Разработка урока на основе дифференцированного подхода с использованием игровой технологии обучения: Фестиваль в Ханты-Мансийске
Разработка урока на основе дифференцированного подхода с использованием игровой технологии обучения.
Пояснительная записка к проекту урока.
Представляю разработку урока на основе дифференцированного подхода с использованием игровой технологии обучения. Цель технологии: обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Педагогическая ценность игровой технологии заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ученик руководствуется личностными установками и мотивами. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Механизм игрового обучения: игровые методы вовлечения обучающихся в творческую деятельность, нацеленность на самоутверждение перед одноклассниками, ориентация на речевую деятельность.
Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям, является обучающая игра. Обучающие игры способствуют наиболее полному раскрытию способностей обучающегося. При включении детей в ситуацию обучающей игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Многолетний стаж работы позволяет утвердиться во мнении, что наиболее высоких результатов в обучении можно достичь на основе дифференцированного подхода к детям. Выбор данного подхода обусловлен стремлением создать благоприятные условия для развития каждого ребенка и повышения качества обучения через организацию подобного подхода. Так, урок разработан на основе обучающей игры с применением индивидуального и дифференцированного подходов к воспитанникам. Ведущая педагогическая идея урока - индивидуальный и дифференцированный подход, заложенный в основу опыта, не приспособление целей и содержания обучения к отдельным школьникам, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей ребенка.
Отмечу, что для детей игра прежде всего — увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости, ощущение посильности заданий — всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игры, используемые на уроках (в частности игра предложенного урока), соответствуют определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, изучаемому материалу, а так же учитывают возрастные особенности школьников.
Тема урока: «Фестиваль в Ханты-Мансийске».(«Festival in Khanty-Mansiysk»)
Предметная область: иностранный язык, авторская разработка урока в рамках внедрения регионального компонента на уроках иностранного языка.
Класс: 10 класс. В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется. Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер; интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением и стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте и личностное творческое отношение к учебе. Это наиболее эффективно просматривается через групповое взаимодействие в игровой деятельности и благотворно влияет на развитие компетенций ученика.
Тип урока: урок совершенствования умений коммуникативной компетенции;
Реализация и практика ФГОС на средней ступени позволяет понять значимость введения, поэтому данный урок разработан в рамках ФГОС с целью оптимизации учебного процесса, развитие личностных, метапредметных и предметных УУД. Рамки урока по ФГОС просматриваются через способы организации урока; взаимодействие участников в достижении целей личностного, социального и познавательного развития; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; роли и значения видов деятельности.
Цели урока: исходя из общей цели изучения иностранного языка на старшей ступени обучения, направленной на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - были определены следующие цели урока:
Цель деятельности учителя: совершенствование коммуникативной компетенции у старших школьников на основе аудирования и говорения;
Цель деятельности учащихся: на основе предложенного материала систематизировать и обобщить полученные знания в условиях обучающей игры; грамотно и логично использовать лексико-грамматические средства языка в речи.
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучающихся:
ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости; расширение общего кругозора обучащихся, создание условия для отработки навыков и умений в говорении, восприятии иностранной речи на слух;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- познавательные УУД: умение получать, анализировать, сравнивать, классифицировать, сопоставлять информацию из разных источников; умение представлять результаты своей деятельности по предложенному плану;
- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучающихся:
совершенствовать навыки аудирования с целью понимания основного содержания прослушанного; совершенствовать навыки говорения.
Воспитательная задача урока: способствовать формированию положительной мотивации в культурной жизни ХМАО и развитию положительного отношения к культуре, традициям и истории коренных народов Севера; формирование чувства партнерства и сотрудничества в рамках соперничества.
Форма проведения урока: обучающая игра «Фестиваль в Ханты-Мансийске».
Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, дифференцированный с применением методов АМО (активных методов обучения). Современность урока отмечается наличием инноваций, а именно: применение личностно-ориентированного подхода, применение активных методов обучения, использование современных оценочных средств, разных форм работы на уроке, а так же просматривается профориентационное направление в области экономики, туризма и лингвистики.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, парная, самостоятельная.
Формы контроля: самопроверка, взаимопроверка.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся воспроизведут по памяти изученные лексико-грамматические структуры на основе совершенствования коммуникативных компетенций, а также познакомятся с жизнью и бытом коренных народов Севера.
Особенности урока: содержательный уровень урока богат материалом о жизни коренных народов Севера. Он наполнен решением исследовательских задач для обучающихся - глубиной раскрытия темы, установлением причинно-следственных связей между существующей проблемой и реальностью ее решения для конкретных школьников. В основе урока – дифференцированный подход. Урок позволяет решить противоречия между содержанием обучения и индивидуальными возможностями ребенка, между изложением материала и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения материала. Урок выстроен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Реализация целей урока предполагает разделение на три команды из расчета присутствия 12-14 человек в подгруппе. Урок построен с применением технологии АМО. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Они же обеспечивают многоуровневую коммуникацию всех участников урока. В конкретном случае позволяют разделить класс в начале урока на команды методом подбора похожих по какому-либо признаку пар слов, которые предлагаются ребятам на карточках. Роль учителя – председатель-ведущий, т.к. учитель ведет урок по заранее спланированному сценарию; знакомит с инструкцией выполнения задания, полностью регламентируя правила и временные рамки. Также выполняет контролирующую и корректирующую функцию в рамках ученического само- и взаимооценивания.
Урок выстроен по принципу технологии соревнования между командами. В начале урока учитель объясняет правила игры, мотивируя участников и побуждая их к действию. Каждой команде предлагается экспертный лист на команду соперника, где прописаны задания урока. Экспертный лист содержит в себе номер конкурса и его название. Обучающиеся вписывают результаты команды соперника. Таким образом, происходит взаимопроверка. Еще один прием соревнования вводится путем раздачи учителем поощрительных жетонов за правильный ответ. В конце урока команда, набравшая больше жетонов, занимает 1 место. Внутри команды каждый участник набирает жетоны, если он правильно ответил. В конце урока ученики внутри команды, набравшее максимальное количество жетонов, получают положительные оценки. Правила игры не однозначны, они могут варьироваться в зависимости от увлеченности и работоспособности учеников.
Так как урок был разработан в рамках внедрения регионального компонента в школьном образовательном процессе, он был представлен на Краеведческой конференции «Шатиловские чтения».
Ресурсы: доска, компьютер, проектор, видеозапись, картинки по теме, карточки для групповой работы, таблицы для заполнения информацией, экспертные листы.
Методы и приемы урока: игра-конкурс, метод экскурсии, метод разноуровневого обучения, обмен знаниями при работе в группах, активные методы.
Организация классного кабинета: рабочий стол учителя, три рабочих зоны для команд.
Проект урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «ФЕСТИВАЛЬ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКЕ»
Цель этапа | Содержание урока | Методы, приемы, формы | Средства обучения | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
1.Introduction -2 минуты. Для разделения на команды обучающимся предлагается выбрать листок, где написаны слова. Задача учеников –найти принцип, по которому эти слова можно собрать сначала в пары, а потом в группы. Следуя этому принципу, передвигаясь по кабинету, ученики находят пару себе, а затем объединяются в группы. | ||||
Подготовить обучающихся к работе на уроке | Good morning, boys and girls! Glad to see you today! How are you? Sit down, please. Have you heard the bell? It’s time to begin the lesson. Today we have much to do. What is the first thing to be done on the lesson? Thank you for your answers. Today I want you to play a game. Would you like to play it? I’d like you to be divided into 3 groups (up to four persons). Take these lists with the words written. Think over and find the persons to work with. (Appendix 1) Do your best and you’ll get any scores. The winners take it all!! In some minutes we’ll have a game. But first let us remember some information. You have lists to make controlling other groups. Write down your opponents’ results. Be very attentive because these results will be your mark at the end of the lesson. Try to follow the rules of group work: if you are ready to answer put your hands up. Don’t speak up. You will have a red paper sign for correct answers. Collect them as more as you can – you’ll have a good mark for the most of them. Then you’ll be a winner. | -We should ask the date and write it into our copybooks. -What date is it today? – The tenth of September. -What season is it today? – It’s autumn. -What day of week is it today? – It’s Friday? It’s my favourite one. -What’s the weather like today? – It’s warm and sunny and a little bit windy. -Who is away? – (Lutik) | фронтальная работа, парная работа, метод организации учебно-познавательной деятельности, репродуктивный метод | Информация на слайде |
II. Setting up the aim – 2 минуты.Этап актуализации субъектного опыта обучающихся. Постановка цели урока. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Используя АМО, учитель предлагает символы Ханты, Манси прилепить магнитом на доску в ту область диаграммы, которая подходит по личным интересам. В диаграмме отмечены целевые направления. Анализирует результаты, сводя к тому, что они все собрались для единой цели – учить английский.(Слайд 2) | ||||
Обеспечение мотивации учебной деятельности | 1.T – Ps: I have seen one interesting advertisement in our local newspaper “Varta”. Would you like to look it through? What is it about? And this video will help you to realize the information. 2.T – Ps: Do you want to visit it to get more information about Khanty and Mansy living? 3.T – Ps: What do you think you have come to have English lesson today for? What are you going to do today? 4.T – Ps: Everybody has Khanty’s symbols on the desks, take them and write down the wish you want to become true with by the end of the lesson. 5.T – Ps: Now go to the board and stick your symbols on it. Look, we have the same wishes: to speak, to listen, to communicate and get to know more information about Khanty and Mansy.So our aim today is to get to know more information and communicate with each other.(Slide 2) | 1. The ad’s about inviting to Festival in Khanty - Mansiysk and video has helped us to find the information in the newspaper. 2. Yes, of course. 3. Students’ answers. 4. Students take symbols such as a fish, a boat, an axe, a deer, a sleigh; write down the wish they want to become true by the end of the lesson. 5. Students go to the board and stick their symbols on it. | Парная работа Эвристический метод Метод стимулирования Фронтальная работа | Газета «Варта», новостное видео с Открытого Фестиваля в Ханты-Мансийске, Карточки–символы народов Севера, доска |
III. Warming up activities – 6,5 минут.Этап подготовки к изучению основного материала. Создание мотива для речевой деятельности в рамках активизации вопросно-ответного взаимодействия. | ||||
1)Обеспечение мотивации учебной деятельности 2)Обогащение лексического запаса 3)Формирование навыков говорения 4)Соверш. Произнос. навыков | 1.T – Ps: Look at the board. You can watch the presentation to illustrate some of the words. Let’s read them. (Slide 3) 2.T – Ps: Now our game is on!! The first game - answer the questions. Don’t break the group work rules. Follow the instruction. Put your hands up when ready. -What languages do Khanty usually speak nowadays? -How can you call the people who live in the North of Siberia? -What do the Khanty look like? -What are their trades to live? -Do the Khanty live in villages, towns or in settlements? Why? -What is the climate like in the region where the Khanty live? The teacher makes a summary, tells the results. | 1. Students read the words. Ask for meaning if they do not know it. 2. Students answer the questions: 1. They can speak Khanty and Russian. 2. We call them Khanty and Mansy. 3. They are short, slim with.. 4. They hunt and go fishing. They bread deer. 5. They live in settlements in th North because they want to free and live in their own land. But some young people live in towns. 6. The climate where they live is rather severe. | Парная работа Исследовательский метод Репродуктивный метод | Доска с новыми лексическими единицами, слайд |
IV. Pre-listening activities – 4,5 минуты.Первичное усвоение лексического материала и его грамматической структуры с целью облегчения овладением говорения и слушания. Оценка качества выполнения задания заключается не только в выборе подходящего заголовка, но и в обосновании данного выбора. | ||||
1)формирование навыка аудирования (поним. осн.. идеи) | 1.T – Ps: We’ll start the second game. 2.T – Ps: Now it’s time to listen the information about the Festival. I suggest you to give a title for this event. You have some of them, choose the right one. Then try to prove your idea. (Slide 4) The teacher makes a summary, tells the results. | They listen to the text for the first time and choose the title. (Appendix 2) Students can choose one person from the team to prove their choice. | Индивидуальная работа | Аудиозапись, Таблица |
V. While-Listening comprehension – 10 минут.Этап развития умений коммуникативной компетенции - аудирования. При выполнении данного задания запланированы изменения сценария данного этапа. Если ученики сталкиваются с определенными трудностями в понимании текста и заполнении таблицы, то, в таком случае, предлагается обменяться таблицами между командами. Другая команда подписывает свою информацию. Таким образом, пройдя круг, таблица возвращается к первоначальной команде. Далее идет анализ и взаимооценка. | ||||
1)формирование навыка аудирования (понимание детальной инф-ции), сравнение, анализ | 1. T – Ps: We’ll start the third game. 2. T – Ps: Everybody has the lists with the table. Watch the video without any sound and try to fill in the table. (Slide 5) The teacher makes a summary, tells the results. 3. T – Ps: The fourth game is starting. Listen the text for the second time and choose the right answer: it is called True – False task. (Appendix 4) The teacher makes a summary, tells the results. | Students listen to the video and fill in the tables. (Appendix 3) Then they exchange the tables to control. 2. Students give answers to each other and discuss them. 3. They listen to the text and choose the right answer from the list. Students work in a group. They can discuss, ask each other questions. To examine the results they exchange the lists and check the answers. | Метод самостоятельной работы Метод сообщения новых знаний Групповая работа | Аудиозапись, Карточки с заголовками (можно на доске) |
VI. Post-listening activities - 15 минут.Активизация изученного материала через говорение. На данном этапе предусмотрено изменение состава команд. Каждый участник команды выбирает уровневое задание и в соответствии с заданием формируются новые группы. Ученики работают в группе, производя самоконтроль и взаимопроверку, оценивая друг друга, занося баллы в экспертный лист команды, участник которой ей принадлежит. Этап не разбит на подвременные рамки, они могут варьироваться в зависимости от увлеченности и работоспособности учеников. | ||||
1)информационно-поисковое чтение, анализ 2) развитие грамматического навыка 3)закрепление, развитие навыка говорения | 1.T – Ps: The fifth game’s starting! You have the text on your desks but it has been cut through. Try to restore the information you’ve heard from the video in the right order. (Appendix 5) (Slide 6) The teacher makes a summary, tells the results. 2.T – Ps: Let us start the sixth game. This step of the lesson is full information speaking. The less mistakes are done the more points are given to you (up to five). You have cards with questions in. Read them, try to answer. Some of you (one from the team) have a chance to retell the information about the Festival using the cards. And some of you have a chance to tell the information without any cards. (Appendix 6) 1 level: tell the answers; 2 level: tell the main idea with the card; 3 level: tell the main idea without the card.(Slide 7,8) The teacher makes a summary, tells the results. | 1. Students make up the information in right order. They work in groups. Each abstract has its number, pupils write numbers on the paper sheet, then give it to the opponents to be checked. 2. Students discuss the questions 2 minutes in groups. Then teacher reads the questions and they give the answers. The group gets a score if it gives correct information. 3. Pupils take different roles according to the tasks. Someone answers the questions, someone tells the main idea with the card, someone tells the main idea without the questions. Students change their places according to the task. Now they have three new groups according to the levels, they tell to each other the information and give marks to each other in range from 3 up to 5. After that they tell their results and sum them up. | Групповая работа Метод обьяснения Метод контроля и самоконтроля Прием логического задания Парная работа Индивидуальная работа | Разрезанный на части текст Карточка с вопросами |
VIII. Conclusion – 5 минут. Этап рефлексии и оценивания. Учитель спрашивает о положительном опыте, полученном на уроке. Просит высказать свое мнение и по Фестивалю, и по уроку. Анализируют работу команды. | ||||
Подведение итогов, формирование личной ответственности за результаты деятельности | 1.T-Ps: So, we’ve done much today. You were very active and interested today. Let me ask you some questions, be ready to answer: 1. What important have you done today during the lesson? 2. Why do we discuss the Khanty – Mansiysk Festival? 3. What kind of work did you like best? 4. What did you do best/worst? 5. What was the most difficult for you to do today? 6. Have you anything to think over a bit more? 7. Have you got to know anything new today? 8. Would you like to tell your friends about this Festival? 2.You can see the paper on the board, let’s make a diagram “What have you done best today?” and stick your card. 3.Your home task: imagine youself to be a reporter and make a note into a local newspaper “Varta” about the Festival in Khanty-Mansiysk. Let’s analyze our results. I’m so happy to have this lesson with you today. The winner is …You’ve done your best today. Have a nice day! | 1. Students answer the questions, give some conclusions, measure their results in the game, think over the ratings. 2. Students stick cards to the paper on the board to show their results. They make a summary about the lesson and if they improved their knowledge. | Парная работа Метод контроля и самоконтроля Прием сотрудничества | Стикеры, таблица-диаграмма на доске |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Appendix 1
Appendix 3
Appendix 4 1.The Festival takes place in Khanty-Mansiysk. (T) 2.The Finno-Ugric people, members of Government and other people take part in this Festival. (T) 3.50% of the Khants speak the Khanty language.(F) 4.The Ukrainians, the Finnish, the Estonians are close to the Khants. (F) 5.Such Festivals are hold for solving globalization’s issues for the Khants. (T) 6.Khanty-Mansiysk is Russia’ oil capital. (T) 7.In 1960s the first wells were drilled so the Khants were forced to leave their habits. (T) 8.The leaders gather for the 5th Congress of the Finno-Ugric people one of the issues on their agenda will be how to combine the benefits of globalization. (T) Appendix 6 1. Where does the Festival take place? 2. Who usually takes part in such festivals? 3. Where do the Khants usually spend entire summer? 4. What are the Khants trades all year round? 5. When and why were the Khants forced to leave their habitats? 6. Had wells’ drilling a major influence on the indigenous people? 7. Do companies provide compensation for the use of their land? 8.What should the government do for the Khants? 9. What do the leaders gather for? 10. What are such festivals hold for? |
Appendix 5
1.This is not just a show for tourists. For Semyon and native elder from Siberia making things with an axe is a part of his everyday life. “We usually spend entire summer in the woods, so an axe comes in handy. We make boats, sleighs for our deer, and even cradles for our grandchildren.” Semyon and his family belong to the indigenous khanty tribe that has lived in Siberia for several thousands of years breeding deer, fishing and hunting. This family still tries to live the way their elders did and globalization has already reached their remote Siberian settlement. |
2. “Most elders in our settlement still speak the Khanty language but the youngsters, well, they know some of it but they usually speak Russian.” Khanty and another indigenous tribe Mansy account for less than 2% of the Khanty- Mansiysk region’s population. Almost two thirds of them have already tribute eagles for life in a big city. Traditional Khanty memorabilia is a big hit with tourists but their fears that its ancient country is becoming something souvenir itself that we can still see festivals like this for most Khanty people it is no longer part of their everyday life. The mainly thousands of kilometers apart the Fins, Hungarians and Estonians are actually close ethnic relatives of the Siberian subclass. Since early 1990s the Finno-Ugric people as they’re collectively known happen holding festivals to celebrate the kingship and a versity of their culture. Finnish president Tarja Halonen is a regular guest at such events. |
3.“We have had always wonderful feeling and a family meeting. You know that the Finno-Ugric people are not too big one. As in bad this region’s very important also because of the natural resources so we could say in the case of Russia they … of resources for the whole nation… I hope so that the government we also pay back for the people …” Khanty- Mansiysk is Russia’s oil capital. About 60% of the country’s oil is produced here. But what has been a blessing for the population at large has proved to be a curse from many of the native people. When the wells were first drilled here in the 1960s many indigenous tribes were forced to live their habitats. “Back then it was oil its any cost and of course it had a major influence on the indigenous people. Essentially it bought a man into a mendicant lifestyle.” |
4.The plough things are turning around. Alexander, a prominent Khanty activist, says major companies are legally bound to agree their developments plans with native people and to provide compensation for the use of their land. Oil companies used to provide aboriginals with snow mobiles as compensation and now indigenous people are starting to ask for a pair of deer instead of a snow mobile. As one of the Khanty eldest put it when we trade our deer for machines we are putting one foot in a grave of our culture. As leaders gather for the fifth Congress of the Finno-Ugric people one of the issues on their agenda will be how to combine the benefits of globalization with the traditional lifestyle. |
Appendix 6
Slide 1 | Slide 5 | Slide 9 |
Slide 2 | Slide 6 | Slide 10 |
Slide 3 | Slide 7 | Slide 11 |
Slide 4 | Slide 8 |
Потамошнева Наталья Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна