12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дуняк Юлия Витальевна121
Россия, Кировская обл., Киров
4

Реализация дифференцированного подхода по гендерному признаку при обучении решению математических задач учащихся 1 класса.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ



Одной из основных целей начального образования является формирование универсальных учебных действий, а также развитие способностей и умений учащихся. На первый план выдвигаются проблемы, связанные, прежде всего, с развитием каждой конкретной личности с учетом ее индивидуальности. Поэтому остро встает вопрос о необходимости дифференцированного подхода в образовании.

Существует множество трактовок понятия «дифференциация». В общем смысле дифференциация - это форма организации учебного процесса, учитывающая индивидуальные психологические особенности каждого ученика. По характерным психологическим особенностям детей различают дифференциации: по возрастному составу (группы, возрастные параллели), по области интересов (технические, художественные), по уровню развития (одаренные дети, общего развития), по полу (мужские, женские) и др. [2].

В последние десятилетия в отечественной педагогике стало уделяться особое внимание проблеме гендерной дифференциации обучения. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы начального образования предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения младших школьников с учетом гендерного подхода. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать половые особенности ребенка, т.к. это биосоциокультурные характеристики. Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что в дальнейшем дает ему большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать различные возможности поведения [2].

Математика является одним из основных предметов начального школьного обучения. Содержание математики в начальной школе включает в себя несколько учебных разделов, в одном из которых изучается важная тема «Решение задач». Одним из основных показателей усвоения учащимися начальной школы учебного материала и математического развития является именно умение решать задачи.

Ведущие методисты отмечают, что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны — научить решать текстовые задачи различных видов, с другой стороны — сами текстовые задачи выступают как средство обучения, воспитания и развития школьников [3]. Решение задач имеет большое значение для формирования у детей необходимых знаний по математике, определяемых учебной программой. Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые в повседневной жизни, дают возможность связать теорию с практикой. Процесс решения задач также оказывает положительное влияние на умственное развития школьника, т.к. он требует выполнения ребенком ряда умственных операций: анализа, синтеза, конкретизации, абстрагирования, сравнения, обобщения [1].

Если рассматривать процесс обучения первоклассников решению задач с позиции дифференциации по гендерному признаку, то стоит отметить различия между учащимися мужского и женского пола. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, а девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Кроме того, установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако, требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку. Девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные [4].

Для повышения качества обучения возможно применение на уроках дифференцированного подхода по гендерному признаку. Ниже приведены рекомендации и возможные задания для учащихся.

Ранее было отмечено, что мальчики превосходят девочек по пространственным способностям. Поэтому целесообразно давать учащимся-мальчикам такие задачи, как:

1) Полицейский прошел 10 метров направо, затем развернулся и прошел налево 5 метров. Сколько всего метров прошел полицейский от начала пути?

2) Пожарный забирался по лестнице на здание. Сначала он поднялся вверх на 15 метров, а потом спустился вниз на 3 метра. На каком расстоянии от земли оказался пожарный?

Девочки в свою очередь превосходят мальчиков по вербальным способностям. Поэтому целесообразно давать учащимся женского пола задачи, в которых ярко и более подробно описывается определенная ситуация (реальная или сказочная). Например:

1) Девочка Маша решила сшить себя платье на выпускной. Для этого она пошла в магазин и купила два куска материи. В одном куске было 10 м материи, а во втором на 3 м больше. Сколько метров во втором куске?

2) Красная Шапочка решила испечь пирожки и угостить ими свою бабушку. Она испекла 15 пирожков с мясом, а пирожков с яблоком на 4 больше. Сколько всего пирожков Красная Шапочка сможет отнести бабушке?

Т.к. мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, то учащимся мужского пола следует давать нестандартные задания, с поиском новых способов решения. Например:

1) В одном ящике было 3 гвоздя, а в другом на 10 гвоздей больше.

- Поставьте вопрос, чтобы задача решалась одним действием.

- Поставьте другой вопрос, чтобы задача решалась двумя действиями.

2) Составьте задачи к числовым данным.

- Дети, решите задачу про 7 мячей и 3 мяча.

- Придумайте задачу про строителей (летчиков, машинистов), в которой надо к 5 прибавить 3, от 9 отнять 2.

Девочки обычно лучше выполняют типовые шаблонные задачи, не требующие поиска новых способов решения. Например:

1) Стол накрыли к празднику на 12 персон, а пришли 10 человек. Сколько лишних приборов нужно убрать со стола?

Стоит обратить внимание и на содержание самих задач с точки зрения интересов учащихся мужского и женского полов. Так, например, учащимся - мальчикам интереснее решать задачи про машины, заводы, про ситуации, связанные с изготовлением чего-либо нового, ручным трудом. Учащимся женского пола, в свою очередь, интереснее решать задачи про кукол, цветы, быт людей и т.д. Например:

Задачи для мальчиков:

1) На стройку привезли 15 машин песка и 10 машин цемента. На сколько машин больше песка, чем цемента?

2) В гараже стояло 18 машин. Утром уехали 4 машины, а днем уехали еще 9 машин. Сколько машин осталось в гараже?

3) В зале горели 15 лампочек. 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек нужно заменить?

Задачи для девочек:

1) Вера и Оля мыли посуду. Вера вымыла 16 тарелок, а Оля на 5 меньше. Сколько тарелок вымыла Оля?

2) Катя испекла 12 пирожков с вареньем, а с капустой на 7 больше. Сколько пирожков с капустой испекла Маша?

3) В одном букете 7 роз, а в другом 5 роз. Сколько роз в двух букетах?

Таким образом, различия мальчиков и девочек указывают на необходимость разработки образовательных технологий, учитывающих гендерные особенности учащихся на начальном этапе обучения. Применение дифференциации обучения по гендерному признаку поможет облегчить процесс обучения детей решению задач, а также повысит его результативность.


Примечания:

1. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе. Книга для учителя. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения. М.: «Педагогика», 2002.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: «Просвещение»1992.

4. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Просвещение», 1998.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.