Разработка урока химии 8 класс по теме: «Реакция замещения»
Школа: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№2 пос.Жигалово
Разработка урока химии 8 класс по теме: «Реакция замещения»
ФИО учителя: Суворова Анна Александровна, учитель химии
УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия» 8 класс, базовый уровень. Глава учебника «Первоначальные химические понятия».
Технология: учебных заданий
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: создание условий по изучению нового типа химических реакций – реакции замещения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать типы химических реакций по числу, составу исходных и образующихся веществ; уметь подбирать химические реактивы и выполнять лабораторные опыты в соответствии с инструкциями и требованиями техники безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение ставить цель и анализировать условия достижения цели; прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.
Познавательные УУД:
- знать определение различных типов химических реакций, умение структурировать знания; умения выделять существенные характеристики объектов и устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с товарищем, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Личностные:
- умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка.
Технологическая карта урока с использованием учебных заданий
Организационный этап Цель: включить учащихся в учебную деятельность. (1 мин) | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
- Я приветствую вас. Наш урок будет проходить в форме решения учебных заданий. Их всего четыре. У вас на столах лист самооценки, куда вы будете заносить результаты выполнения каждого задания. Подпишите их.
- Вы готовы? | Приветствуют учителя. Слушают, рассматривают и подписывают лист самооценки - Готовы! | ||||||||||||||||||||||||||||||
Учебное задание №1 на проверку знаний и вывод темы урока | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕРЖИ СВОЮ ВЫСОТУ Каждый из нас, исходя из цели деятельности, стремится быть успешным. Мы с вами разработали критерии оценивания и алгоритм выставления отметки за выполненные задания. Они нам известны:
Желаю успехов Содержание задания. 1. Выполните предложенное тестовое задание: 1. Денис участвовал в химическом диктанте и записал знаки химических элементов: алюминий - AL, азот - N, кальций - К, железо- Fe, кислород - O, натрий-Na, магний - Mп, фосфор - P, серебро - Ag, цинк- Zn, хлор - CL , медь-Cu Какую оценку вы поставите Денису? Почему? 2. Формулы только простых веществ находятся в ряду: А) S8, H2O, NH3 Б) Fe, Cu, Ag В), SO2, H2S, N2O5 Г) CI2, Na2O, H2O Д) O2, SO2, Ca Е) AI2O3, HCI, H2O2 3. Формулы только сложных веществ находятся в ряду: А) NH3, BaO, N2 Б) CI2, H2, O2 В) N2O5, SO2, S Г) H2, O3, CI2 Д) K2O, N2, O2 Е) СuCI2, FeCI2, AgNO3 4. Какие из химических реакций относятся к реакциям соединения: А) N2 + 3H2 = 2NH3 Б) 2H2O = 2H2 + O2 В) 2Ba + O2 =2BaO Г) 2HgO = 2Hg + O2 5. Какие из химических реакций относится к реакциям разложения: А) N2 + 3H2 = 2NH3 Б) 2H2O = 2H2 + O2 В) 2Ba + O2 =2BaO Г) 2HgO = 2Hg + O2 6. Определить тип химической реакции: А) Fe + CuCL2 = FeCL2 + Cu ( ) 2. Возьмите у учителя ключ к самоконтролю, проверьте правильность выполненных заданий В первом тестовом задании аргументируйте поставленную оценку Денису. Ключ к самоконтролю: 4 1 2 3 4 5 6? Б,Г А,В Е Б Проставьте баллы по критериям оценивания:
3. Оцените себя, количество баллов проставьте в тетрадь. Поставьте отметку за выполненную работу:
4. Проанализируйте успешность/неуспешность выполненного тестового задания. - Обсудите полученный результат с товарищем по парте. - И так, времени прошло достаточно. Как оценили себя? - У всего класса вызвало затруднение 6 задание? - Почему? - Аргументируйте, что это новый тип химической реакции. - Вы доказали, что данная реакция не относится к реакциям соединения и разложения. Действительно, это новый тип химической реакции и называется реакция замещения. - Запишем тему урока в тетрадь: «Реакция замещения». - Какую цель поставим на урок? - Есть ещё предложения? - Как будем изучать новый материал? - Как будем выполнять опыты – индивидуально, в паре или в группе. - Все с этим согласны? - Какие требования мы должны соблюдать, работая в паре? - Какие требования мы должны соблюдать при выполнении лабораторного опыта? - Сейчас вы получите новое учебное задание. | Читают учебное задание и выполняют его. 2.Проверяют правильность выполненного задания по ключу ответов. 3. Оценивают полученный результат и выставляют отметку в таблицу. 4. Обсуждают полученный результат с товарищем по парте и с классом. - У меня 6 баллов. Я думал, что в тестах надо искать один правильный ответ. - У меня вызвало затруднение 6 задание. - И у меня тоже. - Да. - Такие задания мы ещё не выполняли. - Это новый тип химической реакции. - Это не реакция соединения, так как образуются сложное вещество и простое, а в реакциях соединения только одно вещество. - Это не реакция разложения. В реакциях разложения из одного вещества образуется несколько других. Запись темы урока в тетрадь. - Изучить новый тип химической реакции. - Нет. - Новый материал можно изучать самостоятельно по учебнику. - Можно поставить опыты. - Лучше всего в паре. - Все. -Уважать мнение товарища. - Выслушивать, не перебивать. - Распределить роли: лаборант, секретарь. - Выполнение опыта по инструкции с соблюдением техники безопасности. - Аккуратность. - Порядок на рабочем столе. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Учебное задание №2 на открытие новых знаний | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИ На территории Жигаловского района есть месторождения медных руд. (Приложение №1) Выявленные археологические находки в Кузнецовке, Коношаново свидетельствуют о получении меди ещё в ранние века человеческой культуры. С приходом русских на Лену вплоть, до начала 19 века, активно осваивались Коношановские месторождения меди. Из полученной меди изготавливали орудия, украшения, молитвенники, подсвечники… Но Коношановская медь особенная. В чём её особенность? В неповторимом звоне. Полученную медь доставляли по реке Лена в Охотское море, затем в Санкт- Петербург. И делали церковные колокола. Геологические запасы меди Коношаново достигают сотен тысяч тонн. Они и сейчас представляют промышленный интерес. Медные проявления встречаются и на реке Чикан. С этого участка было привезено медьсодержащее соединение. Путём химических превращений его перевели в хлорид меди (II) -CuCL2, с которым вы будете работать. Подготовка к выполнению опыта Возьмите лоток для набора веществ. На демонстрационном столе найдите и поставьте в свой лоток следующие вещества: CuCL2 (кристаллический) – хлорид меди (II) CuCL2 (раствор) FeCL2 (раствор) Fe - железный гвоздь на нитке Обратите внимание на цвет всех веществ. Выполнение опыта Налейте в пробирку (примерно на ¼ её объёма) раствор хлорид меди (II). Опустите в него очищенный железный гвоздь. Что наблюдаете? Какие признаки свидетельствуют, что произошла химическая реакция? Составьте соответствующее уравнение. Критерии оценивания Опыт выполнен полностью/частично/не выполнен-2/1/0 Определены все признаки химической реакции/ определены частично/не определены-2/1/0 Составлено уравнение химической реакции/ частично/ не составлено-2/1/0 Максимальное количество баллов - 6 Обсуждение полученных результатов - Сколько баллов заработали? - Почему получились такие результаты? - Чему научились? - Какие реакции называются реакциями замещения? - Какой вывод можно сделать из проведённого опыта? - Очень хороший вопрос! Я предвидела его и поставила опыт в начале урока: в раствор хлорида железа(II) (FeCL2) поместила медную проволоку. -Что наблюдаете? - Что это означает? - Какой ещё вопрос вы хотели бы задать? - Давайте проверим, выполнив следующий опыт, но с раствором серебра, а не золота. | Читают учебное задание, рассматривают карту полезных ископаемых Жигаловского района. Рассматривают образцы медьсодержащих минералов Коношановского месторождения. Рассматривают камни р.Чикан, содержащие медь. Готовятся к выполнению опыта: секретарь читает, лаборант подбирает вещества. Обращают внимание на цвет веществ. Учащиеся выполняют опыт. Наблюдают, что поверхность гвоздя покрывается медью, а цвет раствора меняется с голубого на зеленоватый. Сравнивают полученные вещества с веществами в лотке. Составляют уравнение химической реакции. CuCL2 + Fe = FeCL2 + Cu Учащиеся подсчитывают баллы, записывают в лист самооценки и объясняют полученный результат. - В результате выполнения опыта мы познакомились с реакцией замещения. - С помощью железного гвоздя мы получили медь из его раствора. - Железо замещает медь из хлорида меди (II). - Это когда простое вещество взаимодействует со сложным и получается новое простое вещество и новое сложное. - С помощью железного гвоздя можно выделить медь из его соединений. - А можно ли наоборот, чтобы медь вытеснила железо из его соединений? - Признаков химической реакции нет. - Химическая реакция не происходит. - Значит, медь не вытесняет железо из его соединений. - А я хотел бы узнать, можно ли получить серебро или золото из его растворов с помощью железного гвоздя? - Мне не верится. Говорят, что в морской воде содержится очень много золота. Было бы легко получить золото, поместив железный гвоздь в морскую воду. - Точно также серебро. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Учебное задание №3 на проверку предположения. | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
ПРЕВРАТИМ МЕДНУЮ МОНЕТУ В СЕРЕБРЯНУЮ В предыдущем опыте вы получали медь взаимодействием хлорида меди и железа. А можно ли получить серебро взаимодействием нитрата серебра (AgNO3) и меди? Подготовка к выполнению опыта Возьмите лоток для набора веществ. На демонстрационном столе найдите и поставьте в свой лоток следующие вещества: AgNO3 Cu (медная монета) Выполнение опыта Налейте в фарфоровую чашечку (примерно на ¼ её объёма) раствор нитрата серебра. Опустите в него медную монету. Что наблюдаете? Какие признаки свидетельствуют, что произошла химическая реакция? Составьте соответствующее уравнение.
Критерии оценивания результатов выполнения лабораторного опыта вам известны Обсуждение полученных результатов - Сколько баллов заработали? Почему 4 балла? Что вызвало затруднение? - Давайте вместе его запишем. Учитель на доске записывает уравнение химической реакции и объясняет его: 2AgNO3 + Cu = Cu (NO3)2 + 2Ag - В предыдущем опыте вы наблюдали замещение меди из раствора железом. В этом опыте - замещение серебра из раствора медью. - Какой возникает вопрос? - Вот ответ на этот вопрос. Посмотрите на ряд активности металлов. Где расположены железо, медь, серебро в ряду активности металлов? - Сделайте вывод. - Более подробно мы будем изучать этот материал позже. | Читают учебное задание и выполняют его. Учащиеся выполняют опыт. Наблюдают, что поверхность медной монеты покрывается серебром. Записывают уравнение химической реакции: 2AgNO3 + Cu = Cu (NO3)2 + 2Ag Учащиеся подсчитывают баллы, заносят в лист самооценки. - 4 балла Уравнение химической реакции. - В каких случаях будет идти реакция, а в каких случаях нет? Учащиеся рассматривают расположение металлов. - Левее стоящий металл более активен. - И он может заменить из растворов те металлы, которые расположены правее в этом ряду. - Мы получили бы такой же результат, если бы вместо железного гвоздя взяли цинковые гранулы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Учебное задание№4 на первичную проверку понимания изученного | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
Проверь себя, проверь других Мы изучили тему «Типы химических реакций». Сможете ли вы самостоятельно определить тип химической реакции? Или дать оценку другим? Содержание задания Петя и Ваня получили следующее учебное задание: Определить тип химической реакции 2 Zn + O2 = 2 ZnO 2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3 H2O 3) Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2 4) SiO2 + C = Si + CO2 5) C + 2 H2 = CH4 6) 2 Au2O3 = 4 Au + 3O2 7) 2 H2O2 = 2 H2O + O2 8) K2O + H2O = 2 KOH 9) 2 Al + 3 FeSO4 = Al2(SO4)3 + 3 Fe У Пети получился следующий результат
У Вани получился результат:
Проанализируй результаты работ Пети и Вани и поставь отметки. | Учащиеся выполняют задание. Дают аргументированную оценку работ Пети и Вани. -Реакции соединения под номерами - 1,5,8. -Реакции соединения под номерами – 6,7. - Реакции замещения под номерами- 3,4,9. -У меня получилось также как и у Пети. И я ему ставлю – «5» - Ване надо ещё раз изучить материал, чтобы не путаться. У него 5 правильных ответов – 63%. Это оценка – «3». | ||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нового узнали? - Какие оценки вы поставили за каждое учебное задание. - А если суммируем все баллы? Какая общая оценка получится?
- Что было самым интересным на уроке? - С кем поделитесь своими открытиями? | - Я сделал открытие: с помощью железного гвоздя можно получить медь из его растворов. - Мне очень понравился опыт по получению серебра. Я вначале не верил и удивился, когда медная монета стала покрываться серебром. - С помощью ряда активности металлов можно просчитать ход химической реакции. - Я получил «5». И мне радостно. - Я тоже в восторге и от себя и от урока. - Я узнал, что на территории Жигаловского района есть месторождения меди и даже потрогал его минерал. Стал представлять, как везли на больших баржах до Санкт-Петербурга. Так захотелось услышать звон колоколов. Обязательно об этом расскажу дома. - Я схожу в школьный музей и посмотрю медные изделия. - Я приду домой и объявлю: «Я научился получать медь и серебро». - Вот если бы ещё научиться получать золото! | ||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте запишем домашнее задание. П.21 № 2.3 с.71 На выбор: Боровских Т.А. Рабочая тетрадь по химии 8 класс №14, 15 с.37 Микитюк. Тренажёр по химии 8 класс №3 с.32 | Учащиеся в дневниках делают запись домашнего задания. |
П риложение №1Карта полезных ископаемых Жигаловского района
ПЛОЩАДИ.Горючие полезные ископаемые: 1 – нефтегазовые .
Гидроминеральное сырье: 2 – минеральные воды, 3 – пресные воды .
МЕСТОРОЖДЕНИЯ .Нерудные полезные ископаемые: 4 – кирпично-черепичное сырье, 5 – камень строительный, 6 – песчано – строительная смесь, 7 – глины для буровых растворов,8 – соль натриевая.
Горючие полезные ископаемые: 9 – нефть и газ.
Гидроминеральное сырье.Минеральные воды: 10 – хлоридно-натриевые.
ПРОЯВЛЕНИЯ.Рудные полезные ископаемые: 11 – марганец, 12 – медь.
Нерудные полезные ископаемые: 13 – доломит огнеупорный,14 – глины огнеупорные,15 – кирпично-черепичное сырье,16 – стекольное сырье,17 – сырье для производства цемента и извести,18 – минеральные краски,19 – камень строительный,20 – песчано-строительная смесь,21- глины для буровых растворов,22 – камень точильный,23 – пески формовочные ,24 – соль натриевая.Гидроминеральное сырье.
Минеральные воды: 25 – хлоридные, 26 – хлоридные с бромом и йодом,27 – гидрокарбонатные и сульфатные,28 – сульфатно- натриевые,29 – хлоридно – натриевые ,30 – смешанные гидрокарбонатные,сульфатные и натриевые