12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Суворова Анна Александровна120

Школа: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№2 пос.Жигалово

Разработка урока химии 8 класс по теме: «Реакция замещения»

ФИО учителя: Суворова Анна Александровна, учитель химии

УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия» 8 класс, базовый уровень. Глава учебника «Первоначальные химические понятия».

Технология: учебных заданий

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока:  создание условий по изучению нового типа химических реакций – реакции замещения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать типы химических реакций по числу, составу исходных и образующихся веществ; уметь подбирать химические реактивы и выполнять лабораторные опыты в соответствии с инструкциями и требованиями техники безопасности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- умение ставить цель и анализировать условия достижения цели; прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

Познавательные УУД:

- знать определение различных типов химических реакций, умение структурировать знания; умения выделять существенные характеристики объектов и устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с товарищем, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

 Личностные:

- умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка.

Технологическая карта урока с использованием учебных заданий


Организационный этап

Цель: включить учащихся в учебную деятельность. (1 мин)

Деятельность учащихся

- Я приветствую вас. Наш урок будет проходить в форме решения учебных заданий. Их всего четыре. У вас на столах лист самооценки, куда вы будете заносить результаты выполнения каждого задания.

Подпишите их.

Учебные задания

1

2

3

4





- Вы готовы?

Приветствуют учителя.

Слушают, рассматривают и подписывают лист самооценки






- Готовы!

Учебное задание №1 на проверку знаний и вывод темы урока

Деятельность учащихся

ДЕРЖИ СВОЮ ВЫСОТУ

Каждый из нас, исходя из цели деятельности, стремится быть успешным. Мы с вами разработали критерии оценивания и алгоритм выставления отметки за выполненные задания. Они нам известны:

96%- 100%

75% - 95%

50% - 74%

«5»

«4»

«3»

Желаю успехов

Содержание задания.

1. Выполните предложенное тестовое задание:

1. Денис участвовал в химическом диктанте и записал знаки химических элементов:

алюминий - AL, азот - N, кальций - К, железо- Fe, кислород - O, натрий-Na, магний - Mп,

фосфор - P, серебро - Ag, цинк- Zn, хлор - CL , медь-Cu

Какую оценку вы поставите Денису? Почему?

2. Формулы только простых веществ находятся в ряду:

А) S8, H2O, NH3

Б) Fe, Cu, Ag

В), SO2, H2S, N2O5

Г) CI2, Na2O, H2O

Д) O2, SO2, Ca

Е) AI2O3, HCI, H2O2

3. Формулы только сложных веществ находятся в ряду:

А) NH3, BaO, N2

Б) CI2, H2, O2

В) N2O5, SO2, S

Г) H2, O3, CI2

Д) K2O, N2, O2

Е) СuCI2, FeCI2, AgNO3

4. Какие из химических реакций относятся к реакциям соединения:

А) N2 + 3H2 = 2NH3

Б) 2H2O = 2H2 + O2

В) 2Ba + O2 =2BaO

Г) 2HgO = 2Hg + O2

5. Какие из химических реакций относится к реакциям разложения:

А) N2 + 3H2 = 2NH3

Б) 2H2O = 2H2 + O2

В) 2Ba + O2 =2BaO

Г) 2HgO = 2Hg + O2

6. Определить тип химической реакции:

А) Fe + CuCL2 = FeCL2 + Cu ( )

2. Возьмите у учителя ключ к самоконтролю, проверьте правильность выполненных заданий

В первом тестовом задании аргументируйте поставленную оценку Денису.

Ключ к самоконтролю:

t1671426184aa.gif

4

1 2 3 4 5 6

t1671426184aa.gift1671426184aa.gift1671426184ab.gift1671426184ac.gift1671426184aa.gif

?

Б,Г

А,В

Е

Б




Проставьте баллы по критериям оценивания:

1

2

3

4

5

6

2

1

1

2

2

2

3. Оцените себя, количество баллов проставьте в тетрадь.

Поставьте отметку за выполненную работу:

«5»

«4»

3

2

8 баллов

6-7 баллов

3-5 баллов

2 балла

100%

75% - 95%

37,5% - 74%


4. Проанализируйте успешность/неуспешность выполненного тестового задания.

- Обсудите полученный результат с товарищем по парте.

- И так, времени прошло достаточно. Как оценили себя?




- У всего класса вызвало затруднение 6 задание?

- Почему?


- Аргументируйте, что это новый тип химической реакции.










- Вы доказали, что данная реакция не относится к реакциям соединения и разложения. Действительно, это новый тип химической реакции и называется реакция замещения.

- Запишем тему урока в тетрадь: «Реакция замещения».

- Какую цель поставим на урок?


- Есть ещё предложения?


- Как будем изучать новый материал?



- Как будем выполнять опыты – индивидуально, в паре или в группе.

- Все с этим согласны?

- Какие требования мы должны соблюдать, работая в паре?




- Какие требования мы должны соблюдать при выполнении лабораторного опыта?




- Сейчас вы получите новое учебное задание.


Читают учебное задание

и выполняют его.












































2.Проверяют правильность выполненного задания по ключу ответов.










3. Оценивают полученный результат и выставляют отметку в таблицу.





4. Обсуждают полученный результат с товарищем по парте и с классом.

- У меня 6 баллов. Я думал, что в тестах надо искать один правильный ответ.

- У меня вызвало затруднение 6 задание.

- И у меня тоже.

- Да.

- Такие задания мы ещё не выполняли.

- Это новый тип химической реакции.


- Это не реакция соединения, так как образуются сложное вещество и простое, а в реакциях соединения только одно вещество.

- Это не реакция разложения. В реакциях разложения из одного вещества образуется несколько других.



Запись темы урока в тетрадь.

- Изучить новый тип химической реакции.

- Нет.

- Новый материал можно изучать самостоятельно по учебнику.

- Можно поставить опыты.


- Лучше всего в паре.

- Все.

-Уважать мнение товарища.

- Выслушивать, не перебивать.

- Распределить роли: лаборант, секретарь.

- Выполнение опыта по инструкции с соблюдением техники безопасности.

- Аккуратность.

- Порядок на рабочем столе.


Учебное задание №2 на открытие новых знаний

Деятельность учащихся

ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИ

На территории Жигаловского района есть месторождения медных руд. (Приложение №1) Выявленные археологические находки в Кузнецовке, Коношаново свидетельствуют о получении меди ещё в ранние века человеческой культуры.

С приходом русских на Лену вплоть, до начала 19 века, активно осваивались Коношановские месторождения меди. Из полученной меди изготавливали орудия, украшения, молитвенники, подсвечники… Но Коношановская медь особенная. В чём её особенность? В неповторимом звоне.

Полученную медь доставляли по реке Лена в Охотское море, затем в Санкт- Петербург. И делали церковные колокола.

Геологические запасы меди Коношаново достигают сотен тысяч тонн. Они и сейчас представляют промышленный интерес.

Медные проявления встречаются и на реке Чикан. С этого участка было привезено медьсодержащее соединение. Путём химических превращений его перевели в хлорид меди (II) -CuCL2, с которым вы будете работать.

Подготовка к выполнению опыта

Возьмите лоток для набора веществ. На демонстрационном столе найдите и поставьте в свой лоток следующие вещества:

CuCL2 (кристаллический) – хлорид меди (II)

CuCL2 (раствор)

FeCL2 (раствор)

Fe - железный гвоздь на нитке

Обратите внимание на цвет всех веществ.

Выполнение опыта

Налейте в пробирку (примерно на ¼ её объёма) раствор хлорид меди (II). Опустите в него очищенный железный гвоздь. Что наблюдаете? Какие признаки свидетельствуют, что произошла химическая реакция? Составьте соответствующее уравнение.

Критерии оценивания

Опыт выполнен полностью/частично/не выполнен-2/1/0

Определены все признаки химической реакции/ определены частично/не определены-2/1/0

Составлено уравнение химической реакции/ частично/ не составлено-2/1/0

Максимальное количество баллов - 6

Обсуждение полученных результатов

- Сколько баллов заработали?

- Почему получились такие результаты?



- Чему научились?







- Какие реакции называются реакциями замещения?




- Какой вывод можно сделать из проведённого опыта?





- Очень хороший вопрос! Я предвидела его и поставила опыт в начале урока: в раствор хлорида железа(II) (FeCL2) поместила медную проволоку.

-Что наблюдаете?


- Что это означает?



- Какой ещё вопрос вы хотели бы задать?












- Давайте проверим, выполнив следующий опыт, но с раствором серебра, а не золота.

Читают учебное задание, рассматривают карту полезных ископаемых Жигаловского района.

Рассматривают образцы медьсодержащих минералов

Коношановского месторождения.










Рассматривают камни р.Чикан, содержащие медь.



Готовятся к выполнению опыта: секретарь читает, лаборант подбирает вещества.



Обращают внимание на цвет веществ.



Учащиеся выполняют опыт.

Наблюдают, что поверхность гвоздя покрывается медью, а цвет раствора меняется с голубого на зеленоватый. Сравнивают полученные вещества с веществами в лотке.

Составляют уравнение химической реакции.

CuCL2 + Fe = FeCL2 + Cu






Учащиеся подсчитывают баллы, записывают в лист самооценки и объясняют полученный результат.

- В результате выполнения опыта мы познакомились с реакцией замещения.

- С помощью железного гвоздя мы получили медь из его раствора.

- Железо замещает медь из хлорида меди (II).

- Это когда простое вещество взаимодействует со сложным и получается новое простое вещество и новое сложное.

- С помощью железного гвоздя можно выделить медь из его соединений.

- А можно ли наоборот, чтобы медь вытеснила железо из его соединений?





- Признаков химической реакции нет.

- Химическая реакция не происходит.

- Значит, медь не вытесняет железо из его соединений.

- А я хотел бы узнать, можно ли получить серебро или золото из его растворов с помощью железного гвоздя?

- Мне не верится. Говорят, что в морской воде содержится очень много золота. Было бы легко получить золото, поместив железный гвоздь в морскую воду.

- Точно также серебро.

Учебное задание №3 на проверку предположения.

Деятельность учащихся

ПРЕВРАТИМ МЕДНУЮ МОНЕТУ В СЕРЕБРЯНУЮ

В предыдущем опыте вы получали медь взаимодействием хлорида меди и железа.

А можно ли получить серебро взаимодействием нитрата серебра (AgNO3) и меди?

Подготовка к выполнению опыта

Возьмите лоток для набора веществ. На демонстрационном столе найдите и поставьте в свой лоток следующие вещества:

AgNO3

Cu (медная монета)

Выполнение опыта

Налейте в фарфоровую чашечку (примерно на ¼ её объёма) раствор нитрата серебра. Опустите в него медную монету. Что наблюдаете? Какие признаки свидетельствуют, что произошла химическая реакция? Составьте соответствующее уравнение.



Критерии оценивания результатов выполнения лабораторного опыта вам известны


Обсуждение полученных результатов

- Сколько баллов заработали?

Почему 4 балла? Что вызвало затруднение?

- Давайте вместе его запишем.

Учитель на доске записывает уравнение химической реакции и объясняет его:

2AgNO3 + Cu = Cu (NO3)2 + 2Ag

- В предыдущем опыте вы наблюдали замещение меди из раствора железом. В этом опыте - замещение серебра из

раствора медью.

- Какой возникает вопрос?


- Вот ответ на этот вопрос. Посмотрите на ряд активности металлов. Где расположены железо, медь, серебро в ряду активности металлов?

- Сделайте вывод.








- Более подробно мы будем изучать этот материал позже.

Читают учебное задание и выполняют его.










Учащиеся выполняют опыт.

Наблюдают, что поверхность медной монеты покрывается серебром.

Записывают уравнение химической реакции:

2AgNO3 + Cu =

Cu (NO3)2 + 2Ag


Учащиеся подсчитывают баллы, заносят в лист самооценки.



- 4 балла


Уравнение химической реакции.








- В каких случаях будет идти реакция, а в каких случаях нет?

Учащиеся рассматривают расположение металлов.

- Левее стоящий металл более активен.

- И он может заменить из растворов те металлы, которые расположены правее в этом ряду.

- Мы получили бы такой же результат, если бы вместо железного гвоздя взяли цинковые гранулы.

Учебное задание№4 на первичную проверку понимания изученного

Деятельность учащихся

Проверь себя, проверь других

Мы изучили тему «Типы химических реакций». Сможете ли вы самостоятельно определить тип химической реакции? Или дать оценку другим?

Содержание задания

Петя и Ваня получили следующее учебное задание:

Определить тип химической реакции

2 Zn + O2 = 2 ZnO

2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3 H2O

3) Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2

4) SiO2 + C = Si + CO2

5) C + 2 H2 = CH4

6) 2 Au2O3 = 4 Au + 3O2

7) 2 H2O2 = 2 H2O + O2

8) K2O + H2O = 2 KOH

9) 2 Al + 3 FeSO4 = Al2(SO4)3 + 3 Fe

У Пети получился следующий результат

Реакция соединения

Реакция разложения

Реакция замещения

1, 5,8

6, 7

3,4,9

У Вани получился результат:

Реакция соединения

Реакция разложения

Реакция замещения

1, 5, 7

6, 9

3, 4, 8

Проанализируй результаты работ Пети и Вани и поставь отметки.


Учащиеся выполняют задание.






















Дают аргументированную оценку работ Пети и Вани.

-Реакции соединения под номерами - 1,5,8.

-Реакции соединения под номерами – 6,7.

- Реакции замещения под номерами- 3,4,9.

-У меня получилось также как и у Пети. И я ему ставлю – «5»

- Ване надо ещё раз изучить материал, чтобы не путаться. У него 5 правильных ответов – 63%. Это оценка – «3».

Рефлексия

Деятельность учащихся

- Что нового узнали?










- Какие оценки вы поставили за каждое учебное задание.

- А если суммируем все баллы? Какая общая оценка получится?

96%- 100%

75% - 95%

50% - 74%

«5»

«4»

«3»


- Что было самым интересным на уроке?


- С кем поделитесь своими открытиями?



- Я сделал открытие: с помощью железного гвоздя можно получить медь из его растворов.

- Мне очень понравился опыт по получению серебра. Я вначале не верил и удивился, когда медная монета стала покрываться серебром.

- С помощью ряда активности металлов можно просчитать ход химической реакции.

- Я получил «5». И мне радостно.

- Я тоже в восторге и от себя и от урока.

- Я узнал, что на территории Жигаловского района есть месторождения меди и даже потрогал его минерал. Стал представлять, как везли на больших баржах до Санкт-Петербурга. Так захотелось услышать звон колоколов. Обязательно об этом расскажу дома.

- Я схожу в школьный музей и посмотрю медные изделия.

- Я приду домой и объявлю: «Я научился получать медь и серебро».

- Вот если бы ещё научиться получать золото!

Давайте запишем домашнее задание.

П.21 № 2.3 с.71

На выбор:

Боровских Т.А. Рабочая тетрадь по химии 8 класс №14, 15 с.37

Микитюк. Тренажёр по химии 8 класс №3 с.32

Учащиеся в дневниках делают запись домашнего задания.



Пt1671426184ad.png риложение №1Карта полезных ископаемых Жигаловского района









































ПЛОЩАДИ.Горючие полезные ископаемые: 1 – нефтегазовые .

Гидроминеральное сырье: 2 – минеральные воды, 3 – пресные воды .

МЕСТОРОЖДЕНИЯ .Нерудные полезные ископаемые: 4 – кирпично-черепичное сырье, 5 – камень строительный, 6 – песчано – строительная смесь, 7 – глины для буровых растворов,8 – соль натриевая.

Горючие полезные ископаемые: 9 – нефть и газ.

Гидроминеральное сырье.Минеральные воды: 10 – хлоридно-натриевые.

ПРОЯВЛЕНИЯ.Рудные полезные ископаемые: 11 – марганец, 12 – медь.

Нерудные полезные ископаемые: 13 – доломит огнеупорный,14 – глины огнеупорные,15 – кирпично-черепичное сырье,16 – стекольное сырье,17 – сырье для производства цемента и извести,18 – минеральные краски,19 – камень строительный,20 – песчано-строительная смесь,21- глины для буровых растворов,22 – камень точильный,23 – пески формовочные ,24 – соль натриевая.Гидроминеральное сырье.

Минеральные воды: 25 – хлоридные, 26 – хлоридные с бромом и йодом,27 – гидрокарбонатные и сульфатные,28 – сульфатно- натриевые,29 – хлоридно – натриевые ,30 – смешанные гидрокарбонатные,сульфатные и натриевые

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.