12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Михалева О.А.32 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Реализация дидактических принципов при организации процесса обучения в информационно-образовательной среде
Реализация дидактических принципов при организации процесса обучения в информационно-образовательной среде
О.А.Михалева
учитель математики МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» г. Курска,
В статье раскрывается содержание педагогического процесса реализации дидактических принципов при организации обучения на уроках математики в информационно-образовательной среде. Определены дидактические принципы и способы их реализации средствами информационных технологий.
Ключевые слова: математика, принципы дидактики, ЕГЭ, связь обучения с жизнью.
Новая информационная эпоха, в которую вступил человек, характеризуется возрастающей ролью информационной среды, выступающей в качестве системообразующего фактора. Благодаря интенсивному использованию новых технологий в учебном процессе, начало 21 века отмечено попытками пересмотреть предмет, цели и задачи дидактики.
Что такое дидактика? Чаще всего, дидактику определяют как теорию преподавания и обучения. Дидактика обращается к вопросам, относящимся, в частности, к главным целям и руководящим принципам обучения и преподавания, образовательных программ, содержания, методов преподавания и оценки. Теперь сузим вопрос: дидактика — это наука или искусство обучения? Наиболее вероятно, что большинство из вас, основываясь на традиционном определении дидактики, ответят "наука". Действительно, в процессе развития как науки дидактика сформировала свои методы исследования, механизмы определения направлений, свою структуру и логику. Всё это привело к тому, что дидактика развивалась как научная дисциплина — теория образования и обучения.
Однако известно, что теория без практики слепа. Дидактике необходим учитель, который бы применил теорию на практике. И здесь не избежать сегмента “искусства”, которое играет жизненно важную роль в профессионализме учителя, в его личных качествах, в культуре и стиле преподавания, в творчестве и таланте. Совершенно очевидно, что эти две версии дидактики (дидактика-наука и дидактика-искусство) не могут существовать обособленно. Возникает резонный вопрос: Что их связывает? Каков механизм перехода из одной версии дидактики в другую?
Вероятно, что это связующее звено должно позволить учителю эффективно применять дидактику-науку в образовательной практике. Прежде всего, это способность эффективно обучать. Более того, традиционное понимание дидактики не отвечает требованиям информационного общества с быстрым развитием ИКТ. Дидактика цифровой эпохи трансформируется в науку, инженерию и искусство. Новая дидактика е-обучения называется e-дидактикой.
В рамках e-дидактики рассматривается трехступенчатая система, объединяющая различные уровни внедрения ИКТ технологий в образовательный процесс: низкий, средний и высокий.
При организации обучения в информационной образовательной среде пересматриваются основы классической дидактики: цели, функции, принципы. К ведущим принципам классической дидактики относятся:
принцип целенаправленности;
научности;
связи обучения с жизнью;
систематичности и последовательности;
сознательности и активности;
наглядности обучения;
доступности;
интегративного подхода;
воспитывающего и развивающего обучения;
принцип прочности.
Дидактические принципы также претерпевают изменения. Рассмотрим их на примерах некоторых принципов.
Доступность обучения. Несколько по-иному при обучении в информационном обществе формулируется данный принцип. Доступность обучения достигается за счет возможностей предоставления ученикам справочной информации и индивидуальной информационной поддержки, и обеспечения вариативности содержания, различных форм представления учебного материала. Реализация данного принципа в условиях электронного обучения означает доступность в использовании информационно-коммуникационных технологий (компьютеры, программное обеспечение) и ресурсов (учебного контента). Через Интернет информация передается почти мгновенно. Ученики лучше воспринимают информацию энциклопедического типа (краткую, полную, но фрагментированную), чем текст параграфа объёмом несколько страниц. Электронные ресурсы и информационные технологии позволяют подавать ученику информацию в любом виде (текст, электронные энциклопедии, электронные каталоги образовательных ресурсов, виртуальные лаборатории, электронные тренажеры и т.п.) и в любых объемах, совершенно несопоставимых с бумажными носителями. Принцип доступности трансформируется в принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Сознательность и активность обучения. Принцип сознательности и активности заключается в предоставлении ученикам возможности осмысленного выбора собственной (индивидуальной) траектории обучения и активной субъектной позиции учащегося, способного ориентироваться в окружающем многообразии информации. В процессе электронного обучения данный принцип реализуется путем организации самостоятельной работы учащихся и вовлечения их в учебный процесс с учетом предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения и темпа работы. Для реализации этого принципа на уроках математики применяем компьютерное тестирование с помощью программы MyTest. Данный программный комплекс состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках. Известно, что усваиваются те действия, которые производятся сознательно. Более того, усиливается роль рефлексивной деятельности ученика, так как самостоятельно организуя свою деятельность, он понимает что делает, зачем, в каком порядке, и как совершенствовать свои действия.
Прочность усвоения знаний. Принцип подразумевает необходимость прочного овладения компетенциями при оптимальной учебной нагрузке и уровне подготовленности учащегося. В электронном обучении принцип достигается за счет компьютерной визуализации и структурирования учебного материала, осознанной тренировочной деятельности в интерактивном режиме, организации контроля и корректировочных действий на основе обратной связи. Обучающиеся сами контролируют свою учебную нагрузку и возвращаться к пройденному материалу при решении различных учебных задач для закрепления результатов или самоконтроля. Данный принцип я реализую с помощью интернет-портала « Решу ЕГЭ»
Для учителя этот ресурс также очень удобен. Наличие ответов и решений позволяет значительно сэкономить время подготовки к уроку. Все задачи распределены и классифицированы по темам. А также есть возможность сохранить отобранные задачи, распечатать их для проведения самостоятельных и проверочных работ. Недостатков при работе с этим сайтом практически нет. Такая структура позволяет вовремя исправлять ошибки и корректировать подготовку. При работе с сайтом у ученика развиваются навыки самостоятельности.
Наглядность обучения. Принцип наглядности в дидактике информационного общества также присутствует: в процессе обучения остаются натуральная или словесная наглядность, словесно-образная, изобразительная, схематическая, символическая. Но все эти виды наглядности дополняются интерактивной на основе ИКТ технологий, используя которую ученик производит определенные действия. Реализуется принцип на базе мультимедиа и Интернет-технологий и позволяет сделать обучение более доступным для понимания посредством различных наглядных средств обучения и способов визуализации информации (анимация, видео, инфографика, ментальные и интерактивные карты).
На уроках геометрии можно применять интерактивные математические системы, которые способны оживить геометрические чертежи. Наиболее популярными из них являются:
Учебно методический комплект ЖМ;
1С: Математический конструктор и 1С: Виртуальная лаборатория;
Geogebra.
В своей работе я использую интерактивные модели разработчиков 1С: МК и1С: Виртуальная лаборатория. В отличие от традиционного рисунка – геометрического чертежа или графика функции, выполненных на листе бумаги или с помощью «обычных» систем компьютерной графики, построение, созданное с помощью такой системы, – это модель, сохраняющая не только результат построения, но и его исходные данные, алгоритм и зависимости между объектами. При этом все данные легко доступны для изменения (можно перемещать мышью точки, варьировать размеры, вводить с клавиатуры новые значения числовых данных и т.п.). И эти изменения тут же, в динамике, отражаются на экране компьютера.
Например, в 5 классе при изучении темы «Развертки многогранников» задаю ребятам вопрос: «Как вы думаете, сколько у куба реберных разверток?». Принимаю варианты ответов ребят, а затем мы просматриваем видео «Кубистский паркет» и ребята приходят к выводу о том, что общее число разверток куба - 11. После чего выполняем лабораторную работу по изготовлению моделей куба, используя различные варианты его реберных разверток. Работу организую в парах.
В сети Интернет сегодня можно найти большое количество разнообразных ресурсов, которые просты в использовании, доступны, надежны, а также имеют широкие возможности для создания как индивидуальных материалов, так и коллективных.
Одним из таких Интернет-ресурсов является уникальный российский научно-популярный проект «Математические этюды». Основным содержанием данного сайта являются фильмы и мультфильмы о решенных и нерешенных математических задачах, которые сняты с использованием современной трехмерной графики. Так как каждый фильм сопровождается научно-популярной статьёй и ссылками для дальнейшего изучения данных вопросов, то ребятами ТЛ «Старт» были озвучены этюды данного сайта и созданы свои коллекции мультфильмов. Разнообразные формы работ учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материала создает у детей эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны подачи, снижает утомляемость.
Каждый будущий учитель, а также работающий в школе много лет должен не только знать и уметь применить созданные разными образовательными учреждениями ресурсы, но и научить своих учеников работать в огромном информационном поле. Объяснить ученикам основные правила и принципы поиска необходимой информации для повышения заинтересованности в обучении и развитии своего творческого потенциала. Вместо традиционной подготовки педагогов, фокус смещается в направлении нового типа подготовки учителей — учителей, которые могут работать в новом информационном веке, с высокими ожиданиями в отношении преподавательских компетенций, касающихся разработки и конструирования образовательных продуктов, которые способствуют эффективному обучению. При этих новых условиях учитель в какой-то мере становится инженером: учителем-инженером.