Урок «Реакции обмена» (Химия, 8 класс)

1
0
Материал опубликован 13 March 2022

Урок «Реакции обмена»

Предмет: химия.

Класс: 8.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: формирование знаний обучающихся о химических реакциях при формировании представлений о реакции обмена.

Задачи:

сформировать понятие о реакции обмена и условиях протекания реакций обмена до конца (правило Бертолле) ;

продолжить отработку навыков и умений в составлении формул веществ, схем химических реакций;

развивать способность само и взаимоконтроля, наблюдательность в группе, в паре, интерес к предмету.

воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность за веществами в быту, умение безопасного обращения с ними.

Планируемые результаты:


предметные:

-умение определять понятия «реакции обмена», « реакции нейтрализации»;

-умение классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;

- умение использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена;

- умение наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций.


метапредметные:

-умение работать с печатным текстом, выделять главное, давать определения понятиям;

-умение участвовать в групповой работе, организовывать свою учебную деятельность;

-умение выполнять поиск информации;

-знание разных видов химических реакций.


личностные:

-наличие интереса к химии;

-наличие ответственного отношения к обучению;

-наличие любознательности.



Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, пробирки, вещества: NаОН, НСl, Nа2СO3, СuSO4 , индикатор фенолфталеин, бланки с заданиями для каждого обучающегося.

Технология: использование ИКТ, элементы кейс-технологии.

Методы и приемы: беседа, работа с таблицей, поиск ответов на поставленные вопросы, эксперимент.

Урок рассчитан на 45 мин.



ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Вначале урока я хочу вам ребята задать загадку.

Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. (слайд 1, 2)

Ученики: Химическая реакция. (слайд 1)

Учитель: Правильно. А что такое химическая реакция?

Ученики: Химическая реакция - явления, в результате которых из одних веществ образуются другие.

Учитель: Вы уже не первый урок путешествуете по стране, которая называется Химическая реакция. За время путешествия вы узнали много сведений о реакциях соединения, разложения, замещения. А сегодня наш путь лежит в страну Реакций обмена. Определим цель путешествия.

Ученики: Ребята формулируют цель урока вместе с учителем.

Учитель: Для путешествия нам необходим будет багаж знаний. На столе у каждого лежит бланк с заданиями. Внесите в него ваши ответы. (слайд )

Химические процессы записываются с помощью _____________ _______________.

Химическое уравнение состоит из _____________ и _____________ части.

В ____________ части записываются продукты реакции, а в_____________ части – исходные вещества.

Схема реакций соединения ___________________________.

Схема реакций разложения ____________________________.

Схема реакций замещения ____________________________.

Признаки, по которым можно судить о прохождении химической реакции:

А) ___________________________

Б) ___________________________

В) ____________________________

Г) ____________________________

Д) ____________________________.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось. Для этого вы свои работы передайте соседу по парте, т.е взаимопроверка в парах. . На слайде показаны правильные ответы. (слайд 4)

Ученики: Проверяют бланки с ответами учеников.

Учитель: Я думаю, что у вас достаточный багаж знаний для путешествия. Теперь вам разрешено посещение страны Реакций обмена. Открываем тетради и записываем тему урока.

Ученики: Записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: 1 остановка. Ребята вначале мы должны выяснить, что такое реакция обмена. Даны реакции, определите их тип и расставьте коэффициенты.

СаСО3= СaO + CO2

K2O +CO2 = K2CO3

Zn +HCL =ZnCL2+ H2

KOH +HCL=KCL+H2O

Ученики: выполняют задание устно. При объяснении отмечают какие по составу вещества вступают и образуются в реакциях.(фронтальная работа)

1-реакция разложения

2-реакция соединения

3- реакция замещения

Учитель: В 4 случае мы видим, что в реакцию вступают и образуются сложные вещества. Вот такие реакции в которых участвуют сложные вещества называются реакции обмена. Почему же обмена? (объяснение) .(слайд 6)

K +OH- +H +CL- =K +CL-+H +2O-

В данном случае вещества обмениваются своими составными частями.

Учитель: Составляем схему реакции. (слайд 7)

Ученики: записывают в тетрадь АВ + СД = АД + СВ- схема реакции обмена.

Учитель: Мы с вами прошли первый этап.

Учитель: Напоминает технику безопасности работы с щелочами и кислотами.

Ученики: выполняют экспериментальную работу с заданными на партах веществами в соответствии заданиями . Ребята работают в парах.

Учитель: Проверяет правильность выполнения и соблюдения техники безопасности.

Ученики: Представители команд объясняют ход выполнения и результат работы, делая при этом вывод.

Дополнительное задание (1 мин).

Учитель: Если вы правильно определите, в какой среде индикаторы, которые приведены в таблице 2, имеют такую окраску, то сумма ответов будет численно равна порядковому номеру элемента натрия.

Таблица 2

Окраска индикаторов

Среда

кислая

щелочная

Лакмус - красный

1

2

Фенолфталеин - малиновый

3

4

Метилоранж - желтый

5

6

Ответ: 1.4.6

Ученики: После выполнения эксперимента представители команд читают стихи про фенолфталеин и метилоранж.

Фенолфталеин

Попасть в кислоту - есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.

Метилоранж

От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.

Учитель: Конкурс 4 "Тестирование". (слайд 9)

На это задание отводится 5 минут. Каждый из участников команды получает тестовые задания. Готовы? Начали!



Ученики: Сначала представители команд дают устно свои ответы с рассуждением.

Учитель: На слайде показывает ответы для проверки (для обеих команд); 1. г; 2, а; 3. а; 4. г; 5. в.

(слайд 10)

Ученики: Взаимопроверка в парах.



Учитель: « Крестики-нолики" (слайд 11).

Командам выдаются карточки с заданиями. Поиграйте в "крестики-нолики".

Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы: а) оксидов; б) оснований; в)кислот; г) солей.

Время проведения конкурса - 2 мин.

а)

СаО

NаОН

СаС12

НСl

СО2

2O

Fе(ОН)3

Н2SO3

Н2О

б)

КОН

Р2O5

K2O

Ва(ОН)2

Н2

Zn(ОН)2

Fе(ОН)3

3РO4

ZnС12

в)

NaС1

НС1

СO2

Zn(ОН)2

Н2SO4

K2O

Н2СO3

Н3РO4

2(SO4)3

г)

СuSО4

ZnCl2

К2СО3

SiO2

MgCl2

СО

Н2СО3

Н2O

LiOH

Оценка конкурса - 4 балла.

Ученики: Ребята работают каждый на своих листках с заданиями.

Учитель: Просматривает их ответы, подходя к каждой парте, и выставляет правильные ответы на (слайде 11).

Ученики: Объясняют почему эти ответы считаются правильными.



Учитель: Конкурс 6 "Установите соответствие" (слайд 12)

Для формул приведенных ниже солей запишите формулы гидроксидов, которыми они образованы. На конкурс отводится 2 мин.

Задание для капитана команды "Атом".

2SO4 - ::::::

К2SiO3 -::::::..

Ca3(PO4)2 -:::::.

Ва(NO3)2 - :::::..

Задание для капитана команды "Молекула".

FеС12 - :::::..

ZnSO4 - ::::::

АgNО3 - :::::.

Fe2(SO4)3 -::::..

Оценка конкурса - по 4 балла.

Ученики: Каждый участник команды отвечает и при этом дает название каждому веществу.

Учитель: Для проверки показывает ответы (слайд 13).











Ученики: Учащиеся разбиваются по парам, им даются ключи, по которым они проверяют друг друга и выставляют оценки.



Учитель: Конкурс 8 "Раздели смесь веществ"(слайд 15)

В этом конкурсе необходимо предложить способ выделения веществ из смеси. Максимальная оценка пять баллов.

Задание для команды "Атом".

В смеси находятся железные опилки, порошок оксида меди(II), кристаллы поваренной соли, порошок серы.

Задание для команды "Молекула".

В смеси находятся порошок серы, железные опилки, сахар и медные опилки.

Ученики: Определяют последовательность определения данных смесей и способы их разделения.

Ученики: Один представитель с каждой команды объясняет последовательность определения данных смесей и способы их разделения.

Учитель: При этом, выслушивая их ответы, дает им оценку. Ребята могут дать разные варианты ответов.



Учитель: в роли главного судьи подводит итоги конкуров. Он подсчитывает сумму баллов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. (За всякого не принявшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1баллу).

Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.

Результативность урока:

Урок с использованием кейс-технологии показал актуальность применения данной технологии в классах малой накопляемости. Данный метод позволяет максимально систематизировать пройденный материал, повторяя все основные аспекты, выстраивая работу по четкой последовательности. Продуктивность работы подчеркивает работа в группах и парах. Работа в группах и парах формирует чувство взаимопомощи, толерантности, позволяет проводить своеобразную взаимопроверку на каждом этапе. Оборудование урока должно максимально обеспечивать учащихся наглядностью.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации