Реализация дидактических принципов при организации процесса обучения в информационно-образовательной среде

2
0
Материал опубликован 5 January 2021 в группе


Реализация дидактических принципов при организации процесса обучения в информационно-образовательной среде


О.А.Михалева

учитель математики МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» г. Курска, olgamihaleva2008@yandex.ru


В статье раскрывается содержание педагогического процесса реализации дидактических принципов при организации обучения на уроках математики в информационно-образовательной среде. Определены дидактические принципы и способы их реализации средствами информационных технологий.


Ключевые слова: математика, принципы дидактики, ЕГЭ, связь обучения с жизнью.


Новая информационная эпоха, в которую вступил человек, характеризуется возрастающей ролью информационной среды, выступающей в качестве системообразующего фактора. Благодаря интенсивному использованию новых технологий в учебном процессе, начало 21 века отмечено попытками пересмотреть предмет, цели и задачи дидактики.

Что такое дидактика? Чаще всего, дидактику определяют как теорию преподавания и обучения. Дидактика обращается к вопросам, относящимся, в частности, к главным целям и руководящим принципам обучения и преподавания, образовательных программ, содержания, методов преподавания и оценки. Теперь сузим вопрос: дидактика — это наука или искусство обучения? Наиболее вероятно, что большинство из вас, основываясь на традиционном определении дидактики, ответят "наука". Действительно, в процессе развития как науки дидактика сформировала свои методы исследования, механизмы определения направлений, свою структуру и логику. Всё это привело к тому, что дидактика развивалась как научная дисциплина — теория образования и обучения.

Однако известно, что теория без практики слепа. Дидактике необходим учитель, который бы применил теорию на практике. И здесь не избежать сегмента “искусства”, которое играет жизненно важную роль в профессионализме учителя, в его личных качествах, в культуре и стиле преподавания, в творчестве и таланте. Совершенно очевидно, что эти две версии дидактики (дидактика-наука и дидактика-искусство) не могут существовать обособленно. Возникает резонный вопрос: Что их связывает? Каков механизм перехода из одной версии дидактики в другую?

Вероятно, что это связующее звено должно позволить учителю эффективно применять дидактику-науку в образовательной практике. Прежде всего, это способность эффективно обучать. Более того, традиционное понимание дидактики не отвечает требованиям информационного общества с быстрым развитием ИКТ. Дидактика цифровой эпохи трансформируется в науку, инженерию и искусство. Новая дидактика е-обучения называется e-дидактикой.

В рамках e-дидактики рассматривается трехступенчатая система, объединяющая различные уровни внедрения ИКТ технологий в образовательный процесс: низкий, средний и высокий.

При организации обучения в информационной образовательной среде пересматриваются основы классической дидактики: цели, функции, принципы. К ведущим принципам классической дидактики относятся:

принцип целенаправленности;

научности;

связи обучения с жизнью;

систематичности и последовательности;

сознательности и активности;

наглядности обучения;

доступности;

интегративного подхода;

воспитывающего и развивающего обучения;

принцип прочности. 

Дидактические принципы также претерпевают изменения. Рассмотрим их на примерах некоторых принципов.

Доступность обучения. Несколько по-иному при обучении в информационном обществе формулируется данный принцип. Доступность обучения достигается за счет возможностей предоставления ученикам справочной информации и индивидуальной информационной поддержки, и обеспечения вариативности содержания, различных форм представления учебного материала. Реализация данного принципа в условиях электронного обучения означает доступность в использовании информационно-коммуникационных технологий (компьютеры, программное обеспечение) и ресурсов (учебного контента). Через Интернет информация передается почти мгновенно. Ученики лучше воспринимают информацию энциклопедического типа (краткую, полную, но фрагментированную), чем текст параграфа объёмом несколько страниц. Электронные ресурсы и информационные технологии позволяют подавать ученику информацию в любом виде (текст, электронные энциклопедии, электронные каталоги образовательных ресурсов, виртуальные лаборатории, электронные тренажеры и т.п.) и в любых объемах, совершенно несопоставимых с бумажными носителями. Принцип доступности трансформируется в принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Сознательность и активность обучения. Принцип сознательности и активности заключается в предоставлении ученикам возможности осмысленного выбора собственной (индивидуальной) траектории обучения и активной субъектной позиции учащегося, способного ориентироваться в окружающем многообразии информации. В процессе электронного обучения данный принцип реализуется путем организации самостоятельной работы учащихся и вовлечения их в учебный процесс с учетом предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения и темпа работы. Для реализации этого принципа на уроках математики применяем компьютерное тестирование с помощью программы MyTest. Данный программный комплекс состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках. Известно, что усваиваются те действия, которые производятся сознательно. Более того, усиливается роль рефлексивной деятельности ученика, так как самостоятельно организуя свою деятельность, он понимает что делает, зачем, в каком порядке, и как совершенствовать свои действия.

Прочность усвоения знаний. Принцип подразумевает необходимость прочного овладения компетенциями при оптимальной учебной нагрузке и уровне подготовленности учащегося. В электронном обучении принцип достигается за счет компьютерной визуализации и структурирования учебного материала, осознанной тренировочной деятельности в интерактивном режиме, организации контроля и корректировочных действий на основе обратной связи. Обучающиеся сами контролируют свою учебную нагрузку и возвращаться к пройденному материалу при решении различных учебных задач для закрепления результатов или самоконтроля. Данный принцип я реализую с помощью интернет-портала « Решу ЕГЭ» http://reshuege.ru/. Ученик может применить материалы ресурса для самостоятельной работы. Все задачи отобраны из официального источника: Единого банка задач. Они снабжены подробным, понятным ученику решением. Также ученик может воспользоваться услугой службы поддержки при обсуждении непонятных вопросов. После решённых прототипов подобрано достаточное количество аналогичных задач, что позволяет ученику качественно закрепить определённый тип заданий. На сайте представлены готовые варианты ЕГЭ, решив которые, выпускник может самостоятельно выявить пробелы в знаниях и уделить таким заданиям больше внимания.

Для учителя этот ресурс также очень удобен. Наличие ответов и решений позволяет значительно сэкономить время подготовки к уроку. Все задачи распределены и классифицированы по темам. А также есть возможность сохранить отобранные задачи, распечатать их для проведения самостоятельных и проверочных работ. Недостатков при работе с этим сайтом практически нет. Такая структура позволяет вовремя исправлять ошибки и корректировать подготовку. При работе с сайтом у ученика развиваются навыки самостоятельности.

Наглядность обучения. Принцип наглядности в дидактике информационного общества также присутствует: в процессе обучения остаются натуральная или словесная наглядность, словесно-образная, изобразительная, схематическая, символическая. Но все эти виды наглядности дополняются интерактивной на основе ИКТ технологий, используя которую ученик производит определенные действия. Реализуется принцип на базе мультимедиа и Интернет-технологий и позволяет сделать обучение более доступным для понимания посредством различных наглядных средств обучения и способов визуализации информации (анимация, видео, инфографика, ментальные и интерактивные карты).

На уроках геометрии можно применять интерактивные математические системы, которые способны оживить геометрические чертежи. Наиболее популярными из них являются:

Учебно методический комплект ЖМ;

1С: Математический конструктор и 1С: Виртуальная лаборатория;

Geogebra.

В своей работе я использую интерактивные модели разработчиков 1С: МК и1С: Виртуальная лаборатория. В отличие от традиционного рисунка – геометрического чертежа или графика функции, выполненных на листе бумаги или с помощью «обычных» систем компьютерной графики, построение, созданное с помощью такой системы, – это модель, сохраняющая не только результат построения, но и его исходные данные, алгоритм и зависимости между объектами. При этом все данные легко доступны для изменения (можно перемещать мышью точки, варьировать размеры, вводить с клавиатуры новые значения числовых данных и т.п.). И эти изменения тут же, в динамике, отражаются на экране компьютера.

Я использую динамические модели на уроках геометрии при изучении темы «Сечение многогранников». Любой ученик может зайти на страницу сайта по адресу http://obr.1c.ru/mathkit/lessons1.html. Ребята могут потренироваться в построении сечений, используя простой и удобный интерфейс программы, а также могут сразу проверить свои результаты.

Например, в 5 классе при изучении темы «Развертки многогранников» задаю ребятам вопрос: «Как вы думаете, сколько у куба реберных разверток?». Принимаю варианты ответов ребят, а затем мы просматриваем видео «Кубистский паркет» и ребята приходят к выводу о том, что общее число разверток куба - 11. После чего выполняем лабораторную работу по изготовлению моделей куба, используя различные варианты его реберных разверток. Работу организую в парах.

В сети Интернет сегодня можно найти большое количество разнообразных ресурсов, которые просты в использовании, доступны, надежны, а также имеют широкие возможности для создания как индивидуальных материалов, так и коллективных.

Одним из таких Интернет-ресурсов является уникальный российский научно-популярный проект «Математические этюды». Основным содержанием данного сайта являются фильмы и мультфильмы о решенных и нерешенных математических задачах, которые сняты с использованием современной трехмерной графики. Так как каждый фильм сопровождается научно-популярной статьёй и ссылками для дальнейшего изучения данных вопросов, то ребятами ТЛ «Старт» были озвучены этюды данного сайта и созданы свои коллекции мультфильмов. Разнообразные формы работ учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материала создает у детей эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны подачи, снижает утомляемость.

Каждый будущий учитель, а также работающий в школе много лет должен не только знать и уметь применить созданные разными образовательными учреждениями ресурсы, но и научить своих учеников работать в огромном информационном поле. Объяснить ученикам основные правила и принципы поиска необходимой информации для повышения заинтересованности в обучении и развитии своего творческого потенциала. Вместо традиционной подготовки педагогов, фокус смещается в направлении нового типа подготовки учителей — учителей, которые могут работать в новом информационном веке, с высокими ожиданиями в отношении преподавательских компетенций, касающихся разработки и конструирования образовательных продуктов, которые способствуют эффективному обучению. При этих новых условиях учитель в какой-то мере становится инженером: учителем-инженером.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации