Статья «Развитие устной речи обучающихся как проблема формирования речевой культуры на уроках гуманитарного цикла»
М.И. Бардина, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №5 имени Карла Мая, Санкт-Петербург.
Развитие устной речи обучающихся как проблема формирования речевой культуры на уроках гуманитарного цикла
Человек спрятан за своими словами:
хочешь узнать человека – вслушайся
в его речь.
Пословица
Проблема развития устной речи обучающихся на уроках гуманитарного цикла в средней школе приобретает все большее значение, так как речь является показателем интеллектуального развития личности. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.
Процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры меняют стиль общения в социуме. В школе усиливается внимание к личности ученика, его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству. Не случайно, что почти во всех общеобразовательных школах, не говоря уже о лицеях и гимназиях, в учебный план вводятся такие предметы, как риторика, актерское мастерство, выразительное чтение, психология общения, искусство презентации и т. д.
Устная речь учащихся в настоящее время развивается недостаточно. Школьникам сложно пересказать содержание читаемой книги, просмотренного фильма, увиденной ситуации. Проблема, прежде всего, в нежелании понять простую истину. Какова речь – таков и человек, каков человек – таково и общество, каково общество – такова и жизнь.
Интенсивное развитие речи обучающихся происходит в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. Речь неотделима от морально-этических убеждений и поведения человека. Философы и ораторы прошлого связывали истинное красноречие с высоким нравственным уровнем говорящего. «Никто не может быть красноречивым, не быв добродетельным. Красноречие и есть голос внутреннего совершенства»[3, с.112].
В обществе и системе образования, зеркально отражающей состояние государства, заметно бездуховное развитие молодежи, ее нравственно-эстетическое оскудение, отстранение от культурных ценностей. Резко понизились требования к культуре устной и письменной речи. Крайней бедностью отличается язык ораторских выступлений на заседаниях, собраниях, в телевизионных передачах (однообразие лексического состава, отсутствие образности, обилие штампов, ненужных заимствований, введение диалектных слов, неверная расстановка ударений).
К сожалению, эти недостатки характеризуют подчас и выступления на литературно-художественные и педагогические темы. Иногда даже подобным образом страдает и речь учителей русского языка и литературы.
Формированию речевой культуры подрастающего поколения во многом препятствует пассивное познавание произведений через средства массовой информации, что заменяет и само чтение и речевое общение интеллектуально-эстетического характера.
Вот почему особо важно проводить работу по развитию устной речи школьников на уроках гуманитарного цикла, которая формирует умение владеть теми или иными жанрами устных высказываний.
В.В. Голубков тесно связывал основы для формирования устной речи школьников с теорией и практикой ораторского искусства. Определяя особенности устной речи (живое выразительное слово, непосредственность общения оратора со слушателями), он разработал четыре стороны обучения: мастерство устной речи, которое включают подготовку содержания речи, обучение композиции речи, словесное оформление материала, владение нормами литературного языка. Основными принципами обучения школьников устной речи, по Голубкову, является связь устной речи с жизнью, интерес к содержанию и форме речи.
Для трудов М.А. Рыбниковой по вопросам развития устной речи характерно стремление создать стройную систему в обучении. Исследовательница подчеркивала важность установления межпредметных связей уроков грамматики и литературы, которые вместе выполняют задачу воспитания в ученике сознательного отношения к слову, как к «серьезнейшему показателю внутренней жизни», призывала «пробудить критическое отношение к употреблению того или иного слова или термина» [6, с.248].
Выдвинутые и апробированные М.А. Рыбниковой принципы словарной работы в среднем звене литературного образования создают хорошую перспективу для ее продолжения и развития в старшем звене для формирования устной речевой культуры учащихся. Уроки литературы должны придать языку школьников эмоциональную окраску, сделать их язык более тонким и взыскательным в смысле передачи всякого рода оттенков в окружающей жизни. Эта позиция М.А. Рыбниковой реализовывалась в системе накопления слов и фразеологических оборотов по тематическим кругам от класса к классу.
Большой вклад в развитие работы над формированием устной речи в процессе изучения литературы внес Н.В. Колокольцев, сосредоточив внимание на лексико-фразеологической работе с художественным текстом и на таких видах устных высказываний школьников, особенно среднего звена, как пересказы, словесное рисование, различные виды упражнений обучающего характера.
Принципиальные теоретические позиции и богатейший фактический материал по развитию устной речи содержится в трудах К.В. Мальцевой. Автор рассматривает методику развития речи школьников путем проведения словарной работы в связи с анализом текста художественного произведения, его идейно-художественных особенностей, обучения школьников выразительному чтению.
Одной из проблем развития устной речи школьников стала проблема организации и проведения уроков развития речи, их композиционной структуры. Наиболее полно этот вопрос освещается в трудах В.Я. Коровиной, разработавшей систему, содержание и основные этапы проведения таких уроков в V-VII классах.
Хотя работа по развитию речи ведется в той или иной форме на каждом уроке гуманитарного цикла, наряду с этим проводятся и специальные уроки развития устной речи, на которых на материале изученного произведения или нескольких произведений одного автора создается оптимальная ситуация речевого общения, активизируется речевая практика учащихся. Для этого закрепляется усвоенная на базе художественных произведений лексика, создаются условия для отработки различных видов устных высказываний, ведения диалогов.
Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания эстетического развития личности обучающегося. Это имеет возможность выбора жанров на основе следующей классификации монологических высказываний.
I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, мемуарных и эпистолярных материалов.
II. Продуктивные высказывания:
1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад.
2. Литературно-критические: критический этюд, критическое эссе, и др.
3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, и т.д.
4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.
5. Художественно-творческие:
а) литературно-художественные — стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками;
б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о событии, художественная зарисовка и др.
Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития устной речи учащихся на уроках гуманитарного цикла. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов.
1. Сжатый пересказ (компрессия) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное.
2. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и художественный — близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание.
3. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица.
4. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой.
Опираясь на формируемые в средних классах умения пересказывать художественный текст, в старших классах эту работу необходимо совершенствовать с учетом задач изучения курса на историко-литературной основе.
Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога учащихся на уроках гуманитарного цикла. Школьники выступают с ними при изучении обзорных тем, на занятиях по биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно - обобщающих занятиях, уроках внеклассного чтения. Работа по выработке умений готовить такие выступления способствует усилению формирования речевой культуры.
Устные выступления помогают учащимся глубоко осваивать предметы гуманитарного цикла, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи. «Особенно полезны для развития устной речи те виды выступлений, где учащийся должен высказывать и защищать свои взгляды, спорить с противниками: это устный доклад, участие в конференции, в диспуте. Дискуссионная форма устной речи обычно обостряет внимание к слову, побуждает искать те выражения, которые передают смысл с наибольшей силой и яркостью» [3, с. 455].
Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Речь неотделима от морально-этических убеждений и поведения человека. Философы и ораторы прошлого связывали истинное красноречие с высоким нравственным уровнем говорящего. «Никто не может быть красноречивым, не быв добродетельным. Красноречие и есть голос внутреннего совершенства» [2, с.112]. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе и теоретических исканиях педагогов-словесников.
Список литературы
1.Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы - М., Академ. А, 1999, гл. 10
2.Виноградов В.В. О художественной прозе. — М., 1930. — С. 112
3.Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962. — С. 455
4.Коровина В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: Диссертация д. пед. наук. — М., 1994
5.Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1988
6.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. — М., 1985. — С. 248