Статья-исследование «Развитие мышления младших школьников при решении логических задач»

0
0
Материал опубликован 27 May

 

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Начальная школа в системе всеобщего среднего образования занимает одно из главных мест: она является своего рода фундаментом, на котором строятся все следующие звенья данной системы.

Школа должна научить ребенка научить мыслить самостоятельно и творчески, а так как в условиях развивающего обучения это значит не только воспитывать потребность в знаниях, но и «вооружать» учащихся системой знаний, умений, навыков и современными способами познания.

Стоит отметить, что ни одному явлению в возрастной психологии не уделялось так много внимания, как мышлению и речи. Это объясняется тем, что эти два аспекта составляют основу интеллекта, а проблема его развития интересует ученых, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию.

Актуальность обусловлена потребностью учителей начальных классов в эффективных приемах развития мышления младших школьников.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития мышления младших школьников и недостаточным использованием различных приемов для его развития в практике начальной школы.

Гипотеза исследования: вероятно, систематическое использование разработанного комплекса приемов при решении логических задач, будет способствовать развитию мышления младших школьников.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса приемов развития мышления младших школьников при решении логических задач.

Первой попыткой определить сущность такого феномена как «мышление» принадлежит И.М. Сеченову. Он считал, что человеческая мысль есть «встреча» с действительностью, в процессе которой эта действительность познается, и это есть ответная реакция человека на воздействие действительности.

В сравнении с другими явлениями психики человека самым скрытым и трудным для изучения остается мышление. В его исследовании принимали участие зарубежные и отечественные психологи и педагоги.

Проблему развития логического мышления младших школьников изучали такие психологи-педагоги как П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков, Л.Ю. Огерчук и др.

Логическое мышление, по мнению, Н.Н. Михайловой, состоит в том, что такое мышление происходит в форме суждений, умозаключений и форме понятий по правилам и законам логики .

По мнению Л.Ю. Огерчука, логическое мышление – это мышление, сущность которого состоит в оперировании суждениями, умозаключениями, понятиями, основанными на законах логики, их сопоставлении с действиями или же совокупность умственных логических, достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными связями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Основной вклад в изучение логических задач внес немецкий философ Г. Лейбниц, он сформулировал закон достаточного основания, где выдвинул идею математической логики, которая была разработана только в IXXXX вв.

Существенные достижения в развитии логики русских философов и ученых. Большое количество оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н. Чернышевский.

Известны своими инновационными идеями в теории рассуждений российские логики М.И. Карийский и Л.В. Рутковский. Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С.И. Поварнин.

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 84 г. Краснодара в 2021–2022 учебном году. В эксперименте принимали участие ученики 3 «Г» (экспериментальный класс) и 3 «Д» (контрольный класс). Количество респондентов – 60 человек. Возраст учащихся – 9–10 лет.

С целью определения исходного уровня развития мышления младших школьников на этапе констатирующего эксперимента:

были подобраны и проведены диагностические методики;

разработан комплекс приемов развития мышления младших школьников при решении логических задач.

В качестве критериев мы выделили такие характеристики мышления как быстрота мышления, гибкость мышления, глубина мышления (по Л.Д. Столяренко).

Для выявления уровня быстроты мышления младших школьников была использована методика «Изучение скорости мышления» (Т.А. Ратановой), подробно представленная в приложении А.

Результаты первичной диагностики уровня быстроты мышления представлены на рисунке 1.
 

t1748330134aa.png

Исходя из результатов можно увидеть, что и экспериментальном и в контрольном в классе преобладают средние показатели таких характеристик мышления, как глубина, быстрота и гибкость, следовательно, есть необходимость в проведении целенаправленной работы в повышении уровня развития мыслительной деятельности младших школьников для повышения их способности к обучению и восприятию нового учебного материала.

Для выявления уровня гибкости мышления младших школьников была выбрана и использована методика «Изучения гибкости мышления»
А.С. Лачинса, представленная в приложении Б. Нам было необходимо определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности.

Результаты первичной диагностики уровня гибкости мышления младших школьников представлены на рисунке 2.

t1748330134ab.png

По результатам прохождения можно сказать, что учащиеся в основном имеют средний уровень гибкости мышления, и совсем небольшой процент учащихся имеет низкие показатели.

Анализируя результаты тестирования, мы отметили, что у многих учеников преобладает средний уровень гибкости мышления, что говорит о возможности его дальнейшего роста при правильном подходе направленной работы учителя.

 

Результаты первичной диагностики уровня глубины мышления младших школьников представлены на рисунке 3.

t1748330134ac.png

Анализ результатов исследования по методике «Выявление общих понятий» показал, что у большинства учащихся имеют средний уровень владения способностями к обобщению, анализу и классификации.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию мышления младших школьников в экспериментальном классе.

На основе полученных результатов констатирующего этапа разрабатывался комплекс приемов развития мышления при решении логических задач, проводимый в форме групповых занятий после уроков по общеинтеллектуальному направлению в рамках внеурочной деятельности (по ФГОС в начальной школе).

Комплекс приемов развития мышления младших школьников при решении логических задачи представлен в таблице 3.

t1748330134ad.png

Подробно разработанный комплекс приемов развития мышления младших школьников при решении логических задач представлен в работе.

С целью проверки эффективности реализованного комплекса приёмов по развитию мыслительных способностей учащихся была проведена повторная диагностика в экспериментальном 3 «Г» и контрольном 3 «Д» классах.

Для выявления уровня развития мышления младших школьников были проведены повторно диагностирующие методики «Изучение скорости мышления» (Т.А. Ратанова), «Изучение гибкости мышления» (А.С. Лачинс) и «Выявление общих понятий» (А.А. Карелин). Результаты уровня развития мышления экспериментального класса представлены на рисунках 7, 8, 9.

t1748330134ae.png

t1748330134af.png

t1748330134ag.png

Делая вывод, можно отметить наиболее яркий рост гибкости мышления – учащиеся старались подходить к проблеме с разных сторон. Ученики интересовались решением заданий, мотивация была направлена на поиск ответа на поиск ответа на поставленный вопрос задачи.

Делая вывод о результатах исследования, стоит отметить, что ученики 3 «Г» класса (экспериментального класса) показали рост уровня показателей мышления в отличие от 3 «Д» класса (контрольного), где работа по развитию мышления с помощью специально разработанного комплекса не проводилась. На основе применения данных методик можно увидеть динамику развития мышления младших школьников.

Подводя итог, можно сказать, что за время проведения комплекса приемов развития мышления при решении логических задач, многие учащиеся стали активнее включаться в работу на уроке. Ученики стали чаще отвечать и приводить примеры нестандартных решений обыкновенных задач, что говорит о повышении такого показателя, как гибкость мышления.

Анализ результатов позволяет сделать вывод, что гипотеза исследования о том, что вероятно, систематическое использование разработанного комплекса приемов при решении логических задач, будет способствовать развитию мышления младших школьников, подтвердилась.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.