Статья «Реализация социально-значимых проектов преподавателями изобразительного искусства, как один из интерактивных методов работы в повышении профессиональной компетентности педагога-художника»
ОТДЕТ КУЛЬТУЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
УЧРЕЖЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г.ГОРЛОВКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Реализация социально-значимых проектов преподавателями изобразительного искусства, как один из интерактивных методов работы в повышении профессиональной компетентности педагога-художника»
Разработчик:
Миронова Наталья Александровна
Преподаватель специальных дисциплин
УДО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛ г.ГОРЛОВКА
Февраль 2022 г.
г.Горловка
Аннотация
Современное общество невозможно представить без инновационных процессов. На сегодняшний день все вопросы в обществе связанные с внедрением инновационных процессов и модернизацией получают особую актуальность. Не секрет, что современное общество постепенно приобретает статус «информационного общества» и в связи с этим определяется дальнейший путь его развития, а именно путь инноваций и информации. Общество, независимо от этапа своего развития обязано поддерживать процесс образования. Так как наряду с познанием, производством и управлением, образование является одним из базовых системных социальных процессов.
В настоящее время около 80 % населения используют инновационные технологии и интернет в образовательных целях. Сам термин «Инновация» переводится на русский язык как «новшество», «новизна», «нововведение». На данный момент информация становится главным ресурсом для развития современного общества, но она изменчива и требует постоянного обновления т.к., устаревает и в скором времени утрачивает свою актуальность. В связи с необходимостью постоянного обновления информационного поля результатом образовательной деятельности обучающихся должны стать способности самостоятельно находить актуальную информацию. Поэтому логичным является переход с объяснительного способа обучения к деятельному, в процессе которого обучающийся становится активным участником процесса обучения.
На данный момент известно множество путей и способов внедрения инновационного обучения: метод проектирования, модули, исследовательское обучение, видео - уроки и т.д.
Одним из интерактивных методов в обучении является метод социальных проектов. Хочу еще раз сказать о преимуществе интерактивных методов в обучении. Далеко в прошлое уходят от нас пассивные методы, когда учитель на уроке берет все в свои руки и в лекционной форме, вещает целый урок. Современные дети живут в потоке избыточной информации. В современном образовании интерактивные методы вытесняют пассивные методы и даже активные. Интерактивные методы позволяют достичь хороших результатов. Здесь очень хорошая мотивация (занимаюсь потому, что интересно). Учащиеся занимают очень активную позицию, а педагог выступает как лидер и организатор процесса.
Проектирование вооружает ребенка навыками, наиболее рациональными способами решения сложных жизненных проблем, а потому проектное обучение должно непременно активно поддерживаться и рассматриваться.
В основе социального проекта лежит социальная проблема и пути ее разрешения.
Начало любой проектной деятельности связано с обнаружением некой «проблемы». Под «проблемой» за аксиому берут прямое неудобство, неудовлетворенность, то, что не устраивает человека (ребенка) в его социальной жизни.
Таким образом, социальный проект можно рассматривать как деятельность по преобразованию социальной действительности.
В настоящее время конкурсы социальных проектов проходят очень часто и среди учащейся молодежи, и взрослых. Они стали реальным механизмом взаимодействия общества и власти.
Я хочу рассказать вам о разработке и реализации социально-значимого проекта «Экологическая акция «ЭКОМИР»» который был реализован мною на базе УДО ХШ г.ГОРЛОВКИ в рамках Республиканского конкурса социально-значимых проектов среди молодежи Донецкой Народной Республики.
Основные этапы работы над проектом.
1. Проблематизация
2. Целеполагание
3. Планирование
4. Реализация
5. Рефлексия
1. Формирование команды.
Без изучения возможностей команды, которая непосредственно берется за реализацию проекта, начать работу невозможно. Поэтому логично, что реализацию проекта следует начать с формирования рабочей группы из 4 человек из состава педагогов из сферы образования и культуры ДНР для работы над реализацией проекта.
Для работы над проектом привлекались обучающиеся художественных и общеобразовательных школ г.Горловки (тестовой группой выступили обучающиеся 4Б и 5Б классов преподавателя Мироновой Н.А.).
2. Проблематизация.
На следующем этапе работы над проектом, мною была собрана команда участников и вношу предложение, принять участие в Республиканском конкурсе социально-значимых проектов среди молодежи. Мы изучили положение конкурса, проанализировали разные направления и номинации. Самым интересным для нас оказалось направление – развитие молодежного творчества, так как обучающиеся на постоянной основе участвуют во всевозможных конкурсах и арт - акциях, привлекаю внимание к творческому потенциалу молодежи. Далее мы определились с темой и направлением работы, разработали девиз рабочей группы:
«Начни мир с себя!»
Проблематизация и актуализация являются первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющие обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение проблемы». Итак, актуальность нашего проекта заключалась в необходимости формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему. Так как:
Успешный человек – это в первую очередь, здоровый человек, а здоровье немыслимо без прозрачной воды, чистого воздуха, экологически безопасных продуктов питания.
Экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и непосредственно жизни человека. Вопрос о том, как уберечь мир от экологической катастрофы назрел давно.
3. Целеполагание.
А теперь у нас появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности.
Поэтому, следующий этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно-значимую цель, что еще больше укрепляет мотив деятельности.
Цель проекта:
Актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды.
Способствовать формированию экологической культуры и твердого убеждения в том, что здоровое общество, это в первую очередь, чистая природа.
Ожидаемые результаты:
1. Непосредственное участие родителей и детей в формировании выставки;
2. Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
3. Привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
5. Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
6. Повышение уровня экологической грамотности подрастающего поколения;
4. Планирование:
Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляет приступить к деятельности. Мы стали вместе планировать. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.
а) Постановка задач, исходящих из целей:
- Проанализировать основные экологические проблемы, научиться выделять проблему и искать способы ее решения для улучшения экологической и социальной обстановки в районе.
- Задействовать родителей и детей в повышении уровня знаний об экологии родного края, охране природы.
- Выполнить ряд творческих работ на пленэре и в аудитории, с целью изучения и внедрения в природную конъюнктуру.
- Провести выставку детских рисунков по итогам проекта на тему «Пейзажи Родины моей!».
б) Определение последовательности предстоящих шагов – участники предлагают сами:
- изучить проблему сохранения экологии в Донецкой Народной Республике, нашем городе, нашей школе;
- изучить нормативно-правовую базу;
- использование общественных ресурсов (соц. сетей);
- проведение мероприятий, направленных на формирование знаний о работе на пленэре.
в) Выбор способов работы (технология):
- самостоятельная работа;
- встреча с главным специалистом сектора по делам молодежи администрации города Горловка В.Шехман-Розиной с целью корректировки Положения проекта (разработано руководителем проекта «ЭКОМИР» Мироновой Н.А., отредактировано В.Шехман-Розиной);
- Подписание Положения проекта в администрации города Горловка Положение проекта утверждено Главой администрации города Горловка И.С.Приходько, и согласовано с Заведующей сектором по делам молодежи администрации города Горловки Д.А.Лозовой;
- социологический опрос среди взрослых о готовности к участию в проекте;
- анкетирование подростков;
- интервью с начальником отдела молодежи
- разработка проекта по трем направлениям;
- выбор форм проведения мероприятий.
5. Реализация плана.
6. Рефлексия
Это завершающий этап работы. Участники проекта сравнивают полученный результат со своими замыслами. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончанию работы. Эмоций много, дети стали говорить о том, что получилось хорошо. По ходу корректировали, предлагали внести изменения. Но тут у участников появилась и грустная нотка, они вспомнили, что скоро окончат школу. Сожалеют о том, что мало времени: «Мы могли бы сделать очень многое». Я вношу свои коррективы, поясняя, что в школе дальнейшая реализация проекта возможна в рамках внесения проектной деятельности в план внутришкольных мероприятий. Дети остались довольны, что начатое ими дело будет продолжаться.
III. Актуальность
Проблема экологической грамотности актуальна в наши дни. Очевидно, школа не может остаться в стороне от данной проблемы.
Значимость
Приоритетным направлением государственной политики в области воспитания является внедрение инноваций, способствующих формированию Человека – гражданина.
Реализация проекта социально значима, она принесет пользу, позволив реализовать задачи экологического воспитания молодых граждан.
Результативность
Количественные показатели:
Еженедельная (обновляющаяся) публикация информации о проекте и сроках его реализации в социальных сетях Вконтакте, Instagram, Facebook (за период существования проекта всего 12 публикаций);
Формирование рабочей группы из 4 человек из состава педагогов из сферы образования и культуры для работы над реализацией проекта.
Закрепление информационного о проекте на школьном сайте с последующим обновлением (12 публикаций сроком на 3 месяца).
Создание сообщества проекта «ЭКОМИР» на базе платформы Вконтакте.(1 публикация с последующим обновлением).
Публикация работ участников выставки в альбоме сообщества «ЭКОМИР» в Вконтакте (Обновление информации в альбомах сообщества «ЭКОМИР»
(1 раз в неделю на протяжении срока реализации проекта – 12 обновлений)).
Проведение анкетирование участников выставки (Анкеты в количестве 200 шт.).
Приглашение участников и гостей на открытие выставки «Пейзажи Родины моей!» (ориентировочно 200 человек).
Качественные показатели:
Актуализировано внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды, что способствует формированию экологической культуры и твердого убеждения в том, что здоровое общество, это в первую очередь, чистая природа.
Проанализированы основные экологические проблемы, разработаны способы выделять проблему и поиски путей ее решения для улучшения экологической и социальной обстановки в районе.
Задействованы родители и дети в повышении уровня знаний об экологии родного края, охране природы.
Проведение мероприятий в рамках данного проекта будет способствовать повышению уровня экологической грамотности подрастающего поколения, а также способствовать повышению культуры поведения учащихся;
Привлечение большого числа учащихся к работе над экологическими проблемами сформирует у них правильное отношение к индивидуальному здоровью, к здоровому образу жизни, к экологическому состоянию окружающей среды.
Привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Проект стал победителем Республиканского конкурса социально-значимых проектов среди молодежи в номинации «Развитие молодежного творчества» организованного Министерство молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики.
Участники проекта усовершенствовали свои организационные, общеинтеллектуальные, коммуникативные навыки.
Проект направлен на реализацию программы развития школы в направлении способов внедрения инновационного обучения, а именно метода проектирования.
Данный проект лишь часть той большой работы над серьезной проблемой, которую мы реализуем совместными усилиями. Участники проекта правильно определили схему решения: школа и семья при активной поддержке государства. Есть определенные, позитивные сдвиги. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно еще больше прилагать усилий.
IV. Подведение итогов.
Подводя итоги, я хотела бы сказать, что социальный проект - это очень полезный, интересный и эффективный метод внедрения в работу школы инновационных технологий. Используйте его в своей работе.
ФОТООТЧЕТ
Выставка работ-победителей проекта ЭКОМИР на пл.Революции г. Горловка (ДНР) ко Дню Молодежи 26.06.2019 г.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
( на определения экологической грамотности)
В анкетировании на определение уровня экологической грамотности приняли участие 203 человека (в возрасте от 6 и до 57 лет). В процентном соотношении 75 % опрашиваемых были дети в категории 11-14 лет, 11% в категории 15-18 лет, 10 % в категории от 7 до 10 лет, 4 % в категории от 19 лет и выше.
По результатам опроса 90 % анкетируемых, на вопрос о важности сохранения природы родного края ответили положительно, 10 % ответили об отсутствии заинтересованности в данном вопросе. Абсолютно анкетируемые ответили «да» на вопрос, нравится ли им отдыхать на свежем воздухе. А вот дальше их поведение на природе резко отличается. Те люди, у которых высокий уровень, очень бережливо относятся к окружающей их среде. Они не нарушают покой, живущих там животных и растений. Прекрасно понимают, что в природе, есть все что необходимо для жизни без посторонней помощи, без помощи человека. Такие анкетируемые понимают, что ничего просто так в природе не происходит, и все взаимосвязано. Значительная часть людей понимает, как вести себя на природе, что следует делать, а чего нет. Но у них недостаточно развито понимание взаимосвязи элементов в природе. Так, например, на вопрос надо ли истребить ядовитые грибы 6 человек ответили однозначно «да», а 3 человека затруднились с ответом, и ответили «не знаю». Те люди, у которых сформирован низкий уровень компонентов экологической культуры, считают, что не все животные нужны в природе. Так же они могут себе позволить поймать кого-то и принести домой. Совершенно не задумываясь о последствиях и дальнейшей судьбе живого организма. В том числе, они не уверены, могут ли они участвовать в охране природы, и не понимают значение слова «субботник». Анализ результатов анкетирования показывает, что уровень сформированности экологической культуры находится на среднем уровне. Но так же определяет, что также существует значительное количество людей, чья культура в отношении природы находится на низком уровне.
Легоцкая Вера Сергеевна
Огаркова Елена Александровна
Светлана Евгеньевна Лось