Урок «Реакции обмена» (Химия, 8 класс)
Урок «Реакции обмена»
Предмет: химия.
Класс: 8.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель: формирование знаний обучающихся о химических реакциях при формировании представлений о реакции обмена.
Задачи:
сформировать понятие о реакции обмена и условиях протекания реакций обмена до конца (правило Бертолле) ;
продолжить отработку навыков и умений в составлении формул веществ, схем химических реакций;
развивать способность само и взаимоконтроля, наблюдательность в группе, в паре, интерес к предмету.
воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность за веществами в быту, умение безопасного обращения с ними.
Планируемые результаты:
предметные:
-умение определять понятия «реакции обмена», « реакции нейтрализации»;
-умение классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;
- умение использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена;
- умение наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций.
метапредметные:
-умение работать с печатным текстом, выделять главное, давать определения понятиям;
-умение участвовать в групповой работе, организовывать свою учебную деятельность;
-умение выполнять поиск информации;
-знание разных видов химических реакций.
личностные:
-наличие интереса к химии;
-наличие ответственного отношения к обучению;
-наличие любознательности.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, пробирки, вещества: NаОН, НСl, Nа2СO3, СuSO4 , индикатор фенолфталеин, бланки с заданиями для каждого обучающегося.
Технология: использование ИКТ, элементы кейс-технологии.
Методы и приемы: беседа, работа с таблицей, поиск ответов на поставленные вопросы, эксперимент.
Урок рассчитан на 45 мин.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Вначале урока я хочу вам ребята задать загадку.
Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. (слайд 1, 2)
Ученики: Химическая реакция. (слайд 1)
Учитель: Правильно. А что такое химическая реакция?
Ученики: Химическая реакция - явления, в результате которых из одних веществ образуются другие.
Учитель: Вы уже не первый урок путешествуете по стране, которая называется Химическая реакция. За время путешествия вы узнали много сведений о реакциях соединения, разложения, замещения. А сегодня наш путь лежит в страну Реакций обмена. Определим цель путешествия.
Ученики: Ребята формулируют цель урока вместе с учителем.
Учитель: Для путешествия нам необходим будет багаж знаний. На столе у каждого лежит бланк с заданиями. Внесите в него ваши ответы. (слайд )
Химические процессы записываются с помощью _____________ _______________.
Химическое уравнение состоит из _____________ и _____________ части.
В ____________ части записываются продукты реакции, а в_____________ части – исходные вещества.
Схема реакций соединения ___________________________.
Схема реакций разложения ____________________________.
Схема реакций замещения ____________________________.
Признаки, по которым можно судить о прохождении химической реакции:
А) ___________________________
Б) ___________________________
В) ____________________________
Г) ____________________________
Д) ____________________________.
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось. Для этого вы свои работы передайте соседу по парте, т.е взаимопроверка в парах. . На слайде показаны правильные ответы. (слайд 4)
Ученики: Проверяют бланки с ответами учеников.
Учитель: Я думаю, что у вас достаточный багаж знаний для путешествия. Теперь вам разрешено посещение страны Реакций обмена. Открываем тетради и записываем тему урока.
Ученики: Записывают тему урока в тетрадь.
Учитель: 1 остановка. Ребята вначале мы должны выяснить, что такое реакция обмена. Даны реакции, определите их тип и расставьте коэффициенты.
СаСО3= СaO + CO2
K2O +CO2 = K2CO3
Zn +HCL =ZnCL2+ H2
KOH +HCL=KCL+H2O
Ученики: выполняют задание устно. При объяснении отмечают какие по составу вещества вступают и образуются в реакциях.(фронтальная работа)
1-реакция разложения
2-реакция соединения
3- реакция замещения
Учитель: В 4 случае мы видим, что в реакцию вступают и образуются сложные вещества. Вот такие реакции в которых участвуют сложные вещества называются реакции обмена. Почему же обмена? (объяснение) .(слайд 6)
K +OH- +H +CL- =K +CL-+H +2O-
В данном случае вещества обмениваются своими составными частями.
Учитель: Составляем схему реакции. (слайд 7)
Ученики: записывают в тетрадь АВ + СД = АД + СВ- схема реакции обмена.
Учитель: Мы с вами прошли первый этап.
Учитель: Напоминает технику безопасности работы с щелочами и кислотами.
Ученики: выполняют экспериментальную работу с заданными на партах веществами в соответствии заданиями . Ребята работают в парах.
Учитель: Проверяет правильность выполнения и соблюдения техники безопасности.
Ученики: Представители команд объясняют ход выполнения и результат работы, делая при этом вывод.
Дополнительное задание (1 мин).
Учитель: Если вы правильно определите, в какой среде индикаторы, которые приведены в таблице 2, имеют такую окраску, то сумма ответов будет численно равна порядковому номеру элемента натрия.
Таблица 2
Окраска индикаторов | Среда | |
кислая | щелочная | |
Лакмус - красный | 1 | 2 |
Фенолфталеин - малиновый | 3 | 4 |
Метилоранж - желтый | 5 | 6 |
Ответ: 1.4.6
Ученики: После выполнения эксперимента представители команд читают стихи про фенолфталеин и метилоранж.
Фенолфталеин
Попасть в кислоту - есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.
Метилоранж
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
Учитель: Конкурс 4 "Тестирование". (слайд 9)
На это задание отводится 5 минут. Каждый из участников команды получает тестовые задания. Готовы? Начали!
Ученики: Сначала представители команд дают устно свои ответы с рассуждением.
Учитель: На слайде показывает ответы для проверки (для обеих команд); 1. г; 2, а; 3. а; 4. г; 5. в.
(слайд 10)
Ученики: Взаимопроверка в парах.
Учитель: « Крестики-нолики" (слайд 11).
Командам выдаются карточки с заданиями. Поиграйте в "крестики-нолики".
Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы: а) оксидов; б) оснований; в)кислот; г) солей.
Время проведения конкурса - 2 мин.
а) | ||
СаО | NаОН | СаС12 |
НСl | СО2 | Nа2O |
Fе(ОН)3 | Н2SO3 | Н2О |
б) | ||
КОН | Р2O5 | K2O |
Ва(ОН)2 | Н2 | Zn(ОН)2 |
Fе(ОН)3 | Nа3РO4 | ZnС12 |
в) | ||
NaС1 | НС1 | СO2 |
Zn(ОН)2 | Н2SO4 | K2O |
Н2СO3 | Н3РO4 | Fе2(SO4)3 |
г) | ||
СuSО4 | ZnCl2 | К2СО3 |
SiO2 | MgCl2 | СО |
Н2СО3 | Н2O | LiOH |
Оценка конкурса - 4 балла.
Ученики: Ребята работают каждый на своих листках с заданиями.
Учитель: Просматривает их ответы, подходя к каждой парте, и выставляет правильные ответы на (слайде 11).
Ученики: Объясняют почему эти ответы считаются правильными.
Учитель: Конкурс 6 "Установите соответствие" (слайд 12)
Для формул приведенных ниже солей запишите формулы гидроксидов, которыми они образованы. На конкурс отводится 2 мин.
Задание для капитана команды "Атом".
Nа2SO4 - ::::::
К2SiO3 -::::::..
Ca3(PO4)2 -:::::.
Ва(NO3)2 - :::::..
Задание для капитана команды "Молекула".
FеС12 - :::::..
ZnSO4 - ::::::
АgNО3 - :::::.
Fe2(SO4)3 -::::..
Оценка конкурса - по 4 балла.
Ученики: Каждый участник команды отвечает и при этом дает название каждому веществу.
Учитель: Для проверки показывает ответы (слайд 13).
Ученики: Учащиеся разбиваются по парам, им даются ключи, по которым они проверяют друг друга и выставляют оценки.
Учитель: Конкурс 8 "Раздели смесь веществ"(слайд 15)
В этом конкурсе необходимо предложить способ выделения веществ из смеси. Максимальная оценка пять баллов.
Задание для команды "Атом".
В смеси находятся железные опилки, порошок оксида меди(II), кристаллы поваренной соли, порошок серы.
Задание для команды "Молекула".
В смеси находятся порошок серы, железные опилки, сахар и медные опилки.
Ученики: Определяют последовательность определения данных смесей и способы их разделения.
Ученики: Один представитель с каждой команды объясняет последовательность определения данных смесей и способы их разделения.
Учитель: При этом, выслушивая их ответы, дает им оценку. Ребята могут дать разные варианты ответов.
Учитель: в роли главного судьи подводит итоги конкуров. Он подсчитывает сумму баллов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. (За всякого не принявшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1баллу).
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.
Результативность урока:
Урок с использованием кейс-технологии показал актуальность применения данной технологии в классах малой накопляемости. Данный метод позволяет максимально систематизировать пройденный материал, повторяя все основные аспекты, выстраивая работу по четкой последовательности. Продуктивность работы подчеркивает работа в группах и парах. Работа в группах и парах формирует чувство взаимопомощи, толерантности, позволяет проводить своеобразную взаимопроверку на каждом этапе. Оборудование урока должно максимально обеспечивать учащихся наглядностью.