Реализация требований ФГОС НОО к достижению планируемых результатов средствами учебных предметов и внеурочной деятельности
Реализация требований ФГОС НОО к достижению планируемых результатов средствами учебных предметов и внеурочной деятельности.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Бесспорно, что каждый ребенок - особенный. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ( согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого- медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.
Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В школьном коллективе должна сформироваться установка:«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».
Все необходимые условия обучения детей с ОВЗ прописаны в документах.
В первую очередь это гарантируется Конституцией РФ, где установлено, что каждый имеет право на образование. Это же предусмотрено Конвенцией ООН о правах людей с инвалидностью, ратифицированной в нашей стране в 2012 году.
В «Законе об образовании в РФ» упоминается о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и о том, что образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими учениками, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями написано, как выглядит программа для детей с разными нарушениями и как индивидуализируется обучение.
Конкретные условия для отдельного ученика прописываются в заключении психо-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комиссия решает, нужна ли ребёнку адаптированная программа, тьютор, ассистент, коррекционные занятия и специальные учебники.
Работа с учащимися с ОВЗ строится на основании ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373) и ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598) .
Согласно Приказу Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 ФГОС обучающихся с ОВЗ направлен на обеспечение:
Максимального расширения доступа обучающимся с ОВЗ к общему образованию, отвечающему их возможностям и образовательным потребностям;
Вариативности содержания АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, возможности их формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся;
Расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений обучающихся с ОВЗ, использования различных форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды;
Разработки критериальной оценки результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
Создания условий для эффективной реализации и освоения обучающимися АООП НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
Построение работы с детьми с ОВЗ зависит от категории , к которой относятся дети:
Глухие дети;
Слабослышащие и позднооглохшие дети;
Слепые дети;
Слабовидящие;
Дети с тяжелыми нарушениями речи;
Дети с двигательными нарушениями;
Дети с ЗПР;
Дети с расстройствами аутистического спектра.
Хотелось бы рассмотреть группы детей с ОВЗ, наиболее часто встречающиеся в школе и специфические методы и приемы работы с ними.
1 группа – дети с ЗПР различного генеза.
2 группа – дети с ЗПР, осложненной эмоционально-волевыми нарушениями (расторможенность, агрессивность, вспышки гнева).
3 группа – дети с ЗПР и различными нарушениями речи (ОНР, ФФН, дисграфия и т.д.).
Приемы работы:
– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;
– разнообразные логоритмические упражнения и различные речевые игры;
– формирование навыков автоматизации и дифференциации звуков у учащихся;
– формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков во всех ситуациях общения;
– расширение объема активного словаря учащихся, обогащение речевых впечатлений детей;
– мотивирование детей к общению, формирование потребности в общении, обучение общению со взрослыми и сверстниками;
– обучение навыкам грамотного, последовательного пересказа прочитанных текстов.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ вариант 5.1.
Я хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ вариант 5.1 (тяжелые нарушения речи). В моем классе обучаются 2 ребенка с нарушениями речи. У детей не тяжелые нарушения речи, они обучаются в обычном классе. У них прослеживается недоразвитие лексико-грамматических компонентов языковой системы. У детей не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. При работе можно заметить недостаточную выразительность речи, отдельные нарушения смысловой стороны речи. Обучающиеся не всегда справляются с установлением синонимических и антонимических отношений слов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. Встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особенности устной речи: при рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Наблюдаются ошибки в чтение и при письме.
Как же организовать работу с этими детьми.
Основные рекомендуемые условия обучения и воспитания детей с нарушениями речи:
1. Обязательная работа с логопедом.
Индивидуальные логопедические занятия 1- 2 раза в неделю по 40 мин по «Программе логопедической работы по преодолению нарушения чтения и письма, обусловленного ОНР и ФФНР, у детей с ОВЗ», направленные на профилактику дисграфии. Логопед в своей работе использует различные задания «Заполни пропуски», «Составь предложение/текст», «Измени форму слова» и др.. Для формирования познавательного интереса детей используются игровые моменты, создается «ситуация успеха». Основная цель занятий- развить связную, выразительную устную речь и безошибочную письменную речь, разобрать трудные для изучения темы, тем самым, помогая детям в учебном процессе.
2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства.
Речевая развивающая пространство ( в соответствии с ФГОС) – это естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В своей работе на многих уроках я использую наглядно- иллюстрационный материал в соответствии с лексическими темами, серии картин, демонстрационные предметы. На уроках литературного чтения используем аудио записи сказок и стихотворений. Их использование способствует развитию выразительности речи. На переменах дети играют в настольно-печатные игры, в процессе совершенствуя навыки монологической и диалогической речи . Также в классе регулярно обновляется классный уголок. Тематика представленных там работ может быть разной : рисунки детей, творческие работы, проекты, занимательные факты. Всё это выполняется учащимися класса в рамках учебных предметов, затем презентуется. На перемене в классном уголке дети могут познакомиться с работами своих одноклассников, что также способствует развитию навыков чтения, осмысления прочитанного, диалогичной речи при обсуждении работ с друзьями.
3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата).
Чтобы дети могли свободно говорить, необходимо научить их преодолевать избыточное мышечное напряжение. Упражнения по релаксации создают у детей расслабленное состояние, что необходимо для исправления речи. Сначала вызывается расслабление рук, так как дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Ещё больше поможет сопоставление напряжённости мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте обучаю расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата. Для расслабления речевого аппарата применяем артикуляционную гимнастику. Также на уроках и во внеурочной деятельности применяются Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые гимнастики; дыхательные гимнастики; физминутки и динамические паузы.
4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса.
Приемы: работа со словарем на уроках русского языка ( узнаем новое слово), чтение литературы (на уроках лит.чтения с обсуждением и выполнением творческих заданий , книги по интересам и внеклассное чтение), задания по составлению краткого и подробного ответа, составление текстов, рассказов, стихов. Важно стимулировать детей к изучению нового, чтобы им самим было интересно что- то узнавать.
5. Сотрудничество с родителями ребенка (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда).
С родителями учащихся поддерживается общение, мы обсуждаем успехи и трудности ребят, на что стоит обратить внимание, отслеживается динамика успехов. К таким беседам также привлекаются специалисты, работающие с детьми: психолог и логопед.
6. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов).
7. Формирование адекватного отношения ребенка к речевому нарушению.
На уроках мы используем разные способы рефлексии, в процессе которого с детьми с ОВЗ стараемся делать упор на то, что у ребенка получилось. Например: Сегодня мне удалось… , Я похвалил бы себя за …, Я сумел …. .
8. Стимулирование активности ребенка в исправлении речевых ошибок.
При работе с детьми с ОВЗ вариант 5.1 эффективно использовать следующие приемы и задания:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Т.о. формируется навык самооценивания.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Данный способ помогает детям формулировать ответ с опорой на наглядность.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами. Используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Дифференциация заданий.
По уровню сложности: например на лит.чт. предлагается подробный или краткий пересказ (дети с ОВЗ могут выбрать вариант), по окружающему миру учащимся дается творческое задание составить кроссворд (дети с ОВЗ могут его решить на оценку), по русскому языку детям предлагается на выбор задание (могут выбрать вариант полегче, посильный им).
По объему заданий : на контрольных и проверочных работах уменьшаю количество заданий для детей с ОВЗ, тем самым снижая их нагрузку, предупреждаю утомляемость и увеличиваю среднее время на выполнение заданий.
8.Задания на развитие психических процессов: задания с палочками; «Четвертый лишний»; «Поиск аналогов»; «Продолжи логический ряд»;«Найди пару», «Найди отличия».
9 . Задания на развитие мелкой моторики: штриховка; конструирование из геометрических фигур; лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости); раскрашивание.
Данный прием реализуем на уроках технологии и ИЗО. Учащиеся с ОВЗ любят работать с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто), рисовать на свободную тему. На уроках ИЗО я иногда предлагаю иллюстрировать прочитанные на литературном чтении произведения, т.о. интегрируем 2 дисциплины и расширяем воображение детей.
10. Использование специализированных учебных пособий и рабочих тетрадей.
Так для работы по русскому языку мне нравится пособие «Читай, думай, пиши» авторы: Алевтина Константиновна Аксенова, Наталья Григорьевна Галунчикова, Эвелина Вячеславовна Якубовская. Эта рабочая тетрадь создана специально для детей с ОВЗ, с учетом их потребностей. Интересные задания с включением игровых моментов стимулируют познавательный интерес и активность детей, развивают речь учащихся. Предлагаю рассмотреть примеры заданий из этого пособия. (слайды). В данном пособии много интересных заданий с игровыми моментами: загадки, ребусы, задания «Помоги буквам», «Найди пару», «Допиши пропавшую букву», «Догони звуки» и другие. В пособии много интересных ярких иллюстраций, привлекающих внимание детей.
По математике я использую для работы с детьми с ОВЗ «Рабочую тетрадь» Моро, Бантовой. (слайды) Это пособие привлекает тем, что в нем содержатся структурированные записи, схемы, таблицы, которые дети заполняют. Тем самым дети учатся правильному оформлению записей в тетради, улучшают навыки письменной речи. В пособии содержатся разнообразные задания, выполняя которые мы отрабатываем и закрепляем изученный материал.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Литература:
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. - М.: МГППУ, 2012.
Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.