Лекция «Развитие речи через коммуникативные игры»
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Пояснительная записка.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает игровая деятельность, которую надо проводить каждый день. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. Огромно и воспитательное значение игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Задачи:
1 Преодоление застенчивости, нерешительности, скованности, формирование самоконтроля у гиперактивных детей.
2 Развитие умения адекватно выражать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других детей.
3 Развитие навыков совместной деятельности, воспитание навыков доброжелательного отношения друг к другу.
4 Развитие умения детей строить грамматически правильные высказывания, отображающие мысли, чувства во взаимодействии с другими детьми и взрослыми.
5 Развитие связной, диалогической, монологической речи (пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок, на отвлеченные темы, диалогов со взрослыми и детьми...)
Срок реализации: 1 месяц.
Участники проекта: дети подготовительной группы; учитель - логопед, воспитатели группы.
Подготовительный этап:
подборка игр для развития фонематического слуха, мелкой моторики,
координации речи с движениями;
составление рекомендаций для родителей, воспитателей;
разработка бесед с детьми;
составление календарно-тематического плана.
Календарно-тематический план на ноябрь месяц.
1-ая неделя «Домашние животные» |
||
Развитие речи Математические представления Окружающий мир. |
Называть домашних животных и их детенышей. Знать их повадки, их голоса, знать и называть их части тела, их внешние признаки, их отличительные особенности. Знать и называть как передвигаются животные, как пьют, где живут. Т.О. Увеличение словарного запаса, Совершенствование грамматического строя речи (правильное использование и образование форм дательного, винительного, творительного и предложного падежей имен существительного; образование и употребление притяжательных прилагательных; согласование и правильное употребление существительных с числительными). Развитие связной речи (совершенствование умений составления описательных рассказов). Развитие навыков звукобуквенного анализа . Развитие фонематического восприятия и внимания. Также развитие логического мышления и памяти. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Формирование навыка счета двойками, совершенствование навыка ориентировки на плоскости и в пространстве. Совершенствование временных представлений (времена года, месяцы осени, части суток). |
Игра «Собери семью» Игра «Есть-нет» Игра «Парочки» Игра «Кто где живет?» Игра «Бывает –не бывает» Игра «Подбери признак» Игра «Посади пассажира в свой вагон» Игра «Покатаем животных» Игра «Накорми животное» Игра «Кто где спрятался?» Игра «Кошки в лукошке» Игры с мячом: «Назови ласково», «Чей? Чьи? Чья? Чьё?» Подвижные Игры: «веселые козлятки», «Дни недели». |
2-ая неделя «Дикие животные». |
||
Развитие р Математические предс Окружающий м |
Называть диких животных и их детенышей. Знать их повадки, знать и называть их части тела, их внешние признаки, их отличительные особенности, где живут. Увеличение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи (правильное использование и образование форм дательного, винительного, творительного и предложного падежей имен существительного; образование и употребление притяжательных прилагательных; согласование и правильное употребление существительных с числительными; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов). Развитие связной речи (совершенствование умений составления описательных рассказов). Развитие навыков звукобуквенного анализа . Развитие фонематического восприятия и внимания. Также развитие логического мышления и памяти. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Формирование навыка счета двойками, совершенствование навыка ориентировки на плоскости и в пространстве. Совершенствование временных представлений (времена года, месяцы осени, части суток). |
Игра «Один-много» Игра «Назови ласково» Игра «Собери семью» Игра «Есть-нет» Игра «Парочки» Игра «Кто где живет?» Игра «Бывает –не бывает» Игра «На водопой» Подвижная игра «Ежик» Игра «На лесной дорожке» Игра «Мишкина неделя» Игра «Чей? Чьи? Чья? Чьё?» Игра «Найди соседа» Игра «Подумай, о ком можно сказать?» |
3-я неделя «Одежда, обувь, головные уборы» |
||
Развитие речи Математические представления Окружающий мир. |
Закрепление понимания обобщающего понятия «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Увеличение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи (правильное использование и образование форм дательного, винительного, творительного и предложного падежей имен существительного; образование и употребление притяжательных прилагательных; согласование и правильное употребление существительных с числительными; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов). Развитие связной речи (совершенствование умений составления описательных рассказов). Развитие навыков звукобуквенного анализа . Развитие фонематического восприятия и внимания. Также развитие логического мышления и памяти. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Формирование навыка счета двойками, совершенствование навыка ориентировки на плоскости и в пространстве, совершенствование навыка порядкового счета, закрепление знания о составе числа. Совершенствование временных представлений (времена года, месяцы осени, части суток). |
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» Игра «Поговорим по радио» Подвижная игра «Варежка», «Ботинки» Игра «Раздели на слоги» Игра «В магазине» Игра «Бывает –не бывает» Игра «Есть-нет» Игра «Парочки» Игра «Один-много» Игра «Назови ласково» Игра «Без чего?»
|
4-ая неделя «Дом. Квартира.Мебель» |
||
Развитие речи Математические представления Окружающий мир. |
Закрепление понимания обобщающего понятия «мебель». Дети учат название улиц, на которой живут, дом, на каком этаже они живут. Увеличение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи (правильное использование и образование форм дательного, винительного, творительного и предложного падежей имен существительного; образование и употребление притяжательных прилагательных; согласование и правильное употребление существительных с числительными; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов). Развитие связной речи (совершенствование умений составления описательных рассказов).Закрепляем в речи прилагательные (шире, уже, выше, ниже, короче, длиннее); наречий (впереди, сзади, справа,слева). Развитие навыков звукобуквенного анализа . Развитие фонематического восприятия и внимания. Также развитие логического мышления и памяти. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Совершенствование временных представлений (времена года, месяцы осени, части суток). |
Игра «Скажи наоборот» Игра «Скажи одним словом» Игра «Из чего –какой?» Игра «Где звенит колокольчик?» Игра «Бывает –не бывает» Игра «Есть-нет» Игра «Парочки» Игра «Один-много» Игра «Назови ласково» Игра «Без чего?» Игра «Еще лучше» Игра «Кто скорее?» |
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя:
1. Взаимодействие логопеда с воспитателями, это совместное составление
перспективного планирования игровой деятельности на текущий период по
всем направлениям;
2. Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
3. Оснащение развивающего предметного пространства в групповом
помещении играми;
4.Совместное проведение интегрированных комплексных занятий.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ |
НАГЛЯДНЫЕ |
СЛОВЕСНЫЕ |
Игровой метод |
Использование макетов и пособий |
Рассказ |
Моделирование |
Рассматривание картин |
Беседа |
Метод упражнения |
|
Игры –драмматизации
|
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Речевая готовность детей 6-7 лет к обучению. Словарь: дети старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) 6- 7 лет имеют большой запас слов - 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами. В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов (идиоматические выражения), доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др. Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др. Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки. На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л,реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Перечень методик коммуникативного развития
беседы
сюжетные игры
коммуникативные тренинги для детей
ситуативный разговор
дидактические игры
составление и отгадывание загадок
игры с правилами
Картотека коммуникативных игр
(подготовительная группа)
Клеевой ручеёк
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Содержание. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Содержание. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Игра-ситуация
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Содержание. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
Без маски
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Содержание. Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;
«Особенно мне не нравится, когда…»;
«Однажды меня очень напугало то, что…»;
«Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…»
Сбрось усталость
Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.
Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.
Содержание: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад. По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».
Замри
Цель: игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.
Содержание: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.
Зеркало
Цель: игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих.
Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек».
После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.
Звери на болоте
Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.
Оснащение: листы бумаги.
Содержание. Педагог делит детей на пары, в каждой из которых один участник получает три листочка, а другой один.
Педагог говорит:
- Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью листочков. Тот, у кого листочков больше, помогает товарищу выбраться из болота.
По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Педагог оценивает взаимопомощь и взаимовыручку во время прохождения «болота».
Что случилось?
Цель: учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью речи.
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин.
Содержание: Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
Кто это?
Какое у него настроение?
Какие чувства (эмоции) он испытывает?
Почему? Что с ним случилось?
Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Эхо.
Цель: развивать слуховое восприятие и память.
Содержание. Первый вариант.
Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.
Второй вариант.
Воспитатель разделяет детей на две команды. Одна из команд – «выдумщики», другая – «эхо».
Команда «выдумщиков» советуется и решает, кто и какое слово назовет по определенной теме. Затем игроки этой команды поочередно произносят задуманные слова и спрашивают команду «эхо»: «Какое слово сказал Витя (Коля и т.д.)? Команда «эхо» должна дружно отвечать на вопросы команды –соперницы.
Затем команды меняются местами, игра возобновляется.
Взаимное цитирование
Цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости, внимание, слуховую память.
Содержание.
Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого-нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя, например, глядя куда-то вверх.
Художник слова.
Цель: развивать ассоциативное мышление, внимание, память.
Содержание. Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого – либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Подготовительная к школе группа для детей с ОНР
Тема «Домашние животные»
ЦЕЛИ
• Расширять и обогащать словарь.
• Формировать умение правильно образовывать формы винительного и творительного падежей имен существительных.
• Упражнять в умении самостоятельно проводить звуковой анализ слов.
• Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; употреблять сложные предлоги; делить слова на слоги.
• Развивать звукопроизношение, зрительное внимание, мышление, творческое воображение.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.
Логопед. Дети, вы любите сказки? А хотели бы побывать в ней? Сейчас мы совершим путешествие в сказку «Кто всех нужнее и важнее». С собой необходимо взять вот этих домашних животных (показывает фигурки домашних животных), которые до сих пор не могут отыскать свои домики. Помогите им найти свои дома.
Игра «Найди домик»
На одном столе стоят фигурки домашних животных: коровы, быка, собаки, лошади, козы, овцы, барана, свиньи, кошки, кота, кролика, на втором — три дома с одним, двумя, тремя окнами.
Логопед. Возьмите фигурки любого домашнего животного. Произнесите его название, разделите это слово на слоги и поместите: в дом с одним окном — если в названии слышится один слог, в дом с двумя окнами — если в названии слышится два слога, в дом с тремя окнами — если слышится три слога.
Дети выполняют задание.
Молодцы, вы верно справились с заданием. А теперь садитесь поудобнее и слушайте сказку. (Выставляет фигурки домашних животных.)
В одной деревне жили-были бабушка с внучкой Катей. Рано утром Катя выглянула а окно, и вот что она увидела и услышала. Возле будки сидела собака и беседовала со своим щенком:
— Я пойду на работу, а ты будь послушным и никуда не уходи.
— А какая у тебя работа? — залаял щенок.
— Самая важная, — ответила она. — Я охраняю дом, хозяйку с внучкой и всех животных во дворе. Я — самое важное домашнее животное.
— Мур-мяу! Спешу не согласиться, — промяукала кошка, сидевшая на крыльце. — Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей и охраняю от них хозяйкины припасы.
— Му-у-у! Как бы не так, — промычала корова. — Что бы вы делали без моего молока? Я — самое важное домашнее животное.
— Ме-е-е! А мое молоко полезнее и жирнее, — возразила коза. — А кроме того, я даю шерсть и теплый пух.
— Ну, уж если говорить про пух, то мягче и теплее моего вам не найти, — забеспокоился кролик, сидящий в клетке. — Я всех нужнее.
Тут из конюшни вышел конь и заржал:
— Напрасно вы затеяли этот спор. Все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди кормят нас и ухаживают за нами.
И все животные дружно закивали головами, согласившись с конем.
Вот так щенок узнал, что все домашние животные важны и нужны человеку.
Обрадовалась Катя, что спор так хорошо закончился, и выбежала во двор, чтобы вместе со всеми повеселиться.
Логопед: А вы хотите к Кате присоединиться и тоже повеселиться? Тогда вы сегодня не ребята, а веселые козлята, а я ваша мама-коза. Координация речи с движением «Веселые козлята»
Мы веселые козлята,
-Очень шустрые ребята.
Дети шагают по кругу.
Вышли в поле погулять,
Свежей травки пощипать.
Приседают, «пощипывают травку».
А потом попьем водицы
Возле дома из копытца.
Наклоняются вперед.
Очень весело живем
И растем, растем, растем.
Тянутся, встав на носочки и поднимая руки вверх.
Игра «Кто где спрятался?»
Логопед. Решили домашние животные в прятки поиграть.
На наборном полотне коза за сараем, лошадь за телегой, кошка под лавкой, собака за будкой.
Посмотрите внимательно на наборное полотно и скажите, кто из домашних животных спрятался за будкой?
Дети. Собака.
Логопед. А если за будкой спряталась собака, то откуда торчит ее хвост?
Дети. Из-за будки.
Логопед. Чей же хвост торчит из-за будки, если там собака?
Дети. Собачий.
Логопед. Из-за сарая — козьи рога, из-под телеги — лошадиные копыта, из-под лавки — кошачьи лапы.
Игра «Покатаем животных»
Логопед. Вы знаете, что в сказках происходят различные чудеса. Так случилось и в нашей сказке. Домашние животные решили покататься, но столкнулись с определенными трудностями. Давайте поможем им преодолеть их. Перед вами вагоны со звуковыми схемами под каждым окошком и картинки с изображением домашних животных. Возьмите любую картинку, произнесите название животного, подумайте, к какой схеме подходит это слово, и посадите животное в нужный вагон. ( звуковые схемы- скс, скз, скскз, сксса)
кот лошадь бык кошка конь
Игровое упражнение для развития мелкой моторики «Покормим домашних животных»
Воспитатель. В сказке «Кто всех нужнее и важнее» умный конь сказал, что человек ухаживает за домашними животными и кормит их. Давайте и мы покормим домашних животных.
У каждого ребенка фигурки домашних животных: коровы, кошки, коня, двух кроликов, свиньи; прищепки и части плоскостных изображений: травы, рыбы, овса, моркови, свеклы, репы.
Но прежде разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика (упражнения без речевого сопровождения)
«Кролик» — выпрямить указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак.
«Коза рогатая» — выпрямить указательный и мизинец, большой палец поставить на согнутых безымянном и среднем.
«Собака» — правую ладонь развернуть к себе ребром. Поднять большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный прижать друг к другу. Мизинцем двигать вверх-вниз.
«Кошка» — соединить средний и безымянный пальцы с большим. Указательный и мизинец поднять вверх.
«Кошка выпускает коготки» — ладони развернуть от себя, поджать подушечки пальцев. Движение сопровождать шипением: ш-ш-ш. Затем, быстро выпрямив и растопырив пальцы, сопроводить это движение мяуканьем: «Мяу!»
Воспитатель. А теперь «покормите» домашних животных.
Дети выполняют.
Логопед. Расскажите, кто чем покормил домашних животных.
Дети. Мы покормили корову травой, коня овсом и т.д.
Логопед. Посмотрите, как рады домашние животные, что они сыты.
А нам пора из сказки возвращаться в детский сад.
Дети идут змейкой друг за другом на ковер.
Итог занятия
Логопед. Дети, расскажите, где мы были сегодня. Вам понравилась сказка? Кто из домашних животных всех нужнее и важнее? Чем еще мы с вами занимались?
Дети отвечают.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут
Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (подготовительная группа)
Задача: Овладение ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
|
Раздел развития речи |
проблема |
Решение проблемы |
1 |
Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. |
Нарушены несколько групп звуков. Допускает многочисленные ошибки в произношении слов. Наблюдаются значительные нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры). Артикуляционная и мелкая моторика не развита. Дыхание поверхностное, вдох-выдох укорочен. |
Подготовительный этап к постановке звуков: артикуляционная и дыхательная гимнастика. Этап постановки нарушенных звуков. Поэтапная автоматизация звуков. Работа над слоговой структурой слова. Развитие мелкой моторики. |
2 |
Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез |
Фонематический слух неразвит: не выделяет звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Не дифференцирует звуки. Не владеет навыком звукового анализа и синтеза. |
Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 |
Словарный запас |
Знает названия предметов, но не знает названия отдельных частей. Нет в речи обобщающих понятий, слов-антонимов. Использование глаголов и прилагательных ограничено бытовым уровнем. Путает названия частей тела, цветов, геометрических фигур. Не соотносит количество предметов с числом. |
Расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. Вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. |
4 |
Грамматический строй речи |
Не владеет навыком образования слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения несформированы. Опускает в речи все предлоги(или использует 1- 2 неадекватно). Не согласовывает части речи. |
Образование слов уменьшительно-ласкательного значения. Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи: в роде, числе. |
5 |
Связная речь |
Не составляет (иногда не может повторить) предложение. Не владеет навыком составления рассказа по картине. Не составляет рассказ по серии картин, рассказ-описание. Пересказать текст не может Коммуникативная функция речи- неразвита (с трудом вступает в диалог, нет монолога, элементы речевого негативизма и т.п.) |
Составление предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий, по вопросам). Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание Развитие коммуникативной функции речи, формирование положительного отношения к занятиям, желание речевого общения и т.д. |
Рекомендации родителям и педагогам по развитию речи детей.
1. Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком. Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как ел, как спал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Поэтому целесообразно проводить совместные прогулки в парк, на стадион, в лес, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.
2. Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей.
4. Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость , чистота и выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри.
5. Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.
6. Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей. Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: - спросить, удивляясь - восхитится радуясь - огорчится смене погоды - грустить - спросить, уточняя - радостно сообщить об этом
7. Предлагать речевые словесные игры детям.
1) «Положи в кузовок, все что кончается на «ОК» (грибок, клубок, колобок,…)
2) «Ты начни, а я продолжу» - Я взял мяч,…. - Мама пошла в магазин,…
3) «Скажи ласково», «1-2-5», «Чего не стало?»
8. Развивать связную речь. - «Сочиняем сказку» - пересказывать небольшие рассказы, сказки - игры «Я начну, а ты продолжи…» - находить на картинках начало, середину, конец рассказа
Заключение.
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом. Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир. Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.