Развитие эмоционального интеллекта у школьников в условиях кризиса
Литвиненко Наталья Федоровна,
педагог - психолог,
высшая категория
МОУ «СОШ №40»
Город Магнитогорска
Развитие эмоционального интеллекта школьников в условиях кризиса
Что такое эмоциональный интеллект?
Интеллект — это когнитивная способность организма, проявляющаяся в способности решать различные задачи, адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и успешно справляться с проблемами.
Он является ключевым аспектом познавательной деятельности и позволяет субъекту эффективно учиться, исследовать, работать, общаться и успешно функционировать в социальной среде.
А что такое эмоции?
Эмоции — это психические процессы, в которых отражается субъективная оценка человеком ситуации.
Эмоции – душевное переживание, из словаря С.И. Ожегова.
Открытие, изменившее мир – эмоциональный интеллект. В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет.
Метафора занятий по эмоциональному интеллекту «Слон и погонщик», где ум как погонщик, а слон – эмоции, поэтому очень важно разрешить конфликт между слоном и погонщиком, разобраться во внутренних противоречиях, найти правильный путь. Авторы книги « Сердце перемен» Чин Ден Хиз ( очень хорошая книга).Разберем структуру эмоционального интеллекта на примерах практических упражнений, которые проводятся с детьми.
Индентификация своих эмоций и эмоций других людей.
Все испытывают эмоции. Сам мир вокруг нас общается и постоянно « шлет» нам эмоциональные сообщения с весьма ценной информацией. Вы можете прочесть эмоции в каждой конкретной ситуации, тем более адекватно Вы можете себя в ней повести. Нужно отличать грусть и страх, злость и отвращение. И, кроме этого, понимать степень страха, злости или счастья.
Упражнение «Показать эмоции».
Разделимся на три группы, задания для групп:
1 группа Показать эмоцию, слушая стихотворение
2 группа Показать эмоцию только лицом, по предложенным рисункам.
3 группа Показать эмоцию только движением тела ( голова закрыта)
Использование эмоций в решении проблем
Способность вызвать у себя или у других определенную эмоцию изменяют стандартный путь мышления, помогают наблюдать вещи с разных точек зрения и в итоге становиться креативнее. То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Если грустим- видим мир одним образом, если счастливы- то воспринимаем те же события в ином ключе. Знание о том, какое настроение приводит к необходимым результатам, и возможность переключиться на « правильное настроение» - это и есть способность использовать эмоции для содействия мыслям.
Посмотрите на плакат « Измеритель настроения», как ты себя чувствуешь? Выберите квадрат по цвету. В каком состоянии ты находишься? (работа по квадратам. Матрица эмоционального настроения Д. Каруза )
Упражнение. Выбрать и назвать эмоции, относящиеся к каждому квадрату, используя эмоциональный термометр ( в качестве основы эмоционального термометра были выбраны модели эмоций Р. Плутчика и К. Изарда).
Нет плохих или хороших эмоций, все они необходимы для любого человека и мы должны их использовать для достижения своих целей и успеха в учебе, например, если взять страх, то эта эмоция как способ выживания нужна человеку. Печаль способствует сопереживанию, пониманию утраты. Злость помогает изменить свое негативное поведение, исправить ошибку, избавиться от зависимости. Удивление формирует интерес к чему либо новому. Доверие ведет к дружбе, к новым межличностным отношениям, повышение самооценки. Отвращение ведет к самосохранению.
Как можно использовать эмоции в решении сложившихся трудностей? Рассмотрим когда чем заниматься, когда находишься в той или иной эмоции.
Когда ты испытываешь гнев и злость можно направить эти эмоции на борьбу за права, добычу информации, критический подход.
Грусть и печаль направить на уборку комнаты, своего рюкзака, написание сообщения, сочинения, проверка ошибок, подумать ,что пошло не так.
Безмятежность и принятие побуждает на внимательное слушание, изучение новой темы, решение сложной задачи, выполнение домашнего задания
Восторг и радость использовать на творческие задания, высокая познавательная активность, мозговой штурм.
Главное научить детей переводить детей из одной эмоции на другую, из одного квадрата в другой
Упражнение. «Коробочка эмоций»
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. Пример:
Зрение: счастливая улыбка ребенка.
Слух: шум морской волны.
Вкус: сладкая клубника.
Обоняние: ароматы леса после дождя.
Осязание: объятия любимого человека.
Упражнение. «Разобрать по косточкам»
Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:
- Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
- Почему я испытываю злость?
- Когда я уже испытывал злость?
- Как часто я злюсь?
- Чем злость мне помогает?
- Чем и где злость мешает?
Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.
3. Понимание и анализ эмоций и причин их возникновения.
Понимание эмоций означает возможность думать о них правильно. И так же правильно, соединять ситуацию с правильными эмоциями. И, разумеется, понимать, что в определенных ситуациях можно испытывать различные, иногда даже противоположенные, эмоции.
Упражнение «Компас эмоций»
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.
Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.
Например, может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а другие могут выбрать – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.
То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Знание о том, какое настроение приводит к необходимым результатам, и возможность переключится на «правильное настроение». Как это делать, все просто - отслеживать эмоции, содержащих ценную информацию, а потом использовать их для решения целей.
Упражнение. «Дневник эмоций». Рекомендуется вести дневник 21 день. Каждые два часа определяете свои эмоции, определите ее интенсивность по шкале от 1 до 5.
Время | Эмоции: злость, страх, радость, печаль, доверие, отвращение, удивление, интерес | Интенсивность 1-5 | Причина |
02.01.25 | радость | 5 | Приезжает бабушка Лиза |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Вы увидите свои преобладающие эмоции, мозг получается настроен на эти эмоции.
Понимание и использование эмоций в развитии навыков общения, ответственного принятия решений, создание и поддержка эмоционально-интеллектуальной комфортной среды в классе используем:
Технику: Создание эмоционально-интеллектуального кодекса класса.
Мы с детьми используем «Эмоциональный термометр». Знакомим детей с базовыми эмоциями.
Цель техники: создание и поддержка эмоционально-интеллектуальной, комфортной среды в классе, использования эмоций в решении задач, ответственного принятия решений.
- Какие эмоции мы хотим испытывать в классе каждый день?
- Что мы можем сделать, чтобы эти эмоции преобладали в классе?
- Какие эмоции и чувства мы не хотим испытывать в школе?
-Как мы будем справляться с некомфортными эмоциями и конфликтами?
- С какими поступками мы не хотели бы сталкиваться в школе?
Нарисовать карту « Путеводитель по эмоциям класса»
4. Управление своими эмоциям и чувствами других людей.
Управление эмоциям помогает разрешить конфликт, «обрабатывать» эмоции, не будучи напуганы ими. Этот важный навык можно применять при работе, учебе или в отношениях с другими людьми, и при управлении своими собственными эмоциями для повышения качества жизни. Можно объединить мышления с эмоциями и найти наилучшее из возможных решений и принять самые эффективные меры. В итоге – добиться гораздо большего успеха.
Также хочется предложить упражнения для развития эмоционального интеллекта, вызывающие эмоции, которые помогают преодолеть неуспеваемость в учебе.
Упражнение для пробуждения осознанности
Закройте уши. Постарайтесь остаться в полной тишине. Сконцентрируйте внимание на окружающей обстановке. Старайтесь замечать даже мелкие детали. Через какое-то время картинка станет ярче. Вы сможете увидеть то, на что раньше не обращали внимания.
Теперь закройте глаза и сосредоточьтесь на звуках. В повседневной жизни мы подсознательно концентрируемся на зоне радиусом 1,5 метра вокруг себя. Расширяя это пространство, мы начинаем больше слышать окружающий нас мир.
Закройте одновременно глаза и уши. Прислушайтесь к тому, как ваше тело общается с окружающим миром. Если позволяет обстановка, можно снять обувь и походить босиком.
Совершенствуя свой эмоциональный интеллект, упражнения нужно делать осмысленно, не для галочки. Для начала достаточно одного раза в неделю. Через какое-то время у вас улучшится способность распознавать интонации собеседника и его мимические реакции. Это позволит лучше понимать его чувства и мотивы. Также необходимо отслеживать собственную реакцию на полученную информацию: какие эмоции возникают, как тело реагирует на происходящее внутри вас и вокруг.
У детей, выполнявших рекомендованные специалистом упражнения, наблюдались успехи в учебе. Большой части учеников понравилось упражнение на развитие осознанности – дети представляли, что справляются со школьными трудностями – в результате появилась уверенность в себе и том, что данную трудность преодолеть в их силах.
Техника « Укрощение дракона»
1 Определи, назови свою эмоцию
2 Просчитай на сколько баллов она сейчас у тебя интенсивна ( от 1 до 10)
3 Снизь ее интенсивность через дыхание
4 Осознай положение тела в пространстве
5 Вербализация. Посмотри вокруг и отметь все, что ты видишь
6 Опять определи на сколько баллов эта эмоция сейчас
7 Определи свою цель. Начинаешь разбираться, что мне мешает, что помогает в этой ситуации? Какие варианты есть, что можно сделать?
8 Если эмоция не эффективна для достижения цели - изменить свою эмоцию
Вывод.
Для развития собственного эмоционального интеллекта можно и нужно учиться слушать и слЫшать.
« Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни: ковчег был построен любителем, профессионалы построили Титаник »
Список использованной литературы
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М: Питер, 2018 – 400 с.
Багрова И. В. Сурдопедагогика. – М: ВЛАДОС, 2018 – 655 с.
Бим–Бад Б. М. Психология и педагогика. – М: МОДЭК, 2018 – 144 С.
Василькова Т. А. Социальная педагогика: учебное пособие. – М: Академия, 2016 – 208 с.
Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. – М: Юрайт, 2018 – 510 с.
Рекомендованная литература:
Карузо Д., Саловей П. «Эмоциональный интеллект руководителя»
Сергиенко Е.А. «Контроль поведения как субъектная регуляция»
Хлевная Е.А., «Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект»
Хлевная Е. А. «Джинн, который всегда с тобой. Эмоциональный интеллект»
Ильин Е. «Эмоции и чувства»
Изард К. «Психология эмоций»
Эльконин Д. Б. «Детская психология»
Селигман М. «Ребенок оптимист. Проверенная программа формирования характера»
Селигман М. Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь.
Андреева И. Н. «Азбука эмоционального интеллекта»
Экман П. «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»
Готтман Дж., Деклер Дж. «Эмоциональный интеллект ребёнка»
Розенберг М. «Язык жизни. Ненасильственное общение».
Уильямс М. и Пенман Д. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»
Сигел Д. «Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию».
Гордон Ньюфелд. Не упускайте своих детей
5