Развитие эмоционального интеллекта у школьников в условиях кризиса

2
0
Материал опубликован 15 February

Литвиненко Наталья Федоровна,

педагог - психолог,

высшая категория

МОУ «СОШ №40»

Город Магнитогорска

Развитие эмоционального интеллекта школьников в условиях кризиса

Что такое эмоциональный интеллект?

Интеллект — это когнитивная способность организма, проявляющаяся в способности решать различные задачи, адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и успешно справляться с проблемами. 

Он является ключевым аспектом познавательной деятельности и позволяет субъекту эффективно учиться, исследовать, работать, общаться и успешно функционировать в социальной среде. 

А что такое эмоции?

Эмоции — это психические процессы, в которых отражается субъективная оценка человеком ситуации

Эмоции – душевное переживание, из словаря С.И. Ожегова.

Открытие, изменившее мир – эмоциональный интеллект. В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет

Метафора занятий по эмоциональному интеллекту «Слон и погонщик», где ум как погонщик, а слон – эмоции, поэтому очень важно разрешить конфликт между слоном и погонщиком, разобраться во внутренних противоречиях, найти правильный путь. Авторы книги « Сердце перемен» Чин Ден Хиз ( очень хорошая книга).Разберем структуру эмоционального интеллекта на примерах практических упражнений, которые проводятся с детьми.

Индентификация своих эмоций и эмоций других людей.

Все испытывают эмоции. Сам мир вокруг нас общается и постоянно « шлет» нам эмоциональные сообщения с весьма ценной информацией. Вы можете прочесть эмоции в каждой конкретной ситуации, тем более адекватно Вы можете себя в ней повести. Нужно отличать грусть и страх, злость и отвращение. И, кроме этого, понимать степень страха, злости или счастья.

Упражнение «Показать эмоции».

Разделимся на три группы, задания для групп:

1 группа Показать эмоцию, слушая стихотворение

2 группа Показать эмоцию только лицом, по предложенным рисункам.

3 группа Показать эмоцию только движением тела ( голова закрыта)

Использование эмоций в решении проблем

Способность вызвать у себя или у других определенную эмоцию изменяют стандартный путь мышления, помогают наблюдать вещи с разных точек зрения и в итоге становиться креативнее. То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Если грустим- видим мир одним образом, если счастливы- то воспринимаем те же события в ином ключе. Знание о том, какое настроение приводит к необходимым результатам, и возможность переключиться на « правильное настроение» - это и есть способность использовать эмоции для содействия мыслям.

Посмотрите на плакат « Измеритель настроения», как ты себя чувствуешь? Выберите квадрат по цвету. В каком состоянии ты находишься? (работа по квадратам. Матрица эмоционального настроения Д. Каруза )

Упражнение. Выбрать и назвать эмоции, относящиеся к каждому квадрату, используя эмоциональный термометр ( в качестве основы эмоционального термометра были выбраны модели эмоций Р. Плутчика и К. Изарда).

Нет плохих или хороших эмоций, все они необходимы для любого человека и мы должны их использовать для достижения своих целей и успеха в учебе, например, если взять страх, то эта эмоция как способ выживания нужна человеку. Печаль способствует сопереживанию, пониманию утраты. Злость помогает изменить свое негативное поведение, исправить ошибку, избавиться от зависимости. Удивление формирует интерес к чему либо новому. Доверие ведет к дружбе, к новым межличностным отношениям, повышение самооценки. Отвращение ведет к самосохранению.

Как можно использовать эмоции в решении сложившихся трудностей? Рассмотрим когда чем заниматься, когда находишься в той или иной эмоции.

Когда ты испытываешь гнев и злость можно направить эти эмоции на борьбу за права, добычу информации, критический подход.

Грусть и печаль направить на уборку комнаты, своего рюкзака, написание сообщения, сочинения, проверка ошибок, подумать ,что пошло не так.

Безмятежность и принятие побуждает на внимательное слушание, изучение новой темы, решение сложной задачи, выполнение домашнего задания

Восторг и радость использовать на творческие задания, высокая познавательная активность, мозговой штурм.

Главное научить детей переводить детей из одной эмоции на другую, из одного квадрата в другой

Упражнение. «Коробочка эмоций»

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. Пример:

Зрение: счастливая улыбка ребенка.

Слух: шум морской волны.

Вкус: сладкая клубника.

Обоняние: ароматы леса после дождя.

Осязание: объятия любимого человека.

Упражнение. «Разобрать по косточкам»

Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:

- Как я испытываю злость (другую эмоцию)?

- Почему я испытываю злость?

- Когда я уже испытывал злость?

- Как часто я злюсь?

- Чем злость мне помогает?

- Чем и где злость мешает?

Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.

3. Понимание и анализ эмоций и причин их возникновения.

Понимание эмоций означает возможность думать о них правильно. И так же правильно, соединять ситуацию с правильными эмоциями. И, разумеется, понимать, что в определенных ситуациях можно испытывать различные, иногда даже противоположенные, эмоции.

Упражнение «Компас эмоций»

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а другие могут выбрать – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Знание о том, какое настроение приводит к необходимым результатам, и возможность переключится на «правильное настроение». Как это делать, все просто - отслеживать эмоции, содержащих ценную информацию, а потом использовать их для решения целей.

Упражнение. «Дневник эмоций». Рекомендуется вести дневник 21 день. Каждые два часа определяете свои эмоции, определите ее интенсивность по шкале от 1 до 5.


Время

Эмоции: злость, страх, радость, печаль, доверие, отвращение, удивление, интерес

Интенсивность

1-5


Причина

02.01.25

радость

5

Приезжает бабушка Лиза


























Вы увидите свои преобладающие эмоции, мозг получается настроен на эти эмоции.

Понимание и использование эмоций в развитии навыков общения, ответственного принятия решений, создание и поддержка эмоционально-интеллектуальной комфортной среды в классе используем:

Технику: Создание эмоционально-интеллектуального кодекса класса.

Мы с детьми используем «Эмоциональный термометр». Знакомим детей с базовыми эмоциями.

Цель техники: создание и поддержка эмоционально-интеллектуальной, комфортной среды в классе, использования эмоций в решении задач, ответственного принятия решений.

- Какие эмоции мы хотим испытывать в классе каждый день?

- Что мы можем сделать, чтобы эти эмоции преобладали в классе?

- Какие эмоции и чувства мы не хотим испытывать в школе?

-Как мы будем справляться с некомфортными эмоциями и конфликтами?

- С какими поступками мы не хотели бы сталкиваться в школе?

Нарисовать карту « Путеводитель по эмоциям класса»

4. Управление своими эмоциям и чувствами других людей.

Управление эмоциям помогает разрешить конфликт, «обрабатывать» эмоции, не будучи напуганы ими. Этот важный навык можно применять при работе, учебе или в отношениях с другими людьми, и при управлении своими собственными эмоциями для повышения качества жизни. Можно объединить мышления с эмоциями и найти наилучшее из возможных решений и принять самые эффективные меры. В итоге – добиться гораздо большего успеха.

Также хочется предложить упражнения для развития эмоционального интеллекта, вызывающие эмоции, которые помогают преодолеть неуспеваемость в учебе.

Упражнение для пробуждения осознанности

Закройте уши. Постарайтесь остаться в полной тишине. Сконцентрируйте внимание на окружающей обстановке. Старайтесь замечать даже мелкие детали. Через какое-то время картинка станет ярче. Вы сможете увидеть то, на что раньше не обращали внимания.

Теперь закройте глаза и сосредоточьтесь на звуках. В повседневной жизни мы подсознательно концентрируемся на зоне радиусом 1,5 метра вокруг себя. Расширяя это пространство, мы начинаем больше слышать окружающий нас мир.

Закройте одновременно глаза и уши. Прислушайтесь к тому, как ваше тело общается с окружающим миром. Если позволяет обстановка, можно снять обувь и походить босиком.

Совершенствуя свой эмоциональный интеллект, упражнения нужно делать осмысленно, не для галочки. Для начала достаточно одного раза в неделю. Через какое-то время у вас улучшится способность распознавать интонации собеседника и его мимические реакции. Это позволит лучше понимать его чувства и мотивы. Также необходимо отслеживать собственную реакцию на полученную информацию: какие эмоции возникают, как тело реагирует на происходящее внутри вас и вокруг.

У детей, выполнявших рекомендованные специалистом упражнения, наблюдались успехи в учебе. Большой части учеников понравилось упражнение на развитие осознанности – дети представляли, что справляются со школьными трудностями – в результате появилась уверенность в себе и том, что данную трудность преодолеть в их силах.

Техника « Укрощение дракона»

1 Определи, назови свою эмоцию

2 Просчитай на сколько баллов она сейчас у тебя интенсивна ( от 1 до 10)

3 Снизь ее интенсивность через дыхание

4 Осознай положение тела в пространстве

5 Вербализация. Посмотри вокруг и отметь все, что ты видишь

6 Опять определи на сколько баллов эта эмоция сейчас

7 Определи свою цель. Начинаешь разбираться, что мне мешает, что помогает в этой ситуации? Какие варианты есть, что можно сделать?

8 Если эмоция не эффективна для достижения цели - изменить свою эмоцию

Вывод.

Для развития собственного эмоционального интеллекта можно и нужно учиться слушать и слЫшать.

« Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни: ковчег был построен любителем, профессионалы построили Титаник »


Список использованной литературы

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М: Питер, 2018 – 400 с.

Багрова И. В. Сурдопедагогика. – М: ВЛАДОС, 2018 – 655 с.

Бим–Бад Б. М. Психология и педагогика. – М: МОДЭК, 2018 – 144 С.

Василькова Т. А. Социальная педагогика: учебное пособие. – М: Академия, 2016 – 208 с.

Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. – М: Юрайт, 2018 – 510 с.

Рекомендованная литература:
Карузо Д., Саловей П. «Эмоциональный интеллект руководителя»
Сергиенко Е.А. «Контроль поведения как субъектная регуляция»
Хлевная Е.А., «Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект»
Хлевная Е. А. «Джинн, который всегда с тобой. Эмоциональный интеллект»
Ильин Е. «Эмоции и чувства»
Изард К.  «Психология эмоций»
Эльконин Д. Б. «Детская психология»
Селигман М. «Ребенок оптимист. Проверенная программа формирования характера»

Селигман М.  Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь.
Андреева И. Н. «Азбука эмоционального интеллекта»
Экман П. «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»
Готтман Дж., Деклер Дж. «Эмоциональный интеллект ребёнка»
Розенберг М. «Язык жизни. Ненасильственное общение».
Уильямс М. и Пенман Д. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»
Сигел Д. «Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию».
Гордон  Ньюфелд. Не упускайте своих детей

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.