Тематическое планирование «Развитие внимания, мышления и саморегуляции» (6–8 класс)
Тематическое планирование
Мероприятие |
Цель |
Ход мероприятия |
Занятие 1. «Внимание, смирно!» |
Развитие концентрации, скорости и избирательности внимания, памяти. |
Ритуал приветствия. Подросткам предлагается нарисовать смайл своего настроения, рассказать о нём. Разминка. Беседа «Внимание – внимание!» (что такое внимание, для чего оно необходимо человеку и зачем его развивать) Упражнение по таблицам Шульте. Благоприятно влияет на работу мозга, способствует увеличению скорости восприятия информации. На столе перед подростком по очереди кладутся таблицы Шульте, на которых изображены цифры. Требуется найти все числа от 1 до 25 как можно быстрее. Комплекс упражнений для снятия напряжения глаз. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. · взгляд влево — прямо, · вправо — прямо, · вверх — прямо, · вниз — прямо, · без задержки в отведенном положении. Круговые движения глаз -от 1 до 10 кругов влево и вправо. Изменение фокусного расстояния: посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Рефлексия |
Занятие 2. «Так вот ты какое, ВНИМАНИЕ!» |
Развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания. Формирование концентрации внимания. |
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями. Разминка. Учащиеся называют предметы, находящиеся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...». Повторять один и тот же предмет дважды нельзя. Настольная игра MEMO. Игра состоит из карточек с парными изображениями. Всего 25 пар (50 карточек). Это игра, безусловно, расширяет кругозор, развивает внимание, тренирует память. Комплекс упражнений для снятия напряжения глаз. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. · взгляд влево — прямо, · вправо — прямо, · вверх — прямо, · вниз — прямо, · без задержки в отведенном положении. Круговые движения глаз -от 1 до 10 кругов влево и вправо. Изменение фокусного расстояния: посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Рефлексия |
Занятие 3. «Мышление как помощник человека» |
Развитие гибкости мышления
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями. Беседа «Что такое мышление и зачем оно нужно человеку» Упражнение «Слова перевёртыши»: Каждому участнику по очереди ведущий называет какое-либо слово, которое учащийся должен произнести наоборот. Упражнение «Супер сила». Участники по очереди придумывают себе какую-нибудь оригинальную суперсилу (по аналогии с героями комиксов): - У меня есть суперсила, я могу бегать быстрее звука. - А у меня суперсила - я могу читать чужие мысли. - Моя суперсила - я могу перемещаться во времени. Ведущий следит за тем, чтобы участники не повторялись. Рефлексия
|
Занятие 4. «Юные мыслители» |
Развитие гибкости мышления |
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями. Упражнение «Новая жизнь». Каждому участнику виртуально даётся какой-либо предмет бытового обихода (вилка, стол, постель, тряпка). Участники по очереди придумывают как можно больше применений этих предметов. Упражнение «Разыграем историю». Каждому участнику по очереди берёт по одной карте из метафорической колоды, придумывает некую историю по ней. Следующий участник берёт следующую карту, продолжает начатую историю, в соответствии с сюжетом выбранной карты. Упражнение «Невероятные ситуации»: ведущий описывает какую-либо невероятную ситуацию и участникам предлагается представить возможные выходы из нее. Например, «вы просыпаетесь, и оказалось, что попали на Луну», «вы стали размером с муравья» и т.п. Рефлексия |
Занятие 5. «Учимся саморегуляции» |
Облегчение самовыражения через освобождение от тревоги, развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний, развитие рефлексии. Формирование способности к саморегуляции эмоционального напряжения. |
Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком. Разминка. Подростку нужно придумать предложения, начинающиеся со слов «Когда я тревожусь, то я…», «Чаще всего мне снится…», «Меня беспокоит… Упражнение с метафорическими картами «Это Я, когда тревожусь о…»: в кругу разложен набор метафорических карт. Подросткам предлагается из этого набора выбрать ту карту, которая олицетворяет их настроение, состояние, когда их что-то очень сильно тревожит. Далее происходит групповое обсуждение. Упражнение «Я сделаю тебя смешным и добрым». На листе А4 подростку необходимо дорисовать к ранее выбранной карте рисунок так, чтобы он получился смешным, добрым, не вызывающим тревогу. Обсуждение Рефлексия |
Занятие 6. «Навстречу тревоге»
|
Прояснить ситуацию, с которой у подростка связаны неприятные и тревожные воспоминания или имеются чувства обиды, раздражения, злости на другого человека. |
Шейринг. Упражнение «Шаг за шагом». По одной карте из колоды «Ассоциативные фотографические карты» обучающийся достаёт в открытую на каждый вопрос:
|