Разработка урока математики в 4 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Технологическая карта урока
Урок: математика
Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел
Класс: 4 «Б»
ОУ: ГБОУ «Республиканский физико- математический лицей- интернат»
Учитель: Байбус :Наталья Константиновна
УМК: учебник «Математика 4 класс» авт. Л. Г. Петерсон и др.
Цели деятельности | Педагогическая: обеспечить условия для выведения правила сложения и вычитания смешанных чисел. Ученическая: в результате освоения данного модуля выведут правило сложения и вычитания смешанных |
Тип, вид урока | Открытие новых знаний |
Универсальные учебные действия (УУД метапред- | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; составлять план действий; сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать ошибки; учитывать Познавательные: выполнять анализ задания с большей долей самостоятельности; конструировать новый способ действия. Коммуникативные: прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать взаимодействие |
Приобретённая | Предметная; целостная |
Культурно-компетентностный опыт (уровень) | Знаниево-предметный; репродуктивно-деятельностный; креативно-преобразовательный; личностно-диалогический |
Объем освоения | Знание: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий. Способ действия при сложении и вычитании смешанных чисел: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий. Личностный смысл: предметно-содержательный; личностно-групповой; жизненно-практический |
Образовательные | Примеры с «окошками» (п. 2, I), таблицы (п. 4, I), таблицы (задание 2, с. 33), таблица (задание 8, с. 35), |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, |
I. Актуализация опорных знаний. Устные | – Вычислите: | Производят устные вычисления. | Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: выражение своих |
Рубрика «Давайте подумаем». | – Назовите такие двузначные числа, где сумма десятков и единиц равна 5. | Ответы: 14, 23, 32, 50, 41. | |
– Восстановите вычисления: | Выполняют задание. | ||
Решение задач. | – Укажите решение каждой задачи:1) От проволоки отрезали – это 18 м. Чему равна длина всей проволоки? | Решают задачи: 1) 18 : 3 · 4 = 24 (м). |
.
1 | 2 | 3 | 4 |
2) Сколько месяцев содержит года? | 2) 12 : 6 · 5 = 10 (м.). | и позиции в комму- | |
3) Площадь витрины квадратной формы | 3) 64 = 8 · 8, 8 · 4 = 32 (см). | ||
4) Из 7 дней весенних каникул Марина Какую часть каникул девочка провела | 4) . | ||
– Какую задачу можно назвать лишней? | – 1-я, 2-я и 4-я задачи на нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого; 3-я задача – на нахождение периметра квадрата. | ||
Сложение и вычитание дробей. | – Заполните таблицы:
| Выполняют задание. | |
– Что заметили при заполнении второй | – Результат – неправильные дроби: ; . |
1 | 2 | 3 | 4 |
– Преобразуйте данные дроби. | = 1; = 1. | ||
Постановка | – Вычислите сумму этих чисел, найдите их разность. Как выполнить данное задание? – Сформулируйте учебную задачу | Проблема, которую учащиеся пытаются – На уроке постараемся вывести правило | |
II. Совместное открытие Правило сложения и вычитания смешанных чисел. | Решите примеры: 1 + 1; 1 – 1. | Предлагают способы решения. Один из них: из целой части вычесть целую часть (сложение выполняется аналогично): 1 + 1 = 2; 1 – 1 = . | Познавательные: Регулятивные: во- Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения |
– А если оба числа будут состоять из целой | Предположения: действия производить отдельно – целое с целым, дробное с дробным. | ||
Работа по учебнику (задание 1, с. 32) | – Выполните задание с комментированием. – Как складывать и вычитать смешанные | Выполняют действия с фигурами, записывают равенства. Читают вывод (с. 32), комментируют примеры | |
Физкульт- | Организует проведение и выполнение физических упражнений | Выполняют упражнения | Личностные: осознание важности сохра- |
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нения и укрепления здоровья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Применение новых Практическая отработка выведенного правила. Работа | – Выполните задание самостоятельно. – Какие обитатели морей и рек зашиф- | Выполняют проверку по конечному
| Личностные: осознание ответственности за общее дело; следо-вание в поведении Познавательные: Коммуникативные: выражение своих |
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
Решение урав-нений. Работа по учебнику | – Выполните решение с комментированием | Выполняют задание | ностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотруд-ничестве разных | |||||||||
IV. Закрепление пройденного материала. Решение задач. Работа по учебнику (задание 6, с. 34). Блиц- | – Выполните задание с комментированием | Проверка по образцу на доске: а) а : 2 · 5 (км); б) b – с · 3 (п.); в) n : 2 – m : 3 (р.); г) а · 2 (см2). | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: Регулятивные: | |||||||||
– Какие знания помогли решить данные | – Знание формул: пути, работы, площади квадрата, стоимости. | |||||||||||
Работа по учебнику (задание 5, с. 34). | – Прокомментируйте каждую формулу. | Выполняют задание. | ||||||||||
Вычисления. Работа по учебнику (задание 8, с. 35). | – Выполните задание самостоятельно. | Проверка по конечному результату.
б) Высота – 5 029 м. Самая высокая вершина в Австралии – Джая. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Рубрика «Давайте подумаем». Работа | – Выполните задание с комментированием. | Анализируя чередование фигур, приходят | Коммуникативные: выражение своих |
Работа | – Выполните задание с комментированием | Находят закономерность: (88, 110, 132, 154, 176, 198, 220) | |
Домашнее | Выполнить задания 2 (б), 7, с. 33–34 | Записывают домашнее задание, задают вопросы, уточняют ход выполнения | |
VII. Рефлексия учебной | – Расскажите об открытиях сегодня на уроке. – Что узнали для себя нового? – Имеет ли данное открытие какое-либо – Приведите примеры | Отвечают на вопросы, приводят примеры | Личностные: следо-вание в поведении Познавательные: рефлексия способов Коммуникативные: формулирование и ар-гументация своего мнения в коммуникации |