Урок химии в 8 классе. «_____»________________ 20 ____ г.
Реакции замещения.
Цель. Дать представления о реакциях замещения.
Задачи.
Образовательные: охарактеризовать условия прохождения реакции замещения; дать представления о ЭРН металлов.
Развивающие: развивать умения записывать реакции по аналогии, выбирать условия прохождения реакций, вырабатывать умения составлять уравнения реакций замещения, условия прохождения реакций, применять умения записывать формулы веществ.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование и реактивы.Цинк, алюминий, медь, железо, соляная кислота, серная кислота, сульфат меди (II), хлорид железа (III), 6 пробирок.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение изученного материала
Самостоятельная работа.
1 вариант.
Определите тип химической реакции.
Fe(OH)3→ Fe2O3 + H2O
Расставьте коэффициенты в схемах реакций.
K + H2O → KOH + H2
Al + Cl2→ AlCl3
Составьте формулы веществ, определите класс соединений.
Хлорид магния ______________________________________________________
Сернистая кислота ____________________________________________________
Силикат натрия ______________________________________________________
Оксид калия__________________________________________________________
Определите степени окисления элементов в следующих соединениях:Na3PO4 , KCl , CO2
2 вариант
Определите тип химической реакции.
Na2O + H2O →2NaOH
Расставьте коэффициенты в схемах реакций.
Cu + Ag NO3→ Cu(NO3)2 + Ag
K+ O2→K2O
Составьте формулы веществ, определите класс соединений.
Хлорид бария _______________________________________________________
Гидроксид алюминия ________________________________________________
Карбонат натрия ____________________________________________________
Оксид серы (VI) _____________________________________________________
Определите степени окисления элементов в следующих соединениях:H3PO4 , ZnCl2 , MgO
Изучение новой темы.
Лабораторный опыт. В пробирку налейте 2-3 мл соляной кислоты, а затем опустите в нее гранулу цинка.
Что наблюдаете?
Запишем уравнение реакции: цинк +соляная кислота→ хлорид цинка +водород.
Составьте уравнения реакций:
Mg+ H2SO4→
Al+ H2SO4→
CuO+ Al→
Fe2O3+ Mg→
Сформулируйте понятие «реакции замещения».
Реакции замещения – это реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.
Лабораторный опыт. В четыре пробирки налейте 2 мл соляной кислоты, а затем опустите в них разные металлы.
1 – алюминий, 2 – цинк, 3 –железо, 4- медь. Что наблюдаете?
Металл способен вытеснять водород из кислот, только если он стоит в ряду активности металлов до водорода.
Лабораторный опыт. В первую пробирку налейте 2-3 мл сульфата меди(II), а затем опустите в нее железную скрепку, во вторую пробирку налейте 2 -3 мл хлорида железа(III) и опустите в нее медные опилки.
Что наблюдаете?
Запишем уравнение реакции: сульфат меди (II)+ железо →медь + сульфат железа (II).
Металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся в ряду активности металлов правее его, а сам может быть вытеснен из растворов солей металлами, расположенными левее его.
Закрепление.
Подчеркните символы металлов, которые взаимодействуют с соляной кислотой: Mg, Au, Cr, Cu, Al, Sn. Составьте уравнение возможных реакций.
Запишите уравнения возможных реакций.
Al + CuCl2→
AlCl3+ Cu→
Ag + Cu(NO3)2→
Cu + AgNO3→
Допишите уравнения реакций.
_____ + HCl→ AlCl3 + _____
Mg + _____→ MgSO4 +_____
Fe2O3 + H2→ Fe + ______
Na + H2O →NaOH + H2
Fe + ______→ Cu + FeCl2
Li + _____→ Li2O
Домашнее задание. Упр. 3 стр. 164 §31
Рабочая карта урока.
Учени ___ 8 класса____________________________________________________________
Тема урока: Реакции замещения.
Самостоятельная работа.
Определите тип химической реакции.
Fe(OH)3→ Fe2O3 + H2O
Расставьте коэффициенты в схемах реакций.
K + H2O → KOH + H2
Al + Cl2→ AlCl3
Составьте формулы веществ, определите класс соединений.
Хлорид магния ______________________________________________________
Сернистая кислота ____________________________________________________
Силикат натрия ______________________________________________________
Оксид калия__________________________________________________________
Определите степени окисления элементов в следующих соединениях:
Na3PO4 ,KCl , CO2
Лабораторный опыт. В пробирку налейте 2-3 мл соляной кислоты, а затем опустите в нее гранулу цинка.
Что наблюдаете?_________________________________________________________
Запишем уравнение реакции: цинк +соляная кислота→ хлорид цинка +водород.
_______________________________________________________________________
Составьте уравнения реакций:
Mg +H2SO4→
Al +H2SO4→
CuO+Al→
Fe2O3+Mg→
Реакции замещения-это __________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Лабораторный опыт. В четыре пробирки налейте по 2 мл соляной кислоты, а затем опустите в нихразные металлы.
1 – алюминий. Что наблюдаете?____________________________________________
2 – цинк. Что наблюдаете?________________________________________________
3 –железо. Что наблюдаете?_______________________________________________
4- медь. Что наблюдаете?__________________________________________________
Металл способен вытеснять _______________________ из кислот, только если он стоит в ряду активности металлов _______________________________________.
Подчеркните символы металлов, которые взаимодействуют с соляной кислотой: Mg, Ag, Zn, Cu, Hg, Fe. Составьте уравнение возможных реакций.
_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторный опыт. В пробирку налейте 2-3 мл сульфата меди(II), а затем опустите в нее железную скрепку.
Что наблюдаете?_________________________________________________________
Запишем уравнение реакции: сульфат меди (II)+ железо →медь +сульфат железа (II)
_______________________________________________________________________
Металл вытесняет из растворов солей другие _______________________, находящиеся в ряду активности металлов _____________________ его, а сам может быть вытеснен из растворов солей металлами, расположенными _______________ его.
Запишите уравнения возможных реакций.
Al + CuCl2→
AlCl3 + Cu→
Ag + Cu(NO3)2→
Cu + AgNO3→
Допишите уравнения реакций.
_____ +HCl→AlCl3 + _____
Mg + _____ →MgSO4 +_____
Fe2O3 + H2→Fe + ______
Na + H2O →NaOH +H2
Fe + ______ →Cu + FeCl2
Li + _____→Li2O
______ +H2O → KOH +_____
Рабочая карта урока.
Учени ___ 8 класса____________________________________________________________
Тема урока: Реакции замещения.
Самостоятельная работа.
Определите тип химической реакции.
Na2O + H2O →2NaOH
Расставьте коэффициенты в схемах реакций.
Cu + Ag NO3→Cu(NO3)2 + Ag
K+ O2→K2O
Составьте формулы веществ, определите класс соединений.
Хлорид бария _______________________________________________________
Гидроксид алюминия ________________________________________________
Карбонат натрия ____________________________________________________
Оксид серы (VI) _____________________________________________________
Определите степени окисления элементов в следующих соединениях:
H3PO4 , ZnCl2 , MgO
Лабораторный опыт. В пробирку налейте 2-3 мл соляной кислоты, а затем опустите в нее гранулу цинка.
Что наблюдаете?_________________________________________________________
Запишем уравнение реакции: цинк +соляная кислота→ хлорид цинка +водород.
_______________________________________________________________________
Составьте уравнения реакций:
Mg+ H2SO4→
Al+ H2SO4→
CuO+Al→
Fe2O3+Mg→
Реакции замещения - это __________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Лабораторный опыт. В четыре пробирки налейте 2 мл соляной кислоты, а затем опустите в них разные металлы.
1 – алюминий. Что наблюдаете?____________________________________________
2 – цинк. Что наблюдаете?_________________________________________________ наблюдаете?_____________________________________________________
4- медь. Что наблюдаете?__________________________________________________
Металл способен вытеснять _______________________ из кислот, только если он стоит в ряду активности металлов _________________________________________.
Подчеркните символы металлов, которые взаимодействуют с соляной кислотой: Mg, Au, Cr, Cu, Al, Sn. Составьте уравнение возможных реакций.
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторный опыт. В пробирку налейте 2-3 мл сульфата меди(II), а затем опустите в нее железную скрепку.
Что наблюдаете?_________________________________________________________
Запишем уравнение реакции: сульфат меди (II)+ железо →медь + сульфат железа (II)
_______________________________________________________________________
Металл вытесняет из растворов солей другие _______________________, находящиеся в ряду активности металлов _____________________ его, а сам может быть вытеснен из растворов солей металлами, расположенными _______________ его.
Запишите уравнения возможных реакций.
Al + CuCl2→
AlCl3+ Cu→
Ag + Cu(NO3)2→
Cu + AgNO3→
Допишите уравнения реакций.
_____ +HCl→ AlCl3 + _____
Mg + _____→MgSO4 +_____
Fe2O3 + H2→ Fe + ______
Na +H2O →NaOH +H2
Fe + ______→ Cu + FeCl2
Li + _____→ Li2O
______ + H2O →KOH +_____