Разработка урока обществознания в 7 классе с презентацией по теме «Кто стоит на страже закона»
Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс
Тема: «Кто стоит на страже закона»
Цель урока:
Способствовать формированию правового сознания; сформировать у учащихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства.
Задачи урока:
Учебная:
Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.
Развивающая:
научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)
Воспитательная:
формирование правовой культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.
Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.
Планируемые результаты
Предметные
Научатся: определять понятия: «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»
Получат возможность научиться: решать правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Личностные УУД
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной
Тип урока: Изучение новой темы
Информационно – технологические ресурсы:
-учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс. – М: Просвещение, 2017.; раздаточный материал (Конституция РФ;
правовые документы)
Оборудование
-мультимедийный проектор;
-компьютер;
-презентация «Кто стоит на страже закона»
Методы и формы обучения:
Методы: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, проектная деятельность
Ход урока
(Для работы на уроке учащиеся заранее делятся на 3 группы и занимают свои места)
1. Организационный момент
(Для создания позитивного психологического настроя демонстрирую «Звёздное небо». Звучит музыка М. Таривердиева «Маленький принц». На фоне музыки рассказываю легенду.
« На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет судьбу новорождённого, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый Бог даёт ему право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или причинять вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звёздочка, то она будет самобытной, неповторимой и необычайно сложной, ярко сверкать, наполняя мир и людские души светом, теплом и красотой. Закройте на мгновение глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите её тепло, лёгкость, радость и вдохновение. Откройте глаза. Посмотрите на меня. Я желаю вам сегодня на уроке также ярко сверкать, как ваша звёздочка. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке»)
2. Актуализация знаний по ранее изученной теме
Ребята, давайте вспомним, о чём вы говорили на предыдущих уроках.
У Василия Андреевича Жуковского есть такие слова, написанные в 1814 году:
Закон – на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет!
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал – тот вниз проскочит,
А кто велик – перешагнет.
О каком явлении общественной жизни идёт речь? Как вы понимаете смысл последних двух строк?
Давайте сделаем вывод: для чего нам необходимы правила, законы?
Законы необходимы, чтобы был порядок! Законы важны для любого государства и необходимы гражданам.
В каких документах закреплены наши права и обязанности?
3.Мотивационный момент. Определение темы и постановка целей урока
Но не все граждане соблюдают законы. О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах телевидения. А если случилось ЧП с вами или вашими близкими? Что тогда делать?
Я предлагаю вам послушать куплет одной песни и попытаться задать тему урока.
Звучит песня «Наша служба и опасна и трудна…»
Ученики выдвигают версии темы урока…
Тема: «Кто стоит на страже закона?»
Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос? (на слайде появляются слова: суд, прокуратура, таможня, полиция, ФСБ, нотариусы, адвокаты)
Как вы думаете, какое общее понятие мы можем дать всем тем государственным структурам, что вы назвали? Правильно, правоохранительные органы.
Заглянем в толковый словарь Ожегова: Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).
Какую цель нашего урока вы поставите? (познакомиться с правоохранительными органами РФ и функциями, которые они выполняют.
4. Изучение нового материала. Работа в группах.
Ребята, чтобы поближе познакомиться с правоохранительными органами и их функциями, вы разделились на 3 группы. Наша задача – подготовить прикладной проект. Цель которого: принести конкретную пользу себе или кому-то ещё.
А результатом проекта будет краткий справочник «Кто стоит на страже закона?» Каждая группа будет собирать информацию об одном правоохранительном органе: прокуратура, суд, полиция. (дети выбирают карточку с названием). Обратите внимание на задания (они напечатаны у вас на столах), поработайте с документами, статьями из Конституции, материалом учебника и письменно ответьте на вопросы. После этого координатор группы представляет результат работы. На слайде оценочный лист.
Оценочный лист работы группы
1.Представьтесь
- назовите фамилию и имя;
-какую творческую группы представляете, состав группы, роль каждого;
2. Какую цель поставила группа;
3.Продемонстрируйте результат работы группы
4.Оценка
-что было трудным?
-какие проблемы возникали?
-что вы до сих пор не поняли?
-в чем вы стали более уверенны?
Итак, группы готовы?
Задания для группы «СУД»
Внимательно прочитайте текст (стр. учебника 57-59), обсудите статьи Конституции 46, 119, 120.
Ответьте на вопросы:
Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто такой судья? Каким должен быть судья?
__________________________________________________________________
Кому подчиняются судьи? ___________________________________________
Сформулируйте определение:
Суд- это____________________________________________________
Конституция РФСтатья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Учитель: Молодцы, ребята. Посмотрите на экран. Это изображение богини правосудия – Фемиды. Как вы думаете, почему древние греки изображали богиню с завязанными глазами и с весами в руках? (весы говорят о том, что наказание должно быть равным совершенному деянию, а закрытые глаза указывают на то, что суд должен быть справедливым и решения основываться на законе, а не на эмоциях, меч говорит о том, что закон не только наказывает, но предупреждает.
Один из главных принципов правосудия – презумпция невиновности. Он означает, что пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.
А знаете ли вы, что…? (интересные факты из истории суда)
Персидский царь Кир однажды приговорил к смерти… реку. Когда правитель переправлялся через реку Диалу, то, в результате несчастного случая, его любимый конь утонул. Впавший в отчаяние Кир приказал прорыть несколько сотен каналов, чтобы осушить реку.
Государственные преступники в Древнем Риме карались очень жестоко: к ним применялось особое наказание, которое называлось проклятие памяти. Виновный не только подлежал казни, но также должны были быть уничтожены все члены его семьи, а также любое упоминание о том, что такой человек когда-то существовал.
В Средние века животным очень часто выносились обвинительные приговоры. Чаще всего их подозревали в колдовстве, происходило это в рамках бушующей охоты на ведьм.
Штраф для компьютера В результате ошибки программы банковского компьютера, он рассылал напоминания о долге людям, которые погасили задолженности, либо же объявили о своем банкротстве. Несколько клиентов написали жалобу, после чего судья постановил в качестве наказания изъять из компьютера 50 МБ постоянной и 10 МБ оперативной памяти.Учитель: наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать. Давайте послушаем песню охраны короля и разомнемся. Я буду вам показывать движения, а вы их повторяйте.
Физминутка под музыку
Почетна и завидна наша роль, (расправить спину, плечи)
Да наша роль, да наша роль, да наша роль, (поднять подбородок, повороты головы влево - вправо)
Не может без охранников король. (пожимание плечами)
Когда идём, дрожит кругом земля, (ходьба на месте)
Всегда мы подле, подле короля. (шаг в сторону и обратно)
Ох, рано встает охрана. (медленное потягивание рук вверх)
Если близко воробей, мы готовим пушку. (неглубокие приседания с поворотом туловища)
Если муха, муху бей, (потряхивание рук и медленный их подъем на уровень груди)
взять её на мушку. (хлопок ладонями)
Учитель: Молодцы! Давайте продолжим нашу работу.
2 группа. Полиция
Внимательно прочитайте текст на стр. 60-62 учебника, документ и ответьте на вопросы:
Каковы главные принципы полиции?____________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Попытайтесь сформулировать определение: полиция – это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ
Криминальная полиция | Полиция общественного порядка |
Задачи криминальной полиции: - предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; - розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. | Задачи полиции общественной безопасности: - обеспечение личной и общественной безопасности; - охрана общественного порядка; - предупреждение и пресечение правонарушений. |
В состав криминальной милиции входят следующие подразделения: - уголовный розыск; - подразделение по борьбе с экономическими преступлениями; - подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; - криминалистические лаборатории и др. | В состав милиции общественной безопасности входят: - подразделения патрульно-постовой службы; - дежурные части; - ГАИ; - паспортно-визовые службы; - участковые инспектора; - подразделения по делам несовершеннолетних и др. |
Учитель: История существования полиции насчитывает не малое количество лет. В 1715 году Петр I создал в России службу охраны общественного порядка и назвал ее «полицией», полицейский выглядел примерно так (картинка). Само слово «полиция» в переводе с греческого имеет дословный перевод как «городское управление», и в обязанности полицейских входили следующие задачи: обеспечение пожарной безопасности, попечительство детей, устройство дорог, отлов и арест преступников, уборка мусора и др. В 19 веке полиция стала системой государственных служб по охране порядка и борьбе с преступностью. В 1917 году вместо полиции создана милиция (в переводе с латинского «войско», «народное ополчение»). С 1 марта 2011 года в России вступил закон «О полиции»
3 группа. Прокуратура
Внимательно прочитайте документ, статью 129 Конституции РФ и ответьте на вопросы:
Каковы главные задачи прокуратуры?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы функции прокуратуры?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте определение: прокуратура – это__________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ
Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.
Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.
Прокурор вправе принять поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты.
Конституция РФ Статья 129
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Учитель: Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. Органы прокуратуры возбуждают уголовные дела, поддерживают обвинение в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе
ФСБ борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против интересов всего государства.
Таможенная служба следит за законностью перевозки товаров через границу. И никогда не позволит, чтобы некачественный товар из других стран попал на прилавки наших магазинов.
Учитель: Спасибо всем группам за работу. Посмотрите, какой результат прикладного проекта у нас получился – познавательный, важный, актуальный справочник (сделать скрепку). Какую пользу он несёт? Для вас, для других? Скажите, как мы можем донести информацию до других школьников? (выложить в Сеть, распечатать и повесить в школе, в классном уголке).
5. Закрепление и коррекция знаний. Решение ситуационных задач
Ребята, сегодня вы узнали много интересного о правоохранительных органах РФ.
1 задание: Соотнеси правоохранительные органы и задачи, которые они призваны выполнять
А) Суд Б) Прокуратура В) Полиция Г) Таможня Д) ФСБ | 1)следит за законностью перемещений товаров через границу 2) осуществляет правосудие 3) борьба с терроризмом, шпионажем 4) противодействует преступности, охраняет общественный порядок 5) надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в суде |
2 задание: В какой правоохранительный орган необходимо обратиться, если……..
1. Человеку угрожают расправой, или украли телефон, его вещи. (полиция)
2. Соседи затопили квартиру гражданки М. и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб. (Суд);
3. Гражданина незаконно задержали, доставили в полицию, грубо с ним обращались (прокуратура).
6.Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли цели?
Оцените по 5-ти бальной системе свою работу с трёх позиций:
Я (личный вклад)
Дело (работа в группе)
Мы (работа всего класса)
Спасибо за урок . Очень приятно было с вами работать. Вы настоящие звёздочки. Желаю вам ещё ярче сверкать и быть неповторимыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный лист работы группы
1.Представьтесь
- назовите фамилию и имя;
-какую творческую группы представляете, состав группы, роль каждого;
2. Какую цель поставила группа
3.Продемонстрируйте результат работы группы
4.Оценка
-что было трудным?
-какие проблемы возникали?
-что вы до сих пор не поняли?
-в чем вы стали более уверенны?