12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Злобина Галина Евстафьевна112
1

«Развитие мелкой моторики у учащихся с ОВЗ через приемы работы с бумагой на занятиях по внеурочной деятельности» .

Развитие мелкой моторики у учащихся с ОВЗ через приемы работы с бумагой на занятиях по внеурочной деятельности .

Злобина Г.Е. , учитель начальных.классов МБОУ «Боградская сош»

Одна из часто встречаемых проблем в современной педагогике- это проблема роста числа детей, (особенно среди детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) не готовых к школьному обучению. Самая распространенная – несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Движения учащихся с ОВЗ отличаются неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками как в школьном обучении, так и в бытовых ситуациях. Они не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий.

Василий Александрович Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Для успешности в учебе, нужно чтобы дети научились управлять своими действиями в соответствии с требованиями.

Сегодня все педагоги знают, что между развитием мелкой моторики и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует огромная связь.

И поэтому для педагогов одной из главных задач является развитие мелкой и крупной моторики у школьников, а особенно у учащихся с умственной отсталостью и интелектуальными нарушениями. Также это способствует развитию и речевых, и интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка, снимает мышечное напряжение и даже дает оздоровительный эффект.

Бытует мнение, что развитие мелкой моторики – это затратный по времени и монотонный процесс, связанный с отдельными пальчиковыми играми, выполнением упражнений на бумаге и игрой с мелкими предметами. Все мы понимаем, что потратить 10-15 мин урока на упражнения направленные на развитие моторики это практически невозможно.

Я в своей практике эту работу стараюсь проводить на занятиях во внеурочное время. Раньше это были кружки дополнительного образования, а сейчас, с переходом на ФГОС, это проходит на занятиях по внеурочной деятельности.

Бумага и картон- самые популярные и доступные материалы. А какие поделки из них можно сделать! Работа с бумагой при правильной выбранной соответственно возрасту методике и приемам работы дает хороший развивающий и обучающий эффект. Этот курс был мной разработан еще в прошлом учебном году и рассчитан для учащихся 2-3классов.

Данный курс состоит из следующих разделов:

1.Аппликация.

2.Техника «Бумажный комочек»

3.Работа с бумагой, нарезанной на полоски.

4.Работа с ватными дисками, палочками.

5.«Квилинг»

6.«Бумагопластика»

7.«Оригами»

8. Изделия из бумажных трубочек

9. Изделия из бумаги скрученной в жгуты

10. Плетение из бумажных трубочек

11. «Торцевание»

В курсе формируются различные понятия ( круг, треугольник, сторона и т.д); умения следовать инструкции, обогащает словарь детей, а также потребность в труде и его значимости для человека. Одновременно с развитием моторики у учащихся развиваются и творческие способности, а также внимание, память, воображение, координация, глазомер, художественный вкус, фантазия, аккуратность. Во время работы в определенных техниках включаются в работу практически вся поверхность подушечек пальцев ребенка, также можно работать обеими руками.



Мои ученики, занимаясь в кружке ещё и социализируются. Они принимают участие в конкурсах разного уровня. Участие в школьных конкурсах и муниципальных являются регулярным. Алексеев Илья в 2013г. занял 1 место в муниципальном конкурсе декоративно- прикладного творчества.

В прошлом 2021\22 учебном году. коллективная работа учеников также заняла 1 место в муниципальном конкурсе «Дети. Творчество.Таланты» в номинации «Бумагопластика»

Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас с двумя техниками работы с бумагой, которые, по- моему мнению, лучше других развивают мелкую моторику. Это техника «Бумажный комочек» и работа с бумагой, скрученной в жгуты (показать).

Конечно, может показаться, что эти разделы очень похожи, но когда начинается практическая работа, то разница видна и в технике работы с бумагой, и в уровне сложности . Учащимся работать с бумажными жгутами сложнее чем с шариками, но изделия из бумажных шариков более затратны по времени, их сложнее закреплять и придавать им определенную форму.

Перед началом занятия нужно соотнести уровень сложности выполняемой работы со способностями учащихся, некоторым необходимо дать упрощенный вариант работы. Поэтому на каждом занятии применяется и дифференцированный, и индивидуальный подход, а также используются разные виды работы: коллективная работа, работа в парах и группах. Это вносит в работу положительный эмоциональный настрой, дети учатся сотрудничать друг с другом, им приходится напрямую вступать в диалог с одноклассниками и этим мы формируем коммуникативные БУД. Также формируется чувство нужности и важности себя, т.к от того как ребенок выполнит свою часть работы, зависит качество работы всего класса или группы.

Для работы в этой технике используется картон, клей, ножницы, гофробумага или цветные салфетки (бюджетнее и легче скручиваются в шарики) и трафарет, эскиз будушего изделия, поделки (аппликации).

1.Техника «Бумажный комочек». (может быть контурной)

Пошаговый процесс выполнения работы:

В начале работы необходимо подобрать рисунок, детали которого не должны быть очень мелкими.

1. Учащиеся обводят по трафаретам и вырезают детали.

2. Нарезают или рвут бумагу на квадраты.

3.Каждый квадратик на кончиках пальцев(подушечках) скручиваем в шарик. В зависимости от размера потребуется разное количество шариков.

4.Промазываем клеем необходимую часть рисунка.

5.Получившиеся шарики наклеиваются надетали. Необходимо стараться, что бы шарики были приклеены плотно, от этого зависит качество работы. Таким образом всё изделие заполняется шариками.

Данную технику осваивают практически ВСЕ учащиеся. Получаются разнообразные и красочные работы.

2. Изделия из бумаги, скрученной в жгуты (пейп- арт)

Эта техника практически повторяет технику «Бумажный комочек», только бумажные шарики заменяются жгутиками, которые скручиваются из полос салфетки или гофрированной бумаги .Размер полосок зависит от задуманного вами изделия. Если это будет тонкая снежинка, то и полоска будет неширокой, а если нужно сформировать ветку или ствол дерева, то и размер полосы будет значительно больше. Последовательность выполнения действий повторяется в той же последовательности.



























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.