Публикация «Развитие творческого мышления на уроках истории и обществознания (из опыта работы)»

0
0
Материал опубликован 9 December 2021 в группе

Развитие творческого мышления на уроках истории и обществознания (из опыта работы).


- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.

Школьные годы - это годы становления личности. Главная задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности учащихся. Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально раскрыть их творческие способности? Важное условие успешного развития творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать, выделять главное. Кроме этого, в творческой учебной деятельности используются такие интеллектуальные способности, как любознательность, способность к разработке гипотезы, беглость мысли, оригинальность мышления, легкость ассоциирования. Развитие этих интеллектуальных способностей, характеризующих творческие способности учащихся, осуществляется в учебно-воспитательном процессе школы через образовательные технологии, в том числе исследовательский подход в обучении.

    Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов.

    По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода. Это, по сути, замаскированные под задания реальные научные проблемы, требующие серьезного размышления.

    Задания творческого характера, направленные на развитие индивидуальности учащихся, могут служить и средством диагностики. Творческие задания, включенные в текущий, промежуточный и итоговый контроль, мы оцениваем отдельно от других контрольно-диагностических заданий, они не влияют на общую отметку ученика по истории и обществознанию.

    Составление оценочной шкалы уровня развития творческих способностей класса представляет собой задачу повышенной трудности.

   Во-первых, это связано с тем, что результат развития творческого потенциала школьников зависит от наличия этого потенциала, то есть от психических, культурных задатков учащихся. Трудно развивать то, чего, быть может, нет.

К тому же, по некоторым данным психолого-педагогических исследований, в обществе истинно творческие люди составляют не более 20%, поэтому к развитию творческого мышления учащихся можно лишь стремиться.

    Во-вторых, отсутствует единство учителей в понимании сути заданий творческого характера: в школьной жизни под творчеством учащихся зачастую понимают красивое оформление кроссвордов, театральную инсценировку, поиск информации для подготовки сообщения на уроке, удачные детские рисунки и так далее. В нашем понимании экспертная деятельность учителя должна быть ориентирована на оценку развития нетривиального мышления учащегося, его научно-исследовательских навыков, умений выполнять творческие задания по предмету.

      Опыт работы учителей истории убедительно показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера. Подобные задания мы предлагаем всем учащимся, а не только отличникам, потому что нет прямой связи между отличными академическими успехами и высокой креативностью. Человек может обладать высокими интеллектуальными способностями, измеряемыми по обычным тестам, и более чем скромными способностями к нестандартному мышлению. И наоборот, люди, на первый взгляд не проявляющие особых талантов, могут обладать весьма ярко выраженной способностью к озарению.

     Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности предполагает использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах выполнения заданий, позволяющего обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учеников со стороны преподавателя и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся; учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс развития творческих способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития творческих способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. Творческие задания предполагают применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего в организации творческой деятельности учащихся выбран ситуационный метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей.

     В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:

умение сформулировать  учебно-познавательные проблемы;

стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем;

поддерживать  ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям;

создавать  атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха;

стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.

В линии поведения учащегося творческий стиль проявляется в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке собственной творческой деятельности и деятельности товарищей.

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Все  выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему творческого развития школьников. Так, Я.Л. Пономарев и А.З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М.И. Махмутов и Л.М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л.В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения.

    Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.  Зачастую скрытый потенциал творчества делает человека талантом в какой-то сфере деятельности. Творческие способности необходима человеку для развития  профессиональной  компетентности,  работоспособности; образованности; коммуникабельности (способность к сотрудничеству, взаимодействию), и в какой-то степени даже нравственности.

Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности,- трудный и сложный. Образование, направленное на развитие творческих способностей,- это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Безусловно, школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого  отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках. В идеале эти условия могут быть следующими:

создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать, не испытывая страха перед неверными решениями и ошибками;

принятие и поощрение оригинальных идей;

использование материала, вызывающего интерес к учебе;

одобрение и положительная оценка исследовательского поведения,

поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;

обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки;

приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;

увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;

создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;

обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы.

 Развитие творческихх способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Педагогический опыт позволяет конкретизировать понятие творческая деятельность школьников. Это продуктивная форма деятельности  учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий.

Для успешности реализации творческих способностей целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности. Личностный подход педагога предполагает развитие творческих способностей школьников в процессе деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником. Результатом этих заданий должны стать более высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, применение учащимися методов творчества в процессе выполнения заданий.

- Теоретическая база опыта.

На протяжении ряда лет работаю над методической темой «Развитие творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания». Особую роль в развитии творческого мышления я отвожу исследовательской и проектной работе, которые реализуются на базе школьного краеведческого музея, ранее комнаты боевой и трудовой славы. Учащимися создан целый комплекс работ, отражающих историю района и республики, разработаны и оформлены стенды, подготовлены экскурсии и сценарии мероприятий гражданско-патриотического характера. Все работы собраны и представлены в школьном методическом кабинете, отдельные работы в районном методическом кабинете и республиканском доме детского творчества.

Большая работа проводится в данном направлении в рамках подготовки к ЕГЭ, где творческое мышление необходимо для выполнения отдельных работ, в частности эссе по обществознанию. Мною собран и обобщен материал по написанию эссе, данная работа представлялась на районном заседании методического объединения учителей истории и обществознания, используется учениками для подготовки к ЕГЭ.

- Технология опыта

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» - эти слова известного русского историка Николая Михайловича Карамзина стали своеобразным девизом в моей работе. Знать, понимать, уважать историю своего края – значит быть патриотом, что так важно на сегодняшнем этапе развития российского общества. История не просто молчаливый свидетель прошедших лет, история – это, прежде всего, учитель, который указывает на ошибки прошлого, предостерегает человечество от их повторения. Ведь задача современного учителя не просто дать ребенку знания, научить его понимать и анализировать историю. Общество ставит перед учителем задачу помочь становлению личности молодого человека, формированию его гражданской позиции, развитию способностей.

Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

В работе я использую различные современные технологии:

Технология критического мышления помогает формированию логического мышления, дает возможность прочувствовать учебный материал, сделать выводы на основе собственных ощущений.

Проектная технология, используется в основном на уроках обществознания, где учащиеся могут проявить свои творческие способности, навыки работы с дополнительными источниками информации, умение обобщать. Представление и защита проектов позволяет развивать навыки публичной речи учащихся умение отстаивать свою позицию.

Особое внимание я уделяю исследовательской работе, ежегодно мои ученики представляют свои исследования на районной олимпиаде по школьному краеведению, на протяжении 5 лет занимают первое место и представляют район на республиканской олимпиаде, где так же становятся призерами. Исследовательская деятельность помогает формированию практических навыков, дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе.

- Анализ результативности.

Результативность изучения истории и обществознания можно проследить по участию детей в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами муниципального этапа предметных олимпиад, участниками республиканского этапа. Особые успехи можно отметить в изучении краеведения и проведении исследований по истории своего района. С 2007 года дети участвуют во Всероссийской конференции «Живая культура – традиции и современность», по итогам которой исследовательские работы учащихся публикуются, участвуют в проектах, проводимых республиканской избирательной комиссией.

Уровень обученности по истории и обществознанию находится на достаточно хорошем уровне.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации