Мастер-класс «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями П.П. Бажова»
Тип проекта:
Творческий, информационно-исследовательский .
Вид проекта:
Групповой
Продолжительность проекта:
Среднесрочный (январь-февраль 2022г)
Актуальность проекта:
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы, созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий». М.П.Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалѐнном – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете». Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки.
П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
В своей общеразвивающей программе «ТАЛАНТИКИ» художественно-эстетической направленности уделяю большое место знакомству детей с культурой, традициями, историей Урала. Так как считаю, что невозможно знакомить детей с культурой и искусством страны и мира не познакомив с родным краем. Это будут «однобокие», неполные знания. А мы стремимся развивать творческую, полноценную личность (согласно программе «ДЕТСТВО»).
Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа
‒развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
‒развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
‒ пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры:
изобразительным искусством и музыкой,
детской литературой и родным языком,
экологией,
математикой,
игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Творчеству Павла Петровича Бажова посвящается…
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом. И куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата и славится на весь мир своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом, Каслинским литьѐм.
А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела.
Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов.
Мы с ребятами заинтересовались сказами знаменитого русского писателя, уральского сказочника, талантливого обработчика народных преданий, легенд, уральских сказов. В связи с этим в нашей группе был реализован проект «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями П. П. Бажова.».
Проблема:
Дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края. Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.
Задачи:
• формировать представления об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
• познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
• создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
• развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
• формировать чувство гордости за свой родной край.
Участники проекта:
-дети старшей группы,
-воспитатели,
-родители.
Ожидаемый результат:
-обогатить знания детей в области творчества уральского писателя; дать представления о жизни и быте людей на Урале;
-активно вступать во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
-высказывать свое мнение, пересказывать эпизоды произведений;
- обогащать словарный запас;
- желание проявлять творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;
Этапы проекта
I.Подготовительный этап:
Информирование родителей о целях и задачах внедряемого проекта.
Формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Акция «Подари книгу детскому саду» произведения П.П.Бажова.
Пополнение библиотеки книгами П.П.Бажова.
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.
Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова».
II. Формирующий этап (основной):
1. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П.П.Бажова.
2. Развитие у детей интереса к книгам и иллюстрациям П.П.Бажова.
3. Оформление книжного уголка.
4. Обогащение книжного уголка.
5. Чтение сказов П.П.Бажова:
- «Огневушка-Поскакушка»,
- «Синюшкин колодец»,
- «Серебряное копытце»,
- «Каменный цветок»,
- «Медной горы Хозяйка».
6. Пробуждение интереса к художественной литературе.
7. Развитие умения оценивать поступки героев.
8. С помощью средств изобразительной деятельности передавать сюжет предложенного сказа,
выражать свои эмоции и отношение к героям.
9. Подвижные игры народов Урала:
- «Пчёлы»,
- «Золотые ворота»,
- «Земля, огонь, воздух»,
- «Веночек».
Реализация потребности детей в двигательной активности, развитие физических качеств, творчества в изображении героев сказов.
10. Изготовление макетов по произведениям с которыми познакомились.
III. Заключительный этап:
1.Рекомендации родителям: «Как организовать домашнее чтение», «Литературное воспитание ребенка в семье».
Продолжать приобщать детей к художественной литературе через семейное чтение.
2. Выставка работ родителей по произведениям Бажова.
3. Посещение библиотеки им.Маршака для участия в викторине по сказам Бажова.
4. Оформление альбома рисунков по произведениям П.П.Бажова.
5. Развитие творческих способностей детей.
6. Организация мини-музея в группе по творчеству Бажова.
7. Проведение заключительного квеста «Путешествие по сказам П.П.Бажова».
Ожидаемый результат:
- обогащение знаний детей в области творчества уральского писателя;
- дети имеют представления о жизни людей на Урале;
- активно вступают во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
-высказывают свое мнение, пересказывают эпизоды произведений; обогатился словарный запас;
-проявляют творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности.
Критерии результативности:
1. Дети знают сказы П.П.Бажова.
2. Ориентируются по иллюстрациям к сказам.
3. Берут на себя роль в соответствии с персонажем (сюжетно-ролевые игры, свободная деятельность детей).
4. Создают работы с помощью средств изобразительного искусства, выражая характер, особенности героев, передают в работах своё отношение.
5. Знакомятся с бытом людей живших на Урале, с обычаями, с играми.
Вывод.
Педагог старшей группы на основе творчества великого сказочника Урала, приобщала детей к культуре и истории родного края, прививала любовь и интерес к богатой природе Урала, воспитывали уважение к людям труда. Рассказывала детям о красоте Урала, края, в котором они живут, знакомила с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.
Детям интересно было узнавать историю своего края, они с удовольствием слушали такие произведения уральского сказителя, как:
«Огневушка-Поскакушка»,
«Синюшкин колодец»,
«Серебряное копытце»,
«Каменный цветок»,
«Медной горы Хозяйка».
С не меньшим интересом рассматривали иллюстрации к сказам П.П. Бажова, смотрели мультфильмы. Одним из этапов в знакомстве с творчеством Бажова явилось создание в старшей группе выставки по творчеству П.П. Бажова:
- были подобраны издания сказов Бажова, книги биографического содержания, энциклопедии.
- размещены коллекции изделий, украшений из уральских самоцветов и уральских минералов.
- родители совместно с детьми рисовали рисунки по сказам Бажова.(приложение 3)
- воспитатель изготовил макеты к некоторым прочитанным произведениям.(приложение 4)
В образовательной деятельности использовались разные виды художественного творчества детей (приложение 5):
- изготовление «Ящерицы - символ хозяйки Медной горы»,
- рисование красками по сказу «Серебрянное копытце»,
- пластилинография по сказу «Огневушка-Поскакушка»,
- конструирование по сказу «Синюшкин колодец»,
- свободное творчество детей (лепка, конструирование из лего).
Закрепляя свои знания о творчестве П.П. Бажова, педагоги с детьми играли в игры:
«Узнай сказ по обложке, имени героя, отрывку, диалогу, предмету, слову, звуку»,
«Придумай счастливый конец сказа»,
«Сказы седого Урала»,
«В гости к хозяйке Медной горы».
Кульминацией погружения в творчество уральского сказочника стало проведение литературного квеста «Путешествие по сказам П.П. Бажова» (приложение 1)
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок , чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие
впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических.
Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Список литературы:
1. «ДЕТСТВО» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред.: Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой,2014г.
2. «Уральские сказы», сборник сказов П.П.Бажова, изд. «Акварель»,2008г.
3. «Ребёнок и книга», Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. – М.: Просвещение, 1992.
4. «Семейное чтение в год семьи», Жукова Г.Д. - М: Русская школьная ассоциация,1987г
5. «Наш Дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики». Е. С. Бабунова. – 2 изд. – Челябинск: Взгляд; 2007г.
6. «Мудрое слово»: Русские пословицы и поговорки. Составитель А. А. Разумов, - Москва, 1958г.
7. «Патриотическое воспитание дошкольников». Сборник материалов. Часть 2. – Снежинск, 2007.
8. «Познай свой край. Челябинская область»: краткий справочник. - Челябинск, 1997.
9. «Сказы». П. П. Бажов: ООО Издательство «Эксмо», 2003г.
10. Моисеев А. П. и др. Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учебное пособие/ А. П. Моисеев, А. В. Драгунов, М. С. Гитис.
Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006г.
Конспект проведения литературного квеста : (приложение 1)
«Путешествие по сказам П.П. Бажова»
Воспитатель: Меркурьева А.В.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о великом сказочнике Урала П.П. Бажове.
2. Раскрыть творчество П.П. Бажова.
3. Развитие творческих способностей, фантазии, усидчивости.
4. Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес.
5. Приобщать детей к культуре и истории родного края;
6. Формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности.
Подготовка:
1. Подборка сказов П.П. Бажова и их чтение, просмотр мультфильмов.
2. Портрет писателя П.П. Бажова.
3. Коллекция изделий и украшений из «Уральских самоцветов».
4. Выставка иллюстраций и макетов к сказам П.П. Бажова.
5. Работа с родителями.
6. Работа по ХЭР детей по прочитанным произведениям.
7. Экскурсия в библиотеку.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, знакомятся с гостями (молодые специалисты ДОУ)
В: 1,2,3,4,5 Будем занятие начинать!
Ребята, сегодня утром я обнаружила у нас в группе необычный предмет! А вы, сможете найти незнакомый предмет в нашей группе (на время).
Дети находят свёрток - письмо от Хозяйки медной горы. Читаем вместе с детьми. Хозяйка приготовила сюрпризы, но прежде, чем их получить, надо выполнить задания.
На ковре (болото) разбросаны мягкие маленькие мячики (кочки). На другом конце ковра лежат карточки с геометрическими фигурами. Чтобы их взять, нужно пройти через болото парами (девочка+мальчик) и не упасть.
У гостей на стульях тоже закреплены фигуры, и дети, добравшись до геометрических фигур в конце препятствия находят свою пару (такую же фигуру) у взрослого. Таким образом, получаются команды: 2 ребёнка и взрослый.
За прохождение всех заданий командам выдаются «камни – самоцветы». Которые в конце занятия меняются на призы от Хозяйки медной горы.
Пришли на поляну, надо бы костёр развести. Команды (на время) складывают из конструктора костровище и костёр.
Молодцы, хорошо потрудились. Теперь посидим, отдохнём и послушаем сказы (приложение 2)
Дети читают отрывки из сказов, а остальные угадывают и открывают картинки.
Подвижная игра «Золотые ворота».
Следующее испытание от Хозяйки медной горы: собрать картинку – пазл по образцу (картинка в предыдущем конкурсе №2).Задание на время.
Молодцы, собрали картинки. За это хочет Хозяйка медной горы пригласить вас к себе в пещеру, показать богатства и наградить.
Полоса препятствий:
- попади камнем в корзину,
- донеси пёрышко бабки Лукерьи до сита.
В: Молодцы ребята, все задания выполнили, можно и взять угощения Хозяйки медной горы. Но где же они? Кто помогал Хозяйке накрывать на стол, чтобы угостить Степана? (ящерки).
Ребята, нужно слепить ящерок и украсить их, чтобы Хозяйка была довольна!
Лепка из пластилина «Ящерки-помощницы», украшение подручными материалами.
Воспитатель выносит сладкие сюрпризы детям и подводит итоги занятия.
Отрывки из сказов для п.2 (приложение 2)
«Огневушка-Поскакушка»
Вот Илья и пошел серединой, меж взгорочков-то. Шел-шел, видит – на полянке окошко круглое, а в нем вода, как в ключе, только дна не видно. Вода будто чистая, только сверху синенькой тенёткой подернулась и посредине паучок сидит, тоже синий.
Илюха обрадовался воде, отпахнул рукой тенётку и хотел напиться. Тут у него голову и обнесло, – чуть в воду не сунулся и сразу спать захотел.
“Вишь, – думает, – как притомило меня болото. Отдохнуть, видно, надо часок”.
Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз все ж таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову да и растянулся. Глядит, – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие, да такие большие, будто им тут вовсе и не место.
Уставилась старушонка на парня и руки к нему протянула, а руки всё растут да растут. Того и гляди, до головы парню дотянутся. Руки ровно жиденькие, как туман синий, силы в них не видно, и когтей нет, а страшно. Хотел Илья подальше отползти, да силы вовсе не стало.
«Серебрянное копытце»
Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.
Мурёнка головой покачивает, и козёл тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать.
Бежит-бежит козёл, остановится и давай копытцем бить. Мурёнка подбежит, козёл дальше отскочит и опять копытцем бьёт. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.
Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые — всякие.
К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козёл стоит — и всё бьёт да бьёт серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются.
«Хозяйка медной горы»
Схлопала опять в ладошки, набежали ящерки — полон стол установили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается.
Потом и говорит:
— Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. — А у самой слезы. Она эту руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. — На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, — и подает ему.
Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая.
«Огневушка-Поскакушка»
Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько. Старатели дальше отодвинутся. Она еще круг даст и опять подрастет. Когда вовсе далеко отодвинулись, девчонка по промежуткам в охват людей пошла, – с петлями у ней круги стали. Потом и вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уже ростом с Федюньку. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свистнула:
– Фи-т-ть! й-ю-ю-у…
Тут филин заухал, захохотал, и никакой девчонки не стало.