12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карасёва Наталья Анатольевна92
Россия
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
6

Разработка урока обществознания 7 класс с презентацией по теме "Кто стоит на страже закона"

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс

Тема: «Кто стоит на страже закона»


Цель урока:

Способствовать формированию правового сознания; сформировать у учащихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства.

Задачи урока:

Учебная:

Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.

Развивающая:

научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

Воспитательная:

формирование правовой культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.

Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: определять понятия: «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»

Получат возможность научиться: решать правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной

Тип урока: Изучение новой темы

Информационно – технологические ресурсы:

-учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс. – М: Просвещение, 2017.; раздаточный материал (Конституция РФ;

правовые документы)

Оборудование

-мультимедийный проектор;

-компьютер;

-презентация «Кто стоит на страже закона»

Методы и формы обучения:

Методы: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, проектная деятельность

Ход урока

(Для работы на уроке учащиеся заранее делятся на 3 группы и занимают свои места)

1. Организационный момент

(Для создания позитивного психологического настроя демонстрирую «Звёздное небо». Звучит музыка М. Таривердиева «Маленький принц». На фоне музыки рассказываю легенду.

« На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет судьбу новорождённого, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый Бог даёт ему право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или причинять вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звёздочка, то она будет самобытной, неповторимой и необычайно сложной, ярко сверкать, наполняя мир и людские души светом, теплом и красотой. Закройте на мгновение глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите её тепло, лёгкость, радость и вдохновение. Откройте глаза. Посмотрите на меня. Я желаю вам сегодня на уроке также ярко сверкать, как ваша звёздочка. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке») 

2. Актуализация знаний по ранее изученной теме

Ребята, давайте вспомним, о чём вы говорили на предыдущих уроках.

У Василия Андреевича Жуковского есть такие слова, написанные в 1814 году:
Закон – на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет!
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал – тот вниз проскочит,
А кто велик – перешагнет.

О каком явлении общественной жизни идёт речь? Как вы понимаете смысл последних двух строк?

Давайте сделаем вывод: для чего нам необходимы правила, законы?

Законы необходимы, чтобы был порядок! Законы важны для любого государства и необходимы гражданам.

В каких документах закреплены наши права и обязанности?

3.Мотивационный момент. Определение темы и постановка целей урока

Но не все граждане соблюдают законы. О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах телевидения. А если случилось ЧП с вами или вашими близкими? Что тогда делать?

Я предлагаю вам послушать куплет одной песни и попытаться задать тему урока.

Звучит песня «Наша служба и опасна и трудна…»

Ученики выдвигают версии темы урока…

Тема: «Кто стоит на страже закона?»

Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос? (на слайде появляются слова: суд, прокуратура, таможня, полиция, ФСБ, нотариусы, адвокаты)

Как вы думаете, какое общее понятие мы можем дать всем тем государственным структурам, что вы назвали? Правильно, правоохранительные органы.

Заглянем в толковый словарь Ожегова: Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых  является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).

Какую цель нашего урока вы поставите? (познакомиться с правоохранительными органами РФ и функциями, которые они выполняют.

4. Изучение нового материала. Работа в группах.

Ребята, чтобы поближе познакомиться с правоохранительными органами и их функциями, вы разделились на 3 группы. Наша задача – подготовить прикладной проект. Цель которого: принести конкретную пользу себе или кому-то ещё.

А результатом проекта будет краткий справочник «Кто стоит на страже закона?» Каждая группа будет собирать информацию об одном правоохранительном органе: прокуратура, суд, полиция. (дети выбирают карточку с названием). Обратите внимание на задания (они напечатаны у вас на столах), поработайте с документами, статьями из Конституции, материалом учебника и письменно ответьте на вопросы. После этого координатор группы представляет результат работы. На слайде оценочный лист.

Оценочный лист работы группы

1.Представьтесь

- назовите фамилию и имя;

-какую творческую группы представляете, состав группы, роль каждого;

2. Какую цель поставила группа;

3.Продемонстрируйте результат работы группы

4.Оценка

-что было трудным?

-какие проблемы возникали?

-что вы до сих пор не поняли?

-в чем вы стали более уверенны?

Итак, группы готовы?

Задания для группы «СУД»

Внимательно прочитайте текст (стр. учебника 57-59), обсудите статьи Конституции 46, 119, 120.

Ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто такой судья? Каким должен быть судья?

__________________________________________________________________

Кому подчиняются судьи? ___________________________________________

Сформулируйте определение:

Суд- это____________________________________________________

Конституция РФ

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.


 
Статья 119
      
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.


Статья 120
      
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Учитель: Молодцы, ребята. Посмотрите на экран. Это изображение богини правосудия – Фемиды. Как вы думаете, почему древние греки изображали богиню с завязанными глазами и с весами в руках? (весы говорят о том, что наказание должно быть равным совершенному деянию, а закрытые глаза указывают на то, что суд должен быть справедливым и решения основываться на законе, а не на эмоциях, меч говорит о том, что закон не только наказывает, но предупреждает.

Один из главных принципов правосудия – презумпция невиновности. Он означает, что пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.

А знаете ли вы, что…? (интересные факты из истории суда)

Персидский царь Кир однажды приговорил к смерти… реку. Когда правитель переправлялся через реку Диалу, то, в результате несчастного случая, его любимый конь утонул. Впавший в отчаяние Кир приказал прорыть несколько сотен каналов, чтобы осушить реку.

Государственные преступники в Древнем Риме карались очень жестоко: к ним применялось особое наказание, которое называлось проклятие памяти. Виновный не только подлежал казни, но также должны были быть уничтожены все члены его семьи, а также любое упоминание о том, что такой человек когда-то существовал. 

В Средние века животным очень часто выносились обвинительные приговоры. Чаще всего их подозревали в колдовстве, происходило это в рамках бушующей охоты на ведьм.

Штраф для компьютера В результате ошибки программы банковского компьютера, он рассылал напоминания о долге людям, которые погасили задолженности, либо же объявили о своем банкротстве. Несколько клиентов написали жалобу, после чего судья постановил в качестве наказания изъять из компьютера 50 МБ постоянной и 10 МБ оперативной памяти. 

Учитель: наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать. Давайте послушаем песню охраны короля и разомнемся. Я буду вам показывать движения, а вы их повторяйте. 

Физминутка под музыку

Почетна и завидна наша роль, (расправить спину, плечи)

Да наша роль, да наша роль, да наша роль, (поднять подбородок, повороты головы влево - вправо)

Не может без охранников король. (пожимание плечами)

Когда идём, дрожит кругом земля, (ходьба на месте)

Всегда мы подле, подле короля. (шаг в сторону и обратно)

Ох, рано встает охрана. (медленное потягивание рук вверх)

Если близко воробей, мы готовим пушку. (неглубокие приседания с поворотом туловища)

Если муха, муху бей, (потряхивание рук и медленный их подъем на уровень груди)

взять её на мушку. (хлопок ладонями)

Учитель: Молодцы! Давайте продолжим нашу работу.

2 группа. Полиция

Внимательно прочитайте текст на стр. 60-62 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные принципы полиции?____________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попытайтесь сформулировать определение: полиция – это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ

Криминальная полиция

Полиция общественного порядка

Задачи криминальной полиции:

- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Задачи полиции общественной безопасности:

- обеспечение личной и общественной безопасности;

- охрана общественного порядка;

- предупреждение и пресечение правонарушений.


В состав криминальной милиции входят следующие подразделения:

- уголовный розыск;

- подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;

- подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- криминалистические лаборатории и др.


В состав милиции общественной безопасности входят:

- подразделения патрульно-постовой службы;

- дежурные части;

- ГАИ;

- паспортно-визовые службы;

- участковые инспектора;

- подразделения по делам несовершеннолетних и др.



Учитель: История существования полиции насчитывает не малое количество лет. В 1715 году Петр I создал в России службу охраны общественного порядка и назвал ее «полицией», полицейский выглядел примерно так (картинка). Само слово «полиция» в переводе с греческого имеет дословный перевод как «городское управление», и в обязанности полицейских входили следующие задачи: обеспечение пожарной безопасности, попечительство детей, устройство дорог, отлов и арест преступников, уборка мусора и др. В 19 веке полиция стала системой государственных служб по охране порядка и борьбе с преступностью. В 1917 году вместо полиции создана милиция (в переводе с латинского «войско», «народное ополчение»). С 1 марта 2011 года в России вступил закон «О полиции»

3 группа. Прокуратура

Внимательно прочитайте документ, статью 129 Конституции РФ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратуры?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы функции прокуратуры?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформулируйте определение: прокуратура – это__________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ

Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор вправе принять поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты.

Конституция РФ

Статья 129
      
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
       2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
       3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
       4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
       5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Учитель: Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. Органы прокуратуры возбуждают уголовные дела, поддерживают обвинение в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе

ФСБ борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против интересов всего государства.

Таможенная служба следит за законностью перевозки товаров через границу. И никогда не позволит, чтобы некачественный товар из других стран попал на прилавки наших магазинов.

Учитель: Спасибо всем группам за работу. Посмотрите, какой результат прикладного проекта у нас получился – познавательный, важный, актуальный справочник (сделать скрепку). Какую пользу он несёт? Для вас, для других? Скажите, как мы можем донести информацию до других школьников? (выложить в Сеть, распечатать и повесить в школе, в классном уголке).

5. Закрепление и коррекция знаний. Решение ситуационных задач

Ребята, сегодня вы узнали много интересного о правоохранительных органах РФ.

1 задание: Соотнеси правоохранительные органы и задачи, которые они призваны выполнять

А) Суд


Б) Прокуратура


В) Полиция


Г) Таможня


Д) ФСБ


1)следит за законностью перемещений товаров через границу


2) осуществляет правосудие


3) борьба с терроризмом, шпионажем


4) противодействует преступности, охраняет общественный порядок


5) надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в суде


2 задание: В какой правоохранительный орган необходимо обратиться, если……..

1. Человеку угрожают расправой, или украли телефон, его вещи. (полиция)

2. Соседи затопили квартиру гражданки М. и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб. (Суд);

3. Гражданина незаконно задержали, доставили в полицию, грубо с ним обращались (прокуратура).

6.Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли цели?

Оцените по 5-ти бальной системе свою работу с трёх позиций:

Я (личный вклад)

Дело (работа в группе)

Мы (работа всего класса)

Спасибо за урок . Очень приятно было с вами работать. Вы настоящие звёздочки. Желаю вам ещё ярче сверкать и быть неповторимыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочный лист работы группы

1.Представьтесь

- назовите фамилию и имя;

-какую творческую группы представляете, состав группы, роль каждого;

2. Какую цель поставила группа

3.Продемонстрируйте результат работы группы

4.Оценка

-что было трудным?

-какие проблемы возникали?

-что вы до сих пор не поняли?

-в чем вы стали более уверенны?











































Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.