровья.
2. Способности овладения ребенком программы на разных этапах ее
реализации.
Целевая группа:
Специальный методический комплекс разработан для детей младшего школьного возраста (от семи до десяти лет), страдающих расстройством аутистического спектра.
Вид и режим занятий:
Основной вид - индивидуальные занятия с детьми. Продолжительность занятий от 20 до 40 минут. Во время занятий педагог использует визуальное расписание. Учитель-дефектолог следит за самочувствием ребенка, предупреждает нежелательное поведение.
2. Ход дефектологического занятия
2.1. Игры на развитие речевого дыхания
1. Задание на дыхание.
Для этого задания подойдут: кофейные зерна, цветы, фрукты, сладости и т.д. Педагог дает понюхать что-то из вышеперечисленного.
Затем педагог показывает, как сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом «а-а-а» и потом сказать, чтоб ребенок повторил упражнение.
2. Перья. Педагог кладет декоративные птичьи перья на стол. Учитель - дефектолог показывает, как надо ребенку подуть на перья, а затем с детьми проходят соревнования, чьи перья дальше улетят.
3. «Круги». Для этого упражнения понадобятся два стакана с питьевой водой и две коктейльной трубочки. Показать, как надо дуть в трубочку и сказать, чтобы ребенок подул в трубочку, чтобы образовались круги на воде.
4. Пускать мыльные пузыри.
2.2. Игры на развитие артикуляционного аппарата
1. Для тренировки мимических мышц: поднять брови вместе и по очереди, закрыть и открыть глаз (вместе и по очереди), морщим лоб, нос. Также надо, чтобы ребенок повторил эмоции. Педагог показывает, как выглядят радость, грусть, гнев и т.д.
2. Пассивная артикуляционная гимнастика языка: вывести язык из ротовой полости вперед и втянуть назад, поднять вверх к нёбу и опустить вниз, упереться языком в щёки (влево-вправо), сделать «трубочку».
3. Для пассивной артикуляционной гимнастики губ: сделать губы для поцелуя, широко улыбнуться с закрытым ртом, поднять верхнюю губу и опустить нижнюю.
2.3. Игры на развитие понимания речи
1. Покажи картинку.
Педагог раскладывает перед ребенком картинки. Учитель-дефектолог просит ребенка показать нужную картинку. В этой игре картинки подбираются по теме или смешиваются из разных тем. Постепенно количество карточек увеличивается.
2. Выполни команды.
Педагог дает команды: стой, иди, подними руки вверх, опусти руки вниз, садись и т.д. Педагог следит за выполнением команд и исправляет ошибки.
3. Кто это?.
Педагог демонстрирует изображение с мальчиком, девочкой и взрослыми. Показывает ребёнку картинки, кладет перед ребенком и называет каждую: «это тётя», «это дядя», «это мальчик», «это девочка». Учитель предлагает ребенку последовательно указать на каждую картинку: сначала мальчика, затем девочку. За правильно выбранную картинку ребёнок получает изображение. Игра продолжается до тех пор, пока все четыре изображения не окажутся у ребенка. Аналогичным образом педагог проводит игры с иллюстрациями домашних и диких зверей: «Покажи мне львёнка», «Теперь найди собаку».
4. Волшебный мешочек.
Педагог из волшебного мешка достает игрушки. Учитель-дефектолог демонстрирует ребёнку мешок и говорит, что из него сейчас появятся разные игрушки. Педагог вынимает из мешочка игрушку, кошку, называет её, а затем передает ребенку. Доставая из мешка следующую игрушку, например, машину, называет ее. Так одну за другой педагог достает из волшебного мешочка 3–4 игрушки, называет их и отдает ребёнку для рассматривания. Когда ребенок рассмотрит все игрушки, педагог просит убрать игрушки в мешочек. При этом называет одну за другой, а ребёнок засовывает их по очереди в волшебный мешочек.
2.4. Развитие мелкой моторики
Лепка, аппликация, нанизывание бус, прищепки методом «рука в руке», постепенно перемещая свою руку выше от пальцев ребенка. То есть на следующем этапе держим ребенка за кисть, далее перемещаемся выше к локтю, таким образом ребенок будет чувствовать поддержку и достаточно быстро научится справляться сам.
2.5. Развитие познавательной деятельности
1. Соотнеси похожие предметы.
Учитель-дефектолог расставляет перед ребенком четыре разных предмета, у себя же оставляя их точный комплект вне поля зрения ребенка. Затем педагог поднимает один из предложенных предметов и просит: «Дай мне шапку!». Педагог показывает на набор предметов ребенка. Если ребенок показал правильно или поднял предмет вверх, то педагог хвалит ребенка и убирает два одинаковых предмета в коробку. Ребенку предлагается указать на нужный вариант, после чего воспитатель хвалит правильный выбор, убирая оба предмета в коробочку. Задание повторяется пока все предметы не окажутся в коробке.
2. Соотнеси кубики по цвету.
Педагог предоставляет ребёнку и себе одинаковые по форме и цветовой гамме наборы кубиков. Педагог предлагает: «Давай построим высокую башню!». Педагог начинает процесс, кладя один кубик в центр стола с фразой: «Повтори за мной – положи такой же красный кубик!». Если ребенок выбирает не тот цвет, педагог корректирует выбор, аккуратно направляя руку ребёнка к нужному красному кубику и подчёркивая важность точного соответствия цвета. После успешного выполнения задания с одним цветом переходим к другим цветам, повторяя действия для каждого из них.
3. Повтори движение. Педагог показывает простое движение (хлопок в ладоши, поднимание рук и т.д.) и просит ребенка повторить. Постепенно усложняются комбинации.
4. Поиск звука. Педагог за ширмой издает различные звуки (звук бубенца, стук по столу) и просит ребенка угадать, что это.
5. Собери пазл. Педагог начинает с простых пазлов из больших деталей и постепенно переходит на более мелкие пазлы.